Автор:
Бондаренко Елена Анатольевна, Л.Д. Гликин
Место работы:
Лаборатория медиаобразования ИСМО РАО, зав. лабораторией, ученый секретарь ИСМО РАО кандидат педагогических наук, доцент Л.Д. Гликин, руководитель телестудии ЦО №1311
Школьное телевидение и его роль в учебно-воспитательном процессе ЦО № 1311
Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы (в сфере планируемых образовательных результатов), в развитии организационно-экономической области механизмов системы общего образования. Но модернизация не сводится только к введению новых экономических механизмов и к обновлению содержания образования. Это и создание условий, способствующих максимальному саморазвитию и социализации личности в процессе обучения в условиях современного динамично развивающегося этнокультурного социума.
На месте старой системы образования создается новая, нацеленная на решение практикоориентированных задач, которая направлена прежде всего на формирование универсальных способов действий учащихся, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании окружающего мира. Актуальность применения новых информационных технологий, в том числе и школьного телевидения, обусловлена своеобразием сложившейся системы столичного образования, ориентированного, с одной стороны, на многонациональный состав мегаполиса, с другой - на необходимость вхождения в мировое образовательное пространство.
Мощные информационные потоки, в контексте которых осуществляется учебно-воспитательный процесс в современной школе, тяготеют к некоторому универсальному языку, на котором могли бы общаться пользователи вне зависимости от их языковой и социокультурной принадлежности. Необходимо сориентировать школьника на жизнь в открыом информационном пространстве, при открытом диалоге культур. Возникает необходимость изучения живого языка и языковой культуры в социокультурной среде, так как современный человек должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать навык понимания другой культуры. Работа в этом направлении приводит к необходимости разработки и апробации модели, обеспечивающей комфортные условия образования в многонациональной и многоязыковой культуре, обеспечивающего вхождение в международный образовательный процесс и возможность общения в многоязычном культурном пространстве. В современном обществе информационная культура становится не набором прикладных знаний, позволяющих ориентироваться в библиотеках, медиатеках, компьютерных сетях, а определенным критерием характеристики личности, имеющей представление о диалогичности, вариативности, открытости знаний. Наличие информационной культуры должно быть критерием степени овладения личностью (специалиста в определенной области) методами и технологией работы с информацией, навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации, т.е. развитие медиаобразовательных навыков. Медиаобразование выступает здесь как педагогическая система, позволяющая использовать методики и технологии (формирование коммуникативной компетенции, аудиовизуальной и информационной грамотности) на основе концептуальных мировоззренческих позиций (развитие критического мышления относительно информационных потоков, передаваемых по различным каналам связи).
В ситуации разрушения политических и информационных барьеров наше общество становится все более открытым, мы оказываемся в ситуации необходимости освоения принципов диалога культур, так как смысловые спектры различных культур оказались одновременными и сопряженными друг с другом (В.С.Библер). Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. В данной программе диалоговый акцент рассматривается в качестве элемента речевого общения (коммуникативная технология) и диалога культурных смыслов, на котором строится технология диалога культур. Реализуя принципы диалога с модели школьного телевидения, мы получаем инновационную систему взаимодействия базового и дополнительного образования.
Системное внедрение в работу школы новых информационных технологий открывает возможность качественно нового этапа совершенствования учебного процесса и позволяет вплотную подойти к разработке информационно-образовательной среды, обладающей высокой степенью эффективности обучения. Подобную функцию в ЦО № 1311 выполняет сквозной общешкольный проект "Школьное телевидение", представляющий собой локальную модель школьного телевидения с выходом на сетевое (внутришкольное) и кабельное вещание.
Предметом любого ТВ является производство виртуальной реальности. Виртуальная реальность – интеллектуальный продукт, который можно увидеть и услышать. Целью образования также является создание многомерной виртуальной реальности, которая включает как знания, так и морально-нравственные ценности.
Можно ли соединить образование и телевидение? Чтобы знания, приобретенные в школе, становились основой для самостоятельной исследовательской и творческой работы, а в итоге получали яркую, эффектную форму виртуального продукта?
В предлагаемой модели школьного телевидения найден вариант подобного синтеза. Основой модели становится система творческих телепроектов, темы для которых предлагают как сами ученики, так и учителя, утверждает специальный художественный совет. С точки зрения освоения технологий работа над проектами представляет собой систему предпрофильной и профильной подготовки учащихся, с точки зрения учебного процесса это система взаимодействия базового и дополнительного образования на основе проектной, исследовательской, творческой деятельности.
