Преемственность в музыке разных эпох и стилей на примере 1) старинного знаменного напева, 2) Шестопсалмия С.В. Рахманинова (№7 из его «Всенощного бдения»), 3) Финала из рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось» (с использованием элементов мозгового штурма)
Submitted by Елена Вячеславовна Гришина on пн, 09/08/2010 - 00:34
http://www.openclass.ru/lessons/146738
Гришина Елена Вячеславовна
Г. Тамбов
Тема плана-конспекта:
Преемственность в музыке разных эпох и стилей на примере 1) старинного знаменного напева, 2) Шестопсалмия С.В. Рахманинова (№7 из его «Всенощного бдения»), 3) Финала из рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось» (с использованием элементов технологии мозгового штурма – совмещенных стадии генерации идей и стадии итогового обобщения результатов).
Введение.
Методическое описание коммуникативных принципов, использованных в плане-конспекте.
Особенность данного урока музыки состоит в том, мы прибегаем к коммуникативной процедуре мозгового штурма. Данный метод интерпретируем не только как эвристический метод, но и как диалогический. Коротко об авторской интерпретации метода. Как известно, процедура мозгового штурма включает следующие основные стадии:
1. презентацию проблемы обсуждения и условий обсуждения;
2. стадию генерации идей;
3. стадию критики, защиты, обсуждения идей;
4. итоговую стадию принятия решения или обобщения результатов.
На стадии генерации идей запрещается критиковать какие бы то ни было предложения и мысли, даже самые непонятные и нелепые. Строгое соблюдение процедуры позволяет развести во времени генерацию идей и их критику, что минимизирует стрессы в процессе генерации идей и повышает тем самым продуктивность мышления. Но следует учитывать и то, что весь позитивный результат 1-3 стадий может при неправильной организации дезавуировать 4-я стадия. К примеру, если из всех наработанных идей, к воплощению будет принята одна, а остальные – просто отброшены. Снизить дискомфорт может помочь так называемый документируемый «банк идей» и др. Совмещение либо разворачивание стадий метода может образовывать массу его модификаций.
Метод мозгового штурма (мозговая атака, brain storming) мы рассматриваем не только как эвристический (что традиционно для его описаний), но и как диалогический. Отнестись к мозговому штурму, как к методу диалогическому нам позволяют диалогические модели отечественной школы диалога культур (В.Библер, С.Курганов и др.), дополненные нашими собственными интерпретациями:
диалог-наведение(переформулирование повествовательных реплик в вопросительные): используется на всех стадиях, включен в другие модели диалога;
диалог-спор(термин школы диалога культур; экспрессивный диалог, призван способствовать порождению идей и развертыванию их до социально оформленных видов, не спор ради спора) используется
а) на стадии критики – по преимуществу;
б) на стадии генерации идей – как скрытый диалог-спор: генерируемые и внешне не оспариваемые идеи могут сами по себе выражать полярные точки зрения, а, следовательно, процесс генерации идей может проходить в режиме когнитивного конфликта, что имманентно диалогу-спору;
в) на итоговой стадии – по причине возможной фиксации неразрешенных когнитивных конфликтов;
диалог-согласие(термин школы диалога культур; стремление к обобщению результатов осмысления в ходе диалога-спора, создание единого смыслообраза) используется
а) на итоговой стадии - по преимуществу;
б) на всех стадиях – поскольку добровольное участие и подчинение правилам уже есть проявление согласия.
На наш взгляд, транспарентные для всех участников коммуникации
1) процедурные «правила игры» мозгового штурма и
2) т.н. психологические «диалогические якорьки» школы диалога культур
- позволяют организовать и соблюсти диалог по отношению к детям, обеспечить включение детской субъектности в творческий процесс осмысления явлений музыкальной культуры в информационном пространстве музыкального образования.
Для визуализации индивидуальных и коллективных процессов мышления часто используется интеллект-карта Т. и Б. Бьюзен: нелинейная, древо-образная, желательно красочная схема процесса и результата осмысления проблемы. Данная схема визуализирует логические и ассоциативные связи движения мысли вербально-понятийно и символическими мини-картинками.
В опоре на описанный выше метод автором были созданы и апробированы на практике ряд планов-конспектов уроков музыки и одна методическая разработка. Они размещены на портале «Открытый класс»:
1. Развернутая игра Мозговой штурм для уроков музыки.
2. Мозговой штурм (стадия генерации идей) в процессе изучения увертюры–фантазии П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» на уроках музыки.
