Цели урока: - закрепление и повторение понятий конденсация, испарение, кипение; формул по которой вычисляют количество теплоты при нагревании и парообразовании;
- развивать умение анализировать и делать выводы;
- воспитание ответственности за выполнение своей работы перед товарищами; развитие интереса к предмету, формирование умения взглянуть на изучаемые явления под другим углом зрения.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: диалогический, частично- поисковый, показательный.
Оборудование: электрический чайник и плитка, блюдце, стакан, бумажная коробочка, ложка, чай в гранулах, стеклянная банка, резиновый коврик, термометр, мензурка, холодная вода, карточки, «Сборник задач по физике» В.И. Лукашик,1994г., варежки.
Ход урока
1. Организационный момент
- Приветствие
-Сегодня тема нашего урока «Испарение, конденсация, кипение. Удельная теплота парообразования» и перед нами стоит задача закрепить и повторить понятия испарение, кипение, конденсация; научиться анализировать и делать физические опыты, решать задачи. Запишите в тетрадях число и тему урока.
- Мы будем работать с горячей водой, стеклянными сосудами, электрическими приборами, поэтому внимательно послушайте технику безопасности.
А) Использовать стеклянную посуду без трещин.
Б) Не допускать резких изменений температуры.
В) Нельзя брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками.
Г) Воду не нагревать выше 70 ˚С.
2. Актуализация
Мы знаем, что жидкие тела нагреваются, а при определенных температурах закипают. Это проверим на опыте и вычислим количество теплоты необходимое для нагревания и превращения в пар воду массой 200 грамм. (Обращаем внимание на оформление задачи, перевод в СИ, работа со справочным материалом).
Демонстрация, наливаю в стакан 200 грамм холодной воды, измеряю начальную температуру и с помощью плитки нагревая, довожу до кипения, измеряю конечную температуру. Вычислим количество теплоты, необходимое для нагревания и превращения в пар. (Стакан с горячей водой закрываю листком бумаги). Решим эту задачу на доске.
Дано: СИ: Анализ: Решение:
m = 200 г0,2 кг Q1=cm(t2-t1) Q1=4200 Дж/кг ºС *0,2 кг(100-20) ºС=67200 Дж
Во время опыта я стакан с водой закрыла листком бумаги. Объясните явление, происходящее с бумагой. (На листке появились капельки воды из-за конденсации пара на более холодном, чем стакан, листке.)
3. Закрепление
Это явление очень часто используется в жизни. Посмотрим опыты, которые проведут Никита и Стас, а вы проанализируйте происходящее явление.
Демонстрация, поместим стеклянную банку над носиком кипящего чайника. Банка запотевает и через некоторое время нагревается. Объясните наблюдаемое явление. Где применяется? (На внутренней поверхности банки появляются капельки воды из-за конденсации пара на более холодном, чем чайник, стекле. Банка нагревается потому, что при конденсации пара выделяется энергия. Конденсация водяного пара используется в конденсаторах паровых установок, стерилизация банок.)
Демонстрация, в блюдце наливаем кипяток и ставим туда стакан вверх дном. Вода из блюдца поднимается в стакан. Объясните это явление.(Пар в стакане над кипятком постепенно охлаждается и конденсируется, давление внутри стакана падает, и атмосферное давление загоняет воду в стакан.)
Внимание вопрос! При какой температуре закипает вода? (100º С)
Как называется эта температура? (Температурой кипения)
Посмотрите, что предлагает сегодня Василий.
Демонстрация (кипятит воду в бумажной коробочке). Почему не горит бумага? (Пока вода кипит, температура бумаги не поднимается выше 100 ºС, а бумага при такой температуре еще не загорается. Кипящая вода отнимает у нее лишнее тепло.)
Существуют 3 вида теплопередачи. Какие? (Теплопроводность, конвекция, излучение). Какому же виду теплопередачи относится опыт Ирины?
Демонстрация заваривания чая. При размешивании ложкой как движутся чаинки? (Вынужденная конвекция. Мешая ложкой, поддерживаем вращение жидкости. Чаинки движутся по вихревым потокам, которые образуются в результате трения между отдельными слоями жидкости.)
Спасибо всем за работу.
4. Контроль знаний
Мы с вами повторили основные моменты тепловых явлений, а сейчас проверим знания. 1 вариант по «Сборнику задач по физике» автор В.И. Лукашик выполняете 908 задачу. Остальные по карточкам пишете ответы на вопросы. (Выполняют на листочках, после собираю.)
5. Итог.
Итак, мы увидели сегодня, как физика помогает ясно и четко отвечать на вопросы; объяснять часто встречающиеся явления в жизни. (За опыты и за ответы отметки ставятся в журнал.) Благодарю всех за участие.
6. Домашнее задание.
§20, 15, 9 прочитать; №910, 911 В.И.Лукашик.
Карточка для 2 варианта
1 .Величина, показывающая изменения внутренней энергии вещества массой 1 кг при изменении его температуры на 1 ˚С.
2. Интенсивный процесс испарения.
3. Процесс теплопередачи, осуществляемый потоками газа или жидкости.
4. Величина, показывающая изменение внутренней энергии вещества массой 1 кг в пар без изменения температуры.
5. Превращение пара в жидкость.
6. Почему не обжигает руки вынутое из кипятка яйцо?