Формирование экологической культуры обучающихся на уроках и во внеклассной работе
Ответов - 10
Wed, 19/01/2011 - 12:27
Надежда Юрьевна Манькова
На сайте с: 16/01/2010
Баллы: 1554
Матвеенко Т.А.
учитель географии и биологии,
МОУ «Иванчугская ООШ»
Формирование экологической культуры обучающихся на уроках и во внеклассной работе.
"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”
А.А.Плешаков.
Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и как следствие этого появилась экологическая культура.
Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. [4]
Сегодня всех волнуют проблемы экологического кризиса, резкий рост числа заболеваний, опустынивание, загрязнение рек, Мирового океана. Преодоление экологического кризиса требует изменения традиционных норм и ценностей человека по отношению к природе и самому себе: изменения в содержании и сущности самого экологического образования.[1]
В связи с этим можно выделить следующие противоречия, с которыми мы сталкиваемся в ходе работы, и которые требуют немедленного разрешения:
ü между стремительным развитием индустрии и низкими темпами развития средств экологической защиты от побочных явлений этой индустрии;
ü между желанием жить в экологически чистом мире и экологической безграмотностью населения;
ü между желанием взрослых привить ребенку любовь к природе и отрицательным примером отношения этих же взрослых к окружающей среде;
ü между желанием использовать как можно больше природных ресурсов и неумением сохранить их для будущих поколений.
ü созданием комфортных условий для жителей и уничтожением среды обитания.
Проанализировав все выше обозначенные противоречия, я пришла к выводу, что важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической культуры у школьников.
Разные авторы выделяют три элемента, составляющих содержание экологической культуры:
1) уровень экологических знаний (интеллектуальный компонент);
2) уровень экологического сознания и поведения в природе (ценностный компонент);
3) запас практических умений и навыков в деле охраны природы (деятельностный компонент).[2]
Цель экологического воспитания:
формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создаются возможности для его восстановления.
Задачи:
·воспитывать умение понимать и ценить красоту и богатство природы;
·выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе;
·формировать потребность участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.
В программе экологического воспитания предлагаю выделить следующие направления работы:
·познавательное направление работы (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины и т.п.);
·познавательно-развлекательное направление работы (праздники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
·практическое направление работы (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, школы, школьного двора)
·исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты, исследовательские работы).
Формы работы по формированию экологической культуры:
·организация системной работы;
·практическая деятельность: презентация результатов на уроках, кружковых занятиях, экологических мероприятиях;
·сотрудничество с экологическими организациями (эколого-биологический центр, Астраханский биосферный заповедник и т.п.);
·участие в экологических конкурсах различного уровня.
Работа по экологическому образованию ведется на уроках. Практически во всех разделах программы по биологии и географии затрагиваются вопросы экологического плана, такие как взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания.
Преподавание естественных дисциплин немыслимо без проведения практических работ. Они позволяют:
ü проиллюстрировать изученный материал конкретными хорошо запоминающимися примерами;
ü осуществить индивидуальное, личностно - ориентированное обучение;
ü реализовывать самостоятельное обучение;
ü освоить методы исследовательской деятельности при постановке учебных экспериментов, сборе информации и обработке результатов, формулировании выводов;
ü показать красоту природы, сформировать эстетическое отношение к природе.
На уроках природоведения в 5 классе — использую экологические сказки. Например, сказку «Разноцветная речка». Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес обучающихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.
Работа по формированию экологической культуры может быть реализована при проведении внеклассной воспитательной работы. При проведении предметной декады я использую следующие формы работы: наблюдение объектов живой и неживой природы; экскурсии в природу; беседы, доклады, сообщения; выпуски газет; экологические игры; исследовательские проекты. Примеры: подготовка и защита презентации «Земля наш дом родной», защита проектов «Будущее края в наших руках», игра-викторина «Я край свой знаю, ведь в нём я живу», беседа «На пороге экологической катастрофы»
Веду в 9 классе элективный курс «Экологическая ситуация в России».
Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У школьников расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе руководствуюсь тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям обучающихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы опираюсь на жизненный опыт обучающихся, известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу, полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов. Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее подготовленных небольших докладов, сообщений учащихся, игровых моментов, инсценировок, практических заданий.
Для сохранения результатов учебной и практической деятельности обучающихся использую:
- презентации (цифровые или в виде распечатанных материалов);
- творческие работы (графические, живописные, литературные);
- газеты, выполненные ребятами.
