Место работы:
Г.Петропавловск-Камчатский МОУ СОШ № 43 Учитель информатики
Проектная технология в рамках организации работы с интерактивной доской. Методическое пособие по работе с интерактивной доской ACTIVboard в учебном кабинете
Скачать методическое пособие
Приложения
Задачи, стоящие перед современной школой, является необходимым условием формирования ключевых компетенций в учебно-познавательной и творческой деятельности ученика. Это, прежде всего, корректировка содержания образования с учётом особенностей информатизации общества и совершенствование методов, средств обучения и способов организации практической и познавательной деятельности учащихся на основе использования средств ИКТ.
В условиях классно-урочной системы обучения в основу конструирования моделей уроков с ИКТ по предмету могут быть положены:
- характер деятельности учащегося при использовании электронных образовательных ресурсов;
- характер взаимодействия учителя и учащегося в условиях использования ИКТ.
Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания сместилась с проблемы «как лучше рассказать материал» к тому, «как лучше его показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.
Одной из самых востребованных на сегодняшний день инновационных образовательных технологий, способных гибко вписаться в традиционную классно-урочную систему обучения учеников, является метод проектов.
Метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых. Это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств, как учителя, так и учащихся.
Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учащимися комплекс действий,завершающихся созданием продукта и его представления в рамках устной или письменной презентации.
Проектная технология помогает учителю решать на уроке целый ряд задач, которые трудно реализуются в рамках традиционных подходов, это:
- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это интересно, потому что необычно);
- возможность рассмотрения понятий, используемых в разных предметных областях (например, понятие «анализ» в физике, литературе или биологии);
- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями, такими как сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.
Реализация проектной деятельности на уроке ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Проектная деятельность рассматривает применение компьютерных технологий как составную часть работы над проблемой:
- поиск информации через Интернет,
- «визуализация мышления» через презентацию,
- построение статических схем и диаграмм через графические примитивы текстового редактора или электронных таблиц.
Структура обучения на основе проектов трансформирует обучающую деятельность: она больше не фокусируется вокруг того, что говорить учитель, а концентрируется на том, что делает ученик.
В основе метода учебных проектов по предмету лежит развитие познавательных навыков учащихся, развитие криативного и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.
Учебные проекты - путь познания, способ организации процесса познания, ориентированный на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую.
Использование интерактивной доски при проведении учебных проектов позволяет учителю и ученику вооружиться техническими средствами XXI века.
Разработанный учителем и учениками проект может быть представлен в виде хорошо выстроенного материала флипчарта. И учитель, и ученик имеют доступ ко всем ресурсам компьютера – возможность управления ими, аннотировать выведенное изображение, создавать собственный электронный интерактивный продукт.
Когда ученику интересно на уроке, он сам стремиться к познанию нового знания, и учителю остается только правильно направлять и корректировать этот путь. И, тогда не удивляешься превращению обычного «троечника» в талантливого художника, дизайнера или аниматора с неординарным мышлением и индивидуальным восприятием окружающего мира.
Применение методик развивающего характера, (а учебные проекты по предмету с полной уверенностью можно отнести к ним), позволяет ученикам не только продуктивно работать на уроках, но и нестандартно решать проблемные ситуации.
Умение перевести проблему из реальной действительности в адекватную модель, исследование этой модели в процессе решения задачи и правильная интерпретация результатов являются сегодня важнейшими элементами информационной культуры.
Выполнение учебных проектов на уроках информатики помогает адаптировать учащихся к будущей взрослой жизни. Например, проект
«Информационный бюллетень школы», газета «Школьная мозаика», юмористическая газета ко Дню всех влюбленных 14 февраля «Школьный переполох или операция «Валентинка» (9-11 класс), позволяют участникам проекта попробовать себя в роли корреспондента, главного редактора, фоторепортера, мастера компьютерной верстки издания. Именно в проектной деятельности раскрываются принципы взаимоотношения в будущей профессии.
Учебный проект «Ландшафты Камчатки» в 11 классе ставил проблему активизации образного творческого мышления учеников посредством овладение основами работы в трехмерном графическом редакторе Bryce5. Образный мир, созданный в творческих проектах учащихся, поражает своей фантазией и философией.
Учебный проект «Первые секреты волшебства в графической программе Adobe Photoshop» позволил ученикам 8 классов прикоснуться к миру двухмерной графики. В этом проекте ребята обратились к богатому наследию русской народной сказки. Каждому ученику предстояло выполнить свой собственный рисунок по мотивам русской сказки, и, одной из задач по технологии работы с фотошоп, была отработка спецэффектов программы, связанных с атмосферными явлениями природы. Итогом проекта стала общая презентация к уроку литературы по теме «Устное народное творчество» для 5 классов.
Проекты, представленные на уроках информатики в 6-7 классах 2007-2008 учебном году:
- проект «Единицы измерения»;
- проект «Новогодняя сказка»;
- проект «Почему исчезли динозавры?»
- проект «Компьютер XXI века».
Проект «Единицы измерения» в 7 классе
Цели проекта: 1. Изучение современного информационного материала о количественных единицах измерения.
- История создания и их роль в жизни и деятельности человека.
Основополагающий вопрос
- Какова роль единиц измерения в жизни и работе человека?
Вопросы по теме.
- Что такое количественная характеристика?
- Какова количественная характеристика объекта или процесса?
- Почему надо учиться работать с единицами измерения?
- Что такое международная система единиц измерения СИ.
Задачи проекта
- Найти информацию по проекту в различных источниках (книги, Интернет, энциклопедии).
- Разработать блок-схему презентации.
- Разработать структуру и дизайн презентации.
- Отработать навыки построения гиперссылок (в виде кнопок) в презентации.
- Поэкспериментировать с различными фонами РР.
- Вставить звуковой файл.
- Написать мини сочинение.
Задача ТРИЗ. Придумать свою единицу измерения в фантастическом мире сказок (русских), многомерном мире (пространстве) и в зазеркалье (мире отраженном или ирреальном).
Проект «Почему исчезли динозавры?» 6 класс
Цель проекта. Выяснить причины исчезновения динозавров на планете.
Урок- путешествие.
Класс разбивается на 2 команды. Межвременной корабль попал в Мезозойскую эру, в Юрский период. Участники экспедиции пытаются исследовать Землю и окружающий мир животных и растений. Каковы их выводы?
Основополагающий вопрос: «Почему исчезли динозавры на нашей планете?»
Известные факты из истории.
- Динозавры – травоядные
- Динозавры- хищники.
Частные вопросы
- Как люди узнали о динозаврах?
- Выяснить в какое время жили на Земле эти животные?
- Каков образ жизни этих животных?
- Какова среда обитания динозавров?
Гипотезы гибели динозавров
- Причины их гибели.
- Ближайшие родственники этих животных на Земле в настоящее время.
- Что случится, если вдруг эти животные переместятся в наше время? (Выводы).
Поиск по Интернету: Rambler.ru
Задание 1
- Разработать запрос для поисковой системы по сбору информации о динозаврах.
Задание 2.
- Разработайте блок- схему презентации с помощью кнопок-гиперссылок
Задание 3.
- Проект оформить в виде презентации.
- Записать звуковой файл в презентацию.
- Продумать спецэффекты (смену кадра, вылет текста).
- Продумать цветовую гамму презентации
Проект « Компьютер XXI века» в 7 классе
Этапы работы над проектом
1. Сбор информации по заданной теме (Интернет, энциклопедии, компьютерные журналы).
2.Описание модели будущего компьютера (Мини-сочинение, рисунок, конструкция).
а) Разработка идеи.
b) Представление алгоритма проекта.
c) Создание виртуального продукта
3.Представление проекта в виде презентации.
4. Защита проекта.
Развитие криативного мышления
Вопросы:
1. Что войдет в состав будущего компьютера, его размеры?
2. Как будет выглядеть будущий компьютер?
- Какие функции он будет выполнять?
- Будет ли иметь способность перехода в виртуальный мир реальных объектов?
- Какие энергии будущего будут использоваться в компьютере?
- Как измениться цена компьютера?
Метод модерации (коллективных записей)
- Анализ проблемы
- Пути решение проблемы.
Защита проекта в виде компьютерной презентации.
Проектное задание к уроку в 6 классе
Тема. Нелинейные алгоритмы. Ветвление.
Моделирование игры «Угадай фигуру» с помощью программы Power Point
Метод: игровое моделирование.
Цель. 1. Развитие творческой деятельности учащихся при решении нестандартных задач.
2. Развитие исследовательских способностей учащихся.
Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
- Задача. Постройте игровую модель. Дано: три геометрические фигуры: красный квадрат, синий прямоугольник и зеленый круг. Каждая фигура помещена в своей клетке в таблице 3*3. Заполнены 8 клеток. Какая фигура должна быть в пустой клетке? Фигуры не повторяются по вертикали и горизонтали.
Решение задачи предлагается сделать с помощью программы Power Point (Презентация).
Рекомендации: алгоритм презентации нелинейный, предлагается использование гиперссылок Запуск презентации автоматический.
И в заключение…
Каждый урок - это целый мир творчества. В этом мире нет места невежеству, пустоте, равнодушию. Начинается урок, и… глаза детей загораются необыкновенным огнем азарта к познанию окружающей действительности. А, если нет…? Как быть?
Начать с себя. Не надо разочаровываться в профессии, если дело любимое и приносит радость, то придет опыт, профессионализм знание методик и современных технологий.
Главным в нашей работе является развитие творческих способностей ребенка, умения видеть и создавать прекрасное, осознавать свою неповторимость и индивидуальность.
Часто идеи намного опережают свое время. Моя коллега, учитель английского языка Липатовой Е.А. так увидела школы будущего в эссе "Школа, озаренная солнцем".
« …В моем представлении, школа будущего - это школа-община. На эмблеме моей школы - Солнце, как светлый символ жизни. Пусть солнечный свет обогревает каждый классный уголок через множество окон и витражей, а основными цветами будут желтый, золотой, розовый и голубой, создавая атмосферу тепла и уюта. Архитектура такой школы должен быть уникальной. Классные комнаты должны быть оборудованы по последнему слову техники, предоставляя простор для научных исследований и познания различных наук. В числе ведущих предметов могут быть литература и искусство, хореография и физическая культура, естествознание и математика, и, конечно же, иностранные языки. Здесь обязательно должна быть комната отдыха учителей, и комнаты по интересам для детей, где они могли бы не только заниматься, но и общаться, отдыхать. Хорошо, если в школе зазвучит классическая музыка. Пусть эта школа будет окружена садом или парковой зоной, с теплицами и живым уголком, где дети изучали бы науку о природе, познавали мир животных и растений, учились жить в гармонии с природой. Важно создать комфортные и доверительные отношения, атмосферу свободы и искренности. И, главное, что учителей и учеников должна вести общая творческая идея».
Шагая в ногу со временем, опираясь на современные технологии, учитель сможет воспитать человека культуры – профессионально грамотную личность, способную раскрывать свои взгляды, принимать другие культуры, создавать новое и жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Любое творчество есть синтез мысли и времени. Творчество всегда устремлено в Будущее!
Литература
- Русско-английский глоссарий по информационному обществу. «Сто базовых терминов». Все термины даны в научной редакции авторского коллектива. Адрес
-
Информационные технологии в образовании. М., « Эврика», 2003 (Библиотека культурно-образовательных инициатив).
- Бабанский Ю. К. Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах), Киев, Рад. школа, 1993, C.287.
- Дуванов А.А. В Интернет принимают всех. Санкт-Петербург, «БХВ-Петербург», 2006.
- Ястребцева Е.Н. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. Intel©Обучение для будущего, М., Intel©, 2006.
|
На: Куклина Е.О. Проектная технология в рамках организации рабо
На: Куклина Е.О. Проектная технология в рамках организации рабо
Очень хотелось познакомиться с методическими рекомендациями. Жаль, ссылка не работает.