Официальный сайт synclub 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Клинова Л.M. Использование ИКТ на уроках русского языка при изучении словарных слов

Автор: 
Клинова Лариса Михайловна
Место работы: 
Учитель начальных классов Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35» города Рязани
Контакты: 

Использование ИКТ на уроках русского языка при изучении словарных слов


Русский язык в умелых руках и опытных устах –
красив, певуч, выразителен,
гибок, послушен, ловок и вместителен.
                                                                 Александр Иванович Куприн

Всем известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем грамотнее и красивее его речь. Однако дети, приходя  в первый класс, имеют маленький словарный запас, не знают лексического значения простейших слов. Как учитель я для себя сделала вывод, что в работе по обучению словам с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает поиск и использование эффективных методов обучения.

Мне интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Передо мной всегда стоит главная задача: заинтересовать детей в предмете, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям.

Мною создан комплект программных продуктов для работы со словарными словами. Это позволяет   мне дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески  расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом,  формирует у учащихся навыки рационального запоминания материала     за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.      Благодаря электронной поддержке, в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности.

Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, рисунков и  анимации, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.   

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет мне:
- развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, 
творческие способности;
- усилить мотивацию учения;
- сформировать у школьников умение работать с информацией, развить
коммуникативные способности;
- активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
- качественно изменить контроль над деятельностью учащихся.
Для усвоения правописания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами я провожу планомерную словарно-орфографическую работу.
Изучение словарных слов ведётся по тематике. Словарные слова делятся на группы, объединённые одной темой. Каждая группа слов изучается в течение недели.
В созданный мною комплект программных продуктов для словарной работы с 1 по 4 классы входят:

 
  • Презентации к каждой теме словарных слов.

  • Тренажёры.

  • Тесты.

Презентация темы построена таким образом:

 
  •  ребята отгадывают слово с помощью ребуса или загадки;

  • проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют  правописание слабой позиции;

  • появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в словарик, выделяют орфограмму;

  •  знакомятся с лексическим  значением слова;

  • этимологический анализ слова (позволяет увидеть основу слова, в этом случае к моторной и зрительной памяти подключается ассоциативное мышление, что делает запоминание более осмысленным);

  • делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись слова;

  • подбирают к слову однокоренные слова;

  • подбирают синонимы, антонимы;

  • следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом – фонетические ассоциации;

  • выделение слова во фразеологизмах, пословицах, поговорках;

  • составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.

Тренажёры включают в себя:

 
  • подбор родственных слов;

  • составление цепочки слов;

  • подбор синонимов и антонимов;

  • работа с электронным словарём;

  • игра «Подсказка»;

  • загадки, кроссворды, ребусы;

  • составление текста по опорным словам;

  • работа с фразеологизмами;

  • игра «Вставь букву».

Тестирование включает в себя:

 
  • зрительный диктант;

  • картинный диктант;

  • допиши предложения словарными словами;

  • игра «Цепочка слов»;

  • игра «Кто больше запомнит»;

  • «Угадай слово»;

  • «Вставь букву».

Активная роль отводится на уроке  презентации темы словарных слов – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой словарной темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. Для построения контрольно-тренировочных программ по русскому  языку  предпочтение отдаю  обобщающим темам, которые объединяют несколько «родственных»  правил, то есть правил, имеющих один и тот же  опознавательный  или дифференцирующий признак орфограммы. Предлагаю также  дополнительную информацию, отсутствующую в школьном учебнике, например, фрагменты из научно-популярных  книг о языке, для того, чтобы вызвать интерес к предмету и полнее  реализовать возможности компьютера. При этом отбираю заранее занимательные, яркие, конкретные факты, развивающие  языковую догадку и чутье. Кроме того, такой материал сопровождается наглядным раскрытием языковых  явлений: рисунками, мультипликацией.

Перечисленные виды работ над словами с непроверяемыми написаниями позволяют мне заинтересовать детей значением изученных слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

Я считаю, что только при правильной организации словарной работы с использованием ИКТ, во взаимосвязи орфографических, грамматических и лексических целей, работа становится  содержательной,  интересной и более эффективной для учащихся.  Всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова, как лексической единицы, закреплению его в активном словаре школьника.

 

Презентация

Слайд
Русский язык в школе является не только предметом, дающим знания, необходимым для практической деятельности, но и предметом, формирующим ребёнка как Человека.
Всем известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем грамотнее и красивее его речь. Однако дети, приходя  в первый класс, имеют маленький словарный запас, не знают лексического значения простейших слов. Как учитель я для себя сделала вывод, что в работе по обучению словам с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает поиск и использование эффективных методов обучения.           

Слайд «Новизна технологии»

Мною создан комплект программных продуктов для работы со словарными словами.

Это позволяет   мне дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески  расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом,  формирует у учащихся навыки рационального запоминания материала     за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.      Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности.

Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, рисунков и  анимации, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.   

Слайд «Использование в обучении ИКТ»

Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет мне:
· развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности,  
творческие способности;
· усилить мотивацию учения;
· сформировать у школьников умение работать с информацией, развить
коммуникативные способности;
· активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
· качественно изменить контроль за деятельностью учащихся.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах  являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию орфографической зоркости учащихся.

