Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
|
Дудко Ю.Н. Использование интернет-технологий и метода проектов в работе учителя литературы старшей школы: опыт реализации учебного проекта при изучении творчества Ф.М. Достоевского
|
|
|
|
Место работы:
МОУ ДПО УМЦ города Челябинска, руководитель структурного подразделения (филиала), учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 155 города Челябинска.
Использование интернет - технологий и метода проектов в работе учителя литературы старшей школы: опыт реализации учебного проекта при изучении творчества Ф.М. Достоевского
Предлагается пример использования метода проектов и сетевых технологий при изучении одной из монографических тем курса русской литературы в старшей школе: описание хода планирования , мотивации, подготовки и предъявления результатов проведенной работы.
Один из ключевых документов, определявший развитие образования в нашей стране до последнего времени– Концепция модернизации образования до 2010 года гласил: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, Общеобразовательная школа должна формировать систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современнее качество содержания образования.»
Данный тезис является ключевым в контексте широкого общественного и профессионального педагогического обсуждения путей развития нашего образования и нашей школы. Вряд ли найдутся люди, не знакомые с этим тезисом, или несогласные с ним. Все, кто сегодня тесно связан с образованием понимают, что целостная система универсальных или общеучебных знаний и умений не может появиться иначе, чем в ситуации разрешения надпредметных проблем, поиске решений задач, возникающих в жизненных ситуациях, в опыте самостоятельной деятельности.
Основная проблема кроется в том, как эту самую деятельность организовать, как спланировать такую деятельность и встроить ее в образовательный процесс, какие конкретные способы, методики и приемы организации такой самостоятельной деятельности по решению надпредметных задач (в условиях обязательного освоения учебного содержания!) использовать.
У учителя - филолога кроме этих, общих для всех учителей проблем, есть еще и сугубо специфические. Много общаясь с учителями по роду своей деятельности в качестве методиста системы повышения квалификации, часто слышу такое мнение от коллег – словесников: «Литература, чтение мало вызывает интереса у современного школьника, интернет и компьютер все дальше и дальше уводят ребенка от искусства слова, все меньше и меньше в школе детей, которые способны воспринимать действительность через художественное слово, а не визуальные цифровые образы». Согласитесь, в этих словах есть доля правды. На самом деле, современные исследователи называют нынешних школьников «поколением с клиповым мышлением», поколением, для которого зрительный образ предпочтительнее вербального. Поколение начала 21 века – это люди экранной культуры, воспринимающие окружающую действительность и формирующие свою картину мира через экран монитора, телевизора, плазменной панели. В такой ситуации сопротивляться, цепляться за привычные методы мотивации, привлечения внимания, активизации деятельности, на мой взгляд, бесперспективно, недальновидно и непродуктивно. Есть возможности не потерять современных школьников как школьников читающих, интересующихся литературой. И некоторый опыт по использованию современных информационно – коммуникационных и педагогических технологий для решения этой проблемы в работе учителя литературы я бы хотела вам представить.
Обстоятельства последних 6 лет для меня складываются таким образом, что я работаю только в старших классах. Каждый год – ЕГЭ, каждый год – новая параллель неизвестных детей, часто сборные классы – из разных школ, из разных классов. Кроме этого, по роду своей основной деятельности я нахожусь в самом центре очень бурной методической деятельности по освоению ИКТ – технологий и передаче этих знаний в среду учителей Челябинска. Круг разрабатываемых направлений очень широк: сетевые технологии, интернет – представительства, он – лайн конференции, интерактивные презентации, электронные портфолио, интернет - сервисы для визуализации учебной информации и публикации методических материалов, технологии ВЕБ 2.0 и многое, многое другое. Понимание возможности использования этих новых инструментов для оптимизации деятельности по решению традиционных педагогических задач и возможности постановки и решения новых, диктуемых современной ситуацией, приходит само собой.
Итак, описание проблемы.
- Значительный объем программного материала для изучения и анализа (программа Курдюмовой, 10 класс)
- Вызовы современности и требования модернизации образования
- Класс современных школьников, требующий другого подхода в планировании и организации деятельности (10 класс , 22 человека)
- Ограниченное время общения для решения текущих вопросов (учитель – совместитель, очень ограниченный во времени и малодоступный для очной коммуникации)
Ресурсы:
- ИКТ – компетентный учитель
- ИКТ – грамотные и технически оснащенные школьники (21 человек имеет дома ПК, 18 человек - свободный выход в широкополосный интернет, 22 человека свободно работают с офисными программами и браузером)
- Возможность мотивации: участие в городском конкурсе компьютерных продуктов «Ученик - учителю»
С чего начался разговор с учащимися и какой первый шаг был сделан?
Первоначальный посыл для организации деятельности звучал следующим образом:
современный урок, в том числе урок литературы, который был бы интересен нынешнему поколению учащихся, невозможен без использования современных мультимедийных ресурсов: иллюстраций, видеофрагментов, аудиофрагментов, анимаций и пр. Но использование цифровых ресурсов на уроке и во внеурочной деятельности связано с большими трудностями. Педагогу часто не хватает времени и умений на осуществление грамотного профессионального поиска необходимых материалов в интернет, не хватает навыков для систематизации, хранения и открытой публикации найденных материалов в открытой и доступной среде, предъявления этих материалов для обсуждения и анализа, инфраструктура и техническое обеспечение классного помещения для проведения урока литературы не всегда приспособлены для организации работы по созданию и предъявлению цифровых ресурсов, способных качественно изменить современный урок литературы. Поэтому можно и нужно объединить усилия и возможности ИКТ – оспособленных и технически оснащенных учащихся и методически грамотного педагога для подготовки качественного современного урока и работы над содержанием учебного материала в более ИКТ – насыщенной среде. (Более подробно мотивационную часть работы можно посмотреть на сетевой странице проекта -http://www.openclass.ru/pages/203043)
Таким образом, цель работы можно сформулировать следующим образом:
создание интернет - ресурса для работы учителя литературы старших классов по одной из ключевых тем школьной программы, подготовки к проведению цикла уроков по изучению творчества великого русского писателя и анализа одного из самых сложных для изучения произведения русской литературы в ИКТ – насыщенной образовательной среде - продукт коллективной деятельности группы учащихся, интересующихся изучением русской литературы на более высоком уровне, нежели предусмотрено школьной программой, организованной в рамках внеурочной (дополнительной) деятельности: интернет – блог, созданный на платформе Googlе, - «Федор Михайлович Достоевский – изучаем в школе» http://dostoevskiy155.blogspot.com/, наполняемый и редактируемый группой учащихся под руководством учителя мультимедийными материалами, необходимыми для проведения современного урока литературы: видеофрагменты, аудиозаписи, тексты произведений и критических статей, иллюстрации, презентации и пр. материалы по по теме.
Необходимо было убедить учащихся в реалистичности выполнения для них данной работы.
После этого работа была проведена по следующему графику:
Этапы проекта |
Содержание работы
|
Позиция учителя
|
12 февраля – 15 февраля
|
разделение класса на группы, закрепление за группой определенной темы
|
Основной организатор, разработчик, идеолог. наставник
|
15 февраля – 21 февраля
|
создание личных аккаунтов, создание блогов, получение прав на администрирование блога каждым участником группы, выбор менеджеров (руководителей) проекта в группе учащихся.
|
Наставник, организатор, консультант
|
22 февраля - 27 февраля
|
определение структуры блога, освоение основных операций по редактированию блога (публикация документов и презентаций, работа с видео и графиков в объеме, необходимом для ведения блога)
|
Консультант, тьютор.
|
28 февраля - 21 марта
|
Поиск, оценка, отбор и систематизация материалов по теме
|
Наблюдатель, консультант
|
22 марта – 15 апреля
|
Оформление найденных материалов и их публикация средствами интернет - сервисов
|
Консультант, ученик
|
16 -17 апреля
|
Презентация и обсуждение готовых проектов
Всего в разработке находится в настоящий момент три аналогичных продукта. Данный проект более других готов к предъявлению и общественному использованию.
|
Партнер, консультант
|
Форма деятельности учащихся в рамках внеурочной деятельности по предмету (с целью углубленного изучения материала) – самостоятельная поисковая работа по поиску, оценке, отбору, систематизации и предъявлению информации по теме в интернет – среде.
В ходе проекта учащиеся практически самостоятельно решают следующие задачи.
Технологические задачи:
- создание аккаунтов (личных кабинетов) и присоединение к созданному учителем блогу как к сетевой площадки для размещения содержательных материалов
- получение доступа к редактированию блога для каждого участника
- осуществление профессионального поиска информации (электронные и традиционные источники)
- публикация и оформление найденных материалов при помощи интернет – сервисов (слайд – шоу, видеофрагменты и пр.)
Содержательные задачи
- выбор тематики создаваемого интернет - ресурса
- определение содержательной структуры интернет – ресурса (разделы, блоки, страницы)
- поиск материалов в соответствии с определенной содержательной структурой
Коммуникативные задачи:
- Определение и формулировка общих целей и задач в составе группы
- Распределение ролей в группе
- Самостоятельное определение способов для решения поставленных задач
- Корректировка планов с учетом обстоятельств
- Учет чужого мнения и выработка общей позиции
Обращаю внимание, что не ставилась принципиально перед учащимися задача по освоению учебного содержания, не формулировались традиционные при изучении и анализе конкретного произведения задачи, поскольку это задачи не учащихся, а учителя. Для детей проблема формулировалась в понятных и жизненных установках: нет возможности найти время учителю на поиск информации – надо помочь. Нет возможности в школе создавать цифровые ресурсы с использование аудио, графики , видео – надо помочь.
Получившийся продукт можно считать динамичным ресурсом, который доступен для публикаций новых материалов и после окончания активной стадии работы.
В настоящий момент блог состоит из следующих содержательных блоков, и выбранная технология позволяет их регулярно пополнять:
Название раздела |
Содержание материалов
|
Методическая ценность
|
Достоевский сегодня
(новостная главная страница блога)
http://dostoevskiy155.blogspot.com/
|
Статьи, видеорепортажи о жизни произведений Достоевского сегодня, материалы об актуальности наследия Достоевского в современной жизни
|
Выбранная технология – постоянно пополняемая страница для создания сообщений о найденных учащимися свидетельств интереса к наследию Достоевского сегодня. В настоящий момент на странице опубликованы 2 видеорепортажа к юбилейным датам и анонс новой книги – исследования жизни великого писателя. Все материалы найдены учащимися.
|
Биография Ф.М.Достоевского
http://dostoevskiy155.blogspot.com/p/blog-page.html
|
Страница, на которой собираются ссылки на различные жизнеописания писателя, написанные разными авторами, с разной степенью полноты, с разных идеологических позиций
|
Разный подход к описанию жизни великого мыслителя позволяет учащимся сравнить позиции биографов разных лет, определить разницу между подходами литературоведов, анализировать факты из жизни писателя и оценку этих событий, вырабатывая свой собственный взгляд и собственное мнение.
|
Творчество Ф.М. Достоевского
http://dostoevskiy155.blogspot.com/p/blog-page_28.html
|
Страница для публикаций информационных материалов в соответствии с учебным планом изучения творчества писателя
|
Работая над поиском материалов, способных расширить границы учебника по изучению того или иного вопроса, учащиеся напрямую решают задачу освоения учебного материала
|
Роман «Преступление и наказание»
http://dostoevskiy155.blogspot.com/p/blog-page_25.html
|
Страница для публикаций информационных материалов в соответствии с учебным планом изучения творчества писателя
|
Раздел содержательно и структурно не отличается принципиально от предыдущего раздела, но концентрирует внимание на более узких вопросах изучения творчества писателя, связанных с конкретным произведением.
|
Критика
http://dostoevskiy155.blogspot.com/p/blog-page_2556.html
|
Страница, на которой учащимися составляется он – лайн каталог критических статей, монографий по теме, в электронном виде.
|
Обязательным условием для публикации ссылки является составление текста аннотации публикуемой статьи, что позволяет учащимся оттачивать речевые умения, навыки письменной коммуникации.
|
Библиотека
http://dostoevskiy155.blogspot.com/p/blog-page_2423.html
|
Страница – каталог для публикации полнотекстовых версий произведений писателя. Каждая ссылка сопровождается указанием на год написания и мест первого издания, а так же ссылка на краткое содержание данного произведения, обращение к которому иногда так же бывает полезно
|
Собранные под рукой, в удобном и доступном виде ссылки на тексты произведений позволяют учащимся быть готовыми к работе с текстом, избавляют их от поисков нужного текста, а учителю удобно и просто планировать работу с текстом: выделять отдельные эпизоды для анализа, распечатывать отрывки, необходимые для работы и пр.
Наличие текста и пересказа позволяют организовать работу над стилем, языком писателя, что часто бывает затруднено именно невозможностью обеспечить каждого учащегося необходимым комплектом учебных материалов, трудностями с распечаткой, копированием и пр.
|
Галерея
http://dostoevskiy155.blogspot.com/p/blog-page_2096.html
|
Страница, предназначенная для публикации тематических слайд – шоу для демонстрации на уроках и самостоятельной деятельности учащегося.
|
Участники проекта самостоятельно решают вопрос о необходимости включения того или иного иллюстративно материала в каждое из созданных слайд – шоу. В настоящий момент подготовлены комплекты иллюстраций по следующим темам: «Портреты Достоевского» «Жизнь Достоевского», «Памятные места».
|
Видеотека http://dostoevskiy155.blogspot.com/p/blog-page_9482.html
Аудиотека http://dostoevskiy155.blogspot.com/p/blog-page_8966.html
|
Страницы – хранилища для медийных материалов, которые содержат подготовленные аудио – и видеоматериалы для демонстрации и работы на уроке.
|
Данные материалы представляют собой законченные отрывки экранизаций, радиоспектаклей, документальных фильмов, «нарезанных» учащимися на содержательно законченные отрывки, которые снабжены аннотациями, кратким содержанием, необходимыми пояснениями.
Не требуют дополнительных программных средств, кроме стандартных, не требуют загрузки. Готовы к непосредственному использованию.
|
Задания и упражнения по творчеству Достоевского
http://dostoevskiy155.blogspot.com/p/blog-page_4555.html
|
Страница – методический раздел, систематизирующий разнообразные задания и упражнения для организации классной и внеклассной работы учащихся.
|
Данная страница пополняется материалами учителя, желающего иметь в свободном доступе учебные задания для организации индивидуальной, коллективной, групповой работы учащихся, а так же разнообразных тестовых материалов (в том числе предполагается поиск и публикация он – лайн заданий) . Публикация учебных заданий в открытом доступе позволяет более эффективно организовать домашнюю подготовку учащихся к семинарам, практическим работам и пр., а учителю более оперативно реагировать на изменения ситуации с расписанием, необходимости вести урок неспециализированном или незнакомом кабинете.[2] И прочие внештатные ситуации, нарушающие привычной ход работы.
