Автор:
Дмитренко Валентина Николаевна
Место работы:
МОУ «СОШ №40» г. Норильска, учитель начальных классов
Дикорастущие и культурные растения. Разработка урока для 2 класса
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2, общеобразовательный
Тема: Природа.
Тема урока: Дикорастущие и культурные растения
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели и задачи: Изучать особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к полевым растениям.
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений; должны уметь различать жизненные формы растений; различать культурные растения – по назначению.
Форма организации работы детей: на уроке меняются виды и формы работы (фронтальная работа с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при повторении ранее изученного материала; при решении проблемных вопросов; индивидуальная – выполнение самостоятельной работы , самопроверка работы, работа в тетрадях, отгадывание загадок.)
Формы организации работы учителя: урок – изучение нового материала.
Технические условия: компьютер, мультимедиа проектор, экран
Используемое оборудование: карточки для самостоятельной работы, рабочие тетради, таблицы на слайдах, картинки на слайдах.
Описание урока:
- Организация класса.
- Проверка домашнего задания.
- Вспомните, ребята, на какие группы можно разделить все растения?
(На деревья, кустарники, травы.)
а) Самостоятельная работа. (1 слайд)
У всех ребят карточки с напечатанным заданием.
- Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым:
- Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.
б) Самопроверка. (2 слайд)
в) (3 слайд)
- Дети, вспомните, на какие группы делятся растения по виду листьев?
(Хвойные и лиственные.)
- Приведите примеры хвойных деревьев.
- Приведите примеры лиственных деревьев.
-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?
3. Объявление темы урока.
- Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы с вами уже знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы с вами посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?
- А теперь давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения? (Растения кормят, одевают, лечат, дают много полезных вещей.)
(4 слайд)
- Какие растения кормят человека? (Яблоня, пшеница, капуста,…)
-Какие растения одевают людей? (Лен, хлопок.)
-Какие растения лечат людей? ( Мать-и-мачеха, зверобой, береза,…)
-Какие растения дают много полезных вещей – мебель, топливо, строительные материалы? ( Дуб, сосна,…)
- Человек тесно связан с растительным миром. Одни растения человек сажает сам, ухаживает за ними, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут сами по себе, независимо от человека. (5 слайд)
- Вот сегодня на уроке мы и рассмотрим эти две группы растений, на которые можно разделить все растения.
4. Работа над темой урока.
(6 слайд)
- Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее – это деревья. Различия – ель растет в лесу, яблоня в саду и за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу людям.)
(7 слайд)
- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее – это кустарники. Различие – крыжовник растет в саду и за ним ухаживает человек. Можжевельник растет в лесу.)
(8 слайд)
- Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее – это травянистые растения. Различия – помидоры растут в огороде и за ними ухаживает человек, собирает урожай. Мать-и-мачеха растет повсюду.
- На какие группы можно разделить все растения? (Первая группа – это растения, которые выращивает человек. Их называют – культурными растениями. Вторая группа – это растения, которые никто не сажает. Они растут сами по себе. И их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и возле водоема. Эти растения называют дикорастущими.) (9 слайд)
- Поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травянистые растения, которые растут везде сами по себе.
- Приведите примеры дикорастущих растений. (Примеры детей.)
- Отгадайте, о каком растении идет речь? (10 слайд)
- Колосится в поле рожь,
- Там во ржи цветок найдешь.
- Ярко-синий и пушистый,
- Только жаль, что не душистый. (Василек.)
- С чем можно сравнить цветы васильков?
- Васильки называют сорняками. Они не приносят пользы человеку и мешают расти хлебу. Но все-таки они любимы в народе. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки.
- Какие еще бывают растения кроме дикорастущих? (11слайд) (Культурные растения – деревья, кустарники, травянистые растения.)
- Подберите растения к каждой группе. (Ответы детей.)
Физминутка
-Культурные растения можно разделить на другие группы.
- Назовите растения на этом слайде. (12 слайд)
- Это зерновые растения. Где они растут и что из них делают? (Растут на полях. Из них делают муку и крупу. Из муки пекут хлеб.)
-Назовите эти растения. (13 слайд) (Это слива, груша, персик. Это фрукты. Они растут в саду.)
- Эти растения называют плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и даже травы, дающие нам плоды. Это смородина, малина, клубника…)
- Назовите эти растения. (14 слайд) (Лук, картофель.. Это овощи. Они растут на полях и огородах.)
- Эти растения называют овощные. Приведите свои примеры.
- (15 слайд) Это лен и хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные.
-(16 слайд) Назовите эти растения. (Тюльпан, роза, гвоздика.)
- Эти растения называют декоративными. Приведите свои примеры этих растений.
5. Закрепление изученного материала.
Работа в рабочих тетрадях. (с.12)
- Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся.
(17 слайд)
- Что красно снаружи, Бело внутри
- С зеленым хохолком на голове?
(Редис. Овощное растение.)
(18 слайд)
- Летом - в огороде, Свежие, зеленые,
- А зимою - в бочке, Крепкие, соленые.
(Огурцы. Овощное растение.)
(19 слайд)
- Как надела сто рубах,
- Захрустела на зубах.
(Капуста. Овощное растение.)
6. Итог урока.
- О каких группах культурных растений мы сегодня говорили?
- Приведите по два-три примера растений каждой группы.
|
На: Дмитренко В.Н. Дикорастущие и культурные растения. Разработк
Замечательный материал! Спасибо!