Автор:
Иванова Галина Викторовна
Место работы:
Учитель истории и обществознания Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35» города Рязани
Использование ИКТ в преподавании краеведения
Презентация
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу.
Основной целью становится развитие информационной, исследовательской и образовательной компетенции у школьников.
Большую возможность для этого предоставляет наш школьный музей «История предпринимательства и благотворительности в Рязанском крае». Музей является центром учебной и внеурочной деятельности. Регулярно проводятся конкурсы, научно-практические конференции, конкурсы научно-исследовательских работ, семинары, встречи, в которых принимают участие школьники 9-11 классов, их родители, педагоги, ветераны войны и труда, представители общественности.
В «Электронном школьном городе» есть своя страничка, где организованно общение с детьми по вопросам краеведения. В новостной ленте размещена информация о том, какая работа проводится по различным направлениям краеведческой деятельности. В библиотеке «Электронного школьного города» есть материалы краеведческой направленности. Кроме того, все экспонаты музея оцифрованы, т.о., мы создали виртуальный музей, который также разместили на страницах «Электронного города».
Четыре года наши дети активные участники интернет-олимпиады по истории. Три года являлись ее победителями и призерами. Чтобы победить, ученикам необходимо приложить немало усилий. Роль учителя здесь очень важна, он должен владеть технологией работы с компьютером и обладать творческими способностями.
Учащимися нашей школы подготовлена рукописная книга «Мои корни». Каждому ученику представилась возможность рассказать, где бывали или работали их бабушки и дедушки в годы Великой Отечественной войны. Эта работа началась в 2004 году, сегодня мы имеем более 1 тысячи хроник, где каждый третий ученик школы попробовал себя в роли семейного летописца и хранителя родовой памяти. В этом году мы продолжили работу по сбору материала об участниках Великой Отечественной войны микрорайона Канищево, посвятив ее 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это была уникальная «творческая лаборатория», по зову сердца, а не за оценку дети шли в гости к немощным ветеранам, чтобы сохранились свидетельства войны. Мы создали электронный каталог «Память жива» с фотографиями участников ВОВ и рассказали о военных буднях. Это богатейшая информация в электронном виде «о жизненных путях», в которой зафиксирована ценнейшая культурно-смысловая база для формирующейся личности. Это основа социальной адаптации учащегося. Старшие вовлекали в эту работу младшее звено. Исследование.
Безграничны возможности использования ИКТ и для организации проектной деятельности. Такую работу организую как на уроках, элективных курсах, так и во внеурочное время. Интерес к проектной деятельности растет. Вот уже два года я являюсь экспертом открытого городского конкурса проектно-исследовательских работ. Мои учащиеся четыре года участвуют в этом конкурсе. Сейчас проектная деятельность активно прослеживается в музейной практике. Чтобы лучше сохранить музейные экспонаты и активно их использовать, готовлю с детьми мини-проект-экскурсию по какой-либо узкой теме с презентацией. Подобная работа формирует у детей навыки подбора и анализа материала по теме, умение сгруппировать отобранный материал, представить его в виде тезисов, что необходимо при изучении не только гуманитарных предметов.
Самостоятельная работа учеников – это самый существенный результат.
|