3. Мозговой штурм (стадия генерации идей) – в процессе изучения оперы Ж. Бизе «Кармен» на уроках музыки.
4. Преемственность в музыке разных эпох и стилей на примере старинного знаменного напева, Шестопсалмия С.В. Рахманинова (№7 из его «Всенощного бдения») и Финала из рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось» (с использованием элементов технологии мозгового штурма – совмещенных стадии генерации идей и стадии итогового обобщения результатов осмысления).
5. Описание одной из форм мозгового штурма для использования на вокально-хоровых занятиях: игра «Фабрика звезд».
Предлагаем коллегам использовать данные размещенные нами материалы в качестве основы для уроков музыки, а так же, при небольшой адаптации, - за основу для внеклассных мероприятий развивающей направленности.
*Курсивом – авторские комментарии и методические рекомендации.
Сценарий был апробирован на практике в 2005г. в МОУ СОШ №1 г. Тамбова, урок музыки 7-м и 8-м классах. Поэтому автор счел возможным в качестве реплик учащихся использовать не предполагаемые, а реальные ответы, прозвучавшие на уроке, проведенном по данному плану-сценарию (лексика учащихся в основном сохранена).
Ход урока
Учитель: Ребята, какой у нас сегодня на дворе год?
Ученики: 2005.
Учитель: А от какого события ведётся принятый почти во всем мире отсчёт лет?
Ученики: От рождества Христова.
Учитель: Следовательно, истории христианства более двух тысяч лет. И что же такое христианство, какие понятия мы связываем с этим словом?
Ученики: Это – религия, мировоззрение, обычаи, культура, искусство…
Учитель: Не могу не согласиться с вами. Переместимся в область искусства, христианского искусства. В храме, где совершаются богослужения, человека встречают сразу несколько видов искусств. Какие же?
Учитель: Совершенно верно. Обратим свой взор к музыке. За две тысячи лет она не могла не претерпеть множества изменений. Попробуем их вычислить, сравнивая с тем, что можно услышать в храме сегодня. Две тысячи лет назад почти вся музыка, в том числе вне храма, была одноголосной, и случалось, что огромные хоры и большущие оркестры играли…. в унисон! Да, да, все они играли одну и ту же мелодию. А сегодня?
Ученики: Сегодня одноголосная музыка – редкость. Даже маленький церковный хор поёт на несколько голосов.
Учитель: еще: в старину, чуть ли не до XVIII века в церковных хорах пели только мужчины и мальчики. Женские хоры можно было услышать лишь в женских монастырях. А сегодня?
Ученики: Сегодня все вместе поют. Хоры смешанные.
Учитель: Верно, смешанный хор в храме нельзя сегодня назвать редкостью. Теперь порассуждаем об авторстве. На партитурах старинной церковной музыки зачастую написано «автор неизвестен», а то и вовсе ни полслова по этому поводу. Можно встретить не фамилию или имя автора, а место сочинения и употребления этого песнопения, например: «напев Валаамского монастыря», «болгарский напев», «московский», «киевский» и т.д. А сегодня?
Ученики:Сегодня принято указывать автора, если только он не хочет сам остаться неизвестным.
Учитель:Теперь обсудим запись музыки две тысячи лет назад и сегодня.
Ученики:Сейчас музыку записывают нотами - картошки на 5-ти линейках. А раньше вообще не записывали.
Учитель: Да, было конечно время, когда музыку не записывали, запоминали на память. Но рано или поздно все же необходимо было изобрести какой-то способ записи. Современные ноты изобрели не сразу. Сначала были такие специальные значки, напоминающие восточную письменность. Каждый значок обозначал не один звук, а коротенькую попевку (детям предлагается рассмотреть изображение знаменной нотописи). Эти значки называются крюками или знаменами. Отсюда, и всю эпоху, когда церковная музыка записывалась знамёнами, а в России – это вплоть до XVI века, называют теперь эпохой знаменного пения. И даже мелодии напевов, записанные когда-то знамёнами, а теперь расшифрованные и переведённые в современную нотацию, - называют знаменными напевами.
Скажите, с каким из искусств в храмовом богослужении неразрывно связана музыка?
Ученики: Слово, т.е. литература…
Учитель:Да. Богослужебные христианские тексты собраны в основном в два основных как бы блока: один блок – утреннее богослужение, другой – вечернее. Как они называются, кто-нибудь знает?
Учитель:Верно. Литургия переводится как «общее дело», т.е. это общественные молитвы обо всех нуждах человечества. Это молитвы и о здоровье, о прощении грехов, причём не только ныне здравствующих, но и отошедших в мир иной, и о хорошей погоде, и многое-многое другое. А Всенощное бдение – это ночное бодрствование, или ночное время, посвященное молитве. А теперь порассуждаем о том, что за тексты содержатся в Литургии и Всенощном бдении, откуда они, и претерпевали ли они такие сильные изменения в течение двух тысяч лет как, к примеру, музыка?
Ученики: Они почти не менялись, потому что они составлены из отрывков Библии из Ветхого и Нового завета, и из старинных молитв разных святых.
Учитель: Молодцы. А знаете ли вы о том, что в богослужебных текстах встречаются несколько молитв, которые, по преданию, имеют буквально ангельское происхождение? Об одном из них я вам сегодня расскажу. Всенощное бдение состоит из двух разделов: первый посвящён Ветхому завету, второй – Новому завету. А какое же событие соединяет Ветхий и Новый заветы, с чего начинается Новый завет, Евангелие?
Ученики:С рождения Христа.
Учитель: Вспомните, каким образом люди узнают об этом событии?
Учитель показывает иллюстрации Г. Доре: поклонение волхвов, поклонение пастухов.
Ученики:От волхвов и пастухов.
Учитель:А откуда же сами, к примеру, волхвы, богатые и высокообразованные люди с востока, узнали о рождении Христа?
Ученики: Их привела к хлеву с Марией и младенцем Христом звезда. Она светила и показывала им направление пути.
Учитель:А пастухи? (ожидается затруднение в ответе). Послушайте отрывок из Евангелия, где рассказывается о том, откуда или от кого пастухи узнали об этом: «…в той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!». Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь…». Обобщим: от кого пастухи услышали текст «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»?
Учитель: Что произошло до появления всего воинства небесного? И что произошло с ангельским воинством после?
Ученики: До: один Ангел делал объявление. После: ангельское воинство отошло на небо.
Учитель: Верно, вы внимательно слушали. Вот именно этот «ангельский» текст помещен во Всенощном бдении на границе Ветхого и Нового заветов. Он читается или поётся во время Богослужения (Всенощного бдения) три раза, запомните это, пожалуйста, это важно. Сейчас я вам спою его на мотив старинного знаменного напева. А вы внимательно послушайте и обратите внимание на следующее: есть ли здесь скачки в мелодии, широкий или узкий диапазон мелодии, каков характер мелодии, какой музыкальный жанр напоминает этот напев, и попробуйте подирижировать кистью руки в характере напева и, может быть, подпеть мне с закрытым ртом. И какие изменения при повторе мотива вы услышите, ведь он повторяется на службе три раза.
Далее мотив исполняется учителем (желательно a capella), целиком-1минута.
Ученики:Характер спокойный, похоже на колыбельную, скачков нет, диапазон не большой. А какие изменения были при повторе? Вы просто спели три раза одну и ту же мелодию! Или нет?
Учитель:Молодцы, вы внимательно слушали. Напев действительно состоит из попевки, которая простейшим образом повторяется три раза. Скажите, трудно ли запомнить эту мелодию? Кто-нибудь уже выучил?
Ученики:Мы уже, кажется, запомнили.
Учитель:Тогда давайте споем вместе. А если затрудняетесь со словами, то пойте на гласную «а» или с закрытым ртом.
Мотив исполняется совместными усилиями.
Учитель:А сейчас мы переместимся с вами из эпохи знаменного пения в XX век. Вначале этого века С.В.Рахманинов, великий русский композитор, наш земляк, написал музыку к Всенощному бдению. Вот послушайте, как звучит отрывок из этого произведения на тот же текст, что и ранее пропетый нами знаменный напев.
Звучит начало Шестопсалмия Рахманинова.
Ученики:Это же и есть старинный знаменный напев!
Учитель:Верно. Давайте послушаем его целиком (около 3-х мин.) и обратим внимание на то, как меняется второе и третье проведение мотива у Рахманинова? А в первом проведении попробуйте определить: поют мужчины или женщины?
Шестопсалмие С.В. Рахманинова звучит целиком.
Ученики:Сначала поют не то мужчины, не то женщины, что-то среднее... Во втором и третьем проведении добавляются новые голоса высоко вверху и внизу. И потом все становится сложнее и громче, громче. Останавливается на каком-то громе…
Учитель: А как исчезает последний громоподобный аккорд, который поет весь хор, резко или постепенно, а может быть очень постепенно?
