Не знаю как ваши, а мои ученики обажают ребусы! Я их применяю на обобщающих уроках, во время предметных недель, при прохождении новой темы, чтобы вызвать интерес к материалу, на открытых уроках, внеклассных мероприятиях по географии и не только.
Достаточно один раз объяснить детям принцип составления ребуса и они увлечённо начинают "докапываться" до сути зашифрованного. Будь то африканское растение или животное-эндемик Австралии или объект номенклатуры- всё, что ребёнок отгадал самостоятельно он обязательно запомнит, да ещё в том ключе , который вы задали. И, будьте уверены, он будет помнить это много лет и очень хорошо. И при этом испытывать интерес к географии и чуство удовлетворения собой, таким умным и эрудированным! Что собственно нам и требовалось))))) То есть, в игре мы обучаем. Интересно учителю, интересно детям, урок бурлит, новое изучается, дисциплину когда детям не скучно, тоже не надо насаждать железной рукой- вот сколько плюсов могут подарить игровые моменты в обучении!
Что означает слово "Ребус"? Оно латинского происхождения( "res" - вещь). В словаре С.И Ожегова написано: " Ребус- это загадка, вкоторой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков".
Если вы используете не всё слово, а лишь некоторые его буквы, то над словом надо ставить номера этих букв, а если вы отнимаете несколько букв в начале или конце слова, то надо спереди или сзади используемого символа ставить столько запятых, сколько букв вы убираете.
Очень интересный приём с использованием предлогов: если в зашифрованном термине имеются слоги НАД, ПОД, ЗА или буквы О, В, С можно использовать "эффект матрёшки". Например, река Намиб может быть представлена в виде ребуса из букв, где над буквой "М" проведена черта и над чертой написан слог "ИБ", то есть на букве "М" находится "ИБ". По тому же принципу шифруется река Волга: в букве "О" внутри рисуется слог "ЛГА" и выходит, что в "О" находится "ЛГА". Это простые ребусы. Однако можно варьировать ребусы по степени сложности в зависимости от уровня подготовки учащихся, их возраста, темы урока. Сильным ученикам можно дать задание самим составить ребус и затем отгадать его всем классом и обсудить достоинства и недостатки.
Таким образом, "убивается сразу несколько зайцев":
- повышается интерес к предмету
- накапливаются энциклопедические знания у учащихся
- тренируется речь, смекалка, скорость мышления, ответная реакция
- материал запоминается в учебном, научном контексте ( например: в этом ребусе зашифрован один из народов Африки, занимающийся рыболовством и охотой и отличающийся маленьким ростом)
В ребусах можно использовать рисунки, фото, символы( - + @ . , значок числа ПИ и др.) Можно работать фронтально со всем классом и вести диалог с учащимися во время отгадывания, а можно и раздавать индивидуальные карточки-задания с различными ребусами. Иногда, я к сложному задания добавляю ещё и ребус, чтобы снять психологическое напряжение с ученика, работающего над сложным заданием. Тем, кто ещё не использовал ребусы и прочие игровые элементы на своих уроках-рекомендую попробовать: не пожалеете!
|