изучить особенности строения и значения зрительного анализатора человека, показать эволюцию органов зрения в живой природе;
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование:
Таблицы “Строение зрительного анализатора”, “Цветовое восприятие у хордовых”, “Диагностика по глазам”.
Интерактивная доска на протяжении всего урока“Строение зрительного анализатора”
Раздаточный материал: рабочие листы.
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.
Вопрос:Перечислите известные вам анализаторы.
2. Изучение нового
Посмотрите слайд на интерактивной доске и скажите: Какой анализатор мы сегодня будем изучать.
Сообщение о важности зрения для человека
Показ слайдов на интерактивной доске :По данным слайдам проводится эвристическая беседа с целью выявления уровня знаний по теме и подготовке к восприятию учебного материала.
У человека зрение бинокулярное стереоскопическое; более 90% всей информации люди получают посредством зрения; человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов; глаз подобен фотоаппарату: изображение получается перевернутым и уменьшенным.)
Мы живем с вами среди прекрасных красок, звуков и запахов. Но способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. На эту особенность обратили внимание еще ученые в Древнем Мире. Так Платон утверждал, что самыми первыми из всех органов боги устроили светоносные глаза. Боги богами, им место в древних мифах, но факт остается фактом: именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту. Что значат подобные цифры для человека XXI века, привыкшего оперировать двузначными степенями, парсеками и миллиардами? И все же они для нас очень важны.
А теперь представьте на минуту, что вся красота окружающего нас мира исчезла. Вернее, это голубое небо, вулканы под белым покрывалом, лица друзей, улыбающиеся весеннему солнцу, существуют, но где-то вне нас, точнее, вне нашего зрения. Мы не можем этого увидеть, или видим только час
Вопросы
Какие части глаза непосредственно участвуют в восприятии изображения? (роговица, радужка или зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка)
С чем связано цветовое зрение у человека?
Какое изображение мы получаем на сетчатке?
Почему нам кажется, что мы видим правильное положение предметов в пространстве?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ваши глаза немного утомились. Крепко зажмурьте газа и посчитайте до 5, затем откройте их и посчитайте до 5 снова. Повторите 5-6 раз. Это упражнение снимает усталость, укрепляет мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.
Ну вот, наши глаза отдохнули, и мы переходим к следующему этапу урока. Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал о строении глаза, и выполним задания из презентации.
(Проводится самостоятельная работа в группах по дополнительной литературе, которая предлагается учащимся; используются рисунки; представлен слайд на экране по строению глаза человека).
Предлагаемые вопросы:
1. Вспомогательные части глаза, функции бровей, ресниц, век. Строение и значение слезного аппарата.
2.Оболочки глаза, их строение и функции, двигательный аппарат глаза.
3. Оптическая система глаза, ее строение и функции.
4. Световоспринимающая система глаза, ее роль.
5. Формирование изображения в оптической системе глаза.
6. Дефекты зрения, экология и гигиена зрения.
Взаимоопрос в группе.После завершения работы, на которую отводится 10 минут, представитель каждой группы объясняет учащимся особенности строения и функций глаза. Учитель дополняет, объясняет, ребята составляют конспект по данным вопросам, акцентируется внимание на трудные вопросы, проводится эвристическая беседа и терминологическая работа со словарями.
Задание на закрепление
Прочитай текст §49
Выпиши название частей глаза, выполняющие защитную функцию.
Рассмотри рисунок на слайде. Сравни его с рис. 102 в учебнике. Подпиши названия частей глаза.
Проведение эксперимента. Работа в парах.
Эксперимент №1. Цель: Определение функции глазных мышц.
Исследователь просит испытуемого следить за движением карандаша на расстоянии 20 см, перемещая карандаш вверх, вниз, вправо, влево. Ответить на вопрос: в каких направлениях возможно движение глаз? Перемещаются ли оба глаза совместно?( Ответ: Глазные мышцы обеспечивают произвольные движения глазного яблока и действуют таким образом, что оба глаза перемещаются совместно и направлены в одну и ту же сторону).
Эксперимент №2. Цель: Обнаружение и сужение зрачка.
Учащимся предлагается смотреть друг другу в глаза и наблюдать за шириной зрачка, при этом включать и выключать свет.( Учащиеся делают выводы о роли зрачка).
Эксперимент №3. Цель: Обнаружение пробела в поле зрения.
Учитель предлагает учащимся закрыть левый глаз, а правым непрерывно смотреть на крест, нарисованный на бумаге. Медленно приближая и отодвигая рисунок от глаза, наступит тот момент, когда большое черное пятно исчезнет. Объяснить данное явление. (Ответ: на сетчатке глаза существует «слепое пятно», но оно имеет определенное значение. Когда мы смотрим на дом с расстояния 10 м, то из-за слепого пятна не видим фасад площадью 1кв. м., а на небе остается невидимым участок пространства, равного по площади 120 дискам луны).
а) Сообщение учащегося с использованием материала интерактивной доски по эволюции зрения у насекомых, рыб, птиц, млекопитающих животных.
б)Сообщение учащихсяс использованием о дефектах зрения, заболеваниях глаз
( близорукость , дальнозоркость, катаракта, глаукома, куриная слепота).Предлагаются научные сведения о достижениях современной медицины в лечении глазных заболеваний. На слайдах интерактивной доски демонстрируются схемы, показывающие ход лучей при близорукости и дальнозоркости.
4. Первичное закрепление нового материала.
А) Проведение игры «Подумаем вместе». ( проводится по принципу игры « Что, где, когда». Побеждает тот, кто ответить на большее количество вопросов).
Вопросы для игры-
----Почему рука в белой перчатке кажется больше, чем в черной?
----Почему глаза никогда не мерзнут?
----Почему мы часто моргаем, совершая 2-5 движений веками в минуту?
----При проверки зрения врачи капают в глаза атропин, что вызывает расширения зрачка. Зрачки расширяются также в темноте, при испуге, от боли. Как вы полагаете, какие явления приводят к расширению зрачка в этих разных случаях.
----В условиях невесомости при закрытых глазах человеку кажется, что его перевернули вниз головой. Объясните это явление.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Поморгайте, посчитав до 10. Это способствует улучшению кровообращения.
Б) Проведение игры «Проверь наблюдением и опытом».
Группы учащихся получает лист с описанием опыта или наблюдения, необходимо провести опыт и сделать выводы.
Опыты:
------Рассмотрите глаза товарища в профиль, обратите внимание на роговицу глаза. Какая она. Докажите, что роговица имеет меньший радиус, чем белочная оболочка.
------Проследите за работой хрусталика. На стенку прикрепите рисунок или текст. На листе плотной бумаги сделайте отверстие диаметром 1 см, по радиусу напишите буквы. Лист держите на расстоянии 10-15 см так, чтобы буквы были четко видны, а через отверстие была видна стена с рисунком. Второй глаз лучше закрыть. Прочтите надпись на стене через отверстие и ответьте, почему во время чтения буквы кажутся размытыми?
-------Докажите, что стекловидное тело имеет полужидкую консистенцию. Встряхните головой и посмотрите на равномерно освещенный фон: бумагу, потолок, стену и т. д. Что вы ощущаете?
5.Вторичное закрепление изученного материала. Фронтальная работа по вопросам
Что является рецепторами зрительного анализатора?
Где находятся ассоциативные зоны зрительного анализатора?
С каким полушарием связана работа правого глаза, левого? Почему?
6.Выводы по уроку.
1 ряд - обобщить функцию органа зрения
2 ряд - обобщить материал о строении глаза
3 ряд - обобщить информацию о гигиене органа зрения
Итоги урока: Самооценка по рейтинговой системе:
--------Я могу ответить на все вопросы темы
--------Моя активность на уроке
--------Сообщения, ответы, выступления
---------Ставлю себе оценку!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
§49
Заполнить таблицу: «Части глаза, строение и функции». Начертить схему: «Как видит глаз»