Место работы:
заместитель директора по ОЭР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Чернушка, Пермский край
Организация дистанционного обучения учащихся в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения
Организация дистанционной поддержки является эффективным механизмом обеспечения успеха профильного обучения, который позволит не только создать дополнительные условия, но и расширить имеющиеся для повышения доступности, качества и эффективности профильного обучения. Также это будет способствовать и повышению фундаментальности образования, формированию социально грамотной, мобильной, адаптивной и конкурентоспособной личности, отчетливо осознающей свои права и обязанности, оценивающей личный потенциал, имеющиеся возможности и ресурсы.
Дистанционное образование является одним из эффективных механизмов формирования профессионального мастерства педагогов и открывает новые возможности для их развития и повышения квалификации. Важно исследовать эффективность использования новых возможностей компьютера и ЦОР и их влияние на решение дидактических задач обучения посредством не только компьютерных тренажеров, но и вдумчивой самостоятельной работы школьников.
Поэтому перед администрацией и педагогическим коллективом СОШ № 1 встает задача: оптимально использовать компьютер, Интернет, ИКТ для существенного повышения эффективности процесса обучения и воспитания.
Школа на 2-3 ступени работает по информационно-технологическому профилю (сетевые и школьные курсы по информационным технологиям), 14 учащихся обучаются в высшей школе экономики. В начальных классах 1 год работает «ИНФОшкола» для самых заинтересованных в компьютерных технологиях детей. В рамках программы развития школы функционирует программа информатизации образовательного процесса и педагогического коллектива. Развиваясь, мы осваиваем и предлагаем новые формы работы с детьми. Нами реализуются групповые целевые консультации для учителей каждый четверг «Основы работы в Интернет» в ходе которых педагоги получают представление о способах поиска информации в Интернет; знакомятся со способами сохранения информации из сети Интернет, их преимуществами и ограничениями; осваивают основы работы с электронной почтой; знакомятся с образовательными ресурсами Интернет.
Это способствует профессиональному развитию педагогов, расширению информационного поля познавательной деятельности.
В рамках Программы развития школы разработан проект опытно-экспериментальной работы по созданию единой открытой информационной среды школы путем организации дистанционного обучения в предпрофильных и профильных классах. Он утвержден УО Чернушинского района в 2008 году. Педагоги школы создают собственные электронные учебные пособия по курсам по выбору и элективным курсам. Все УМК проходят внутреннюю экспертизу образовательного учреждения на предмет допуска (с оформлением внутреннего документа) к использованию в проведении учебного процесса с применением соответствующих ДОТ и утверждаются специалистами УО.
В ходе эксперимента сохраняется классно-урочная система. Формируются группы из 5 – 7 учащихся школ города и района. В модель занятия курса по выбору или элективного курса внедряется использование очно – заочных форм обучения через использование Internet. Материалы курсов размещаются в среде школьного сайта по адресу http://59311s001.edusite.ru/ и на электронном носителе. Учащиеся могут посмотреть предложенный ресурс, сделать заявку педагогу и пройди курс по выбору или элективный курс дистанционно. Всем слушателям выдаются свидетельства об окончании курса, и делается запись в зачетной книжке.
Организация учебного процесса в рамках дополнительного образования предполагает три этапа:
- подготовительный этап (регистрация),
- основной этап (обучение по курсу),
- заключительный (итоговый контроль, мониторинг качества обучения).
В течение сентября и октября месяца проходила рекламная акция, учащиеся приглашались на презентацию курсов, знакомились с педагогами, получили рекламные буклеты.
Предлагаемые курсы на 2008-2009 учебный год:
- «В мире неравенств», 10 – 11 класс, Еремеева О.И., высшая кв. категория
- «Компьютерная графика», 10 – 11 класс, учитель Голдобин С.Е., 2 кв.категория
- «Процентные расчеты на каждый день», 10 – 11 класс, учитель Лебедева В.В., высшая кв. категория
- «Физика космоса и глобальное мышление», 10 – 11 класс, учитель Усанина Н.Л.,1 кв. категория
- «Основы теории вероятностей», 10-11 класс, учитель Зангирова Р.З., 2 кв. категория
- «Здравствуй, Британия», 8 – 9 класс, учитель Сюткина Ф.М., высшая кв. категория
- «Мы-славяне», 8 – 9 класс, учитель Галиева Е.В., высшая кв. категория
- «Государственная символика», 8-9 класс, учитель Тырышкина О.Н., 1 кв. категория
- «Отдых и туризм в Пермском крае», 8 – 9 класс, учитель Черемных В.А., 1 кв. категория
- «Найди себя», 8 – 9 класс, педагог – психолог Шипунова О.А., 2 кв. категория
- «Ваш неповторимый стиль. Мастерица», 8-9 класс, учитель Наумова Н.А.,1 кв. категория
- «Менеджер в бизнесе», 8-9 класс, учитель Наумова Н.А., 1 кв. категория
Главной задачей учителя на этих уроках является четкая организация учебного процесса: комплектование групп учащихся, организация самостоятельной работы, контроля, оказание своевременной консультации для оказания помощи; выявление недочетов знаний учащихся на данном уроке; прогнозирование недочетов знаний и их устранение с помощью конкретных рекомендаций на последующих уроках.
Учебно-информационный текст ЭУ должен быть четко структурирован по содержанию. Важнейшей частью учебника должен являться глоссарий или структурированный каталог понятий и модулей. Навигация по ЭУ осуществляется с помощью карты учебного пособия. В состав УМК могут включаться дополнительные информационные ресурсы: учебные (учебники, учебные пособия, тексты лекций, хрестоматии), информационно - справочные (справочники, словари (в том числе терминологические) и другие материалы.
Эффективность освоения учащимся дистанционного курса обусловлена тем, что каждое учебное пособие должно содержать следующие учебные материалы:
- систему открытого планирования всех тем и разделов урока;
- тематический обзор учебного материала, в котором в краткой и доступной форме излагается изучаемая тема;
- глоссарий (токовый словарь понятий и терминов, используемый в тексте учебника);
- перечень умений и упражнений по их алгоритмическому заучиванию;
- задания для самостоятельной работы;
- список основной и дополнительной литературы, рекомендованной к изучению;
- комплексные домашние, творческие задания и тематические контрольные работы, методические рекомендации для учащегося по освоению учебного материала;
- последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста с подразделением на базовый и углубленный уровни, содержащего ссылки на другие учебные материалы и связывающего все информационные массивы;
- систему поиска информации;
- ссылки в Internet и другие источники;
- список основной и дополнительной литературы, рекомендованной к изучению.
Наш опыт создания курсов в системе дистанционного обучения показывает, что, прежде всего, для успешного ее развития необходимо учитывать основные принципы работы в ней. В качестве наиболее существенных хотим отметить следующие:
- система не должна быть статичной;
- необходимо постоянно поддерживать интерес ученика;
- нельзя оставлять ученика наедине с системой;
- в основе обучения должен лежать деятельностный подход;
- необходима постановка конечной цели.
Сейчас первая часть разработанных электронных материалов утверждена в экспертно-методическим проектом и проходит апробацию. Создаются учебные пособия для 2 полугодия. В 2009-2010 учебном году планируется пополнение курсов учебными материалами, и осуществляться ДО будет через специальную платформу MOODLE, которая снабжена базовым набором возможностей, позволяющих:
- осуществлять зачисление обучающихся на выбранные курсы обучения;
- отслеживать процесс обучения, стадию, на которой находится тот или иной обучающийся;
- общаться с преподавателем не только посредством электронной почты, но и с помощью форумов или
- конференций;
- взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса и т.д.»;
- увеличение количества разнообразных форм подачи материала и проверки знаний наших учащихся.
Итак, дистанционные ученики, выбирая дистанционное обучение, видят в нем, как правило, не только способ получения новой информации из удаленного источника, но и возможность учиться тому, что выходит за рамки общеобразовательной школы (стандартных методик); учиться по-новому, используя телекоммуникации, по особой технологии; общаться с коллегами и единомышленниками как с целью обмена опытом, так и на свободные темы; и, что немаловажно, видят способ реализовать себя, в деятельности освоить новое, создать свой творческий, личностно-значимый продукт. Кроме того, следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью ДО в течение всей жизни.
|