Образовательная работа в области экологии очень интересна детям, держится на добровольности, заинтересованности ребят. Систематическое и целенаправленное проведение внеклассной работы по экологии будет способствовать формированию экологической культуры учащихся.
Учащиеся школы победители и лауреаты, активные участники мероприятий экологического характера разного уровня:
Регионального экологического тренинг-лагеря «Заповедная смена - 2008» - 3 место. Межрегионального конкурса экологических газет. Команда учащихся заняла 3 место. Регионального конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос». В течение нескольких лет принимаем участие во Всероссийском экологическом форуме “Зеленая планета”. Конкурса рисунков и фотографий «Зелёная планета глазами детей», конкурса литературных публикаций «Жизнь леса и судьбы людей», конкурса поделок из природного материала «Многообразие вековых традиций», конкурса исследовательских работ «Природа – бесценный дар, один на всех» в рамках Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета – 2009».
Школьная агитбригада - участник конкурса фольклорных и театральных коллективов «Природа. Культура. Экология» в рамках детского экологического форума «Зелёная планета – 2009» - 2 место. Руководители Матвеенко Т.А. и Васильева Н.И.IIместо в Акции «Пластику вторую жизнь, организованной руководителями Астраханского биосферного заповедника. В рамках этой акции были проведены мероприятия: Сбор пластика. Учащиеся школы собрали 495 кг., занялиIIместо. Конкурс агитбригад «Чистый берег». Школьная агитбригада «ЭКО+» занялаIместо. Социологический опрос населения по проблемам экологии провели обучающиеся школы и занялиIIIместо. Конкурс поделок из пластика «Альтернатива» -Iместо. Областная экологическая конференция «За единство с природой» на секции «Край, в котором я живу» (конкурс фотографий), руководитель Матвеенко Т.А., на секции «Богатства преумножай – природу не обижай» (конкурс плакатов) IIIместо в конкурсе сочинений «Как бы я решил проблему мусора на селе, если бы был главой сельсовета» в рамках межрегиональной природоохранительной акции «Марш парков – 2007г.» Шавашов Е, 8кл. получил диплом лауреата заочной викторины «Птичьи вопросы». Учащиеся школы приняли участие в региональном конкурсе экологических плакатов, в творческом конкурсе «Мой Баскунчак» в рамках природоохранной акции «Баскунчак – озеро чистоты», проводимым службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области совместно с государственным природным заказником «Богдинско-Баскунчакский». Все учащихся школы принимают участие в операциях «Уют», «Школа – наш дом», в акциях «Школьный двор», трудовых десантах по озеленению школы и кабинетов, субботниках «Чистый край», по благоустройству памятника. В ходе экскурсий, туристических походов учащиеся узнают правила поведения в природе и учатся выполнять их. В этом году организована работа учащихся во время 5 трудовой четверти. Обучающиеся 5-8классов в июне и августе работали на школьном дворе (уход за деревьями, прополка травы, озеленение территории школы).
Работа отряда «Голубой патруль» - давняя традиция школы. Мною разработано Положение о деятельности отряда, ежедневно в летний период учащиеся принимают участие в спасении рыбной молоди из водоёмов, оставшихся после половодья, в очистке ериков и проток от растительности. В этом году отряд занял 3 место в областном конкурсе.
Формирование экологической культуры у школьников характеризуется следующими показателями:
ü повышение уровня информированности;
ü повышение интереса к природе родного края;
ü потребность самовыражения в творческих работах;
ü соблюдение правил поведения в природе;
ü выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
ü способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
ü проявление нравственных качеств: доброты, отзывчивости и внимания к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.[3]
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.
В.А. Сухомлинский писал: «Если ребенок наслаждается красотой и творением его собственных рук, он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность».
В заключении хочу сказать, что работа по экологическому образованию и воспитанию школьников очень интересна и важна. Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что все в природе соединено тончайшими связями. И поэтому исследование природы должно идти комплексно — так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая ее, а сохраняя и улучшая.
Литература.
1.Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников Г.В. Тамбов, 1999.
2.Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М.: Педагогическое общество России, 1999.
3.Иванов В.Д. Эффективность педагогических условий в формировании экологической культуры подростков. Челябинск, 1992.
Видна действительно реальная практическая работа по сохранению чистоты своего родного края, чуствуется, как болит душа за свою малую родину у учителей, а значит и у детей в этой школе.
В нашей интернет-конференции оказалось два совершенно одинаковых форума.Но не хочется никого обижать,поэтому и в этом форуме принимаю участие и не только поэтому.Ведь я познакомилась здесь с интересным опытом работы по формированию экологической культуры и на уроках и во внеклассной работе.Как известно,урок является формой реализации педагогических воздействий,где происходит непосредственно и систематическое общение учителя и ученика,направленное на активизацию познавательных возможностей школьника.Экологическая культура учащихся формируется при "дуэте"экологического образования и экологического воспитания.Это происходит и при использовании экологических заданий на различных этапах урока,в результате экологических бесед, дискуссий,дидактических игр,практических и лабораторных работ,поисково-исследовательской деятельности,экскурсий и т.д.В результате школьники не только могут называть,показывать,выявлять,описывать,но и объяснять и прогнозировать экологические проблемы различного масштаба.Огромная роль в формировании экологической культуры отводится внеклассной работе.В нашей школе в этом направлении проводится большая работа,о чём я повествовала в форуме Елены Владимировны.Совместно с учителем биологии мы проводим недели экологии(проводим экскурсии в природу,конкурсы рисунков,плакатов, листовок,экологические мероприятия:"Интеллектуальная игра "Шоу-ералаш", "Праздник "День птиц", игра "Экологическое ассорти", "Экологический суд",викторина "Знаешь ли ты природу родного края?" и т. д.;совершаем поездки с детьми в Богдинско-Баскунчакский заповедник,организуем экологические десанты,акции,субботники и т. д.).И это не эпизодическая работа,а система по формированию экологической культуры у школьников.Их положительные экологические поступки в школьном возрасте и после окончания школы являются доказательством их сформированной экологической культуры.
С уважением учитель географии МБОУ "Удаченская ООШ МО "Ахтубинский район" Астраханской области.
Я познакомилась с опытом работы учителя Иванчугской школы. Все учителя биологии и географии формируют экологическую культуру не только на своих уроках, но и на внеклассных мероприятиях. Мы в своей школе тоже проводим акцию "Чистые берега Волги", интеллектуальную игру "Природа нашего края", работаем с детьми на пришкольном участке. И это все дает положительный результат обществу.
Это на акции "Чистые берега" 11.04 2010 г.
С уважением, Татьяна Скибо, учитель географии МОУ "СОШ №2 г. Нариманов", Наримановский район, Астраханская область
Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязь живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. На уроках географии,изучая природные районы России и другие регионы,мы часто обращаемся к культуре ,традициям,быту коренных народов. Как соизмеримо было их использование природных ресурсов. Как они поклонялись духам природы и вместе с тем ощущали себя ее частью, осознавали свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям.С течением времени отношения усложнялись в процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно устанавливали свои нормы и правила поведения в природе. Они понимали, что, разрушая природу, человек уничтожает свое будущее.Поэтому наша школа должна работать на перспективу, на будущее и создавать самые благоприятные условия для формирования гуманного человека – гражданина нового типа, подлинного хозяина своего общего дома – планеты Земля.Ваша работа по воспитанию экологической культуры,уважаемая Матвиенко Т.Н, является достойным вкладом. Спасибо за предоставленный опыт работы.
Комментарий был изменен с момента создания (t59n, Sat, 22/01/2011 - 20:04).
Уважаемые коллеги. Мы все работаем над формированием экологической культуры ребят и на уроках, и на внеклассных мероприятиях. Но мне кажется, что делать это нужно ненавязчиво. Нужно так подвести ребёнка к мысли о необходимости сохранения окружающей природы, чтобы ему показалось, что это он сам так решил. Сам принял для себя решение стать добровольным "охранником" природы. А у нас больше проводится акций в добровольно-принудительном порядке. Есть ли от них толк?
С уважением, Наталья Донскова, учитель географии МБОУ г. Астрахани "СОШ №35"
Подвести ребенка к мысли о необходимости сохранения окружающей природе возможно, наверное толко в младших и средних классах, Наталья Викторовна, В старших классах - в добровольных акциях участвуют единицы. Что делать?
Здравствуйте! у вас очень интересная работа! а главное- очень информативная, доступная. Вы очень много сделали для своего села, своей школы. Вы даёте не только теоретические основы экологического воспитания, но полный практический курс формирования экологической культуры школьниуов! А в школе теория и практика не разделимы. это большой плюс для вас, я желаю, чтоб вы продолжали своё прекрасное дело!
Видно из Вашей работы, что Вы стремитесь содержать окружающую территорию в чистоте. Система по привитию экологической кульльтуры даст свои результаты в будущем.
Татьяна Александровна! С удовольствием познакомилась с Вашей, значительно представленной и обстоятельно описанной, работой. Формирование экологической культуры на сегодняшний день неотложная необходимость, и очень правильно, что Вы этому уделяете серьёзное внимание.
Матвеенко Т.А.
учитель географии и биологии,
МОУ «Иванчугская ООШ»
Формирование экологической культуры обучающихся на уроках и во внеклассной работе.
"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”
А.А.Плешаков.
Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и как следствие этого появилась экологическая культура.
Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. [4]
Сегодня всех волнуют проблемы экологического кризиса, резкий рост числа заболеваний, опустынивание, загрязнение рек, Мирового океана. Преодоление экологического кризиса требует изменения традиционных норм и ценностей человека по отношению к природе и самому себе: изменения в содержании и сущности самого экологического образования.[1]
В связи с этим можно выделить следующие противоречия, с которыми мы сталкиваемся в ходе работы, и которые требуют немедленного разрешения:
ü между стремительным развитием индустрии и низкими темпами развития средств экологической защиты от побочных явлений этой индустрии;
ü между желанием жить в экологически чистом мире и экологической безграмотностью населения;
ü между желанием взрослых привить ребенку любовь к природе и отрицательным примером отношения этих же взрослых к окружающей среде;
ü между желанием использовать как можно больше природных ресурсов и неумением сохранить их для будущих поколений.
ü созданием комфортных условий для жителей и уничтожением среды обитания.
Проанализировав все выше обозначенные противоречия, я пришла к выводу, что важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической культуры у школьников.
Разные авторы выделяют три элемента, составляющих содержание экологической культуры:
1) уровень экологических знаний (интеллектуальный компонент);
2) уровень экологического сознания и поведения в природе (ценностный компонент);
3) запас практических умений и навыков в деле охраны природы (деятельностный компонент).[2]
Цель экологического воспитания:
формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создаются возможности для его восстановления.
Задачи:
· воспитывать умение понимать и ценить красоту и богатство природы;
· способствовать осуществлению экологически грамотных действий;
· занимать активную жизненную позицию;
· выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе;
· формировать потребность участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.
В программе экологического воспитания предлагаю выделить следующие направления работы:
· познавательное направление работы (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины и т.п.);
· познавательно-развлекательное направление работы (праздники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
· практическое направление работы (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, школы, школьного двора)
· исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты, исследовательские работы).
Формы работы по формированию экологической культуры:
· организация системной работы;
· практическая деятельность: презентация результатов на уроках, кружковых занятиях, экологических мероприятиях;
· сотрудничество с экологическими организациями (эколого-биологический центр, Астраханский биосферный заповедник и т.п.);
· участие в экологических конкурсах различного уровня.
Работа по экологическому образованию ведется на уроках. Практически во всех разделах программы по биологии и географии затрагиваются вопросы экологического плана, такие как взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания.
Преподавание естественных дисциплин немыслимо без проведения практических работ. Они позволяют:
ü проиллюстрировать изученный материал конкретными хорошо запоминающимися примерами;
ü осуществить индивидуальное, личностно - ориентированное обучение;
ü реализовывать самостоятельное обучение;
ü освоить методы исследовательской деятельности при постановке учебных экспериментов, сборе информации и обработке результатов, формулировании выводов;
ü показать красоту природы, сформировать эстетическое отношение к природе.
На уроках природоведения в 5 классе — использую экологические сказки. Например, сказку «Разноцветная речка». Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес обучающихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.
Работа по формированию экологической культуры может быть реализована при проведении внеклассной воспитательной работы. При проведении предметной декады я использую следующие формы работы: наблюдение объектов живой и неживой природы; экскурсии в природу; беседы, доклады, сообщения; выпуски газет; экологические игры; исследовательские проекты. Примеры: подготовка и защита презентации «Земля наш дом родной», защита проектов «Будущее края в наших руках», игра-викторина «Я край свой знаю, ведь в нём я живу», беседа «На пороге экологической катастрофы»
Веду в 9 классе элективный курс «Экологическая ситуация в России».
Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У школьников расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе руководствуюсь тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям обучающихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы опираюсь на жизненный опыт обучающихся, известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу, полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов. Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее подготовленных небольших докладов, сообщений учащихся, игровых моментов, инсценировок, практических заданий.
Для сохранения результатов учебной и практической деятельности обучающихся использую:
- презентации (цифровые или в виде распечатанных материалов);
- творческие работы (графические, живописные, литературные);
- газеты, выполненные ребятами.
Образовательная работа в области экологии очень интересна детям, держится на добровольности, заинтересованности ребят. Систематическое и целенаправленное проведение внеклассной работы по экологии будет способствовать формированию экологической культуры учащихся.
Учащиеся школы победители и лауреаты, активные участники мероприятий экологического характера разного уровня:
Регионального экологического тренинг-лагеря «Заповедная смена - 2008» - 3 место. Межрегионального конкурса экологических газет. Команда учащихся заняла 3 место. Регионального конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос». В течение нескольких лет принимаем участие во Всероссийском экологическом форуме “Зеленая планета”. Конкурса рисунков и фотографий «Зелёная планета глазами детей», конкурса литературных публикаций «Жизнь леса и судьбы людей», конкурса поделок из природного материала «Многообразие вековых традиций», конкурса исследовательских работ «Природа – бесценный дар, один на всех» в рамках Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета – 2009».
Школьная агитбригада - участник конкурса фольклорных и театральных коллективов «Природа. Культура. Экология» в рамках детского экологического форума «Зелёная планета – 2009» - 2 место. Руководители Матвеенко Т.А. и Васильева Н.И. II место в Акции «Пластику вторую жизнь, организованной руководителями Астраханского биосферного заповедника. В рамках этой акции были проведены мероприятия: Сбор пластика. Учащиеся школы собрали 495 кг., заняли II место. Конкурс агитбригад «Чистый берег». Школьная агитбригада «ЭКО+» заняла I место. Социологический опрос населения по проблемам экологии провели обучающиеся школы и заняли III место. Конкурс поделок из пластика «Альтернатива» - I место. Областная экологическая конференция «За единство с природой» на секции «Край, в котором я живу» (конкурс фотографий), руководитель Матвеенко Т.А., на секции «Богатства преумножай – природу не обижай» (конкурс плакатов) III место в конкурсе сочинений «Как бы я решил проблему мусора на селе, если бы был главой сельсовета» в рамках межрегиональной природоохранительной акции «Марш парков – 2007г.» Шавашов Е, 8кл. получил диплом лауреата заочной викторины «Птичьи вопросы». Учащиеся школы приняли участие в региональном конкурсе экологических плакатов, в творческом конкурсе «Мой Баскунчак» в рамках природоохранной акции «Баскунчак – озеро чистоты», проводимым службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области совместно с государственным природным заказником «Богдинско-Баскунчакский». Все учащихся школы принимают участие в операциях «Уют», «Школа – наш дом», в акциях «Школьный двор», трудовых десантах по озеленению школы и кабинетов, субботниках «Чистый край», по благоустройству памятника. В ходе экскурсий, туристических походов учащиеся узнают правила поведения в природе и учатся выполнять их. В этом году организована работа учащихся во время 5 трудовой четверти. Обучающиеся 5-8классов в июне и августе работали на школьном дворе (уход за деревьями, прополка травы, озеленение территории школы).
Работа отряда «Голубой патруль» - давняя традиция школы. Мною разработано Положение о деятельности отряда, ежедневно в летний период учащиеся принимают участие в спасении рыбной молоди из водоёмов, оставшихся после половодья, в очистке ериков и проток от растительности. В этом году отряд занял 3 место в областном конкурсе.
Формирование экологической культуры у школьников характеризуется следующими показателями:
ü повышение уровня информированности;
ü повышение интереса к природе родного края;
ü потребность самовыражения в творческих работах;
ü соблюдение правил поведения в природе;
ü выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
ü способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
ü проявление нравственных качеств: доброты, отзывчивости и внимания к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.[3]
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.
В.А. Сухомлинский писал: «Если ребенок наслаждается красотой и творением его собственных рук, он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность».
В заключении хочу сказать, что работа по экологическому образованию и воспитанию школьников очень интересна и важна. Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что все в природе соединено тончайшими связями. И поэтому исследование природы должно идти комплексно — так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая ее, а сохраняя и улучшая.
Литература.
1. Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников Г.В. Тамбов, 1999.
2. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М.: Педагогическое общество России, 1999.
3. Иванов В.Д. Эффективность педагогических условий в формировании экологической культуры подростков. Челябинск, 1992.
4. Медведев В.И. Экологическое сознание. 2002.
С уважением, Надежда Юрьевна Манькова!