|
Я иду на урок
http://dostoevskiy155.blogspot.com/p/blog-page_19.html
|
Страница – коллекция ссылок на разработки, презентации, открытые уроки, опубликованные в сетевых педагогических сообществах, подготовленных коллегами из разных городов России
|
Поиск и публикация ссылок на уроки, презентации осуществляется учащимися, а учитель в совместном обсуждении уточняет методическую ценность того или иного ресурса, определяет необходимость публикации. Данный вид работы позволяет учащимся получить представление о внутренней кухне профессиональной деятельности учителя, сложности и интенсивности труда учителя, что в свою очередь улучшает психологический климат общения учащихся и учителя, дает представление о профессии учителя в профориентационном аспекте.
|
Координация деятельности учащихся по созданию проекта осуществляется при помощи сайта Открытый класс (Сообщество для проведения внеурочной деятельности – «Учимся по –новому!» http://www.openclass.ru/communities/56728, страница проекта- http://www.openclass.ru/pages/203043) А так же по электронной почте и через форум проекта http://www.openclass.ru/forums/203050 Кроме этого учащиеся обсуждали ход проекта, планировали совместную деятельность в социальной сети ВКонтакте (просмор этих обсуждений по адресу: http://vkontakte.ru/topic-17170822_24681828?offset=last#scroll требует учетной записи на данном ресурсе)
Для использования материалов блога требуется только стандартный браузер и флеш – проигрыватель для просмотра мультимедийных материалов.
Кроме основных страниц и разделов на блоге есть материал, оформленный в виде гаджетов – специализированных динамичных блоков, содержащих полезные для работы ресурсы, среди которых:
- Ссылки на специализированные сайты по творчеству Достоевского
- Ссылки на сетевые сообщества, где учитель может воспользоваться каталогами учебных планов, тематических и календарных планирований, конспектов
- Тексты цитат и высказываний, которые могут быть использованы в качестве эпиграфов к уроку и пр.
Результаты работы и эффекты совместной деятельности учителя и учащихся:
- Работа над проектом позволила создать цифровой образовательный ресурс, объединяющий информационные и мультимедийные объекты для проведения уроков литературы в 10 классе по теме «Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского» в ИКТ – насыщенной образовательной среде, который должен быть востребован в педагогическом сообществе как удобный и полный информационно – методический цифровой образовательный ресурс. Ресурс может быть дополняем заинтересовавшимися данной работой педагогами, используемая технология позволяет увеличивать число авторов. Данный ресурс стал победителем городского конкурса «Компьютерные образовательные продукты: УЧЕНИК –УЧИТЕЛЬ -2011
- Процесс создания данного блога – не менее важен, чем результат подобной работы, поскольку позволил организовать учащихся на продуктивную практическую работу в группе, позволил сформировать или развить навыки совместной деятельности, межличностной коммуникации, работы в сетевой среде, информационной грамотности и пр.
- Проектная группа, участвовавшая в работе над созданием блога, демонстрирует по данным тематического мониторинга более высокие результаты, нежели все остальные учащиеся в классе, что свидетельствует о качественном усвоении материала, более высокой мотивации учащихся при работе.
- По результатам работы учащимся предложено было оценить и отрефлексировать проделанный путь. С результатами рефлексии можно познакомиться в сообществе проекта - форум «Проект «Ученик – учителю!» - http://www.openclass.ru/forums/203050
[2] Необходимость в этом учебном году иначе планировать работу в классе, например, с учетом карантина: в МОУ СОШ № 155 на весь период карантина в этом году учащиеся 10 классов не пропускали занятия, но предметный кабинетный принцип был нарушен, и учитель был вынужден вести работу в кабинете химии или физики. В этом случае выход в интернет и доступ к виртуальному кабинету литературы снимал много трудностей при проведении урока.
Ежегодно в городе Челябинске проходит конкурс среди учащихся «Компьютерные образовательные продукты: УЧЕНИК –УЧИТЕЛЮ».Положение о конкурсе можно посмотреть по адресу http://www.chel-edu.ru/competitions/pupils/
|
» Тэги к этому документу:
|
|
|
|
|
|
|
|