Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
Submitted by Татьяна Каплина on вс, 22/03/2009 - 13:14
1. Повторение и актуализация опорных знаний.
В прошлом году мы с вами создавали различные графические изображения на компьютере, и прежде чем сделать следующий шаг в изучении компьютерной графики давайте повторим основные термины, с которыми мы познакомились в прошлом году. Для этого вам необходимо ответить на вопросы теста, учтите, некоторые вопросы имеют два и более ответов:
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ОБРАБОТКИ ГРАФИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ
ВАРИАНТ № 1
1.Закончите фразу «Рисунок, картина, чертеж называются ...».
а)графическими объектами;
б)текстовыми объектами.
2.Определите, какой инструмент графического редактора предназначен для стирания деталей:
а)ластик;
б)кисть;
в)заливка.
3. Закончите фразу «Рабочее окно графического редактора имеет вид ...»
а)прямоугольника;
б)треугольника
4.Какие из перечисленных средств используются для создания картин, рисунков:
а) карандаши;
б) кисти;
в)краски;
г)гуашь;
д)линейка.
5.Закончите фразу «Для рисования окружностей(эллипсов) в графическом редакторе выбирают инструмент...»
а)эллипс;
б)прямоугольник.
6.Какие геометрические фигуры можно построить при помощи инструментов в графическом редакторе:
а)прямоугольник;
б)линия;
в)эллипс;
г) треугольник;
д) куб.
ВАРИАНТ № 2
1.Закончите фразу «Любой графический редактор позволяет создавать и редактировать (изменять)...»
а)виртуальные графические объекты;
б)текстовые объекты.
2.Какие из перечисленных задач относятся к типовым задачам обработки графической информации:
а)отображение и ввод виртуального графического объекта;
6.Определите, какие виды устройств предназначены для вывода графической информации на бумагу:
а)принтер;
б)плоттер;
в)монитор.
Таблица соответствия для проверки работы вариант 1.
№ задания
Количество баллов
Отметка
1
1
2
1
До 7 баллов – «2»
3
1
7 - 9 баллов – «3»
4
1-5
10-11 баллов – «4»
5
1
12-13 баллов – «5»
6
1-4
Таблица соответствия для проверки работы вариант 2.
№ задания
Количество баллов
Отметка
1
1
2
1-5
До 7 баллов – «2»
3
1
7 - 9 баллов – «3»
4
1-3
10-11 баллов – «4»
5
1
12-13 баллов – «5»
6
1-2
2. Изложение нового материала
Итак, мы повторили термины, необходимые для нашей дальнейшей работы и я думаю, вы обратили внимание, на те, которые вызвали у вас затруднение, и к следующему уроку поработаете над ними, потому что мы будем анализировать результаты теста. А сейчас я хочу задать вам еще один вопрос. Как компьютер кодирует ту графическую информацию, которую мы на нём создаем, ведь он понимает только сигналы, есть электрический заряд, или его нет?
Попробовать ответить на этот вопрос вместе мы должны на сегодняшнем уроке.
И знакомиться с новыми понятиями вы начнете самостоятельно, откройте учебник на стр. 94 § 17, работаем с карточкой № 1, заполним пропуски.
Карточка № 1
Закончите предложения.
Растр (графическая сетка) – это …………………………………………………………………………………
Выводы: рисунок на компьютере представлен совокупностью точек.
Такой способ называется дискретным способом представления изображений. Картинка преобразуется из аналоговой формы в дискретную, путем дискретизации, т.е. разбиения непрерывного графического изображения на отдельные элементы..
Каждая точка экрана при представлении на компьютере, обладает свойством Глубина цвета.
В процессе дискретизации могут использоваться различные палитры цветов, т. е. наборы цветов, в которые могут быть окрашены точки изображения. Каждый цвет можно рассматривать как возможное состояние точки, тогда количество цветов в палитре N и количество информации, необходимое для кодирования каждой точки /, связаны между собой и могут быть вычислены по формуле:
N=2I(1.1)
В простейшем случае (черно-белое изображение без градаций серого цвета) палитра цветов состоит всего из двух цветов (черного и белого). Каждая точка экрана может принимать одно из двух состояний — «черная» или «белая», следовательно, по формуле можно вычислить, какое количество информации необходимо, чтобы закодировать цвет каждой точки:
2 = 21 => 21 = 21 => / = 1 бит.
Количество информации, которое используется для кодирования цвета точки изображения, называется глубиной цвета.
Наиболее распространенными значениями глубины цвета при кодировании цветных изображений являются 4, 8, 16, 24 бита на точку. Зная глубину цвета, по формуле (1.1) можно вычислить количество цветов в палитре (табл. 1.1).
Таблица 1.7. Глубина цвета и количество цветов в палитре
Глубина цвета, (битов)
Количество цветов в палитре, N |
4
24=16
8
28 = 256
16
216=65 536
24
224= 16 777 216
Каккодируетсяизображение
Человек воспринимает свет с помощью цветовых рецепторов (так называемых колбочек), находящихся на сетчатке глаза. Наибольшая чувствительность колбочек приходится на красный, зеленый и синий цвета, которые являются базовыми для человеческого восприятия. Сумма красного, зеленого и синего цветов воспринимается человеком как белый цвет, их отсутствие — как черный, а различные их сочетания — как многочисленные оттенки цветов.
Палитра цветов в системе цветопередачиRGB.
С экрана монитора человек воспринимает цвет как сумму излучения трех базовых цветов: красного, зеленого и синего. Такая система цветопередачи называетсяRGB, по первым буквам английских названий цветов (Red— красный,Green— зеленый,Blue— синий).
Цвета в палитреRGBформируются путем сложения базовых цветов, каждый из которых может иметь различную интенсивность. ЦветColorпалитры можно определить с помощью формулы (1.2):
Color =R+ G + В,
где 0 < R< Rmax, 0 < G< Gmaxt 0<B< Bmax.
Как я уже говорила, в видеопамяти находится двоичная информация об изображении, выводимом на экран. Эта информация состоит из двоичных кодов каждого видеопикселя.
Код пикселя— это информация о цвете пикселя.
Для получения черно-белого изображения (без полутонов) пиксель может принимать только два состояния: светится — не светится (белый — черный). Тогда для его кодирования достаточно одного бита памяти:
1 — белый, О — черный.
Пиксель на цветном дисплее может иметь различную окраску. Поэтому одного бита на пиксель недостаточно.
Для кодирования 4-цветного изображения требуются два бита на пиксель, поскольку два бита могут принимать 4 различных состояния. Может использоваться, например, такой вариант кодировки цветов:
0— черный, 10 — зеленый,
1— красный, 11 — коричневый.
На цветном экране все разнообразие красок получается из сочетаний трех базовых цветов: красного, зеленого, синего. Из трех цветов можно получить восемь комбинаций:
- - -
черный,
к - -
красный,
- - с
синий,
к - с
розовый,
- з -
зеленый,
к з -
коричневый
~ 3 С
голубой,
к з с
белый.
Здесь каждый базовый цвет обозначается первой буквой, а черточкой — отсутствие цвета.
Следовательно, для кодирования 8-цветного изображения требуются три бита памяти на один видеопиксель. Если наличие базового цвета обозначить единицей, а отсутствие — нулем, то получается следующая таблица кодировки вось-мицветной палитры:
Таблица 4.1. Двоичный код восьмицветной палитры
к
з
с
Цвет
0
0
0
Черный
0
0
1
Синий
0
1
0
Зеленый
0
1
1
Голубой
1
0
0
Красный
1
0
1
Розовый
1
1
0
Коричневый
1
1
1
Белый
---------------------- (
Из сказанного, казалось бы, следует вывод: с помощью трех базовых цветов нельзя получить палитру, содержащую больше восьми цветов. Однако на экранах современных компьютеров получают цветные изображения, составленные из сотен, тысяч и даже миллионов различных красок и оттенков. Как это достигается?
Если иметь возможность управлять интенсивностью (яркостью) свечения базовых цветов, то количество различных вариантов их сочетаний, дающих разные краски и оттенки, увеличивается.
Шестнадцатицветная палитра получается при использовании четырехразрядной кодировки пикселя: к трем битам базовых цветов добавляется один бит интенсивности. Этот бит управляет яркостью всех трех цветов одновременно (интенсивностью трех электронных пучков).
Таблица 4.2. Двоичный код шестнадцатицветной палитры.И — бит интенсивности
и
к
3
с
Цвет
0
0
0
0
Черный
0
0
0
1
Синий
0
0
1
0
Зеленый |
0
0
1
1
Голубой
0
1
0
0
Красный
0
1
0
1
Розовый
0
1
1
0
Коричневый
0
1
1
1
Серый (или белый)J
1
0
0
0
Темно-серый
и
к
3
с
Цвет
1
0
0
1
Ярко-синий
1
0
1
0
Ярко-зеленый
1
0
1
1
Ярко-голубой
1
1
0
0
Ярко-красный
1
1
0
1
Ярко-розовый
1
1
1
0
Ярко-желтый
1
1
1
1
Ярко-белыйI
Большее количество цветов получается при раздельном управлении интенсивностью базовых цветов. Причем интенсивность может иметь более двух уровней, если для кодирования каждого из базовых цветов выделять больше одного бита.
Из сказанного можно вывести правило: количество различных цветов К
и количество битов для их кодировкиbсвязаны между собой формулой: К = 2Ь.
21 = 2,
22 = 4,
23 = 8,
24=16 и т.д.
Для получения цветовой гаммы из 256 цветов требуется 8 бит = 1 байт на пиксель, так как 28 = 256.
Объем необходимой видеопамяти определяется размером графической сетки дисплея и количеством цветов. Минимальный объем видеопамяти должен быть таким, чтобы в него помещался один кадр (одна страница) изображения. Например, для сетки 640 х 480 и черно-белого изображения минимальный объем видеопамяти должен быть таким:
640 х 480xl= 307 200 бит = 38 400 байт.
Это составляет 37,5 Кбайт.
Для четырехцветной гаммы и той же графической сетки видеопамять должна быть в два раза больше — 75 Кбайт; для восьмицветной — 112,5 Кбайт.
На современных высококачественных дисплеях используется палитра более чем из 16 миллионов цветов. Требуемый размер видеопамяти в этом случае — несколько мегабайт.
3. Практическая работа.
Теперь, для наглядного знакомства с понятиями растр, глубина цвета и палитра выполним небольшую практическую работу
Практическая работа «Установка цвета в палитреRGBв графическом редакторе и на экране монитора».
1) Установка графического режима экрана монитора
1.Щелкнуть правой кнопкой мыши по Рабочему столу, появится диалоговая панель Свойства: Экран. Выбрать вкладкуПараметры, которая предоставляет возможность установить графический режим экрана. Разрешающую способность экрана установить с помощью ползунка Разрешение экрана. Глубину цвета установить с помощью раскрывающегося спискаКачество цветопередачи.
Установите разрешение экрана 800х600, Качество цветопередачи 32 бита, покажите учителю и восстановите настройки.
2)Установка цвета в графическом редакторе
1.Запустить интегрированное приложениеPaint
2.В пункте меню Рисунок выберите подпункт Атрибуты и запишите в тетрадь два возможных варианта настройки палитры.
3.Сохраните рисунок как Монохромный, 16- ти цветный, 256 – цветный, 24-х разрядный:
Для этого выберите пункт меню Файл \ Сохранить как и в открывшемся окне выберите например для первого сохраненияИмя файла Водяные лилии 1
Тип файла Монохромный рисунок –список выезжает по стрелке внизv
Сообщите учителю об окончании работы.
3. Подведение итогов
4. Дополнительно
Контрольные вопросы
1. Объясните, как с помощью пространственной дискретизации происходит формирование растрового изображения.
2. В каких единицах выражается разрешающая способность растровых изображений?
3. Как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета?
Задание с выборочным ответом.
В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с 65 536 до 16. Его информационный объем уменьшился в: 1) 2 раза; 2) 4 раза; 3) 8 раз; 4) 16 раз.
Задание с кратким ответом.
Черно-белое (без градаций серого) растровое графическое изображение имеет размер 10 х 10 точек. Какой информационный объем имеет изображение?
Задание с кратким ответом.
Цветное (с палитрой из 256 цветов) растровое графическое изображение имеет размер 10 х 10 точек. Какой информационный объем имеет изображение?
Задание с развернутым ответом.
Сканируется цветное изображение размером 10 х 10 см. Разрешающая способность сканера — 1200 х 1200 dpi, глубина цвета — 24 бита. Какой информационный объем будет иметь полученный графический файл?
Вопросыизадания
1.Что такое пиксель? Что такое растр?
2.Как работает дисплей?
3.Из каких трех цветов получаются все остальные цвета на цветном дисплее?
4.Какие устройства входят в состав графического адаптера?
5.Для чего нужна видеопамять?
6.Что такое дисплейный процессор? Какую работу он выполняет?
7.Какие устройства используются для ввода изображения в компьютер?
Карточки для ученика
Карточка № 1
Закончите предложения.
Растр (графическая сетка) – это …………………………………………………………………………………………
Одна такая точка носит название - …………………………………………………………………….
Размеры графической сетки определяют в форме произведенияMxN, где
M………………………….……………………………………………………….....,
N………………………………………………………………………………………
Видеопамять хранит…………………………………………………...……………..
…………………………………………………………………………………………
Карточка № 2
Практическая работа «Установка цвета в палитреRGBв графическом редакторе и на экране монитора».
1) Установка графического режима экрана монитора
1.Щелкнуть правой кнопкой мыши по Рабочему столу, появится диалоговая панель Свойства: Экран. Выбрать вкладкуПараметры, которая предоставляет возможность установить графический режим экрана. Разрешающую способность экрана установить с помощью ползунка Разрешение экрана. Глубину цвета установить с помощью раскрывающегося спискаКачество цветопередачи.
Установите разрешение экрана 800х600, Качество цветопередачи 32 бита, покажите учителю и восстановите настройки.
2)Установка цвета в графическом редакторе
1.Запустить интегрированное приложениеPaint
2.В пункте меню Рисунок выберите подпункт Атрибуты и запишите в тетрадь два возможных варианта настройки палитры.
3.Сохраните рисунок как Монохромный, 16- ти цветный, 256 – цветный, 24-х разрядный:
Для этого выберите пункт меню Файл \Сохранить как и в открывшемся окне выберите например для первого сохраненияИмя файла Водяные лилии 1
Тип файла Монохромный рисунок –список выезжает по стрелке внизv
Сообщите учителю об окончании работы.
Тест
Фамилия имя класс__________________________________
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
ВАРИАНТ № 1
1.Закончите фразу «Рисунок, картина, чертеж называются ...».
а)графическими объектами;
б)текстовыми объектами.
2.Определите, какой инструмент графического редактора предназначен для стирания деталей:
а)ластик;
б)кисть;
в)заливка.
3. Закончите фразу «Рабочее окно графического редактора имеет вид ...»
а)прямоугольника;
б)треугольника
4.Какие из перечисленных средств используются для создания картин, рисунков:
а) карандаши;
б) кисти;
в)краски;
г)гуашь;
д)линейка.
5.Закончите фразу «Для рисования окружностей(эллипсов) в графическом редакторе выбирают инструмент...»
а)эллипс;
б)прямоугольник.
6.Какие геометрические фигуры можно построить при помощи инструментов в графическом редакторе:
а)прямоугольник;
б)линия;
в)эллипс;
г) треугольник;
д) куб.
Фамилия имя класс__________________________________
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
ВАРИАНТ № 2
1.Закончите фразу «Любой графический редактор позволяет создавать и редактировать (изменять)...»
а)виртуальные графические объекты;
б)текстовые объекты.
2.Какие из перечисленных задач относятся к типовым задачам обработки графической информации:
а)отображение и ввод виртуального графического объекта;