Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника
Submitted by Татьяна Евгеньевна Чибрякова on Tue, 14/06/2011 - 08:51
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока
· Определение тригонометрических функций острого угла прямоугольного треугольника;
· Свойства синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника;
· Основное тригонометрическое тождество;
· Таблица значений для углов 300,450 и 600.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия).
Описание действий участников образовательного процесса
Обоснование отсутствия этапа/АМО на этапе (если такое существует)
Инициация , вхождение в тему
5минут
«Ромашка познания»
Цель: актуализация имеющихся у детей знаний по теме
Участники: все обучающиеся
Необходимые материалы: ромашки и фломастеры
Проведение: Учащиеся делятся на группы по четыре человека. Каждая группа на своей ромашке своим фломастером записывает все известные понятия по теме(синус, косинус, тангенс острого угла, прилежащий катет, противолежащий катет, свойство, построение угла по данному значению синуса, косинуса или тангенса). По сигналу учителя группы меняются местами и дописывают то, чего нет на ромашке другой группы. Ничего исправлять нельзя, записи делать только своим цветом. Так происходит до тех пор, пока группа не вернется на своё место. Анализируют все записи и одна из групп представляет свою ромашку на интерактивной доске (учитель заранее готовит таблички с возможными записями). Лепестков у ромашки должно быть больше, чем дети смогут предложить терминов, т.к. не вся тема к этому времени изучена.
В результате у детей будет сформировано представление о том, что они должны к этому моменту знать.
Погружение в тему
4 минуты
«Пресс-конференция»
Цель:
Уточнение понятий, контроль усвоения терминов, умений применять их в практических задачах, поверка домашнего задания.
Необходимые принадлежности:
стол для « научных деятелей»
Одна из групп – «научные деятели», остальные – «журналисты», которые задают вопросы. Учитель отмечает ответы, направляет деятельность учащихся. Задает в конце свой вопрос, который на данном этапе является проблемным для учеников, так как их знаний для ответа на вопрос еще недостаточно.
Возможные вопросы:
1. Что такое синус (косинус, тангенс) острого угла прямоугольного треугольника?
2. Чему равен синус (косинус, тангенс) острого угла прямоугольного треугольника, если его стороны равны 3, 4,5?
3. Как построить угол, если его тангенс равен 2?
4. Зависит ли значение синуса (косинуса, тангенса) от треугольника?
5. Какие значения могут принимать синус (косинус, тангенс) острого угла прямоугольного треугольника?
6. Существует ли какая-то связь между синусом, косинусом и тангенсом острого угла прямоугольного треугольника?
7. Можно ли, зная градусную меру угла, найти значение тригонометрических функций?
Формирование ожиданий учеников
1 минута
Цель: формулирование образовательной задачи урока учителем
Принятие задачи предстоящей работы.
Интерактивная лекция
16 минут
Эвристическая беседа.
План.
1. Основное тригонометрическое тождество.
2. Значения тригонометрических функция некоторых углов
Работа в группах.
Представление результатов. Одна группа докладчик, вторая – оппонент.
Учитель объясняет новый материал в форме вопросы-ответы. На доске изображен прямоугольный треугольник с прямым углом с.
· Запишите теорему Пифагора для этого треугольника.
· Разделите обе части на с2.
· Что такое а/с? в/с?
· Какое равенство можно записать? (записывают основное тригонометрическое тождество.
· Давайте попробуем разделить синус угла на его косинус.
· Что получилось в результате?
· Записывают вывод.
· Что дают нам полученные формулы? (Связь между синусом, косинусом и тангенсом угла).
· До сих пор мы находили значения синуса, косинуса и тангенса углов, длины сторон. Можно ли найти значения, зная градусную меру угла? (еще раз напомнить, что значение не зависит от треугольника).
· Вычисление значений для угда 300 совместно.
· Вычисление значений для углов 450 и 600. (по две группы )
Релаксация
1 минута
«Любимый образ»
Цель: снять напряжение
Закрывают глаза, представляют себя в спокойной обстановке, когда им легко и свободно. В классе играет тихая спокойная музыка
Проработка содержания темы
14 минут
1. Решение опорных задач по теме.
1.Зная значение синуса угла, найти значение косинуса и тангенса (№ 593а)
2. Найти углы ромба, если его диагонали равны 2 и 2.(601)
Домашнее задание
1 минута
Инструктаж по домашнему заданию: выучить теорию, № 593б, 602.
Подведение итогов
2 минуты
«Светофор»
Цель:оценить собственный вклад в работу группы, взаимодействие в группе, эффективность учебной деятельности на уроке; оценить соответствие результатов с намеченными в начале урока целями.
Необходимые принадлежности:
Цветные стикеры, макет светофора.
Группы подводят итоги работы на уроке, каждый ученик соотносит результат своей работы и наклеивает стикер на макет светофора. Учитель по макетам может оценить эффективность проведенного урока.
Зеленый– все получилось, работой удовлетворен.
Желтый– есть сомнения.
Красный– твердо уверен в том, что ничего не понял, работа не принесла удовлетворения.