2010 год В школах, которые я знаю, по-моему, мало смеются. Многое, что можно, было бы выучить смеясь, учат слезами — горькими и бесполезными. Дж. Родари. Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. «Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши»,—говорил один старый немецкий педагог. Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно, неинтересное «укладывается» в памяти с большим трудом и легко вытесняется из нее.[ Нельзя забывать, что у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля и сознательность. У него гораздо более туманное представление о сладких плодах учения, чем у нас. У него еще очень слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы учиться, если ученье не захватывает само по себе. Более того, природа отпустила ему намного меньше работоспособности, чем требует от него школа. Даже если не только учителя и родители, но и он сам будет постоянно твердить себе — «должен», то все равно рано или поздно наступает момент, когда он перестает следить, за происходящим на уроке и погружается в дремоту с открытыми глазами, «отключается» (наступает так называемое охранительное торможение) или начинает вертеться на парте, смеяться, тормошить соседа (так называемое охранительное возбуждение). В таких случаях мы считаем, что он ленивый, несобранный, что надо отобрать у него дневник, вызвать родителей и т.д., но мы не задаем себе того мудрого вопроса, который задал Маленькому принцу король крошечной планеты: «Если я прика¬жу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой, и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват: он или я?» Если же все-таки представить себе такого чудо-ребенка, который выполняет и выучивает все, что от него требуется, добросовестно, но без всякого увлечения, то мы столкнемся: с одним из самых печальных явлений в школе — с формальными знаниями. Ибо психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, не становятся активным достоянием человека. Они остаются мертвым грузом, не пригодным к применению, т.е. к тому, во имя чего их стоит приобретать. Интересное, увлекательное в языке всегда окружает нас, его надо только выявить и особым образом подать детям, заставить их самих открывать интересное. Детям, например, покажется необычным сообщение учителя о том, что согласных звуков у нас в Шесть раз больше, чем гласных, а согласных букв только в два раза больше; что самой «трудолюбивой» буквой русского алфавита является О {в каждой тысяче букв текста она встречается 90 раз), а самой «ленивой» — Ф (встречается два раза в тысяче букв). Занимательность создается необычной для учащихся поста¬новкой вопроса, необычной формулировкой задания. Например: — Могут ли быть словами отдельные звуки? (Их много: у, в, к, а, и, о, с.) — Сколько раз встречается мягкий согласный звук «з» в предложении: Зина обратилась с просьбой к Лизе? На первый взгляд кажущиеся простыми, такие вопросы развивают у детей сообразительность, наблюдательность, языковое чутье. Интересными и даже занимательными эле¬ментами урока могут быть те языковые материалы, на которых проводится практическая или теоретическая работа. Это могут быть вопросы-шутки, занимательные рассказы, рифмованные упражнения; грамматические сказки, веселые стихи, лингвисти¬ческие задачи. Найди имя собственное К нарицательным существительным первого столбца надо найти имя собст¬венное из второго столбца, которое само или прилагательное от которого в сочетании с определяемым нарицатель¬ным существительным образует фразео¬логизм. Например: азбука Морзе. Азбука Авгий Близнецы Аладин Бочка Анюта Верста Ариадна Глазки Ахиллес Грамота Буридан Кафтан Вавилон Конюшни Валаам Конь Геркулес Лампа Гомер Ложе Гордий Меч Дамокл Муки Демьян Нить Диоген Огонь Китай Осел Коломна Ослица Лукулл Пир Мамай Победа Мономах Побоище Морзе Пята Пандора Стена Пирр Столпотворение Прокруст Столпы Прометей Узел Сиам Уха Танталл Хохот Тришка Шапка Троя Язык Филька Ящик Эзоп Комментарий. Игра проводится как соревнование: Кто быстрее и правильно? Победитель тот, кто наберет наибольшее число пар за определенное время. Предлагаемый список можно предъ¬явить не весь сразу, а частями, разделив задания по степени трудности. Можно дать дополнительный вопрос: объяснить значение некоторых сочетаний или найти к ним синонимы. Если значение неизвестно, предложить само¬стоятельно найти объяснение по словарям. Для закрепления можно предложить учащимся употребить новые для них обороты в предложении или составить с ними короткий рассказ. Кроме того, учитель может описать ситуацию, а учащиеся должны назвать подходящую к ней фразеологическую единицу. Назывной рассказ Играющие называют какие-нибудь су¬ществительные, связанные по смыслу. Слова не должны повторяться. Из названных существительных надо соста¬вить «назывной» рассказ. Рассказ может создаваться как индивидуально, так и коллективно. К существительным можно добавлять прилагательные. Например, начало рассказа: Зима. Дорога (если были названы эти слова). Примером «назывного» рассказа, со¬зданного Мастером, служит стихотворе¬ние А. А. Фета. Шепот. Робкое дыханье. Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной. Ночные тени,— Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы,— И заря, заря!.. Где, в каком виде, почему? Играющие загадывают какие-либо омонимы. Например: коса, лук, нос. Отгадывающий задает три вопроса, помогающие отгадывать задуманные. На каждый вопрос отвечают двое. Напри¬мер, загадан лук. Вопросы Где вы можете встретить этот предмет? В каком виде этот предмет может быть? Почему вы любите этот предмет? Ответы В огороде. На охо¬те. В жареном. В натянутом. Из него можно стрелять. В помощь играющим даем небольшой список слов-названий омонимичных групп: икра, ключ, коса, крошка, ладья, лисичка, люлька, мир, наречие, норка, опушка, охота, очки, петрушка, побег, подножка, пол, полька, пост, предложе¬ние, рак, реакция, свет, сдача, союз, среда, стан, стать, такса, тур, ударник, шайка, шашка. Игра «Любопытный Буратино» Нынешним пятиклассникам хорошо знакома сказочная повесть Джералда Даррелла «Говорящий сверток». Один из ее главных героев Попугай является хранителем слов. Он говорит так: «Если за ними [словами] не присматривать, если не давать им упражняться, они зачахнут и исчезнут...» В курсе русского языка есть понятия и слова, точнее термины, которые тоже нужно «проветривать», повторять. С этой целью можно провести игру «Любопытный Буратино». В ней участвует весь класс. Ведущий игры накануне дома (или в классе во время урока) самосто¬ятельно составляет три-четыре вопроса, которые требуют кратких ответов. Вопросы разрешается задавать по всем изученным разделам, причем сами уча¬щиеся служат чутким барометром, опре¬деляющим, что уже подзабыто, что пришло время повторить. В процессе игры учащиеся демонстри¬руют умение сформулировать вопрос, внимательно выслушать ответ товарища и проанализировать его. Ценность со¬зданной речевой ситуации и в том, что дети, вступая в диалог, одновременно обучаются культуре общения.