Для усвоения правописания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами я провожу планомерную словарно-орфографическую работу.
Изучение словарных слов ведётся по тематике. Словарные слова делятся на группы, объединённые одной темой. Каждая группа слов изучается в течение недели.
Группы слов расположены в порядке проведения словарной работы по неделям в течение года.

Слайд «Этапы организации словарной работы»
Технологическая цепочка организации словарной работы на уроках складывается из нескольких этапов:

 
  • Подготовительный

  • распределение словарных слов по тематике

  • составление вопросов, кроссвордов, ребусов

  • составление программных продуктов

  • Процессуальный

  • постановка проблем

  • выяснение степени готовности к изучению словарных слов

  • нахождение путей достижения поставленных целей

  • Закрепляющий

  • подбор упражнений, которые позволяют решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи

  • отработка знаний в различных «нестандартных» формах организации мыслительной деятельности

  • Завершающий

  • оцениваются итоги обучения, развития учащихся

  • диагностика

Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Передо мной всегда стоит главная задача: заинтересовать детей в предмете, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Мною создан комплект программных продуктов для словарной работы с 1 по 4 классы.

Слайд «Виды работы»
В этот комплект входят:

 
        • Презентации к каждой теме словарных слов.

        • Тренажёры.

        • Тесты.

Слайд «Презентация темы»
Презентация темы включает в себя:

 
  • Зрительное восприятие темы

  • Орфографическое  и орфоэпическое     произношение слов

  • Знакомство с лексическим значением слов

  • Этимологический анализ слова

  • Фонетические ассоциации

  • Звуковой анализ слова

  • Рубрика "Это интересно"

Слайды по теме «Огород»

 
  • Например, изучаем словарные слова темы «Огород»

  •  Учащиеся зрительно воспринимают тему, прочитывают слова орфографически и орфоэпически.

Слайды «Загадки»
1.Отгадываем загадки. Например:
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи.
2.Появляется отгадка - капуста.

Слайды  «Лексическое значение»
Определяем лексическое значение каждого слова, называем родственные слова.

Слайд
Обращаемся для выяснения лексического значения слова к толковому словарю Ожегова.

Слайд «Объясни высказывание»
Также работаем с фразеологическим словарём, объясняя значение крылатых выражений или фразеологизмов. Например:
Объясни значение выражения «Огород городить».  (Затевать какое-либо хлопотное дело).

Слайд «Этимологический анализ»
Ещё одна работа над словарными словами является важной для лингвистического развития – это этимологический анализ. Применяю для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам.

Слайды  «Фонетические ассоциации»

 
  • Использую также фонетические ассоциации по схожести звучания слов. Суть в подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову.

  • Или другой вид ассоциаций:  кроссворд-загадка.

Слайд «Звуковой анализ слова»
Проводим звуковой анализ каждого слова.
Находим различие в произношении и написании слова.

Слайд «Тренажёры»
Следующий вид работы – тренажёры.

Слайд «Тренажёры»
Тренажёры включают в себя:

 
  • подбор родственных слов

  • составление цепочки слов

  • подбор синонимов и антонимов

  • работа с электронным словарём

  • игра «Подсказка»

  • загадки, кроссворды, ребусы

  • составление текста по опорным словам

  • работа с фразеологизмами

Например:

Слайд  «Расшифруй слово»

Слайд  «Дополни крылатые выражения»

Слайд «Загадки»

Слайды     «Разгадай ребус»

Слайды  «Вставь букву»

Слайды  «Разгадай кроссворд»

Слайд «Тестирование»
Следующий вид работы «Тестирование»

  • зрительный диктант

  • картинный диктант

  • допиши предложение словарными словами

  • игра «Цепочка слов»

  • игра «Кто больше запомнит»

  • «Угадай слово»

  • «Вставь букву»

Слайд «Зрительный диктант»

Слайд «Картинный диктант»

Слайд «Угадай слово»

Слайды «Сочиняем сказку»
Ребята с интересом сочиняют коллективные сказки с использованием анимации. Приведу пример, как мы сочиняли «Лесную сказку».

 
  • Ребятам при сочинении сказки предлагаю использовать две темы словарных слов «Животные» и «Птицы».

  • Предлагаю анимированную картинку.

  • Дети сочиняют предложения о жильцах избушки.

  • Затем сочиняем, кто придёт в гости и с какими подарками.

  • Хорошо вместе!

Выводы о сформированности речевой культуры учащихся делаю на основе анализа динамики формирования словарного запаса учащихся и по выделенным критериям.

Слайд  « Критерии обученности»

 
  • соблюдение орфоэпических норм

  • проявлять познавательный интерес к слову

  • иметь эмоционально-ценностное отношение к богатству русского языка

  • владеть нормами речевого этикета

  • использовать словарный запас в устной и письменной речи

Слайд «Уровень развития словарного запаса учащихся»
Анализ проведенных уроков, результаты тестирования, диагностика свидетельствуют о  том, что использование современных компьютерных технологий позволяет улучшить отработку изучаемого материала, сократить объем домашнего задания, уменьшить при этом учебную нагрузку учащихся, повышает эффективность обучения, помогает развивать наглядно-образное мышление, культуру речи учащихся.  

Слайд «Спасибо за внимание»

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн