Уважаемые коллеги, подходит к концу учебный год. Но в летний период не утихает активность в образовательных учреждениях. Давайте порассуждаем о вариантах организационной деятельности по работе с одаренными детьми в период летних каникул. С некоторыми материалами можно познакомится здесь. А можно и добавить свои варианты.
Если вы думаете, что вы сможете, - вы сможете. Если вы думаете, что не можете, - вы правы...
Вы абсолютно правы, что учитель, работая с одаренными детьми, занят даже летом. Вот и мой одаренный ребенок, воодушевившись тем фактом, что на 35 конференции ДАНЮИ занял 2 место в секции "Лингвострановеденение" настаивает на том, чтобы мы не теряли время даром, поскорее определились с новой темой исследования (хотя у ребенка в самом разгаре экзамены за 9 класс!) и начали работать.
Честно говоря, свои планы по работе с одаренными детьми на лето строю, в основном, в направлении исследовательской работы (таковы были пожелания самих детей). Первый месяц ребята занимаются подбором материала из различных источников согласно разработанному ранее плану по теме. Далее анализируем, отбираем необходимое, предварительно оформляем работу. Обсуждаем работы, корректируем и надеемся представить работы на осенней сессии. Вот, в общем-то, и все. Я понимаю, что на первый взгляд, программа не очень насыщенная, но процесс работы над исследованием для ребенка все же довольно трудоемкий и занимает немало времени.
МОУ СОШ № 40 г.Ростова-на-Дону им.Восьмой Воздушной Армии может поделиться опытом работы с одаренными детьми. В 2009 г. в школе разработана и принята программа "Пришкольный каникулярный профильный лагерь для одаренных детей и детей с высокой мотивацией к обучению". С лета 2009 каждые каникулы в школе работают подобные лагеря по нескольким направлениям. Руководят работой лагерей наши учителя высшей категории, прошедшие подготовку. Есть видео отчеты и результаты работы лагерей. Немного освоюсь со своей страницей, помещу информацию более подробную. Уже есть материалы по этому лету.
Волченко Е.Н., заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 40
Желание вступить в дискуссию сдерживалось несколькими факторами: специфичность моей профессии, невозможность определиться с термином "одарённые дети".
У меня несколько вопросов. Кто и как определяет: одарён ребёнок или нет? Существуют ли критерии для этого? Существуют ли приборы или химические реактивы, позволяющие установить это? А что, разве есть интегрированное понятие: одарён – не одарён? Как быть тогда с одарённостью в области изобразительного искусства (где своя специализация: живопись, акварель, офорт, скульптура и т.д.); в области техники и т.д. и т.д. Т. е. огромное разнообразие человеческой деятельности (от одарённости воспитателя детского сада, одаренности в области культуры, искусства до одарённости в военном деле) оценивается каким-то показателем? А что делать, с так называемыми, не одарёнными детьми? Отсекаем, просим нас не беспокоить, не думаем о них, не занимаемся ими? В кибернетике есть аксиома: управлять системой (технической, биологической, социальной и т.д.) может лишь более сложная, лучше организованная, более интеллектуальная система. Взявшись судить, мы априори относим себя уж точно к чрезвычайно одарённым. При подобном подходе человеческая цивилизация захлебнулась бы на стадии первобытнообщинного строя, если не раньше.
Вы встречали не одарённых детей? Я нет! Проявления разные, психотипы - разные, и это замечательно. Мелькающий термин мотивация вроде бы претендует на некоторый показатель. Но сразу же вопрос: вы встречали поступки, поведение без мотивации? Я нет! Но есть общий показатель: ребёнок – личность, с пытливым (заложено природой) умом, его каждый поступок – это творческий акт, поступок, шаг - впервые; он постоянно в поиске ответов на бесконечное количество вопросов и т.д.
Это и есть стартовая площадка для нас (по крайней мере, для меня). Сознаюсь, в дискуссию меня просто вытолкнула встреча с ярким представителем (оказывается целого движения, призванного произвести селекцию одарённости), на которой звучало: одарён – не одарён. Мы недавно отметили 65 лет Великой Победы. Надеюсь, всем известна фраза: "Войну выиграл Русский Учитель". После полёта Юрия Гагарина в космос Джон Кеннеди сказал: "Космос освоил Русский Учитель".
Дискуссия нужна, более того, крайне необходима: что нужно делать (сделать), чтобы культурно-воспитательно-образовательный процесс не прерывался (при условии, что он был) последним школьным звонком. И, что делать, чтобы занятия в летний период не превращались для участников в тягостную повинность. Что необходимо сделать, чтобы библиотеки, выставочные залы не вмещали всех желающих? Что необходимо сделать, чтобы спортивные площадки (где они?) не пустовали? Что необходимо сделать, чтобы Дома творчества детей и молодёжи не успевали записывать все желающих, комплектовали группы по направлениям, отвечающим требованиям современного развития подростка, а не ограничивались стандартным набором (тоже необходимым) вековой давности? Что необходимо сделать, чтобы фирмы, позиционирующие себя как участники образовательного процесса, не занимались только грубой рекламой? А учителя, участвующие в предлагаемых этими фирмами проектах, не служили бесплатными рекламными щитами? Сами названия, предлагаемых инициатив, подчас вызывают недоумение. Например: "Как подружиться с интерактивной доской" (а чего с ней дружить, это всего лишь один из инструментов, такой же, как электронные портфолио, и много другое, которые используют при необходимости, причём сами по себе они ничего не значат, а вот для достижения определённых задач вполне могут сгодиться); "Каждому ребёнку в ранец – нетбук" (можно подумать, что, положив в каждый ранец томик А.С.Пушкина, мы решим проблемы с чтением, а, положив кроссовки Адидас – решим проблемы физического воспитания). Произошла явная подмена понятий, в которой и кружатся, как зачарованные, все дискуссии, не касаясь главного.
В летний период школьники, занимающиеся в Мультимедиа Студии, делают работы, участвуют в выставках, например в Детской художественной галерее Ростовского областного музея изобразительных искусств, готовятся к участию в серьёзных дискуссиях (например: "Соответствие школьного образования в области ИТ требованиям жизни"). Но я понимаю, что этого огорчительно мало.
Вы - человек-фонтан! Внимательно читаю Ваши послания по несколько раз (сразу не могу, т.к. устают глаза читать компьютерный текст). Вы не даете ни минуты покоя! Каждый Ваш вопрос - дискуссия или по крайней мере долгая беседа. Очень приятно встретить такого педагога! Обязательно буду общаться с Вами.
Уважаемые коллеги, подходит к концу учебный год. Но в летний период не утихает активность в образовательных учреждениях. Давайте порассуждаем о вариантах организационной деятельности по работе с одаренными детьми в период летних каникул. С некоторыми материалами можно познакомится здесь. А можно и добавить свои варианты.