Автор:
Клинова Лариса Михайловна
Место работы:
Учитель начальных классов Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35» города Рязани
Использование ИКТ на уроках русского языка при изучении словарных слов
Русский язык в умелых руках и опытных устах –
красив, певуч, выразителен,
гибок, послушен, ловок и вместителен.
Александр Иванович Куприн
Всем известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем грамотнее и красивее его речь. Однако дети, приходя в первый класс, имеют маленький словарный запас, не знают лексического значения простейших слов. Как учитель я для себя сделала вывод, что в работе по обучению словам с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает поиск и использование эффективных методов обучения.
Мне интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Передо мной всегда стоит главная задача: заинтересовать детей в предмете, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям.
Мною создан комплект программных продуктов для работы со словарными словами. Это позволяет мне дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, формирует у учащихся навыки рационального запоминания материала за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. Благодаря электронной поддержке, в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности.
Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, рисунков и анимации, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.
Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет мне:
- развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности,
творческие способности;
- усилить мотивацию учения;
- сформировать у школьников умение работать с информацией, развить
коммуникативные способности;
- активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
- качественно изменить контроль над деятельностью учащихся.
Для усвоения правописания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами я провожу планомерную словарно-орфографическую работу.
Изучение словарных слов ведётся по тематике. Словарные слова делятся на группы, объединённые одной темой. Каждая группа слов изучается в течение недели.
В созданный мною комплект программных продуктов для словарной работы с 1 по 4 классы входят:
Презентация темы построена таким образом:
-
ребята отгадывают слово с помощью ребуса или загадки;
-
проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции;
-
появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в словарик, выделяют орфограмму;
-
знакомятся с лексическим значением слова;
-
этимологический анализ слова (позволяет увидеть основу слова, в этом случае к моторной и зрительной памяти подключается ассоциативное мышление, что делает запоминание более осмысленным);
-
делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова;
-
подбирают к слову однокоренные слова;
-
подбирают синонимы, антонимы;
-
следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом – фонетические ассоциации;
-
выделение слова во фразеологизмах, пословицах, поговорках;
-
составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.
Тренажёры включают в себя:
-
подбор родственных слов;
-
составление цепочки слов;
-
подбор синонимов и антонимов;
-
работа с электронным словарём;
-
игра «Подсказка»;
-
загадки, кроссворды, ребусы;
-
составление текста по опорным словам;
-
работа с фразеологизмами;
-
игра «Вставь букву».
Тестирование включает в себя:
Активная роль отводится на уроке презентации темы словарных слов – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой словарной темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. Для построения контрольно-тренировочных программ по русскому языку предпочтение отдаю обобщающим темам, которые объединяют несколько «родственных» правил, то есть правил, имеющих один и тот же опознавательный или дифференцирующий признак орфограммы. Предлагаю также дополнительную информацию, отсутствующую в школьном учебнике, например, фрагменты из научно-популярных книг о языке, для того, чтобы вызвать интерес к предмету и полнее реализовать возможности компьютера. При этом отбираю заранее занимательные, яркие, конкретные факты, развивающие языковую догадку и чутье. Кроме того, такой материал сопровождается наглядным раскрытием языковых явлений: рисунками, мультипликацией.
Перечисленные виды работ над словами с непроверяемыми написаниями позволяют мне заинтересовать детей значением изученных слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.
Я считаю, что только при правильной организации словарной работы с использованием ИКТ, во взаимосвязи орфографических, грамматических и лексических целей, работа становится содержательной, интересной и более эффективной для учащихся. Всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова, как лексической единицы, закреплению его в активном словаре школьника.
Презентация
Слайд
Русский язык в школе является не только предметом, дающим знания, необходимым для практической деятельности, но и предметом, формирующим ребёнка как Человека.
Всем известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем грамотнее и красивее его речь. Однако дети, приходя в первый класс, имеют маленький словарный запас, не знают лексического значения простейших слов. Как учитель я для себя сделала вывод, что в работе по обучению словам с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает поиск и использование эффективных методов обучения.
Слайд «Новизна технологии»
Мною создан комплект программных продуктов для работы со словарными словами.
Это позволяет мне дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, формирует у учащихся навыки рационального запоминания материала за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности.
Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, рисунков и анимации, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.
Слайд «Использование в обучении ИКТ»
Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет мне:
· развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности,
творческие способности;
· усилить мотивацию учения;
· сформировать у школьников умение работать с информацией, развить
коммуникативные способности;
· активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
· качественно изменить контроль за деятельностью учащихся.
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию орфографической зоркости учащихся.
Для усвоения правописания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами я провожу планомерную словарно-орфографическую работу.
Изучение словарных слов ведётся по тематике. Словарные слова делятся на группы, объединённые одной темой. Каждая группа слов изучается в течение недели.
Группы слов расположены в порядке проведения словарной работы по неделям в течение года.
Слайд «Этапы организации словарной работы»
Технологическая цепочка организации словарной работы на уроках складывается из нескольких этапов:
-
Подготовительный
-
распределение словарных слов по тематике
-
составление вопросов, кроссвордов, ребусов
-
составление программных продуктов
-
Процессуальный
-
постановка проблем
-
выяснение степени готовности к изучению словарных слов
-
нахождение путей достижения поставленных целей
-
Закрепляющий
-
подбор упражнений, которые позволяют решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи
-
отработка знаний в различных «нестандартных» формах организации мыслительной деятельности
-
Завершающий
-
оцениваются итоги обучения, развития учащихся
-
диагностика
Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Передо мной всегда стоит главная задача: заинтересовать детей в предмете, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Мною создан комплект программных продуктов для словарной работы с 1 по 4 классы.
Слайд «Виды работы»
В этот комплект входят:
Слайд «Презентация темы»
Презентация темы включает в себя:
-
Зрительное восприятие темы
-
Орфографическое и орфоэпическое произношение слов
-
Знакомство с лексическим значением слов
-
Этимологический анализ слова
-
Фонетические ассоциации
-
Звуковой анализ слова
-
Рубрика "Это интересно"
Слайды по теме «Огород»
-
Например, изучаем словарные слова темы «Огород»
-
Учащиеся зрительно воспринимают тему, прочитывают слова орфографически и орфоэпически.
Слайды «Загадки»
1.Отгадываем загадки. Например:
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи.
2.Появляется отгадка - капуста.
Слайды «Лексическое значение»
Определяем лексическое значение каждого слова, называем родственные слова.
Слайд
Обращаемся для выяснения лексического значения слова к толковому словарю Ожегова.
Слайд «Объясни высказывание»
Также работаем с фразеологическим словарём, объясняя значение крылатых выражений или фразеологизмов. Например:
Объясни значение выражения «Огород городить». (Затевать какое-либо хлопотное дело).
Слайд «Этимологический анализ»
Ещё одна работа над словарными словами является важной для лингвистического развития – это этимологический анализ. Применяю для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам.
Слайды «Фонетические ассоциации»
Слайд «Звуковой анализ слова»
Проводим звуковой анализ каждого слова.
Находим различие в произношении и написании слова.
Слайд «Тренажёры»
Следующий вид работы – тренажёры.
Слайд «Тренажёры»
Тренажёры включают в себя:
-
подбор родственных слов
-
составление цепочки слов
-
подбор синонимов и антонимов
-
работа с электронным словарём
-
игра «Подсказка»
-
загадки, кроссворды, ребусы
-
составление текста по опорным словам
-
работа с фразеологизмами
Например:
Слайд «Расшифруй слово»
Слайд «Дополни крылатые выражения»
Слайд «Загадки»
Слайды «Разгадай ребус»
Слайды «Вставь букву»
Слайды «Разгадай кроссворд»
Слайд «Тестирование»
Следующий вид работы «Тестирование»
Слайд «Зрительный диктант»
Слайд «Картинный диктант»
Слайд «Угадай слово»
Слайды «Сочиняем сказку»
Ребята с интересом сочиняют коллективные сказки с использованием анимации. Приведу пример, как мы сочиняли «Лесную сказку».
-
Ребятам при сочинении сказки предлагаю использовать две темы словарных слов «Животные» и «Птицы».
-
Предлагаю анимированную картинку.
-
Дети сочиняют предложения о жильцах избушки.
-
Затем сочиняем, кто придёт в гости и с какими подарками.
-
Хорошо вместе!
Выводы о сформированности речевой культуры учащихся делаю на основе анализа динамики формирования словарного запаса учащихся и по выделенным критериям.
Слайд « Критерии обученности»
-
соблюдение орфоэпических норм
-
проявлять познавательный интерес к слову
-
иметь эмоционально-ценностное отношение к богатству русского языка
-
владеть нормами речевого этикета
-
использовать словарный запас в устной и письменной речи
Слайд «Уровень развития словарного запаса учащихся»
Анализ проведенных уроков, результаты тестирования, диагностика свидетельствуют о том, что использование современных компьютерных технологий позволяет улучшить отработку изучаемого материала, сократить объем домашнего задания, уменьшить при этом учебную нагрузку учащихся, повышает эффективность обучения, помогает развивать наглядно-образное мышление, культуру речи учащихся.
Слайд «Спасибо за внимание»
|