Официальный сайт 24/7/365

Гайдуль А.В. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в профильных классах технического уровня

Автор: 
Гайдуль А.В.
Место работы: 
МОУ «Иваново-Эсинская СОШ» (Ковровский район) Владимирской области

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в профильных классах технического уровня

Для выполнения требований государственного образовательного стандарта в условиях профильного технического обучения (сокращен 1 час литературы в 10 классе) многие учителя русского языка и литературы обращаются к активным методам обучения - проектным и исследовательским. Кроме того, в последнее время наблюдается все большая потребность школьников участвовать в проектной и исследовательской деятельности. Об этом свидетельствуют результаты опроса учащихся 9, 10 классов (около 70 % обучающихся профильного технического класса хотели бы заниматься проектной и исследовательской деятельностью по русскому языку и литературе).

Можно отметить, что активизируется процесс включения школьников в активную познавательную деятельность. В то же время анализ содержания представляемых учениками работ, их выступления на читательских конференциях позволяют сделать вывод о том, что в большинстве случаев деятельность учащихся как исследовательская не вполне самостоятельна. Многие школьники затрудняются самостоятельно выдвигать и обосновывать проблему, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, представлять результаты исследования, грамотно выстраивать доклад. Обучающиеся обращаются за помощью к учителю, и внутренняя мотивация к такого рода деятельности ослабевает.

Поиск возможностей разрешения создавшейся ситуации потребовал рассмотрения исследований по данной тематике.

Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине Х VIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом.

Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Функции исследовательского подхода в обучении: воспитание познавательного интереса, создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности, формирование умений и навыков самообразования; развитие познавательной активности и самостоятельности.

Сущность исследовательского метода состоит в следующем:

  • во введении общих и частных методов научного исследования в процесс познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
  • в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;
  • в актуализации внутрипредметных, межпредметных связей;
  • в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
  • в изменении характера взаимоотношений «учитель – ученик - коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний.

Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.

Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, что требует от учащегося изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. Ученики 9,10 классов достигают активизации познавательной деятельности при подготовке к читательским конференциям, которые проводятся не только по художественным произведениям, изучающимся по программе, но и по текстам литературных произведений, которые выходят за рамки учебной программы, но входят в обязательный минимум образования (итоговая читательская конференция в 9 профильном классе: А.С.Пушкин «Египетские ночи», Н.В.Гоголь «Старосветские помещики», Н.С.Лесков «Тупейный художник», А.Н.Толстой «Русский характер» и т.д.) При выполнении исследовательской работы учащиеся должны знать о нескольких способах решения поставленной задачи: обмене информацией между товарищами, самопроверке, анализе и оценке собственных познавательных и практических работ. В ходе выполнения заданий исследовательского характера от учащихся требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщать факты, явления, делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений и событий.

В начале исследовательской работы учитель анализирует тему, подлежащую изучению с применением исследовательского подхода. Это позволяет определить тематику и виды творческих заданий, а также организационные формы обучения, применение которых целесообразно при изучении данной темы (обобщение по творчеству Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского и т.д.).

Дидактически обоснованным является предварительное информирование учащихся об изучении темы с применением исследовательского подхода. Информирование является наглядным. В кабинете есть уголок «Информация для учащихся», посвящённый изучению предстоящих тем. В нём отражается название темы, план изучения материала с точным указанием общего количества часов и организационных форм обучения (лекции, семинары, диспуты и т. п.), список литературы, необходимой для подготовки к ним, тематика творческих заданий и их виды (доклады, рефераты, выступления и т.п.), методические советы по выполнению творческих заданий, список дополнительной литературы для учащихся. В 10 профильном классе по итогам изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир» предлагаются следующие темы рефератов: «Почему Пьера Безухова и Андрея Болконского можно назвать лучшими людьми их времени», «Духовная эволюция Наташи Ростовой», «Подлинные герои 1812 года» и т. д.

При организации обучения с применением исследовательского метода изучаю материал крупным блоком, широко применяя лекции. Основное внимание учащихся акцентирую на вводной лекции, где сообщаю основные идеи темы, формулирую её проблемы с привлечением художественного текста. Наряду с уроком в традиционной форме применяю уроки-семинары, уроки-практикумы (филологический анализ текста, анализ отдельных эпизодов, картин природы и т.д.), дискуссии, экскурсии (поездка в Царское Село, посещение музеев А.Пушкина, Н.Некрасова, Л.Толстого и т.п.).

При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками. В процессе выполнения тестов по русскому языку и литературе у учащихся развивается самостоятельность, формируется ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, стремление целенаправленно пользоваться научно-популярной, художественной, справочной литературой, словарями. Применяю опережающие домашние задания. Результаты этих заданий оформляются как доклады, рефераты, проекты, которые используются учащимися в выступлениях на семинарах, диспутах, читательских конференциях.

Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащихся, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним много информации поступает отовсюду. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Их необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить детей ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать её. Их надо научить целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой (тьюторской, например). Как изменить отношения между учителем и учеником? Какой метод позволяет это сделать?

Очерченные проблемы уже обусловливают необходимость рассмотрения метода учебных проектов. Надо оговорить только, что условия использования этого метода предполагают применение его как компонента системы образования, не разрушая предметной классно-урочной системы.

Проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Метод проектов зародился во второй половине Х I Х века в США. Основоположником педагогического метода проектов был американский философ-идеалист, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952). Обучение, по мнению Дьюи, должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребёнка к самообучению и самосовершенствованию. Школьнику в процессе самостоятельного исследования необходимо открыть для себя свойства и закономерности предметов и явлений, а педагог может только ответить на его вопросы, если таковые будут. Он должен помогать в познавании только того, что заинтересовало ребёнка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того.

Учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определённой ситуации. Деятельность в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и её осуществление.

Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы узнаём, что было сделано во время самостоятельной проектной работы.

Выбор формы презентации проекта - задача сложная. Виды презентационных проектов могут быть различными. В своей работе использую демонстрации видеофильмов («Война и мир», по роману Л.Н.Толстого), иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, отчёт исследовательских групп (презентация по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце», 9 кл.; «Я писатель, и в этом моё призвание». М.Е.Салтыков-Щедрин, 10 класс); научный доклад, путешествие, экскурсия. Эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков (особенно в профильных классах технического уровня). В качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние 2 урока (спаренные в 10 классе) используются для презентации подготовленных проектов. На уроках литературы в 9, 10 профильных классах учащиеся выполняют как персональные, так и групповые проекты. В процессе работы над проектом у учащихся формируется чувство ответственности, обучающиеся приобретают опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта. У участников групповых проектов формируются навыки сотрудничества. Каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включён в определённый этап работы.

Проектно-исследовательская деятельность в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания на всех его этапах - от восприятия до применения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории науки и её современного состояния, а также информации, знакомящей учащихся с методами научного познания соответствующей науки. Это создаёт основу для профилизации обучения и профессиональной ориентации молодёжи и, кроме того, обеспечивает повышение научного уровня преподавания.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

  • личностно ориентирована;
  • характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Эти ценные моменты, которые даёт участие в проектно- исследовательской деятельности, необходимо шире использовать в практике развития интеллектуальных и творческих способностей школьников. Таким образом, использование методов проектно- исследовательской деятельности в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности ХХ I века, личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация.

 

Литература

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003.
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: Аркти, 2007.
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России. – 2004. - № 14.

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн