Место работы:
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №7» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области. Рецензент: Багиров Б.Б. , декан факультета политологии и социологии, к.ф.н., доцент ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М. Горького» в г. Ноябрьске.
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ. Программа элективного курса, 10 класс
Пояснительная записка
Понятие «социальное образование» все более последовательно связывается с его разделением на «обществоведение» и «человековедение» при сохранении тенденции к интеграции наук о человеке и обществе.
Школьное образование – составная часть социального. Оно базируется на единстве и взаимосвязи знаний о социальной и индивидуальной жизни человека. Формируется школьная практика социального образования, идет процесс деидеологизации учебных курсов по социальным наукам, усиливается влияние социальных технологий, а социология и психология выступает стержнем такой подготовки.
Понятие «социальное» является одной из важнейших характеристик жизнедеятельности человека и его социального здоровья. Это понятие широко применяется не только при определении одной из важнейших сфер жизни человека, но и социология – как учебная дисциплина, входит в цикл обязательных социально-гуманитарных дисциплин, изучаемых и сдаваемых во всех ВУЗ-ах России.
Ее целью является получение подростками необходимой суммы знаний, которая существенно поможет им в будущем понять строение современного общества, специфику функционирующих в нем законов, социального взаимодействия и развития, особенности существующих социальных общностей и социальных институтов, тенденции развития ближайшего будущего всего человечества, отдельных стран и сообществ, индивидуальные судьбы людей.
Программой школьного курса по обществознанию не предусмотрены систематизация и обобщение знаний по социологии, практикумы по решению социально значимых для подростка проблем. Это позволит сделать элективный курс «Введение в социологию».
Цель курса
- Иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторам формирования ее социального здоровья, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и групп, видах и исходах социальных процессов;
Задачи курса
- Знать типологию массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;
- владеть основами социологического анализа;
- развивать творческие способы освоения познавательной деятельности учащихся.
- воспитывать гражданскую позицию у учащихся, патриотизм, толерантность.
Курс рассчитан на учащихся 10-х классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к изучению социологии. Курс позволит школьникам расширить, систематизировать и укрепить знания по социологии, подготовить базу для дальнейшего изучения этой дисциплины и смежных дисциплин социально-гуманитарного профиля; научиться решать разнообразные задачи различного уровня и применять знания на практике, способствует выработке и закреплению навыков работы со статистическим, информационным и документальным материалом.
Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к олимпиадам по обществознанию и истории, сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов.
Программа элективного курса предполагает знакомство с теорией и практикой рассматриваемых вопросов и рассчитана на 34 часа лекций и практических занятий в том числе.
Содержание курса состоит из 9 разделов, включая введение и итоговое занятие (2 ч).
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Часть I . Теоретическая, 34 ч.
Тема 1. Введение, 1 ч.
Социология как наука. Предмет социологии. Функции социологии. Система научного знания по социологии.
Тема 2. Предмет социологии, 1 ч.
Определение понятия. Классификация социальных институтов и их функции. Социальные группы, составы, стратификационная теория (сравнительный анализ с классовым делением).
Тема 3. Методы исследования, 1 ч.
Сбор эмпирической информации и ее обработка. Используемые методы: интервью, наблюдение, эксперимент, анализ. Операционализация, выборочное обследование, репрезентативность.
Тема 4. Развитие общества, 4 ч.
Признаки общества. Типология общества: аграрное, индустриальное, постиндустриальное, традиционное. Эволюция общества и закон о неравномерности его развития. Социальный прогресс и факторы, способствующие его реализации. Формы прогресса: реформистский, революционный.
Тема 5. Культура, 5 ч.
Определение и состав культуры. Культурная динамика. Формы культуры: элитарная, массовая, народная, субкультура, молодежная, контркультура. Культурные нормы (привычки, традиции, манеры, этикет, обычаи, обряды, нравы, ценности, верования, законы). Кодекс чести.
Тема 6. Социализация подростка, 6 ч.
Понятие и основные функции социализации. Основные этапы социализации. Возрастная социализация (детство, юность, зрелость, взрослость, старость). Агенты первичной и вторичной социализации и их функции.
Тема 7. Социальный контроль, 5 ч.
Формы контроля и самоконтроль. Социальные нормы и санкции. Нежелательные формы общественного поведения: девиантное и делинквентное. Социальные отношения.
Тема 8. Социальная структура, 4 ч.
Понятие о совокупности статусов и ролей, осваиваемых в процессе социализации. Социальная структура – анатомический скелет общества. Специализация и кооперация труда – суть общественного разделения труда. Функциональные отношения. Права и обязанности. Мера ответственности. Элементы статуса, несовпадение статусов, личный и социальный статусы. Статус подростка. Отличительные признаки достигаемого и приписываемого статуса, их элементы.
Тема 9. Человек в социальной группе, 5 ч.
Понятие социальной группы и ее признаки. Изолированный индивид. Малая группа, диада, триада и т.д. Микромир и макромир и их характеристика. Закономерности развития малой группы. Семья как социальный институт, ее функции. Жизненный цикл семьи. Нуклеарная семья, традиционная семья и современная семья. Причины и мотивы разводов.
Понятие этноса: нация, народность, племя. Этноцентризм и культурный плюрализм. Межнациональные отношения (толерантность и национальная нетерпимость).
Итоговое занятие, 2 ч.
Часть II. Практическая часть, 9 ч.
Практическая работа №1.
1) Поставьте социальный диагноз нашему обществу: в какие периоды его истории аномия достигала наибольшего накала?
2) Установите причинно-следственные связи.
3) Оцените как это действует на самочувствие и поведение людей.
Практическая работа №2.
Составить родословную фундаментальных научных понятий (по заданному алгоритму):
- В каких областях знания они зародились?
- В какие науки они впоследствии «мигрировали»?
- Как изменилось их содержание и значение?
Практическая работа №3.
Тренинг с применением «мозгового штурма».
Цель исследования – проблемы дедовщины в армии. Социолог опросил по выборке всех, кто когда-либо служил в армии и пришел к выводу.
Цель исследования – социальная защита населения. Социолог опросил по выборке пенсионеров.
Цель исследования – выяснить мнение подписчиков «Комсомольской правды» о своей газете. Редакция опубликовала анкету и намерена получить объективную информацию из тех писем, которые придут по почте.
Подумайте и ответьте: в каких случаях произошла ошибка; во всех ли случаях выборка служит точной копией генеральной совокупности?
Практическая работа №4.
1) Определите, к материальной или духовной культуре относятся следующие явления: дуэль, медаль, карета, теория, бокал, песня, погоны, танец, магия, амулет, диспут, револьвер, гостеприимство, крещение, глобус, свадьба, закон, джинсы, телеграф, святки, карнавал, школа, сумка, кукла, колесо, огонь.
2) Определите, какие из перечисленных выше культурных черт относятся к культурным комплексам. Распишите 2-3 комплекса так, как это сделано с футболом.
Практическая работа №5. Практикум.
Определите, к какой из форм культуры (народная, элитарная, массовая, субкультура, молодежная, контркультура) относятся:
- песни В. Высоцкого и Б. Окуджавы;
- оперы Дж. Верди;
- рок-опера Рыбникова А. «Юнона и Авось»;
- частушки;
- «мыльные» оперы;
- комиксы.
Практическая работа №6.
Самостоятельное исследование на тему «Влияние опыта социализации родителей на воспитание детей».
1) Какие методы воспитания и наказания применялись?
2) Чему и как учат родители.
3) Сравните методы воспитания, которые употреблялись по отношению к вашим родителям, с теми методами, к которым они прибегают, воспитывая вас.
- Передается ли опыт социализации из поколения в поколение?
- Какие изменения происходят со временем, и чем они объясняются?
- Какие методы воспитания вы считаете наиболее действенными?
Практическая работа №7.
Тренинг.
Выстроить модель делового взаимодействия в бизнесе и описать:
- Какие цели преследуют партнеры;
- Какова их мотивация;
- Кто является прямым и косвенным участником сделки;
- Какова технология самого действия;
- Какие нормы регулируют деловые операции;
- Какие наказания следуют за их нарушение.
В качестве примера можете взять сделку о поставке крупной партии импортного оборудования на текстильную фабрику.
Практическая работа №8.
1) Определите свой главный статус, а также главные статусы родителей и 2-3 знакомых.
2) Определите, к какому из 3-х типов статуса – приписываемому, достигаемому или смешанному, относятся следующие позиции: полицейский, вождь, кочегар, китаец американского происхождения, космонавт, женщина, граф, ребенок, студент, профессор, народный депутат, падчерица, виконт, паж, адмирал.
Практическая работа №9.
Проанализируйте свой класс с позиций концепции малых групп.
- Выделите в них диады и триады.
- Постройте схему межличностной структуры класса.
- Проанализируйте характер межличностных отношений в классе.
- Выявите причины конфликтных отношений.
- Найдите решение этой проблемы.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения программы курса «Введение в социологию» учащиеся получают возможность:
Знать/понимать:
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества, как сложной самоорганизующейся системы;
- основные социальные институты (школа, семья, государство и т.д.) и процессы;
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
- особенности различных общественных наук, основные пути и способы гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества, как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, публицистических);
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с т. з. общественных наук;
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
- применять социально-экономические, гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человек и общества;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
? эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
? ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработке собственной гражданской позиции;
? самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в СМИ; нравственной оценки поведения людей;
? оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе К РФ.
При реализации программы целесообразно выделить:
- соединение личностного подхода в изучении курса с «неличностным», путем интеграции предметов главной целевой ориентации: личности ученика + ЗУНов с использованием деятельностного подхода в обучении;
- уделять больше внимания процессам целеполагания, рефлексии и вчуствование. Понятие вчувствование на этапе рефлексии тождественного философской категории «внутреннее» - склонность человеческой души, одушевляя предметы окружающего мира ассимилировать их, наделяя их смыслом, включать в круг ценностей, обнаруживая их сущность, делать привлекательным или способным возбуждать интерес. Речь идет о способе освоения, или об особой форме усвоения, которая отличается от умственного постижения тем, что она стремится оценить все вещи и явления по достоинству, рассматривая их как стоящие в одном ряду с человеком;
- сочетание аналитико-синтетической деятельности при изучении курса, которое способствует тому, что знание оказывается неусвоено, а личностно присвоено;
- актуализацию субъектного опыта ученика, как одно из условий обеспечения развивающего влияния процесса обучения на личность ребенка и условием развития у учащихся интереса к познанию, желания и умения занимать субъектную позицию в учебной и других видах деятельности;
- считать критерием эффективности изучения программы: развитие интереса к предмету, сформированность базовых знаний по социологии и развитие общенаучных специальных и творческих умений учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
- Кравченко А.И.. Введение в социологию. М: Просвещение, 2001.
- Краснов П.И. Сдаем социологию. Ростов - на –Дону: Феникс, 2004.
- Краткий словарь по социологии. М: Просвещение, 1999.
- Печчеи А. Человеческие качества. М: Просвещение, 1998.
- Проблемы социализации школьников в условиях социальной нестабильности Российского общества.// Социологические исследования. №3 -2004.
- Радугин А.А.. Социология. М: Центр, 1999.
- Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М: Просвещение, 1998.
- Социология /Под ред. Осипова Г.В. М: Просвещение, 1995.
- Спенсер Г. Начала социологии. С-Пб., 1999.
|
На: Данилова Е.Г. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ. Программа элективного к
Интересная программа. 10 классу очень не хватает знаний по социологии. Попробую внедрить вашу программу в практику.