Официальный сайт oriflame100 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Амоскина Т.В. Мультимедийный проект как активная форма обучения (из опыта работы)

Выберите действие:

Автор: 
Амоскина Т.В.
Место работы: 
МОУ СОШ № 1 (г. Радужный)

Мультимедийный проект как активная форма обучения (из опыта работы)

 

Методика проектной работы предполагает коллективную групповую деятельность учащихся под руководством учителя, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы, Решается и коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому общению.

При создании мультимедийных проектов по литературе в качестве консультантов могут выступать два педагога: словесник и преподаватель информатики, т.к. сам проект представляет собой интеграцию этих дисциплин.

Главная цель проектной деятельности – разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся, получающие возможность самореализации. Проблемная ситуация создается с таким расчетом, что в ее решение вовлекаются различные способности учеников: аналитические, художественные, музыкальные, артистические, коммуникативные, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребенка можно попросту не заметить. Обязательная задача педагога при работе над проектом – дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и важность в выполнении общего дела.

Методика работы над мультимедийным проектом состоит из 4 этапов:

•  постановка проблемной ситуации и формирование группы;

•  сбор и обработка материала;

•  презентация проекта;

•  обсуждение результатов.

Приведем пример. Проведение элективного курса «Искусство понимания художественного текста» предполагает постановку задач: выработать у учащихся умение проводить углубленный анализ текста. Привлечь внимание к творчеству поэтов и писателей, дать почувствовать красоту и значимость звучащего слова. Как известно, работа над поэтическими произведениями в школьной практике является одной из самых сложных, а в 9-х классах еще только начинается. Чтобы решить эту проблему, мы предложили ребятам принять участие в работе над созданием мультимедийного проекта «Литературный Радужный. Мой город в стихах и песнях радужан».

Цель проекта – связать литературу как предмет с жизнью, создать у учащихся объемное представление о мире. Проблемная ситуация, требующая разрешения, заключается в том, что текст не только принадлежность и «атрибут» литературы, но нечто живое, творимое самой жизнью, создаваемое почти «на глазах» учеников. И важно поразмышлять о тех людях, которые живут вокруг нас и творят. Чтобы еще больше привлечь внимание учащихся – подростков, им предлагается взять для анализа стихотворения, относящиеся к гражданской и пейзажной лирике, сформировать вопрос, важный для раскрытия авторской идеи. Стихи патриотичны, это своеобразное признание авторов в любви к родному краю. Кульминацией проекта являются песни о школе, о городе. После эмоционального накала необходим спад – это философское размышление о любви к малой и большой родине, это и финал, логически завершающий проект.

На первом, ознакомительном с содержанием проекта этапе решаются следующие педагогические задачи: во-первых, производится полный анализ указанных стихотворений, позволяющий школьникам войти в мир проблем, волновавших поэтов; во-вторых, тема родного города делает стихотворения ближе и понятней ребятам, т.е. решается задача патриотического воспитания. В-третьих, находя в стихотворениях знакомые темы (окружающая природа, родники, Поклонный крест т.д.), ребенок начинает заинтересованно и эмоционально общаться с текстом, совмещая аналитическое прочтение с рефлексией, таким образом, желание продолжать работу над проектом получает четкую психологическую мотивацию. В-четвертых, решается педагогическая задача: подросток получает урок любви к родине. Заметим, что работа над проектом ведется параллельно урокам литературы, и интерес к ним заметно возрастает.

Далее в работе над проектом создается проблемная ситуация: учащимся предлагается смоделировать видеообраз стихотворения, позволяющий наглядно увидеть героев, их мир. Анализ лирических произведений начинает получать объемное выражение. Чтобы создать по возможности близкий к авторскому замыслу видеообраз, необходимо не только прочитать стихотворение от слова до оттенка значения, но и ощутить, из какого материала оно сделано: обратиться к анализу звукописи, цветописи, стилистики, семантики. Участник проекта начинает воспринимать текст не как набор типографических знаков на бумаге, а как многогранный и многоцветный мир, постичь который можно и сенсорно. Ученик, работая над проектом, вступает в общение с автором и становится его сотворцом. Причем ребята делятся на четыре группы: художники или фотографы, аниматоры, чтецы и редакторы, ответственные за музыкальное оформление проекта. Задача художников – сделать иллюстрации поэтического текста, чтобы фон рисунков или фотографий представлял собой цветовое воплощение настроения и мелодики стихотворения, а картинка делала акцент на ключевом образе стиха; так каждый рисунок становится синтетическим выражением авторской мысли. При этом активизируется теоретический материал, полученный на элективном курсе, например, активно используются термины «аллитерация», «ассонанс», связанные с цветом или звуком. Ребята предлагают собственное цветовое видение. Для них важен не только фон и цвет, но и центральный образ или мысль каждого стиха. Для этого с каждым учеником проводится индивидуальная работа по построчному анализу стихотворения.

Особое место уделяется художественным тропам: выясняется, почему автор использует тот или иной эпитет, какое значение имеет авторская метафора, для чего использовано сравнение. Работа ведется в форме проблемных вопросов, уточняется лексическое значение непонятных слов. Немаловажную роль в выяснении содержания стихотворения играет анализ стилистических средств (инверсия, повторы, разрывы строк) и анализ использованных знаков препинания (тире, вопросительный или восклицательный знак, многоточие, точка). Таким образом, текст оживает, становится родным, понятным, осознанным и вновь сотворенным.

Параллельно ведется работа с чтецами и музыкальными редакторами. Чтецам необходимо найти не только нужную интонации, выбрать темп, скорость и громкость чтения, но и создать речевой художественный образ, персонажей, лирических героев. Для этого опять же ведется тщательная работа по анализу звукового, ритмического и семантического уровней стихотворений. Каждый чтец должен верно определить мелодику стихотворения и превратиться в актера.

Группа аниматоров работает под руководством преподавателя информатики, обрабатывая рисунки, фотографии в программах Photoshop и Flash . Учащиеся применяют моменты анимации, создают фоны, странички-презентации поэтов.

Музыкальные редакторы, работа с которыми ведется по той же методике, что и с чтецами, подбирают музыкальные фоны, которые совместно обсуждаются и утверждаются.

Причем, сталкиваясь неоднократно с текстами предложенных стихов, все участники проекта выучивают их наизусть без усилий, а анализ работы чтецов позволяет всем участникам проекта повысить свой исполнительский уровень.

Презентация проекта может быть приурочена как к общешкольным мероприятиям и праздникам, так и являться иллюстративным материалом обычного урока. В нашем случае презентация состоялась на совместной встрече учащихся с поэтами и любителями поэзии клуба «ЛиРа» г. Радужный. Девятиклассники школы № 1 г . Радужный не раз были гостями клуба, и «ЛиРа» была приглашена в нашу «Литературную гостиную» на вечер, посвященный 70-летию со дня рождения В.С.Высоцкого. Дружба длится уже год. Совместно с членами клуба «ЛиРа» учащиеся, участники проекта, обсудили его результаты после презентации.

Проект стал достойным завершением и своеобразным отчетом о прослушанном курсе «Искусство понимания художественного текста». Кроме того, учащиеся решили создать мультимедийные проекты непосредственно для уроков литературы в 10 классе.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн