Официальный сайт aksakal 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Муравьёва Г.Л. Человек и время в лирике - пушкинские мотивы в лирике С.А. Есенина и поэме «Анна Снегина»

Автор: 
Муравьёва Галина Леонидовна
Место работы: 
Г. Саратов, МОУ «Гуманитарно-экономический лицей», учитель русского языка и литературы высшей категории
Контакты: 

Человек и время в лирике - пушкинские мотивы в лирике С.А. Есенина и поэме «Анна Снегина»

Конспект урока

Презентация

Слайд №1.                                     

Тема.  
О вечном и преходящем.

Цели:                        

В ходе разбора лирических стихотворений,  аналитического чтения поэмы и эвристической беседы показать глубину осмысления революционных  событий в творчестве С. Есенина,  обратить внимание учащихся на философскую направленность поэзии С. Есенина, связь её с философской лирикой А.С. Пушкина, повторить основные мотивы философской лирики А.С. Пушкина, раскрыть лиро-эпический характер поэмы «Анна Снегина», подчеркнуть своеобразие авторской позиции, обучать выразительному чтению и комментированию поэтического текста, монологической и диалогической речи, формировать аналитическое мышление,прививать интерес к русской поэзии, в частности к творчеству С.А. Есенина, воспитывать внимательного,  творческого читателя.

Слайд №2.                                  

Эпиграфы

                                           …много
Переменилось в жизни для меня.
И сам, покорный общему закону,
Переменился я – но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо…
                                   А.С. Пушкин

В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину.
С.А.Есенин

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие.  Объявление темы урока.

Учитель. О поэме  «Анна Снегина» Есенин сказал: «Это лучшее, что я написал».
Это произведение, созданное в 1924-1925 гг.,  стало во многом итоговым для поэта. В этот период Есенин обратился к философскому осмыслению происходящих в стране событий, мучительно искал своё место в новом мире. Заканчивая работу над поэмой «Анна Снегина», он писал: «В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину». Исходя из этого, попробуем, читая поэму «Анна Снегина» и стихи, сопутствующие ей, услышать пушкинские мотивы, установить пушкинские «странные сближения», выявить духовную связь между двумя прекрасными поэтами.
Итак, тема нашего урока: «О вечном и преходящем. Пушкинские мотивы в лирике С. Есенина и поэме «Анна Снегина».

  1.   Слайд №3. Запись в тетради.

План урока.
1)  А.С.Пушкин – любимый поэт С.Есенина. Чтение и   разбор стихотворения С.Есенина «Пушкину».
2)  Сравнительный анализ
3)  Пушкинские традиции в поэме «Анна Снегина». Аналитическое чтение поэмы:

  1. структура и звукопись заглавия поэмы;
  2. тема поэмы и способы её выражения;
  3. время действия в поэме;
  4. система образов;
  5. пейзаж и цветовое решение поэмы;
  6. автор и герой;
  7. Л.Кашина – прототип Анны Снегиной.

4)  Выводы. Связь позднего творчества С.А.Есенина с поэзией А.С.Пушкина.
4.  Чтение и разбор стихотворения С.А.Есенина «Пушкину».
                        Слайд №4.    Портрет С.А. Есенина.
Памятник А.С. Пушкину в Москве.
В конце весны 1924 года торжественно отмечался 125-летний юбилей А.С.Пушкина. Сергей Есенин благоговел перед именем великого поэта, его талантом, яркой личностью. В эти дни он написал стихотворение – обращение к памятнику на Тверском бульваре в Москве и к любимому поэту, Человеку.
Чтение стихотворения С.А. Есенина «Пушкину».
 Как вы поняли это стихотворение?
 Что восхищает Есенина в Пушкине?
 Чему он завидует?
Таланту, короткой и яркой судьбе.
5. Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина  «Вновь я посетил…» и С.А.Есенина «Возвращение на родину» и «Русь Советская».
                       

Слайд №5. Виды Михайловского и Константинова.
Сергею Есенину остаётся жить полтора года. Он не знает, что его жизнь будет короче жизни Пушкина, а поэтическая слава в ХХ веке будет, пожалуй, равна пушкинской, ибо стихи Есенина узнаваемы по 1-2 строчкам, так же, как стихи Пушкина, и так же любимы.
Многое различает этих двух поэтов: эпохи, происхождение, исторические и личные обстоятельства жизни, мировосприятие. Однако есть общее – это любовь к родной земле, к стране детства, юности, к тем уголкам земли, которые мы называем малой родиной.
Такой малой родиной для Пушкина было Михайловское, а для Есенина – Константиново.
1 июня 1924 года Сергей Есенин пишет стихотворение «Возвращение на родину», а несколько позже – «Русь Советская». Для сравнения я предложила вам элегию А.С. Пушкина «Вновь я посетил…».
Прочитайте наизусть начало пушкинской элегии и стихотворения Есенина «Возвращение на родину».
Что общего даже на первый взгляд в этих стихах?
Они похожи по теме. Начинаются одинаково: «посетил».
Что вы знаете об истории создания этих стихотворений?
Пушкин написал элегию после посещения Михайловского в 1835 году.
Есенин в мае 1924 года на несколько дней приезжал в Константиново. дом отца сгорел, однако это несомненное несчастье не единственно - произошли и другие перемены, которые особенно взволновали поэта.
Как вы определите общую тему стихотворений?
Возвращение в страну детства.
                       

Слайд №6. Дом Пушкина в Михайловском.
                                   Дом Есениных в Константинове.
Что сохранилось в стране детства с тех давних времён?
Пушкин: сосны, озеро, мельница, деревья, их знакомый шум.
Есенин: мать, дед, колокольня, кладбище, гора, серый камень.
                        Какие изменения произошли?
Пушкин: нет няни, у корней старых сосен – «младая поросль».
Есенин: мать стара, деда герой не узнал, дом сгорел, колокольня без   креста, кладбище заброшено, на стене избы вместо икон – портрет Ленина.
                       

Слайд №7. Пушкин и няня.  Есенин с матерью.       
Каковы причины перемен?
Пушкин: время, его неотвратимый ход.
Есенин: время воплотилось в воле людей, комиссар снял крест, сестры иконы выбросили.
                        В каких образах стихотворений воплощено будущее?
                        Слайд №8. «Три сосны …»
Пушкин: младая поросль, мой внук.
Есенин: чем мать и дед грустней… тем веселей сёстры.
Каковы взаимоотношения между поколениями в представлении Пушкина и Есенина?
Пушкин: связь.
Есенин: антисвязь.
Записи в тетради.
                       

Слайд №9. Пустая таблица. Начертите и заполните таблицу.
                       

Слайд № 10. Таблица записи.
К стихотворению «Возвращение на родину» тематически и хронологически примыкает другое - «Русь Советская». Многое в нём конкретизируется: дом отца сгорел, потому и клёна нет. Трагически непреодолимым изображается разлад между поколениями. Всё в жизни человека и поэта Есенина во власти времени и людей, всё, кроме творчества. 
Прочитайте последние строфы стихотворения «Русь Советская».
Как вы поняли поэтическое кредо Есенина?                         
Это перекличка со стихами  А. Блока «Пушкинскому Дому»:
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе…
                       

Слайд №11. Черёмуха.
6. Аналитическое чтение поэмы С.А. Есенина «Анна Снегина».
«Тайная свобода» творчества – вот что выпало на долю поэта, по-настоящему любившего родину, стремившегося разобраться в её настоящем, постичь будущее. Есенин сумел, успел сказать всё, что думал о новом мире.  «Возвращение на родину» и «Русь Советская»  стали эскизами к задуманной тогда же, летом 1924, года поэме «Анна Снегина».
Пушкинская традиция отразилась в поэме и прямо, и опосредованно. Здесь есть и прямые аналогии, и реминисценции с творчеством Пушкина и те «странные сближения» - духовные – на уровне психологически точного, правдивого изображения характеров героев и философского осмысления проблем эпохи.
Представьте, что перед вами две книги – главная книга в творчестве Пушкина и «лучшая» поэма Есенина.
Прочитайте их заглавия. «Евгений Онегин» и «Анна Снегина».
Какие аналогии сразу напрашиваются?
Прямые параллели провести трудно, но всё же  - «лучшее» произведение Есенина названо именем и фамилией героя, как и у Пушкина, - «Евгений Онегин» - «Анна Снегина».
Услышали вы аллитерацию и ассонанс? Какие это звуки? Какие впечатления они вызывают?
 Запишите в тетради и сравните с записью на слайде.
                       

Слайд №12.
Евгений               Онегин           Анна          Снегина
            Е-Е-И-О-Е-И      Г-Н-Н-Г-Н     А-А-Е-И   Н-Н-Н-Г-Н
нежные, холодные звуки.
Можно найти и другие параллели, например, в композиции I главы романа и  поэмы.
                       

Слайд №13.


«Евгений Онегин»:

«Анна Снегина»

внутренний монолог о дяде произносит герой, который едет в деревню

громкий рассказ возницы о                         жизни крестьян  герою, который едет в деревню

«Так думал молодой повеса…»

«Такие печальные вести…»

Далее следует рассказ о юности героя как о том, что уже прошло, но разрушило душу.

Рассказ-монолог о прошлом, о   войне, которая «всю душу изъела».

 

                                                          
 

 

Пушкинский ориентир отразился и в выборе темы, и в способах её выражения.
Как вы определите тематику поэмы «Анна Снегина»?
Революция, деревня, любовь.
В поэме изображена частная жизнь людей и исторические события, коснувшиеся основных сословий России: дворянства и крестьянства.
Пушкин писал: «В романе «Евгений Онегин» время расчислено по календарю». Как «расчислено время» в поэме «Анна Снегина»?
В 1главе действие происходит весной-  1917 года, в апреле, а рассказ возницы содержит информацию о лете 1914 года – о событиях 3-х летней давности.  В 4 главе действие происходит в ноябре 1917 года. В 5 главе изображены события 1920 (Деникин, гибель Прона) и 1923гг. – в апреле письмо Анны, в июне -  приезд Сергея.
Работа в тетради. Сравните со слайдом.
                       

Слайд №14. Время действия в поэме…
1 глава: рассказ возницы о событиях лета1914 года,
основное действие – весна 1917 года.
2 глава: весна 1917 года.
3 глава: лето 1917 года.
4 глава: осень (ноябрь) 1917 года.
5 глава: 1917 год + 6 лет = 1923 год,
в 1920 году убит  деникинцами Прон,
в апреле 1923 г. – письмо Анны,
в мае – приехал Сергей.       
Таким образом, в поэме изображена жизнь русской деревни с лета 1914 по лето 1923 года.
Какие исторические события произошли в России за это время?
Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, гражданская война.
Как называются произведения, изображающие жизнь народа в переломные моменты истории?
Приведите примеры таких произведений.
Эпопея: Л.Н. Толстой «Война и мир». Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо. Разумеется, масштаб художественного изображения в поэме «Анна Снегина» иной, чем в этих монументальных произведениях XIX века, но события этих 9 лет имели огромное историческое значение как для всей России, так и для земляков поэта.
Как живёт русская деревня накануне первой мировой войны?

Работа над гл.1.
Прочитайте наизусть рассказ возницы из 1 главы.
Радовцы богаты, криушане бедны. Почему? Вспомните начало романа Тургенева «Отцы и дети». Может быть, в этом несправедливом отводе земель причины?
Идёт настоящая  война между своими – гражданская война.
Каким вы представляете рассказчика?
Он из Радова. Апрель. Не в поле, просит на выпивку. Снова вспоминается Тургенев: отец и сын Кирсановы едут домой, а навстречу им в город, в кабак, едут мужики. И это май – горячая пора. Смутное время.
Как звучит рассказ о мужицких войнах в изложении мельничихи? 
Прочитайте наизусть разговор Сергея с женой мельника.
В чём разница в изложении и оценке событий?
Чья точка зрения вам ближе, чья оценка кажется достовернее? Почему?
О каких чертах характера «говорит» фамилия Прона – Оглоблин?
Как отзывается мельничиха о Проне Оглоблине?
Вам знаком этот портрет?
Такую оценку даёт и А. Блок своим двенадцати:
На спину б надо
Бубновый туз…
Как вы думаете, почему возница говорит об убийце старшины «кто-то», а мельничиха прямо называет Прона, хотя она при этом не присутствовала? Она не боится.
Расскажите о мельничихе и её муже.
Какие это люди?
Почему они так независимы?
Почему Сергей приехал именно к ним? Они добры. У них спокойно. Здесь красивая природа.
Как изображена весенняя природа в начале поэмы?
Чьими глазами мы видим эту красоту?
Что вы узнали из 1 - 2 глав о главном герое поэмы?
Какова его биография, взгляды на жизнь, на природу?
Насколько история жизни главного героя поэмы – Сергея совпадает с реальной биографией поэта Сергея Есенина?
Лирический герой – Есенин, поэт, гуманный, независимый человек. Он способен видеть красоту мира, верит в добро, любит людей.
Он приехал к мельнику, а поэт приезжал к родным. Герой поэмы был на фронте, а Есенин не успел. Имена одинаковые, одна профессия, но есть несоответствие – стихи про «кабацкую Русь» будут написаны Есениным значительно позже, чем о них упоминает Анна.
Подведём некоторые итоги. Произведение на эпическую тему, написано от имени героя, который  во многом близок автору, выражает его мысли чувства (хотя бы в отношении к войне, природе).      
Вспомните, как называется такое произведение?
Лиро-эпическая, или лирико-эпическая поэма.
Это важно, так как в поэме «Анна Снегина» действительно тесно связаны события личной жизни героев и исторические перемены, и все эти разломы проходят через сердце поэта.

Работа над гл.2.
                       

В начале 2 главы названо имя Снегиной. Как воспринял Сергей известие о том, что его хотят видеть?
Но ведь это не первое воспоминание героя о юношеской любви.
             

Найдите и прочитайте эти строки, где впервые возникает воспоминание об этом чувстве?
Как соотнести пошлые слова о романе с солдаткой и поэтическую память о встречах у «той вон калитки»?
Прошлое – одно, а настоящее – другое. Всё меняется.  «Палкой сшибал зеленя…»  Откуда такая бездумная жестокость? Восемь лет назад он был другим.
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным…
Неудержимо, неповторимо…
Всё пролетело далече, мимо…
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…
Душа черствеет под влиянием времени, событий, общения с людьми. А события, как волны накатываются грозно и неотвратимо. Сергей приехал в деревню в горячее время – между Февралём и Октябрём 1917 г.
Как выглядит Криуша летом 1917 года?
О чём галдят криушане на крыльце у Прона?
Как показывает Есенин пестрый крестьянский мир?
Как вы поняли финал 2 главы – ответ Сергея: «Он – вы»?
Ленин = крестьяне.
                       

Работа над гл.3.
3-я глава – центральная в поэме. Перечислите её основные события.
Болезнь Сергея – посещение Анны – свидание -  записка Прона – совместный визит Сергея и Прона к Снегиным – известие о гибели мужа Анны… Кольцевая композиция: между двумя встречами героев такие события!
Мы говорили, что прямых аналогий между романом  Пушкина «Евгений Онегин» и поэмой «Анна Снегина» нет, но композиционное сходство несомненно. Жизнь героев – череда встреч и разлук. «Чужой для всех», Онегин приезжает в Петербург и вновь встречает Татьяну. Герой поэмы Есенина приезжает на родину, где он не  «чужой». Здесь он происходит его встреча с первой любовью  - Анной.
Обе они – Татьяна и Анна  - в ситуации нравственного выбора. Сравните их поведение. Анна не устояла там, где сохранила себя героиня Пушкина.
Прочитайте, как пишет об этом свидании Есенин?
В чём двойственность отношения героя к тому, что произошло?
Сергей под впечатлением «наплыва шестнадцати лет», красоты летней ночи, но «луна хохотала как клоун» - луна вечная спутница влюблённых. Как это может совпадать?
Как вы думаете, почему в этом эпизоде так много многоточий?
Фигура умолчания… о чём?
Что означают слова о «загадке движений и глаз»?
     «Есть такие мгновения, такие чувства… на них можно только указать  и пройти         мимо». И.С.Тургенев.
                       

Слайд №15. Черёмуха. Яблоневый цвет.
Поэма «Анна Снегина» - «летняя». Какие цвета и цветы сопутствуют Анне и её встречам с Сергеем? Почему?
Сирень, жасмин(белый цвет). Белый, голубой золотой. Красота, но и холод. Значение белого цвета в поэзии Есенина многое объясняет в отношении героя к Анне. Всё-таки - чистота памяти о первой любви.
События в 3-4 главах разворачиваются стремительно. В центре, кроме Сергея и Анны, Прон и земляки Сергея.
Как изображён Прон в 3-ей главе поэмы?
Почему  или зачем Сергей поехал с Проном к Снегиным – ведь не хотел?
При каких обстоятельствах происходит новая встреча с Анной?
Пришло известие о гибели мужа.
В чём причина такого резкого тона Анны?
Оскорбительные слова Анны от осознания своей вины, от злобы на себя -  ведь существует поверье, что воин в бою невредим до тех пор, пока его ждут.

Работа над гл. 4.
Глава 4 начинается с прямой реминисценции с Пушкиным:
Всё лето провёл я в охоте
Забыл её имя и лик
Шли годы… Бурь поры мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты. 
Поэт суров к своим героям, как сурово к ним само время. Вновь события накатываются как волны. Наступает ноябрь 1917 года.
Какие приметы этого времени можно отметить в речи Прона, в его поведении?
Чем закончилась эта смута для Снегиных?
Прочитайте сцену прощания Сергея и Анны.
Как отнеслась Анна к утрате дома? Почему в этом эпизоде так много умолчаний? О чём молчат герои?
Преступная страсть. Молчание. Разрушен дом Анны, но разрушена и жизнь во всей России.
Обратите внимание на цветовую гамму 4 главы.
 Какой видят зарю Сергей и Анна?
Сергей – багровая заря
Анна – «заря как пожар на снегу». Это совсем другое цветовое видение мира. Так заканчивается 4 глава.

Работа над гл. 5.
Прочитайте выразительно начало 5 главы.
Какой самый страшный для себя вывод делает «последний поэт деревни»?
Анархия, грабежи, разруха. Мужики не работают на земле. Грустный итог: «Удел хлебороба гас». Это трагедия русской деревни.
Что же случилось на родине Сергея за годы гражданской войны?
Прон убит – и стало спокойнее.  Лабутя получит орден и «конечно, в Совете», а сам-то трус и пьяница.
Вспомните, кто участвовал в изгнании Снегиных?  Лабутя.
Расскажите, что вы знаете об этом герое поэмы.
По словарю Даля, Лабутя –неуклюжий, бестолковый человек, разиня, рохля. Оглобля – длинная деревянная жердь, подобие дубины.
Как в судьбах братьев Оглоблиных отразились размышления Есенина о крестьянах и революции?
Теперь, когда, по словам мельника, «буря пришла в угомон», оглянитесь на весь крестьянский мир. Кто вам наиболее симпатичен? Почему?
Мельник. Но он стар, одинок, хотя стремление творить добро не угасло. Он приютил Снегиных. К нему попадает письмо Анны, к нему вновь приезжает Сергей.
Прочитайте эпизод возвращения Сергея на родину через 6 лет. Сравните его с изображением первого приезда.
Слова-возвращения. Всё возвращается из прошлого. Всё, в том числе и воспоминания об Анне.
Прочитайте письмо Анны. Найдите в нём разгадку отношений героев?
Родина, весна, юность, первая любовь – единственное и неповторимое в жизни человека.
Кто же, по-вашему, главный герой поэмы?
        

Как вы думаете, почему поэма о революции в деревне названа именем возлюбленной Сергея?
Лиро-эпический характер поэмы. Достоевский, например, считал, что в романе Пушкина «Евгений Онегин» главный герой не Онегин, а Татьяна.
В судьбе Анны Снегиной отозвались личные мотивы первой любви героя, его внезапно вспыхнувшей страсти и конкретно-исторические приметы общей участи дворянского сословия, интеллигенции.
Судьба Анны – это судьба тысяч русских людей оказавшихся в эмиграции.            Есенин одним из первых в литературе XX века заговорил об этой теме, отсюда, из   России, почувствовав их трагедию, их любовь к покинутой Родине, тоску по ней.                                   Однако судьба женщины, ставшей прототипом Анны, сложилась иначе.
Что вы знаете о прототипе героини поэмы?
                       

Слайд №16. Фотография Л. Кашиной.            
Лидия Кашина  после разгрома поместья никуда не уехала, работала в Рязани, в Москве, умерла в 1937 году от болезни  и похоронена по удивительному стечению обстоятельств на Ваганьковском кладбище рядом с Есениным.
                                   Прочитайте заключительные строки поэмы.
Почему они напоминают финал 1 главы? Что теперь видится герою иначе?
Любовь. Она была, и память о ней – это вечное и нерушимое чувство в душе человека. Прошли не годы – десятилетия, отшумели войны и революции, но нетленные строки поэмы о любви – всё-таки и о любви – звучат и звучат в нашей памяти:
Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна.

Слайд №17. Памятник Сергею Есенину на родине.
Выводы.
Во все времена писателей-гуманистов волновала проблема взаимоотношений человека и обстоятельств, меры сопротивляемости окружающему миру. Пушкин  писал: «Самостоянье человека – залог величия его». Основой «самостоянья» он полагал вечные ценности человеческого бытия: дружбу, любовь, память, связь поколений. В поэзии С.Есенина с необычайной ясностью отразилась его глубинная связь с русской поэтической традицией, с поэзией А.С.Пушкина. Заявленная декларативно (см. эпиграф) и в стихотворении, эта связь отчётливо проступает в самых серьёзных, трагических произведениях поэта, где он размышляет над важнейшими для себя и нас вечными вопросами: о вечном и преходящем в жизни человека, о любви, родине, о месте человека в непростом переменчивом мире.

Слайд №18. Домашнее задание.

 

 

 

Вопросы и задания к уроку по поэме С.А. Есенина «Анна Снегина».
                       

  1. Сравните стихотворение А.С. Пушкина «Вновь я посетил…» и С.А. Есенина «Возвращение на родину» и «Русь Советская».  Что вы знаете об истории создания этих стихотворений? Что между ними общего и чем они отличаются?
  2. Пушкин писал, что в романе «Евгений Онегин» «время расчислено по календарю». Прочитайте внимательно текст поэмы и постарайтесь «расчислить» время в поэме (в тетради).
  3. Перечитайте роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Вспомните основные сюжетные линии, характеры главных героев.
  4. Как изображена в поэме «Анна Снегина»  русская деревня?
  5. Как изображены в поэме крестьяне – земляки поэта? Какие художественные средства использовал поэт при этом (речь, портрет, биография)?
  6. Расскажите о братьях Оглоблиных.  Какие черты характера присущи этим героям? Как в судьбах братьев отразились размышления поэта о судьбах крестьянства в революции?
  7. Как воплощена в поэме тема революции, Ленина? Раскройте смысл ответа, который герой поэмы даёт своим землякам, спрашивающим о Ленине.
  8. С.А. Есенин называл поэму «Анна Снегина» лиро-эпическим произведением. Докажите справедливость этой оценки.
  9. Поэма названа именем главной героини. Является ли её образ центральным в произведении? Объясните смысл названия поэмы.
  10. Перечитайте внимательно текст и отметьте в нём эпитеты, обозначающие цвета, найдите слова и словосочетания, связанные с цветом и цветами (записи в тетради). Какая цветовая гамма преобладает? Почему?
  11. Расстались мы с ней на рассвете 

С загадкой движений и глаз…
- так сказано в поэме о свидании героя с Анной. Как вы понимаете слова « с загадкой движений и глаз»? В чем загадка отношений героя поэмы с Анной? Сравните поведение героев в поэме и в романе «Евгений Онегин» в аналогичных ситуациях. Разрешается ли эта «загадка» в дальнейшем содержании поэмы?

  1. Первая и последняя главы поэмы заканчиваются почти одинаково. С какой целью поэт использовал этот композиционный приём?
  2. Выучите наизусть отрывок из поэмы «Анна Снегина» (письмо Анны или другой по выбору), отрывки из стихотворений А.С. Пушкина «Вновь я посетил…» и С.А. Есенина «Возвращение на родину» и «Русь Советская» (по выбору). 

_uacct = "UA-3613185-1"; urchinTracker();


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн