Место работы:
учитель технологии МОУ ТСОШ №1. Оренбургская область, п.Тюльган
Классификация профессий. Отрасли экономики. 9 класс
Аннотация
Изучение технологий основных сфер профессиональной деятельности даст учащимся возможность охватить практически весь спектр профессий, расширит круг знаний о специальностях, которые будут избраны. Получив представление обо всём имеющемся профессиональном многообразии, легче сориентировать себя в нём с учётом личных интересов и склонностей, мотивов и способностей мышления, темперамента, характера и состояния здоровья.
На одном из первых уроков «Классификация профессий. Отрасли экономики» раздела: «Профессиональное самоопределение» учащиеся учатся различать понятия «профессия» и «специальность», знакомятся с отраслями экономики и классификацией профессий по различным признакам, что даёт наиболее полную картину мира профессий в целом. В связи с тем, что образовательная область «Технология» имеет скудные методические, дидактические, а особенно электронные ресурсы это вызывает необходимость в создании собственных электронных продуктов или использование ресурсов, предложенных другими авторами. На уроке заявленной темы для более подробного, наглядного, понятного и интересного изложения используются слайды презентации «Отрасли профессиональной деятельности» (ЦОР №369), «Фотогалерея профессий» (ЦОР №479), которые иллюстрировано, демонстрируют опорные схемы классификации профессий, сфер экономики и их представителей.
Раздел: Профессиональное самоопределение.
Тема: Классификация профессий. Отрасли экономики.
Цель: Сформировать понятия профессии и специальности.
Познакомить учащихся со структурой отраслей профессиональной деятельности и их областями.
Тип урока: изучение новой темы.
Класс: 9 класс.
Методы обучения: устное изложение материала, наглядная демонстрация, практическая работа.
Словарная работа: специальность, профессия.
Наглядный материал: слайды.
Дидактический материал: методические карточки «Найдите ошибки в таблице», «Определение формул профессий».
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Межпредметные связи: психология, экономика.
Практическая работа: выполнение заданий по методическим карточкам.
Время: 45мин.
I Организационный момент.
II Мотивация учебной деятельности.
Быстрая смена условий жизни, малая предсказуемость сегодняшней российской действительности делает задачу выбора профессии особенно сложной. Обостряет проблему (особенно в малых городах) сокращение количества государственных предприятий, вынуждающее переносить поиск работы в частный сектор экономики. В этих условиях важна подготовка не только к труду вообще, как это было раньше, сколько к работе по конкретной специальности или профессии, выбранной в соответствии с личными склонностями, природными способностями и социальной обстановкой в стране. Ваш корабль, идущий к пристани профессионального самоопределения не должен затеряться в океане отраслей профессиональной деятельности. Поэтому тема сегодняшнего урока: «Классификация профессий. Отрасли экономики».
III Изучение новой темы.
С развитием материальной и духовной жизни усложнялась деятельность людей, появились профессии и специальности.
Прежде всего, нам необходимо научиться различать понятия «профессия» и «специальность». Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека. Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии (см. учебник 9 кл.).
IV Практическая работа «Найди ошибки в таблице».
Учащиеся в таблице в колонках профессий и специальностей определяют неправильные включения.
Таблица №1
Профессия |
Специальность
|
Токарь
|
Хирург
|
Тракторист
|
Преподаватель
|
Столяр
|
Водитель автомобиля
|
Пианист
|
Лётчик-испытатель
|
Монтажник
|
Судья
|
Инженер
|
Швея
|
Ветеринарный врач
|
Учитель математики
|
Продавец
|
Врач
|
Сборщик полупроводниковых приборов
|
Проводник вагонов международного сообщения
|
Парикмахер
|
Визажист
|
V Изучение новой темы http://www.openclass.ru/sites/default/files/boiko.rar ">(см. презентацию ЦОР №396).
Отрасль экономики – это исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся:
- единством экономического назначения производимой продукции или услуг;
- однородностью потребляемого сырья и материалов;
- общностью материально-технической базы и технологических процессов;
- специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.
Отрасли профессиональной деятельности рассматривают в нескольких сферах: непроизводственная сфера, сфера материального производства, в которых рассматривают ещё и области профессиональной деятельности.
Сфера материального производства основана на выпуске продукции и включает в себя отрасли: промышленность; строительство; лесное хозяйство; связь, доставка и сбыт; грузовой транспорт; сельское хозяйство.
Непроизводственная сфера основана на обслуживании населения и управлением сферой экономики. В неё входят: наука и образование; соцобеспечение; ЖКХ; пассажирский транспорт; искусство, культура; здравоохранение; СМИ; органы правопорядка; общественное питание; торговля; государственное управление; финансы и кредит.
Примеры представителей профессий этих отраслей можно посмотреть в http://www.openclass.ru/sites/default/files/boiko.rar ">презентации ЦОР №479.
Эта классификация профессий по отраслям экономики – по принадлежности к какой-либо отрасли удобна для руководителей предприятий и учебных заведений, но малопригодна для человека, выбирающего профессию, поскольку не учитывает взаимоотношений «профессия – личность».
В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль, а на предмет труда. С предметом что-то надо сделать – это цель труда. В любом труде есть специфические орудия. И наконец, человеку важно, в каких условиях протекает его работа. Вот четыре признака, по которым строится классификация профессий, удобная для обдумывающего выбор. Эта классификация была предложена академиком Е.А. Климовым. (группы профессий по условиям труда – БОНМ; отделы профессий по орудиям труда – РМАФ; классы профессий по целям труда – ГПИ; типы профессий по предметам труда – ПТЧЗХ). См. презентацию ЦОР № 396.
Краткая характеристика каждой классификации, профессии (примеры), учебные предметы, профессионально важные качества нужные человеку для работы, условия труда.
VI Практическая работа «Определи формулы профессий».
Учащиеся записывают формулы предложенных профессий по классификации Е.А. Климова. См. таблицу №2 Таблица №2
Профессия |
Формула профессии
|
Токарь
|
|
Пианист
|
|
Инженер
|
|
Врач
|
|
Пчеловод
|
|
Программист ПЭВМ
|
|
VII Подведение итогов.
VIII Домашнее задание.
Напишите формулы следующих современных профессий: экономист, программист, эколог, дизайнер, журналист.
Спасибо за урок. До свидания.
|
На: Бойко О.П. Классификация профессий. Отрасли экономики. 9 кла