Ученики:Оооочень постепенно.
Учитель:Это похоже на затухание или на удаляющийся куда-то вверх звук?(можно прослушать последний аккорд ещё раз).
Ученики:Второе.
Учитель:Давайте порассуждаем, может быть, Рахманинов хотел в своем произведении что-то выразить или изобразить? Сравним его произведение с историей этого текста, той, что описывается в Евангелии (было прочитано выше):
Учитель:Евангелие: сначала появился один ангел. В отрывке из Всенощной Рахманинова в это время…
Ученики:Поют одни средние голоса.
Учитель:Евангелие: дальше появилось воинство небесное. И у Рахманинова в это время…
Ученики: Добавляются новые голоса вверху и внизу, и все становится как гром!
Учитель:Далее в Евангелии: ангелы отходят на небо…
Ученики:У Рахманинова: звук «улетает»…
Учитель:Ну и вывод?
Ученики:Похоже, что он хотел изобразить все так, как было в Евангелии.
Учитель:Очень даже может быть. Расскажу вам один секрет о том, как композиторы, в частности средневековые, придумали изображать ангелов в музыке, например, ангельское пение. Они рассуждали рационально: ангелы отличаются от людей. И чем, к примеру?
Ученики:Летучестью!
Учитель:Верно. Т.е. своими способностями. То, что человек может сделать еле–еле из последних сил, ангелу – только пальчиком пошевелить. Дальше композиторы рассуждали так: наверняка и музыкальные способности ангелов отличаются от человеческих по такому же принципу. Скажите, человеку трудно петь долго без дыхания?
Ученики: Да.
Учитель:А очень высоко и очень низко?
Ученики:Трудно.
Учитель:А очень быструю и очень многоголосную музыку?
Ученики:Конечно, трудно.
Учитель: Ну а очень громко, и ещё очень красиво - трудно ли петь?
Ученики:Трудно.
Учитель: Ну, раз человеку это трудно, но все же возможно, то ангелам это вполне под силу! И ещё, ангелы – это мужчины или женщины?
Ученики:Ни то и ни другое, что-то среднее.
Ученики:Да. Я думаю, что это значит, что тембр ангельского голоса не должен быть откровенно женским и откровенно мужским, чем-то средним? Ученики: Возможно.
Учитель:Ну и что из вышеперечисленного мы можем вспомнить у Рахманинова?
Ученики:Средние голоса, очень многоголосно, очень громко, долгое дыхание, очень высоко и очень низко, и красиво.
Учитель:Ну и вывод?
Ученики:Точно, очень похоже на изображение ангелов. Как будто они сами поют этот текст, а не церковный хор.
Учитель:Еще вам один вопрос. Вы встречали в современной музыке такое явление, когда старую песню по-новому аранжируют, поют в новой манере? (подсказка: старые песни о главном…)
Ученики:Да, встречали. Это – ремикс!
Учитель: Рахманинов ведь тоже взял за основу старинный напев, аранжировал его по-своему…
Ученики: Это тоже ремикс?
Учитель: А разве нет? Правда, в его время это по-другому называлось: свободная обработка. Очень простые, и, что характерно, русские слова. Но слова иногда надоедают, хочется новых, свежих, отсюда – ремикс...
А теперь совершаем еще один скачек, в 1981 год, конец XX века. Это время написания всемирно известной рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона и Авось», которая со времени первой постановки до сих пор не сходит со сцены московского театра «Ленком».
Далее следует обсудить несколько вопросов, касающихся оперы, по принципу: если знает кто-то из детей, то предоставить слово им, а если нет, то учитель рассказывает сам.
Вопросы для обсуждения:
1) Сюжет кратко. В основе – реальные события почти 300-летней давности. Выдающийся русский путешественник и государственный деятель, граф Николай Петрович Рязанов в 1806г. отправился в плавание на кораблях «Юнона» и «Авось» в Америку (Сан-Франциско) налаживать дипломатические и торговые отношения. В Америке, не смотря на массу сложностей и неурядиц, судьба посылает ему большую и взаимную любовь. Его избранницей становится юная дочь губернатора Сан-Франциско Кончита. Николай и Кончита обручаются, но государственные дела требуют от Рязанова на какое-то время вернуться в Россию. По пути на родину, в Красноярске, граф заболевает и умирает. Кончита ждет его десять-, двадцать-, тридцать пять лет, затем принимает обет молчания, и, рано или поздно, отходит в мир иной…
2) Напевание наиболее популярных и знакомых мелодий из этой оперы: - Ты меня на рассвете разбудишь; - Шиповник;
4) Обсуждение отличий рок-оперы от внешне близкого жанра - мюзикла: сюжет мюзикла (например: «Кошки») - внешне эффектный, яркий, поверхностный, близкий к развлекательному; сюжет рок-оперы (например: «Иисус Христос-суперзвезда») - насыщен сильными и глубокими чувствами, как правило, это история из далекого прошлого, часто очень романтичная…
Учитель:Друзья, можно ли сказать, что сюжет рок-оперы «Юнона и Авось» о сильных и глубоких чувствах?
Ученики:Однозначно - да.
Мозговой штурм. Совмещенные стадия генерации идей и завершающая стадия, т.н. констатирующая генерация, без защиты генерируемых идей (устный мыслеобраз):
Учитель:Сегодня я хочу вам предложить послушать и проанализировать прямо по ходу слушания, почти шёпотом, финал этой оперы. Наличие пауз вполне позволит нам это сделать без особого ущерба восприятию.
Далее - слушание с момента заупокойной молитвы и до конца рок-оперы (около 10-ти мин.), сопровождаемое наводящими вопросами учителя и ответами на них учащихся.
Учитель:Что это и о чём мы сейчас узнали?
Ученики: Молитва об упокоении Николая и Кончиты? Значит, они умерли.
Учитель: Что дальше?
Ученики:Как будто их голоса на фоне мелодии «Шиповника», как воспоминание… Тишина. Это всё? Опера, наверное, кончилась?
Учитель:Нет, послушайте, что мы услышим дальше, когда опера, кажется, должна кончиться, ведь герои то умерли? Вот, слышите что-то, на что это похоже.
Ученики: Гул. Как будто что-то зарождается.
Учитель: Далеко или близко?
Ученики: И далеко, и ближе что-то есть.
Учитель:Высоко или низко?
Ученики:Везде.
Учитель:А теперь?
Ученики:Усиливается, приближается…
Учитель: И что это вдалеке вдруг послышалось?
Ученики:Мелодия еле слышна, обрывок… такая же вверху, теперь внизу, ближе, совсем близко.
Учитель:Какие же мелодии и где мы слышим теперь?
Ученики: Мелодии теперь тоже везде.
Учитель:А текст кто-нибудь расслышал?
Ученики:Аллилуиа …
Учитель:Откуда этот текст, какой-то не русский?
Ученики:Из Библии, церковный.
Учитель: Верно. Аллилуиа в буквальном переводе означает: да здравствует. А что еще?
Ученики:Что-то про любовь, про XX век, и все время – аллилуиа…
Ученики: Мелодия красивая, мажор, радость, петь трудно, т.к. диапазон большой – голоса не хватает.
Учитель: Ну и что же сейчас стало со звуком?
Ученики:Мелодия везде, их как бы много, мелодий, и вверху и внизу, много эхо, очень громко….. Куда-то улетучивается… Растаяло или улетело.
Учитель:Ну вот теперь рок-опера действительно кончилась. Что же это был за раздел уже после смерти героев? Что композитор хотел выразить или изобразить этой музыкой, как вы думаете?
Ученики:Как будто жизнь не кончилась, а продолжается, только на небе…
Учитель:На небе? Тогда расскажите, что такого небесного, музыкально-ангельского вы здесь услышали?
Ученики:Всё: очень высоко, очень низко, очень многоголосно, мелодия красивая, но сложная, эхо большое, похоже на что-то небесное. И слова «аллилуиа» на небе тоже ангелы поют, кажется…
Учитель: Скажите, а было ли здесь сильное нарастание и потом таяние звука, как у Рахманинова в Шестопсалмии?
Ученики: Было, было.
Учитель:Можем ли мы с вами сделать вывод, что А.Рыбников использовал те же музыкальные средства, что и Рахманинов?
Ученики:Да.
Учитель:Подытожим. С.В.Рахманинов – использовал старинный знаменный напев. А.Рыбников – использовал те же музыкальные средства, что и Рахманинов. Они оба использовали в своем творчестве достижения предшественников. Скажите, возможно ли сочинять музыку совершенно без опоры на музыку и музыкальные традиции предшественников, просто с нуля?
Ученики:Трудно себе представить, и зачем с нуля опять начинать, когда до тебя уже начали? Не умно.
Учитель: Вот в этом и есть смысл понятия преемственности. Оно обозначает, что когда человек что-то творит, к примеру, музыку, он, конечно, привносит что-то новое, неповторимое, от себя, от своего сердца, но и воспринимает часть традиции, которая уже существовала до него. И это не только в творчестве, но и в жизни вообще, потому, что жизнь – это, по сути, есть самое настоящее творчество. И в жизни, как и в творчестве, человек свободен выбирать: какие традиции воспринимать – лучшие или худшие, и что привносить нового от себя – прекрасное или безобразное, плохое или хорошее. Это и ваш выбор, даже если вы никогда не будете творить в сфере искусства.
Конец урока.
… … … … … … … … … … … … … …
Тема плана-конспекта: Преемственность в музыке разных эпох и стилей на примере
1) старинного знаменного напева,
2) Шестопсалмия С.В. Рахманинова (№7 из его «Всенощного бдения»),
3) Финала из рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось»
(с использованием элементов технологии мозгового штурма – совмещенных стадии генерации идей и стадии итогового обобщения результатов, т.е. констатирующей генерации)
Цель урока
Организовать осмысление явлений музыкальной культуры с учащимися подросткового возраста в режиме диалога, в режиме свободы и уважения мнений ВСЕХ участников диалога. Создать на уроке интеллектуальную атмосферу, способствующую востребованности как репродуктивных, так и продуктивных сторон интеллекта учащихся. Оптимально задействовать такой «спутник» процесса мышления учащихся, как потребность устно-речевого проговаривания и интонирования возникающих мыслей.
В виду музыкальной направленности предлагаемых к осмыслению проблем, подразумевается доминирование интонационно-музыкального интеллекта, понимаемого нами как части общего интеллекта учащихся.
Использованная литература
Библия в гравюрах Гюстава Доре с библейскими текстами по синодальному переводу. Российское Библейское общество 1995. ISBN 5-85524-010-X.(с.318).
Бьюзен, Т.и Б. Супермышление/пер. с англ. Е.А. Самсонов; - 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2003.
Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. – 2-е изд. - Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.
Гришина Е.В., Галиева А.М., К проблеме интерактивности на стыке двух сфер: медиа и культуры современной России (на примере интерактивной модели детской филармонии) // «Актуальные инновационные исследования: наука и практика» (Topical innovation issues: research & implementation): электронное научное издание. - Март 2010 (№ 1) - Тамбов, 2010г. - URL:http://actualresearch.ru/nn/2010_1/Article/pedagogy/grishina.htm. - Гос.рег. 0421000098. ISSN 2075-9843.
Гришина Е.В. Опыт коллективного осмысления вокального термина "атака звука" в режиме мозгового штурма // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Август 2009, ART 1345 . - CПб., 2009г. - URL:http://www.emissia.org/offline/2009/1345.htm . - Гос.рег. 0420900031. ISSN 1997-8588.
Гришина, Е.В. Технологический аспект осмысления категории диалога (в контексте музыкального образования) // Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной, и гражданской идентичности. Материалы Х Международной научно-практической конференции. (Санкт-Петербург, 8-11 апреля 2008г.) / Под научн. ред. И.Л. Набока. – В 2-х частях. Часть 2. – СПб.: Астерион, 2008. – 471. ISBN 978-5-94856-382-4. С.864-868.
Кандинский, А. Рахманинов и русское искусство рубежа веков. //Рахманинов,С.В. «Всенощное бдение» (для смешанного хора без сопровождения) нотное издание. – М.: Музыка, 1989.
Педагогика и психология высшей школы: Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова. Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002
Спутник учителя музыки / С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др., Сост. Т.В. Челышева. – М.: Просвещение, 1993.
Школа диалога культур – С.Курганов, И.Соломадин, В.Осетинский, Е.Донская//Школа сотрудничества: практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем. – М.: Первое сентября, 2000. – с.118-125.
Используемое оборудование
Аудиоаппаратура адекватная носителю информации (для воспроизведения музыкальных отрывков)
Краткое описание
В ходе осмысления явлений музыкальной культуры на уроке используется коммуникативная технология мозгового штурма/атаки (преимущественно совмещенные стадия генерации идей и стадия итогового обобщения результатов совместного осмысления), понимаемая автором не только как эвристический метод, но и как диалогический. Подробнее о сути данного метода см. полное описание: введение.
Теги (ключевые слова)
Диалог, мозговой штурм/атака, эвристика, музыка, опера, музыкальный стиль, жанр, интонация, анализ, синтез, восприятие музыки, осмысление музыки и музыкальной культуры.