Официальный сайт maxceiling 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Сачава О.С. Исследовательская деятельность учащихся как образовательная цель

Автор: 
Ольга Сергеевна Сачава
Место работы: 
учитель английского языка ГОУ СОШ № 20 Санкт-Петербурга, кандидат филологических наук
Контакты: 

 

Исследовательская деятельность учащихся как образовательная цель

 

 

Цель предлагаемой вниманию читателя статьи - обосновать необходимость формирования исследовательской культуры учащихся, а также описать возможные пути решения поставленной задачи. Статья написана руководителем научно-исследовательского направления в работе ГОУ СОШ № 20 Санкт-Петербурга и основывается на опыте работы школы в 2008-2010 гг. Статья может представлять интерес для учителей школ, гимназий, лицеев, для заместителей директоров по УВР, учащихся, родителей, а также для всех, кто интересуется проблемами целеполагания в современной педагогике.

 

 

Что такое исследовательская деятельность в современном ее понимании? Это, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Это умение получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем «скрытой» от нас информации.
Так, мы можем взять микроскоп или лупу и рассмотреть снежинку, и окажется, что снег совсем не такой, каким мы видим его в повседневной жизни, а именно, через лупу мы увидим уже не кучу снега, а множество уникальных искрящихся снежинок. Мы можем понаблюдать за домашним питомцем, проанализировать полученную информацию и выявить неизвестные нам ранее закономерности в его поведении. Мы можем провести опрос одноклассников и узнать то, что даже не могли предположить раннее.
Такое умение получать новую информацию из окружающего нас мира и работать с ней необходимо сегодня человеку в повседневной жизни. Это связано с трансформацией социальной действительности, которая предлагает нам уже не мир готовых решений, а динамичный, постоянно развивающийся мир, требующий от нас умения самостоятельно искать оптимальные пути решения все новых и новых проблем. Так, именно умение наблюдать, сравнивать, проводить мониторинг, анализировать, экспериментировать и т.д. поможет сегодня найти наиболее эффективный способ взаимодействия с теми или иными людьми, совершить наиболее выгодную покупку, выбрать наиболее оптимальный в тех или иных условиях способ лечения или профилактики болезни и т.д. В то время как еще 15-20 лет назад и в области экономики, и в медицине, и в других сферах жизни существовали единые для всех готовые алгоритмы действий. Не могло идти и речи о наиболее выгодной покупке или наиболее эффективном лечении, ибо во всех магазинах цены были одинаковыми, а лечение, прописанное врачом, воспринималось как единственно верное.
Следовательно, в контексте изменившейся социальной ситуации перед школой, целью которой является подготовка учащегося к самостоятельной взрослой жизни, встает задача формирования у детей навыков исследовательской деятельности.
Что для этого необходимо?

 

В первую очередь это обращение к проблемному методу обучения, который, по мнению автора, должен стать основой методики преподавания в школе в целом, вне зависимости от конкретного предмета.

 

При использовании этого метода учащиеся не получают «готовую» информацию, а ищут ее в той или иной степени самостоятельно. Основная идея: «Познание начинается с вопроса». Пример реализации: материал на уроке подается так, чтобы у детей возникали вопросы. Вопросы, возникающие на моих уроках, ребята обращают не только мне, учителю, но и друг другу, а также самим себе: задание к следующему уроку – найти ответ на вопрос. Для этого необходимо пообщаться со старшими товарищами или родителями, сходить в библиотеку, воспользоваться ресурсами сети Интернет, подумать или даже провести небольшое исследование. На следующем уроке при обсуждении начинается дискуссия, часто и на иностранном языке, в процессе которой, как правило, возникают новые вопросы. При такой работе дети неоднократно искренне говорили мне и друг другу «Спасибо за вопрос», в то время как для многих студентов даже на этапе защиты дипломных работ эта фраза – лишь «формула научной этики». Таким образом, исследовательская деятельность органично включается в учебный процесс, протекающий на уроке. А ведь именно в классе на уроке дети проводят большую часть своей школьной жизни!

 

Второе направление развития исследовательской культуры учащихся –подготовка и защита научно-исследовательских работ под руководством учителей-предметников. Здесь речь идет преимущественно о работе с талантливыми детьми, что является, кстати, одним из ключевых направлений Приоритетного Национального проекта «Образование». Подробнее о том, как это направление может быть реализовано на практике, расскажу на примере нашей школы. 
Второй год исследовательская деятельность является одним из ключевых направлений в работе школы. В частности, учащимся 9-х классов предоставляется возможность проходить итоговую аттестацию по выбранным ими предметам в форме защиты научно-исследовательских работ. Темы работ и научные руководители определяются и утверждаются на заседаниях Методических Объединений учителей-предметников в конце сентября и на заседании Педагогического Совета в октябре. Затем идет планомерная работа в течение всего учебного года. Она включает в себя не только непосредственное проведение исследования и оформление работы, но и предзащиту, обсуждение выступлений учащихся на заседаниях Методических Объединений, участие детей в школьных, районных и городских конференциях.

 

Используя возможности публикации в электронном журнале, предлагаю вниманию читателя разработанные для учащихся 9-х классов правила оформления исследовательских работ, основывающиеся на общепринятых нормах оформления научных текстов. Правила составлены на основе анализа типичных ошибок, которые делают учащиеся при оформлении работы, и включают в себя не только непосредственные требования к оформлению, но и методические рекомендации, в т.ч. советы по работе с компьютером. Ибо опыт показывает, что к 9 классу многие не знают, например, о возможности создания электронного оглавления, автоматические заменяющего номера страниц при изменении документа.

 

Помимо школьников средней и старшей ступени обучения в этом году в исследовательскую деятельность включились также учителя и ученики начальных классов. В марте в школе прошла Первая научная конференция «Малой академии», на которой учащиеся 2-х, 3-х и 4-х классов представили исследовательские работы по актуальным для них темам, например: «Полезны ли  сильногазированные напитки?», «Шоколад – вред или польза», «Санкт-Петербург глазами ребенка», «Влияние человека на режим дня домашней кошки» и т.д. Малыши, совсем недавно научившиеся читать и писать, провели свои первые в жизни исследования, и с гордостью представляли их в форме докладов, плакатов и презентаций PowerPoint. Их одноклассники зачарованно слушали, задавали вопросы, а кто-то уже думал о том, какую тему исследования выбрать на следующий год (вопросы учителям о новых темах «посыпались» сразу же после окончания конференции).
Приглашенные на конференцию родители выразили искреннюю благодарность учителям, подчеркнув, что такая работа повышает общую культуру общения ребят. Стоило только послушать, с каким чувством гордости, собственного достоинства и благодарности второклассники и третьеклассники говорили «Спасибо за внимание», «Я хотел бы задать вопрос. Даша, скажи пожалуйста, как ты думаешь, почему…», «Благодарю за вопрос» и т.д.
Кроме того, родители отметили, что исследовательская деятельность дает новые темы для общения родителей с ребенком, во многом облегчая взаимопонимание. Например, четвероклассница, подготовившая исследование на тему «Санкт-Петербург глазами ребенка» в процессе написания работы не один раз ездила с мамой в центр города, изучая его историю, выявляя проблемы современного Санкт-Петербурга и делая фотографии, наглядно их демонстрирующие. А третьеклассник, изучивший уровень кислотности различных газированных напитков с помощью цифровой химической лаборатории «Архимед», сам отказался от их употребления.
Что же необходимо для ведения такого рода научно-исследовательской деятельности в школе?
Нужен компьютер, проектор, библиотека. По сути, это то, что есть сегодня в каждой школе. Нужен пытливый ум и любопытство детей, творческий педагогический коллектив, искорка огня в учительских глазах и сердцах и верность учительскому долгу. По сути, это то, на чем держится школа вообще.
Но чтобы это осознать (чтобы понять, что снег – это множество искрящихся снежинок, а дети – это «факелы, которые нужно зажечь»), нужно самому быть исследователем.

 

Приложение


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн