Автор:
Голдобин Сергей Евгеньевич
Место работы:
учитель информатики МОУ «СОШ №1» г.Чернушка, Пермский край
Активизация познавательной деятельности учащихся через различные формы внеклассной работы по информатике
Как организовать образовательный процесс, чтобы он стал максимально результативным? Что важнее: освоить минимум, справиться со стандартом или же уйти далеко за рамки требований программы, раскрыть что-то наиболее значимое и интересное? А, может быть, простроить программу работы для каждого ребёнка в соответствии с его возможностями, способностями, интересами? В чём же залог успеха?
Залог успеха педагога и ученика, на мой взгляд, в их активности, в сформированности мотива к деятельности. Этот, казалось бы, простой момент на практике всегда находит затруднения. Как сделать так, чтобы на твой урок ученик шёл с удовольствием, как сделать предмет «Информатика» любимым?
Как педагог я вижу свою задачу в том, чтобы организуемая мною работа способствовала достижению ряда задач:
- а) удовлетворять потребности учащихся в изучении информатики, ориентируясь на интересы, уровень способностей каждого;
- б) формировать и развивать у них активную, устойчивую мотивацию к изучаемому предмету;
- в) стимулировать развитие у учащихся соответствующих способностей (креативность мышления и т.д.);
- г) побуждать учащихся к проявлению самостоятельности мышления в процессе изучения предмета;
- д) способствовать приобщению учащихся к работе с научно - популярной литературой, стимулировать воспитание у них целеустремленности, организованности, познавательной активности.
Я чётко осознаю, что активизация познавательной деятельности учащихся – процесс непрерывный, который должен прослеживаться во всех направлениях работы педагога. Урок – это основная форма обучения учащихся, но достичь поставленных целей и задач силами одного только урока невозможно. В данной работе обобщается опыт внеклассной деятельности, так как ее значимость велика и призвана одновременно с урочной деятельностью учащихся реализовывать намеченное. Только тогда можно ожидать результата.
Поэтому стремлюсь к этой цели, организуя работу по следующим направлениям:
- организация участия детей в конкурсах по предмету;
- организация дополнительного образования по предмету;
- организация курсов по предпрофильной подготовке и профильному обучению (курсы по выбору, элективные, сетевые);
- организация каникулярной занятости учащихся.
Одним из возможных путей повышения интереса детей к предмету, роста качества знаний я считаю организацию участия в различных конкурсах по предмету. Неоспоримо здесь преимущество дистанционной формы. Для педагога и для ребёнка это не просто расширение географии участия в конкурсах, но и этап роста. Большой интерес вызывают такие конкурсы, как:
- Всероссийский конкурс «Инфознайка». Конкурс ориентирован на проверку знаний, полученных на уроках информатики. Участие в нём способствует повышению интереса к предмету и подготовке к сдаче экзамена. Мои ученики участвуют в этом конкурсе второй год: 2009 год - 18 человек (1 диплом за призовое место и 17 сертификатов), 2010г - 25 участников. Пасынков Евгений является победителем на профильном физико-математическом технологическом уровне.
- Всероссийский конкурс «Найди свой ответ в WWW 2009». Здесь ребята проявляют свои способности в поиске информации в Интернете. От нашей школы участвовали 10 человек, за что и получили сертификаты.
-
- Всероссийская олимпиада по информатике (программирование) «DOOI-2009». Поиск ответов на вопросы олимпиады позволяет учащимся расширить свои знания в направлении «Алгоритмика». В олимпиаде участвовала команда учащихся 9 – 11 классов. Результат – диплом за 3-е командное место.
Обсуждаем результаты конкурса «Интернешка»
- Всероссийский детский on-line конкурс «Interneshka» по безопасному использованию сети Internet. В 2009 – 2010 учебном году - 40 участников от нашей школы. Результат – призовые места при голосовании за работы учащихся в трех номинациях: «Рисунок», «История из жизни», «Сказка об Интернете».
Идущая сегодня в школе реализация профильного обучения в моей практике нашла достойное место: мощной поддержкой информатике, преподаваемой в школе №1 на профильном уровне, стали курсы по выбору в школе и сетевые курсы на район.
Курс «Графика для начинающих» 2009 – 2010 уч. г.
- Сетевой курс по выбору «Web-дизайн».
- Курс по выбору «Основы HTML».
- Курс по выбору «Компьютерная анимация».
- Сетевой курс по выбору «Графика для начинающих».
- Элективный курс «Графика для сайтов».
- Элективный курс «Компьютерная графика».
- Дистанционный курс по выбору «Компьютерная графика».
В 2007-2008 году на курсах обучилось 226 учащихся СОШ №1, 37 учащихся СОШ №5. В 2008-2009 году – 87 учащихся СОШ №1 и 32 ученика СОШ №2, В 1 полугодии 2009-2010 года прошли обучение 29 учащихся.
Систематическая работа по активизации познавательной активности учащихся через различные формы внеклассной деятельности по информатике положительно сказывается на качестве обученности: 2009 году выпускной экзамен сдали 26 человек (11 класс), показав 100% успеваемости и 92 % качество.
Следуя требованиям информационного общества, педагог должен не столько передать нужную информацию учащимся, сколько научить её искать, отбирать и обрабатывать. Это потребовало от меня освоения определённых компетенций, и как результат – позволило накопить практический опыт деятельности. Своими идеями, наработками, практическими знаниями по использованию потенциала ИКТ в учебной деятельности и внеклассной работе по предмету я охотно делюсь с коллегами из других школ района:
- на школьном мастер-классе «Развитие информационной образовательной среды урока» в 2008г. выступил с докладом «Использование ресурса Internet и комплекта программного обеспечения для школ России «Первая помощь»;
- на РМО учителей информатики в 2008 г. по теме «Графика и дизайн: творческие возможности программ Adobe Photoshop и CorelDraw» представил мастер-класс и обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Создание на уроках условий для успешной активной сознательной деятельности каждого учащегося, основанных на использовании рациональных методов и приемов, направленных на поддержание интереса к предмету»;
- на Межмуниципальной педагогической конференции в 2009 г. «Информатизация образования: новые возможности использования ИКТ в образовательном процессе» представил мастер-класс «Использование информационных технологий в дополнительном образовании. Опыт работы объединения «Вирту@студия».
Являясь членом школьной команды по информатизации образовательного процесса, в 2008 году включился в разработку и внедрение проекта опытно-экспериментальной работы по организации дистанционного обучения на старшей ступени для учащихся района. Разработал и апробировал собственное электронное учебное пособие по элективному курсу «Компьютерная графика» http://grafika.59311s001.edusite.ru/. Сертификат о прохождении курса получили 5 учащихся из школ Чернушинского района.
Главное внимание в дополнительном образовании уделяю методике формирования творческих способностей и овладению учебными навыками при решении разнообразных проблем в разных ситуациях. В 2009 году в школе открылись «Школа юных информатиков» на 1 ступени и «Вирту@студии” на 2 ступени. На занятиях мы с ребятами с помощью компьютера создаем проекты, документы, фотоальбомы, грамоты, календари и видеофильмы об учителях, учениках и нашей школе, тем самым помогая учителям и администрации. А главное – приобретая неоценимый опыт, столь значимый в современном цифровом мире.
С введением в школе профиля доброй традицией стало и открытие профильного лагеря, который организуется с целью активизации учащихся и разработки новых электронных продуктов, освоения новых компьютерных программ: «Моя инициатива» - 2007г, «СКиФ» (союз клавиатуры и фантазии) - 2008г - 1 место в муниципальном конкурсе программ летних лагерей. В 2009 году профильный лагерь «СКиФ» принял участие в летней краевой сетевой площадке «Школьная Эллада», результат – диплом победителя интеллектуальной олимпиады команды «СКиФы» (МОУ «СОШ №1») и 16 сертификатов участников членам команды.
В первой половине дня дети создавали страницы выпускников в школьном сайте, учились работать в программах E – Publish, Movie Maker и др. Во второй половине дня участвовали в конкурсах, соревнованиях и проводили различные мероприятия в детском лагере. Подробнее обо всём – на страницах школьного сайта http://59311s001.edusite.ru/p134aa1.html
Компьютер для моих учащихся стал средством, без которого невозможно обойтись в современном мире. Поэтому процесс, направленный на активизацию познавательной деятельности учащихся через различные формы внеклассной работы по информатике, считаю необходимым для формирования личности, владеющей информационными компетенциями. Моя задача – дать учащимся необходимую и достаточную инструментальную базу, которая пригодится им в дальнейшем. Ученики в таких условиях с увлечением осваивают необходимые для поиска знаний инструменты, что позволяет достигнуть высокого уровня деятельности – творческого преобразования мира. А сам ученик становятся активным участником образовательного процесса.
|