Официальный сайт maxceiling 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Галкина И.В. Особенности творческого литературно-языкового проекта

Выберите действие:

Автор: 
Галкина И.В.
Место работы: 
МОУ «СОШ №2» (о. Муром) Владимирской области

Особенности творческого литературно-языкового проекта

Сформулированное в Концепции модернизации Российского образования требование гуманитаризации вызвано необходимостью не только обогащать школьников знаниями, но и воспитывать их нравственно и эстетически, формировать художественный вкус, эмоциональную сферу, мировоззренческие установки .

Использование проектной технологии позволит обеспечить более высокий уровень филологической подготовки учащихся, практическую ориентированность обучения. При этом лингвистические и литературоведческие знания не только систематизируются, но и, что особенно важно, актуализируются.

Все уроки литературы в проектной технологии имеют единые цели :

а) обучающие (дидактические):

•  вырабатывать умение работать с мемуарной, биографической, критической и художественной литературой, а именно: собирать исследовательский материал на заданную тему (теоретическое), а потом, отталкиваясь от данных фактов, разворачивать рассуждение по какой-либо проблеме;

•  формировать навыки (культуру) оформления исследовательских работ;

•  уметь защищать свою работу;

•  создать условия для самовыражения личности, реализации творческих способностей (художественных, актерских, организаторских);

•  процесс обучения заменить процессом самостоятельного добывания знаний.

б) развивающие:

•  формировать и развивать такие личностные качества, которые могут развиться лишь в деятельности, а именно: уметь работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности;

•  развивать критичность мышления;

•  развивать и обогащать речь учащихся.

в) воспитывающие:

•  создать учащимся условия для воспитания в себе таких черт характера, как умение ощущать себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела;

•  на примере творчества, научных исследований и судеб известных русских поэтов, писателей, лингвистов воспитывать у учащихся благородство взглядов, волевые качества, художественный вкус, образное мышление.

Общий путь реализации данных целей – художественно-творческая, познавательная деятельность учащихся во время уроков, специальных занятий и в свободное время. Наибольшей эффективности можно добиться созданием системы обучения, сочетающей в себе преподавание гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин по углубленным программам с введением специализированных элективных курсов, обеспечивающих возможность осуществления ранних профессиональных проб.

Принципы отбора материала для проектов определяются целями. Знания, полученные на уроке, углубляются и систематизируются на основе изучения философско-эстетических принципов художественного творчества поэтов и писателей и их общественно-политических взглядов. Деятельностный подход позволяет безгранично расширять рамки привлекаемого материала за счет реализации личностного опыта учащихся, приобретенного в ходе подготовки проекта и ранее.

Методологические принципы обусловлены некоторой сложностью нахождения практического применения филологических, философско-эстетических знаний в деятельности школьников. По этой причине оправданным становится соединение двух технологий : технологии проектного обучения и технологии ролевой игры и деловой игры. Также предполагается по выбору учащихся возможность индивидуального и группового выполнения проектного задания.

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных си­туаций, приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.

Чтобы постичь, «прожить», приобщиться к раскрытию, конструированию, нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имит ационная игра.

Игра - это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причем познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая для него имеет личностный смысл

Игра выполняет следующие функции:

•  психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;

•  психотерапевтические, помогая ребенку изменить отношение к себе и другим, изменить способы общения; психическое самочувствие;

•  технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.

В игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощуща ет психологическую свободу, необходимую для его развития. Поэтому чрезвычайно важно создание игровой ситуации, позволяющей реализовать исследование на ту или иную тему (заседание научного общества, заседание художественного совета, суд над литературным героем, суд над литературным деятелем, проект книги-сборника стихотворений, литературный альманах, проект художественного фильма, проект документального фильма, проект поэтического вечера, литературная дискуссия, в том числе и в образах известных литературных критиков и самих поэтов или писателей, радиоспектакль, заочная экскурсия по усадьбе-музею, дому-музею писателя, создание воображаемых музеев костюмов, предметов быта литературных героев и многое другое).

Применение проектной технологии на уроках русского языка и литературы предполагает следующие результаты:

•  усвоение знаний, раскрывающих особенности развития словесности;

•  восприятие художественного содержания на основе осознания закономерностей художественно-поэтического творчества:

•  интерпретация результатов восприятия, эстетическая оценка произведений литературы;

•  художественно-творческая деятельность в области языка, литературы, театра, кино, телевидения и в других видах искусств.

Следует отметить, что переводить весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно. Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.

Конспект урока в 11 классе

Судьба художника в тоталитарном обществе

(урок по биографии и творчеству О. Мандельштама,

М. Цветаевой, А. Ахматовой, Б. Пастернака)

Времена не выбирают,

В них живут и умирают.

А. Кушнер

Сегодня на уроке мы подведем итог вашему самостоятельному творческому исследованию и совместными усилиями попытаемся составить проект многосерийного документального фильма о судьбе и творчестве российских поэтов, чьи имена стали замечательными вехами на пути развития русской поэзии.

Чтобы как можно ближе подойти к реальной ситуации, создающейся в таких случаях в творческой лаборатории, мы немного поиграем и представим себе, что стены класса раздвинулись и мы очутились в конференц-зале одной из студий. Начинается заседание художественного совета.

Каждая творческая микрогруппа сегодня должна представить и защитить материал, который станет содержанием отдельной серии фильма. Будет ли утвержден материал, станет ясным из экспертных листов.

В составе нашего художественного совета специалисты по языку, литературе, истории, живописи, мировой художественной культуре, и не только. Ориентируясь на широкие зрительские массы, создатели фильма поставили цель сделать очень доступное произведение и пригласили людей с улицы. Давайте с ними познакомимся:

•  молодой неформал, отрицающий культуру прошлого и признающий только ультрасовременные молодежные течения в музыке;

•  пенсионер – ярый сталинист, воспринимающий все как клевету на любимого вождя;

•  домохозяйка, почитательница любовных романов.

Во-первых, выходу любимой передачи на широкий экран предшествует рекламная кампания. Посмотрим, какие анонсы предлагают нам творческие группы. Эссе в десять строк. Художники-оформители представят нам проект оформления студии.

Задания для индивидуальных проектов:

•  Представить эскиз оформления студии, в которой будет проводиться съемка всех серий документального фильма.

•  Обосновать выбор интерьера, его деталей, связав с личностями поэтов и эпохой.

•  Три «актера» в образах молодого неформала, пенсионера, домохозяйки готовят провокационные вопросы и задают их после выступления каждой группы.

Содержание групповых проектов:

•  Каждая группа разрабатывает материал для одной серии документального фильма, подбирает для нее название в виде цитаты из стихотворения и оформляет раскладушку («рабочие материалы»), готовится к ответам на вопросы.

•  В каждую серию должны входить:

•  анонс (эссе в десять строк); построенный на контрастах судьбы и творчества. Цель – заинтересовать потенциального зрителя, слушателя, обеспечить фильму широкую аудиторию, отстоять свой выбор именно данных фактов;

•  словесные портреты поэтов (по воспоминаниям родственников, современников, стихам). Отталкиваясь от данных фактов, развернуть рассуждение «Что есть красота?»;

•  доказательства индивидуальности каждого поэта (заострить внимание на самых привлекательных, на ваш взгляд, особенностях творчества, поэтических приемах, стихотворениях поэта). Необходимо показать личностное отношение, выразительно читать наизусть стихи или цитаты.

•  Рассказ о судьбе поэта в тоталитарном обществе . Отобрать факты, свидетельствующие о репрессиях в отношении поэтов, о том, как это отражено в стихах.

•  Серия № 5 «Нас четверо» - рассказ об истории взаимоотношений

•  Ахматовой и Цветаевой;

•  Цветаевой и Мандельштама;

•  Ахматовой и Мандельштама;

•  Цветаевой и Пастернака;

•  Ахматовой и Пастернака.

Вопрос художественного совета:

Что помогало поэтам 30-40-х годов оказывать духовное сопротивление идеологическому давлению со стороны власти?

Провокационные вопросы:

•  Вы сейчас представили этих четырех поэтов как каких-то страдальцев, якобы они жертвы сталинского режима. На самом-то деле это не совсем так. Я считаю, что вы занимаетесь фальсификацией прошлого. Если действительно тщательно изучить их биографию и творчество, то выяснится, что

•  Мандельштам посвящал Сталину не только обличительные, но и хвалебные стихи. Это объяснимо: поэты – люди импульсивные, то любят, то ненавидят;

•  Ахматова тоже писала стихи, адресованные вождю;

•  Пастернак сам написал письмо, в котором отказался от Нобелевской премии;

•  Цветаева по доброй воле вернулась в Москву из Парижа.

•  Все, конечно, хорошо, много интересного. Люди много страдали, если бы об их судьбе снять сериал, то, наверное, интересно было бы посмотреть. Но вот что касается их творчества, какие-то стихи у них заумные, а народ устал от этого. Сейчас ведь какие книги все больше читают? Попроще, любовные романы, например. Откроешь такую книжку, и сразу окунешься в сказку… Хорошо!

•  О чем здесь разговор - непонятно. Может быть, эти поэты и были хороши в свое время, но теперь-то их никто не читает. Сейчас вообще поэзия в чистом виде умирает, будущее за рок-культурой.

•  Как известно, Цветаеву как поэта «прорвало» после февральской и октябрьской революций. Основываясь на ее убеждениях, можно считать, что Марина Ивановна не стала бы великой поэтессой, не нашла бы себя и не зазвучал бы истинный голос поэта, не найди она источник высочайшего вдохновения. Что же это за источник? «Поэт – дитя стихии, а стихия – всегда бунт, восстание против слежалого, окаменевшего, пережившего себя».

•  Вы утверждаете в одном из своих сообщений, что Цветаева любила жизнь. Тогда почему она покончила жизнь самоубийством?

•  Почему Пастернака, как и Ахматову, называли «внутренним эмигрантом», отгородившимся от эпохи и народа?


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн