Развернутая игра Мозговой штурм для уроков музыки.
В течение одного урока предлагается провести три процедуры мозгового штурма (по 15 мин. каждый) по следующим тематическим направлениям:
1. Почему опера Ж. Бизе «Кармен» стала мировым музыкальным хитом?
2. Старинный русский хоровод и современные формы времяпрепровождения молодежи: сравним?
3. Джаз: по нескольким разнообразным отрывкам джазовой музыки определить этот стиль и описать наиболее характерные его черты.
Введение.
Методическое описание коммуникативных принципов, использованных в плане-конспекте.
.
Особенность данного урока музыки состоит в том, мы прибегаем к коммуникативной процедуре мозгового штурма. Данный метод интерпретируем не только как эвристический метод, но и как диалогический. Коротко об авторской интерпретации метода. Как известно, процедура мозгового штурма включает следующие основные стадии:
1. презентацию проблемы обсуждения и условий обсуждения;
2. стадию генерации идей;
3. стадию критики, защиты, обсуждения идей;
4. итоговую стадию принятия решения или обобщения результатов.
На стадии генерации идей запрещается критиковать какие бы то ни было предложения и мысли, даже самые непонятные и нелепые. Строгое соблюдение процедуры позволяет развести во времени генерацию идей и их критику, что минимизирует стрессы в процессе генерации идей и повышает тем самым продуктивность мышления. Но следует учитывать и то, что весь позитивный результат 1-3 стадий может при неправильной организации дезавуировать 4-я стадия. К примеру, если из всех наработанных идей, к воплощению будет принята одна, а остальные – просто отброшены. Снизить дискомфорт может помочь так называемый документируемый «банк идей» и др. Совмещение либо разворачивание стадий метода может образовывать массу его модификаций.
.
Метод мозгового штурма (мозговая атака, brain storming) мы рассматриваем не только как эвристический (что традиционно для его описаний), но и как диалогический. Отнестись к мозговому штурму, как к методу диалогическому нам позволяют диалогические модели отечественной школы диалога культур (В.Библер, С.Курганов и др.), дополненные нашими собственными интерпретациями:
диалог-наведение(переформулирование повествовательных реплик в вопросительные): используется на всех стадиях, включен в другие модели диалога;
диалог-спор(термин школы диалога культур; экспрессивный диалог, призван способствовать порождению идей и развертыванию их до социально оформленных видов, не спор ради спора) используется
а) на стадии критики – по преимуществу;
б) на стадии генерации идей – как скрытый диалог-спор: генерируемые и внешне не оспариваемые идеи могут сами по себе выражать полярные точки зрения, а, следовательно, процесс генерации идей может проходить в режиме когнитивного конфликта, что имманентно диалогу-спору;
в) на итоговой стадии – по причине возможной фиксации неразрешенных когнитивных конфликтов;
диалог-согласие(термин школы диалога культур; стремление к обобщению результатов осмысления в ходе диалога-спора, создание единого смыслообраза) используется
а) на итоговой стадии - по преимуществу;
б) на всех стадиях – поскольку добровольное участие и подчинение правилам уже есть проявление согласия.
.
На наш взгляд, транспарентные для всех участников коммуникации
1) процедурные «правила игры» мозгового штурма и
2) т.н. психологические «диалогические якорьки» школы диалога культур
- позволяют организовать и соблюсти диалог по отношению к детям, обеспечить включение детской субъектности в творческий процесс осмысления явлений музыкальной культуры в информационном пространстве музыкального образования.
.
Для визуализации индивидуальных и коллективных процессов мышления часто используется интеллект-карта Т. и Б. Бьюзен: нелинейная, древо-образная, желательно красочная схема процесса и результата осмысления проблемы. Данная схема визуализирует логические и ассоциативные связи движения мысли вербально-понятийно и символическими мини-картинками.
.
В опоре на описанный выше метод были созданы и апробированы на практике ряд планов-конспектов уроков музыки и одна методическая разработка. Они размещены на портале «Открытый класс»:
1. Развернутая игра Мозговой штурм для уроков музыки.
2. Мозговой штурм (стадия генерации идей) в процессе изучения увертюры–фантазии П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» на уроках музыки.
3. Мозговой штурм (стадия генерации идей) – в процессе изучения оперы Ж. Бизе «Кармен» на уроках музыки.
4. Преемственность в музыке разных эпох и стилей на примере старинного знаменного напева, Шестопсалмия С.В. Рахманинова (№7 из его «Всенощного бдения») и Финала из рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось» (с использованием элементов технологии мозгового штурма – совмещенных стадии генерации идей и стадии итогового обобщения результатов осмысления).
5. Описание одной из форм мозгового штурма для использования на вокально-хоровых занятиях: игра «Фабрика звезд».
Предлагаем коллегам использовать данные размещенные нами материалы в качестве основы для уроков музыки, а так же, при небольшой адаптации, - за основу для внеклассных мероприятий развивающей направленности.
*Курсивом – авторские комментарии и методические рекомендации.
Сценарий был апробирован на практике в 2004-2005г.г. в МОУ СОШ №1 г. Тамбова, урок музыки в 8-м и 9-м классах. Поэтому автор счел возможным в качестве реплик учащихся использовать не предполагаемые, а реальные ответы, прозвучавшие на уроке, проведенном по данному плану-сценарию (лексика учащихся в основном сохранена).
Ход урока
Учитель: Господа, предлагаю вам сегодня на уроке поиграть в игру. Интеллектуальную игру! Победившая команда получит приз! Хотите?
Ученики:Даааа! (хором).
Учитель: Тогда быстренько делитесь на две (можно и больше) команды, рассаживайтесь группами и слушайте условия игры. Начало такое же, как в игре «Что? Где? Когда?», т.е. я вам излагаю проблему, которую вы должны будете совместно решить. Но время решения не 1 мин., а 7-10 мин. И, что особенно важно, не ищите единственного решения, чем больше идей вы соберёте, тем больше плюсов заработаете, поэтому на стадии сбора идей не отбрасывайте ни одну мысль, даже «монстры», т.е. странные на первый взгляд идеи, – и они могут пригодиться! А чтобы эти мысли, придя к вам в голову, не ушли обратно, не застав никого дома, фиксируйте их на интеллект-карте, или короткими ключевыми фразами, или картинками, или значками, кому как нравится. Причем вы можете это делать одновременно всей командой: каждый держит в руках ручку, рисует стрелочку в свою сторону, обозначает свою мысль и расписывается под ней! Да, да! Буквально ставит подпись! Если у кого-то есть личная печать при себе – можно и её! Зачем? Объясню. Если вдруг вы сделаете открытие, которое до вас еще ни кто не делал в той проблемной области, которую мы будем обсуждать, то ваша подписанная идея будет подтверждением вашего авторского права на неё, т.к. «любая авторская рукопись по факту написания является объектом авторского права» (Закон РФ об авторском и смежных правах). Так что желаю вам всем сделать массу открытий в течение 7-10 мин. После их истечения начинается следующий этап игры: защита идей, собранных вами. Вы всей командой должны будете объяснить мне и другой команде свою идею и убедить нас, что она действительно решает поставленную проблему. И за хорошее обоснование идеи команда тоже получает плюсики, которые потом суммируются, подсчитываются. И та команда, которая заработает больше плюсов, - победит! Те идеи, которые окажутся несостоятельными, которые вы не сумеете защитить, не повлияют на ваш результат, ни каких штрафов за них не будет. Всем ли ясны условия игры?
Ученики:Всем.
Учитель: Тогда приступим. На сегодня я вам приготовила три вопроса.
Далее учитель задаёт вопросы, раздает каждой команде по одной интеллект-карте с визуальным образом вопроса, и наблюдает процесс генерации идей
1) по заполнению интеллект-карт командами,
2) по устным высказываниям.
Если процесс генерации идей идет туго, то педагог стимулирует его либо заранее приготовленными, либо импровизированными «наводками». Далее, как описано выше – презентация и защита идей командами. Подсчётом плюсов педагог занимается дома. Итоги мозгового штурма подводятся на следующем уроке, тем более что весьма продуктивным в плане развития мышления будет повторное, краткое обращение к вопросам игры именно на следующем уроке, после некоторого периода инкубации идей, их подсознательного и сознательного созревания. Формы обращения: 1) анализ результатов прошлого урока (следует особо отметить оригинальные продуктивные решения), 2) дать возможность детям поделиться с классом идеями решения проблемной ситуации, которые пришли им в голову уже после окончания прошлого урока и дополнить ими интеллект-карты команд. Заключением игры следует считать итоговое как минимум суммирование идей всех команд. Такое укрупнение и объединение учитель обосновывает тем, что все команды – есть, по сути, части одного класса…
Далее в плане-конспекте:
авторский список проблемных вопросов для трёх процедур мозгового штурма в течение 1-го урока (каждый - по 15 мин.) в форме диалога.
некоторые идеи по форме визуальной репрезентации предлагаемых к обсуждению проблем в форме интеллект-карт,
некоторый список наводящих вопросов.
ВОПРОС №1.
.
Учитель:Ребята, в современной музыке есть такое понятие, как ХИТ. Что это такое?
Ученики: Это самое популярное и часто звучащее произведение.
Учитель: Вот такие же хиты есть и в области классического музыкального искусства. Среди них – опера, которую вы анализировали и слушали на нескольких предыдущих уроках (в данном случае учащиеся изучали на предыдущих уроках музыки - именно оперу. «Кармен» Жоржа Бизе)
Ученики: Бизе «Кармен»?
Учитель: Да, эта опера уже более чем сто лет входит в десятку самых исполняемых и самых популярных опер мира. А сейчас подскажите мне, пожалуйста, откуда Жорж Бизе заимствовал сюжет для этой оперы?
Ученики: Из литературы. Это новелла Проспера Мериме «Кармен».
Учитель: Верно. Эта новелла была написана задолго до написания оперы. И о ней нельзя сказать, что она – хит. Вы со мной согласны?
Ученики: Да.
Учитель: Вот теперь я задаю вам свой вопрос: поразмышляйте, пожалуйста, над тем, почему Новелла П. Мериме не стала хитом, а опера Бизе – стала?
Вопрос сопровождается предъявлением интеллект-карты каждой команде размером А-3 или А-4. В центре - яркими цветами фломастеров/маркеров визуализирован ряд вопросительных знаков и ключевых слов:
??????????????????
опера «Кармен» - Хит!!!
?????????????????
При наличии желания и возможности, можно изобразить контуры фигур Хозе, Кармен и других наиболее ярких, узнаваемых героев оперы….
Учитель: Время пошло! Не забывайте отмечать свои идеи на интеллект-карте - от них зависит ваша победа в игре!
.
Список «наводок» к первому вопросу (помимо общих):
Опера это…(музыка, театр, костюмы, танец…)…
Что интереснее большинству людей: читать книжку или…
Способствует ли популярности произведения скандал на его премьере, например, провал… как на премьере оперы «Кармен»?
Способствует ли популярности произведения высокая оценка (этого произведения) знаменитым музыкантом того времени (П. И. Чайковским)?
Герои оперы – древнегреческие герои или простые люди 19-го века?
Почему опера так популярна не 10, 20, а 100 лет?
Почему именно это произведение Ж.Бизе так популярно и известно?
Вспомните, какие чувства посещают в течение оперы, к примеру, Хозе? Он не любит Кармен, потом любит, потом ревность, потом опять любит и жалеет о своем поступке…Сильные ли это чувства?
