Помню, лет 8-10 назад некоторые мои коллеги сомневались в необходимости использования ИКТ в образовательном процессе. Постепенно 90% педагогов нашей школы освоили ИКТ на том или ином уровне. Проектные инновации тоже вызвали горячие споры. По мнению некоторых педагогов, все, что делается в школе можно назвать проектом. По мере формирования опыта проектирования стал возникать вопрос об тличии проектирования от исследовательской работы. Общаясь с учащимися, слышу их мнение о проектной деятельности. Наиболее опытные в этой обасти ученики видят реальные жизненные цели такой работы. И все же хотелось бы узнать, для чего мы с вами делаем проекты?
На мой взгляд, элементы метода проектов, в частности обучение в сотрудничестве, наиболее удачно вписываются в современный образовательный процесс, так как создают равные стартовые возможности для учащихся с разным уровнем базовых знаний.Элементы метода проектов в дополнении к урочной практике предоставляет учащимся уникальную возможность проявить свои способности, желать творить, выдумывать, пробовать, не боясь ошибиться и получить «2», а учителю - привлечь ребят к науке математике, русскому языку и др. , помочь им в самоопределении.
Проект, исходящий из приоритетных интересов ученика всегда даст всходы.
Но у нас сейчас, к сожалению, гонка отчетов в сделанном, бумаги и др. документы, и все-таки это не должно отражаться на детях.
Метод проектов очень интересный и сам рассчитан на пробуждение творчества и исследования. Но его нельзя ограничивать временными интервалами учебного года и планами.
Творчество планам не подчиняется.
Комментарий был изменен с момента создания (ZlobinaEO, Tue, 14/06/2011 - 15:51).
В наше время в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, учитель перестаёт быть для ученика единственным источником информации, а становится партнёром ребёнка в процессе обучения.Учитель должен всегда быть современным, тогда он будет интересен ученикам.Проектная деятельность наиболее полно отвечает групповой или индивидуальной творческой работе, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или в учебной деятельности.Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Повышается эффективность учебного процесса. Восприятие учащихся активизируется за счёт использования зрения и слуха. Учитывая психологические и физические особенности учащихся,работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована.
В течении года в нашем классе организовывалась проектная деятельность как всего класса, так и индивидуальная. Дети получают большое удовольствие от выполнения поставленных целей, организованной деятельности, особенно когда это выливается в сформированный фотоальбом, кинофильм, зарисовки о жизни класса или деятельности каждого ребенка в отдельности. Гордость - это сделал я сам или с друзьями, сияющие глаза детишек, не заменишь ничем.
Проектная деятельность младших школьников позволяет расширить кругозор детей, помогает выявить интересы и возможносьти каждого ученика. Если проект коллективный, то активные и пассивные участники проявляют свои индивидуальные возможности и часто не так, как мы предполагаем. Учащиеся охотно включаются в процесс сбора информации, подготовки. и оформления презентаций.
Защита проекта всегда интересна и увлекательна. Каждый участник и зритель получает интеллектуальный и эмоциональный заряд и желание попробовать свои силы в следующем проекте.
Очень важно, если в процессе работы над проектом происходит взаимодействие детей и родителей. Мамы и папы видят в своих детях творческий потенциал и имеют возможность оказать им помощь и стать ближе и понятнее своему ребёнку.
Проектная технология на уроках русского языка сегодня используется очень широко, способствуя развитию личностных ориентиров учащихся.
Личностная направленность обучения русскому языку, как показала практика, становится эффективной, если она строится с учетом возрастных, психологических, индивидуальных возможностей школьников, через активизацию их интеллектуальных интересов. Учитывая все выше сказанное, такая работа потребовала изменение структуры урока, т.е. внедрение в урок пректной технологии. В практике моей работы такой урок состоит из следующих этапов:
- целеполагание, когда ученики обсуждают темы и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;
- планирование; школьники вникают в идею и содержание проекта; размышляют над способами выполнения задания; вырабатывают план действий;
- исследование текстов, решение промежуточных задач;
- дискуссия (уточнения, дополнения, формулирование выводов); учащиеся обсуждают, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения;
- итог - создание проекта. Здесь происходит обобщение материалов в письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей, оформляют свои работы.
Я думаю, именно для этого мы используем проектные технологии.
Надежда Иванова