Школьное телевидение существенно расширяет поле творческой деятельности учеников и объединяет их усилия по приобретению знаний. Работа в школьных телепроектах многосторонне активизирует познавательную мотивацию учащихся , без которой невозможно успешное обучение и самореализация.
Школьное телевидение существенно расширяет поле творческой деятельности учеников и объединяет их усилия по приобретению знаний. Работа в школьных телепроектах активизирует познавательную мотивацию , без которой невозможно успешное обучение.
Для ученика "Школьное телевидение" — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала . Работа над созданием телевизионных программ позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре направлений человеческой деятельности – от гуманитарного до технического, показать публично результаты своей работы. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение как для формирования образовательной среды, так и для развития личности самих учащихся. Художественный по своей сути, проект "Школьное телевидение" нацелен на объединение интересов учащихся, расположенных к техническим и гуманитарным наукам, в едином русле образовательной деятельности.
Для эффективной работы школьного телевидения необходима организация консультирования каждого творческого проекта как со стороны учителей-предметников, так и со стороны профессионалов в области телевидения (специалистов школьной телестудии, методистов по детской тележурналистике, студентов профессиональных вузов). Практика эксперимента показывает, что наличие классов с профильной специализацией оказывает благотворное влияние на уровень образования всей школы – повышает коммуникативную компетентность всех учащихся, становится базой творческих и социально-интегративных процессов в разнородном полиэтническом коллективе.
Внедрение системы школьного телевидения ставит цель создания интерактивного виртуального образовательного поля, обеспечивающего решение учебных (предметных) и педагогических (образовательных и воспитательных) задач . Проект "Школьное телевидение" является сквозным, в нем в различной степени принимают участие все ученики. Эти обстоятельства следует учитывать при разработке и верстке системы программ школьного телевидения. Иными словами, программный продукт школьного ТВ, по нашему представлению, неразрывно связан с реальной школьной учебной программой, построен на ее основе, иметь возможность расширять и дополнять ее.
По мере реализации проекта "Школьное телевидение" должна меняться система взаимоотношений между учеником и учителем . До сих пор функцию носителя и транслятора знаний более или менее успешно выполнял учитель. Безусловно, эти аспекты его роли в учебном процессе сохранятся и впредь. Однако научно-технические процессы и уровень развития современного общества требуют развития новых педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формирующих творческую инициативу ученика, навык самостоятельного "движения" в информационных полях. Постепенно из носителя и транслятора знаний учитель становится организатором деятельности, консультантом и коллегой по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (в том числе и нетрадиционных) источников. Таким образом, внедрение проекта "Школьное телевидение" через интеграцию медиаобразования в базовое и дополнительное образование способствует превращению рутинного учебного процесса в результативную созидательную творческую работу.
Внедрение проекта "Школьное телевидение" в образовательную практику школы требует решения комплекса организационно-управленческих, организационно-методических, учебно-методических задач, кадрового обеспечения, с учетом информационных, дидактических и психолого-педагогических особенностей образовательного процесса в школе с этнокультурным компонентом. Иными словами, для реализации проекта в первую очередь необходимы специально подготовленные учителя-медиапедагоги. Они должны иметь подготовку по медиаобразованию, владеть видеотехнологиями, иметь определённый уровень профессиональной научно-методической подготовки по данному профилю. Функцию подготовки учителей в рамках создания модели школьного телевидения выполняют специально организованные семинары по телевизионным и видеотехнологиям .
Школьное телевидение отнюдь не изолировано, но включено в полномасштабный учебный процесс. Изучение языка экрана и закономерностей создания телевизионных проектов становится основой интеграции базового и дополнительного образования. Включая в образовательную программу школы спецкурсы по изучению танца, ИЗО, вокала, искусства театра, технологий телевидения, мы показываем многообразие бытия культуры, формируем практические навыки работы с художественной информацией. Ознакомление с основами тележурналистики дает возможность еще более расширить представления школьников о живом языковом процессе. С одной стороны, они изучают своеобразие публицистических жанров, приобретают навыки работы с текстами средств массовой информации, с другой, - учатся ориентироваться в современном информационном потоке и грамотно использовать материалы СМИ в повседневной учебной практике.
Осваивая предметы эстетического цикла, школьники постигают специфику языка искусства. Понятия языка расширяются и углубляются на каждом предмете по-своему. Язык художественного образа, о котором можно узнать на уроке литературы, отличается от языка, на котором говорит живописец или музыкант. Сопоставляя языки, на которых говорят разные художники, мы формируем образное восприятие произведений искусства в целом. Это, в свою очередь, формирует и обогащает образное мышление школьника.
Язык факта, документа, о которых может идти речь на уроках истории, обществознания, естественнонаучного цикла, обладает совершенно иной спецификой и облекается уже не в образную форму. Такого рода документы могут иметь форму текста, таблицы, графика, схемы, фото- или киноматериала, записи на С D и т.п. Каждый из источников информации имеет свою языковую специфику, понимание которой необходимо для того, чтобы лучше разобраться в предлагаемом материале, анализировать его, делать собственные выводы. Тем не менее это также язык массовой коммуникации, со всеми присущими ему особенностями. И работа с этим языком также необходима для общего развития мышления школьника. Итогом этой работы становятся общее повышение критической компетенции, формирование критического мышления, умение работать с информацией. Навыки, полученные на занятиях предпрофильных и профильных курсов в рамках системы дополнительного образования, активно применяются на уроках. Так, например, при изучении математики, истории, урока народной традиции были использованы материалы, собранные при подготовке и выполнении проекта-телефильма «Еврейский календарь». Поиск наиболее выразительных экранных образов, собственной концепции электронного монтажа и цифровых спецэффектов, сравнение литературных и исторических первоисточников привело к интеграции таких учебных предметов, как история, литература, информатика (телефильм «Урок истории», получивший в 2007 году в общей сложности более 8 различных наград – от победы в фестивале «Московский кораблик мечты» до приза зрительских симпатий на международном фестивале «Медиа: кино–дети»).
Проект "Школьное телевидение" является учебным. Цель проекта "Школьное телевидение"— в создании системы связи базового и дополнительного образования, проектной деятельности, воспитательной работы, рождения устойчивых внутришкольных традиций, приобретении учащимися функционального навыка работы над созданием телевизионных программ как универсального способа освоения действительности и получения знаний, развития творческих и исследовательских способностей учащихся, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Важнейшей составной частью этого проекта, главным условием его успешной реализации становится подготовка творческих и технических специалистов для школьного телевидения внутри самой школы. Такова специфика условий реализации предлагаемой модели. Только в этом случае формируется оригинальный образ ТВ, полностью направленный на решение учебно-образовательных задач. И только в этом случае школьное телевидение выполняет свое предназначение. Полностью отказываться от приглашения профессионалов нельзя, но это должны быть, в первую очередь, педагоги! Иначе ранняя профилизация приводит к потере общего потенциала школьного образования. Только на базе знаний, эрудиции, критического мышления, умения работать с явным и «скрытым» смыслами можно выстраивать цепочку освоения телевизионных технологий. Поэтому консультирование проектов ориентировано в первую очередь на реализацию художественно-творческого потенциала учащихся, на творческий процесс, и лишь во вторую очередь на предпрофильную и профильную (но соответствующую всем профессиональным параметрам!) подготовку будущих специалистов СМИ.
На основе реализации проекта школьного телевидения выстроена модель образовательной среды нового типа, базовыми признаками которой являются:
• Повышение степени интеграции учебных предметов образовательных областей;
• Повышение интерактивности образовательной среды;
• Поэтапное активное включение в молодежное медиапространство на основе телевизионного и проектного творчества учащихся (округ, город, федеральный уровень, международные конкурсы и фестивали)
• Формирование медиакультуры учащихся (критического мышления, экранной культуры, умений понимать и выстраивать сообщения на языке СМИ);
• Формирование устойчивого интереса к учебе, повышение степени самореализации личности обучающихся в учебном процессе.
Разумеется, проект школьного телевидения не завершен. Тем не менее уже можно обозначить предполагаемые результаты этой работы:
• Создание интерактивной образовательной среды ЦО в условиях информационного общества
• Создание единого образовательного пространства дополнительного и основного гуманитарного образования в условиях профильного обучения
• Создание внутреннего медиапространства ЦО, органичное включение в молодежное медиапространство Москвы
• Углубление, расширение и применение знаний и умений, формирование медиаобразовательной компетентности через интеграцию дополнительного (художественно-эстетического, визуально-зрелищного направлений, изучения СМИ) и общего образования;
• Расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между основным, дополнительным и интегрированным профессиональным образованием;
• Совершенствование системы управления образовательным процессом в ЦО с учетом специфики современной этнокультурной ситуации.
|