--------- ------------- -----------
.
ВОПРОС №2.
.
Учитель:Ребята, угадайте, что это такое, что за «мероприятие» я вам опишу:
в старину…
в деревне…
подростки и молодежь…
в свободное от работы время…
собирались все вместе сразу…
нарядно одевались…
пели и плясали…
под музыку - быструю, медленную, веселую, грустную, лирическую и др.
отдыхали…
веселились…
общались…
ходили туда, чтобы на других посмотреть и себя показать…
летом и зимой, и вообще в любое время года…
чаще на праздники…
Что это за мероприятие такое существовало в старину? Музыкальное мероприятие!
Во время объяснения предъявляется интеллект-карта: рыжим и желтым фломастером по левому краю листа прорисован краешек солнца, на отходящих от него лучиках обозначены перечисленные выше характеристики старинного русского хоровода, как культурного явления…
Ученики: Хоровод?
Учитель: Верно! А теперь мой вопрос: порассуждайте, пожалуйста, «умер» ли хоровод? Какие современные формы времяпрепровождения молодежи могут быть похожи на старинный русский хоровод? Что у них общего и что различного?
Можно предложить детям с противоположной стороны листа нарисовать такой же краешек еще одного солнца с лучами, но какого-нибудь другого цвета, и так же заполнить его название и характеристики. Совпадающие лучи-характеристики разных «солнц» - можно соединять…
.
Список «наводок» к вопросу №2:
В старину пели сами?
Раньше девицы наряды шили сами?
В современной культуре существует хоровод? В детском саду ни кто не водил хороводы?
Как себя вели на хороводе раньше? Как принято вести себя сегодня на дискотеке?
Старинные и современные праздники…
А в городе в старину водили хоровод?
Каково происхождение стариной хороводной музыки? Откуда она? Кто ее сочинял? И др.
Что стало с хороводной музыкой, под которую в старину водили хороводы? От нее что-нибудь осталось? Что именно? Где? С какими изменениями?
Сравните старинную хороводную музыку и музыку, под которую отдыхает сегодня молодежь…
------- -------- ------------
ВОПРОС №3.
.
Учитель: Ребята, скажите, вы на слух отличаете попсу от тяжелого рока, к примеру?
Ученики: Даа!!!
Учитель: Значит, у каждого стиля и направления в музыке есть какие-то характерные черты, которые можно расслышать ухом?
Ученики: Есть.
Учитель: Сейчас мы с вами будем слушать музыку, несколько отрывков разных исполнителей. Но все они принадлежат к одному стилю. Ваша задача: 1) попытаться определить этот стиль, 2) отметить характерные черты этого стиля.
интеллект-карта: в центре листа - большой, жирный, добродушный и с улыбающейся рожицей вопросительный знак, лучше зеленый. Несколько стрелочек от него – для последующего обозначения характерных черт данного музыкального стиля детьми.
Звучит музыка (можно фрагментами по 2-3 мин): 1) Элла Фитцджеральд «Хелло, Долли», 2) Э.Фитцджеральд «Специальная авиапочта», 3) Каунт Бейси «Танцуя на дейзи чейн», 4) Дейв Брубек (квартет) «Король на час» , 5) Стиви Уандер «Ты – солнце моей жизни»
.
Список «наводок» к вопросу №3:
Отметьте инструменты, которые вы слышите…
Что здесь с ритмом?
Это белые поют и играют? Или …
Манера пения и игры: сравнить с оперной манерой, народной, попсовой…
Есть ли здесь отчаяние или героизм? Какое настроение преобладает?
Они поют и играют по нотам или «на ходу» сочиняют?
Вам хочется потанцевать под эту музыку?
PS: На моем уроке некоторые дети предприняли попытку сравнивать предложенные музыкальные отрывки между собой, с тем, чтобы попытаться выявить даже градации рассматриваемого стиля. Это было, как Вы понимаете, очень приятно!)))
Конец урока.
… … … … … … … … … … … … … … …
Тема плана-конспекта: Развернутая игра Мозговой штурм для уроков музыки.
В течение одного урока предлагается провести три процедуры мозгового штурма (по 15 мин. каждый) по следующим тематическим направлениям:
1. Почему опера Ж. Бизе «Кармен» стала мировым музыкальным хитом?
2. Старинный русский хоровод и современные формы времяпрепровождения молодежи: сравним?
3. Джаз: по нескольким разнообразным отрывкам джазовой музыки определить этот стиль и описать наиболее характерные его черты.
Цель урока
Организовать осмысление явлений музыкальной культуры с учащимися подросткового возраста в режиме диалога, в режиме свободы и уважения мнений ВСЕХ участников диалога. Создать на уроке интеллектуальную атмосферу, способствующую востребованности как репродуктивных, так и продуктивных сторон интеллекта учащихся. Оптимально задействовать такие «спутники» процесса мышления учащихся, как
1) потребность в визуализации (как образно-символической, так и вербально-понятийной) и потребность двигательного со-провождения процесса осмысления (в частности, потребность сопровождать осмысление контекстным рисованием и нелинейным письмом, что часто реализуется детьми на партах и в конце тетрадей по разным предметам)))
2) потребность устно-речевого проговаривания и интонирования возникающих мыслей.
В виду музыкальной направленности предлагаемых к осмыслению проблем, подразумевается доминирование интонационно-музыкального интеллекта, понимаемого нами как части общего интеллекта учащихся.
Использованная литература
Бьюзен, Т.и Б. Супермышление/пер. с англ. Е.А. Самсонов; - 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2003.
Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. – 2-е изд. - Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.
Гришина Е.В., Галиева А.М., К проблеме интерактивности на стыке двух сфер: медиа и культуры современной России (на примере интерактивной модели детской филармонии) // «Актуальные инновационные исследования: наука и практика» (Topical innovation issues: research & implementation): электронное научное издание. - Март 2010 (№ 1) - Тамбов, 2010г. - URL:http://actualresearch.ru/nn/2010_1/Article/pedagogy/grishina.htm. - Гос.рег. 0421000098. ISSN 2075-9843.
Гришина Е.В. Опыт коллективного осмысления вокального термина "атака звука" в режиме мозгового штурма // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Август 2009, ART 1345 . - CПб., 2009г. - URL:http://www.emissia.org/offline/2009/1345.htm. - Гос.рег. 0420900031. ISSN 1997-8588.
Гришина, Е.В. Технологический аспект осмысления категории диалога (в контексте музыкального образования) // Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной, и гражданской идентичности. Материалы Х Международной научно-практической конференции. (Санкт-Петербург, 8-11 апреля 2008г.) / Под научн. ред. И.Л. Набока. – В 2-х частях. Часть 2. – СПб.: Астерион, 2008. – 471. ISBN 978-5-94856-382-4. С.864-868.
Педагогика и психология высшей школы: Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова. Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002.
Школа диалога культур – С.Курганов, И.Соломадин, В.Осетинский, Е.Донская//Школа сотрудничества: практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем. – М.: Первое сентября, 2000. – с.118-125.
Используемое оборудование
Аудиоаппаратура адекватная носителю информации (для воспроизведения музыкальных отрывков)
Краткое описание
В ходе осмысления явлений музыкальной культуры на уроке используется коммуникативная технология мозгового штурма (развернутый вариант), понимаемая автором не только как эвристический метод, но и как диалогический. Подробнее о сути данного метода см. полное описание: введение.
Теги (ключевые слова)
Диалог, мозговой штурм/атака, эвристика, музыка, опера, музыкальный стиль, жанр, интонация, анализ, синтез, восприятие музыки, осмысление музыки и музыкальной культуры.