Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Выпуски журнала
|
- Февраль 2011, Том 2011, № 27
- Январь 2011, Том 2011, № 27
- Ноябрь, Том 2010, № 26
- Октябрь, Том 2010, № 25
- Сентябрь, Том 2010, № 24
- Август, Том 2010, № 23
- Июль, Том 2010, № 22
- Июнь, Том 2010, № 21
- Май, Том 2010, № 20
- Апрель, Том 2010, № 19
|
|
|
Хабибрахманова И.Ю. Обобщение знаний об имени существительном, 3 класс
|
|
|
|
Автор:
Хабибрахманова Ирина Юрьевна
Место работы:
учитель начальных классов I квалификационной категории МОУ «СОШ №7» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской обл.
Обобщение знаний об имени существительном, 3 класс
Предмет: Русский язык.
Класс: 3 класс.
Программа: «Школа России».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Дата проведения: 6 марта 2009 г.
Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».
Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном.
Задачи урока:
- Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, падежа имен сущ. Познакомить уч-ся с выражением «три кита» в русском языке.
- Развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
- Воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.
Оборудование: а) для учителя: учебник «Русский язык» Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой для уч-ся 3 класса (2 часть); карточки с китами; презентация; б) для учащихся: учебник «Русский язык» (2 часть); рабочая тетрадь.
Техническое обслуживание: проектор, экран.
Оформление доски: число, вид работы, тема урока.
Ход урока.
№
п/п |
Цели и задачи
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1. Организационный момент.
|
2. Актуализация знаний.
|
2.1.
|
Умение наблюдать, сравнивать, находить, обобщать закономерность и делать выводы.
|
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке вас ждут интересные задания. Желаю вам быть внимательными и активными на уроке.
На экране написаны ряды слов.
|
|
Cлайд1.
-Найди лишнее слово:
- Команда, футбольный, хоккейный.
- Васильева, Дмитрий, Иванов, Семенов.
- Добрый, солнце, веселый, злой.
- Побеждать, радоваться, играть, молодёжь.
|
-Команда (прилагат.)
-Дмитрий (фамилии)
-Солнце (прилагат.)
-Молодёжь (глаголы)
|
-Выпишите лишние слова через запятую.
|
-Команда, Дмитрий, солнце, молодёжь.
|
-Объедините слова по нескольким признакам.
- все слова существительные;
- Дмитрий – имя собственное, остальные - нарицательные;
- молодёжь имеют только форму единственного числа, а остальные употребляются в ед.ч. и мн.ч. Определите число каждого сущ.
- Дмитрий и молодёжь – одушевленные сущ., а остальные – неодушевленные.
|
Предположения детей.
|
-Опеределите род сущ.
|
-Команда-ж.р., Дмитрий-м.р., солнце-ср.р., молодежь-ж.р.
|
3. Сообщение темы и целей урока.
|
3.1
|
Обогащение активного и пассивного словаря. Вызвать познавательный интерес к предмету русский язык.
|
-Перед вами карта, на ней вы видите остров Лингвинии.
Cлайд 2.
-Название острова образовано от слова лингвистика.
|
|
Слайд 3.
-Рома прочитает из словаря Ожегова значение слова лингвистика.
|
-Лингвистика – это наука о языке.
|
Слайд 4.
-На этом острове много стран. (11) Многие страны вам еще не известны, знакомство с ними вас ждет в будущем. Сегодня мы посетим совершенно особенную страну, как вы уже догадались: Имя существительное. Наша цель - повторить и обобщить об имени существительном. За каждый правильный ответ вы будете получать совенка. По окончанию урока мы посмотрим, кто больше всех дал правильных ответов, значит он самый умный. А сова, как правило, символизирует мудрость. Ну, что, вперед!
-Ребята, в русском языке очень много слов, обозначающих предмет. Имя существительное стоит на «трех китах» - трех грамматических признаках.
|
|
-Откуда пришло выражение «три кита»?
-О каких трех китах вы слышали? (В музыке, в экономике)
-Три кита – это фундамент чего-либо. Давайте, выясним, что же это за «три кита» в русском языке?
|
-В древности, когда люди не знали, что наша Земля имеет форму шара и двигается в пространстве, считали, что Земля стоит на трех китах.
|
4. Обобщение и систематизация знаний.
|
4.1.
|
Выявление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями познавательной деятельности по разделу.
|
Учитель открывает 1 кит: грамматическое значение: на экране и доске.
|
|
Слайд 5.
-Что такое имя существительное? Примеры.
|
-Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? и что?
|
Слайд 6.
-Что может обозначать имя сущ. кроме предмета?
|
-Сущ. называют явления природы, признаки, действия)
|
Слайд 7.
-Образуйте и запишите сущ. от:
- глаголов: бежать, кричать, прыгать;
- прилагательных: интересный, сильный, добрый.
-Приведите несколько сущ., которые называют явления природы.
|
По цепочке учащиеся пишут на доске: «Действие: бег, крик, прыжок. Признаки: интерес, сила, доброта.
Явление природы: снег, метель, вьюга, дождь. Предмет: береза, стол, стул».
|
-Докажите, что вы поняли, что сущ. обозначает предмет. Мы оказываемся в сказке Л.Кэррола «Алиса в Зазеркалье».
|
|
Слайд 8.
Найдите в отрывке «зазеркальные имена существительные». Подчеркните имена сущ.:
Варкалось, хливкие шарьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики, в мове.
|
Работа на карточках.
Взаимопроверка.
|
-Эти слова похожи на наши. Определите число каждого сущ.
-Ребята, сейчас вы незаметно для себя рассказали о втором признаке имени существительного.
|
-Шарьки, зелюки, мюмзики – мн.ч., по наве, в мове – ед.ч.
|
5. Физкультминутка.
|
5.1.
|
Забота о здоровье учащихся.
|
-Упражнение для глаз.
Растираем ладошки, накрыли глаза. Подержали немного, опустили. Еще раз повторили.
-Круговые движения глазами.
|
|
6. Обобщение и систематизация знаний.
|
6.1.
|
|
|
Учитель открывает 2 кит: морфологический кит (число, род, падеж): на экране и доске.
|
Слайд 9.
-Ребята, а как умеют изменяться имена сущ.?
|
-По числам.
|
Слайд 10.
Игра «Волшебный квадрат».
|
|
Слайд 11.
Учитель читает слова, дети отмечают: ед., мн.
-ножницы, пальто, конь, духи
лагерь, соседи, сугробы, ветер
метель, окна, опилки, молодежь
грибы, ельник, трамвай, деревни
-Закрасьте синей ручкой мн.ч.
-Сверьте свой рисунок с рисунком на экране.
|
Самостоятельная индивидуальная работа на «квадратах».
Самопроверка. Рефлексия.
|
Слайд 12.
-У кого точно такие же рисунки? Молодцы!
|
|
-Как изменяются имена сущ.?
-Какого рода бывают имена сущ.?
-Изменяются ли сущ. по родам?
-Как определить род существительного?
|
-По числам.
-Ж.р., м.р., ср.р.
-Не изменяются.
-Заменить местоимением.
|
Слайд 13.
-Какая основа может быть у сущ. м.р., ж.р., ср.р.?
|
-Твердая или мягкая.
|
Слайд 14.
Игра «Путаница».
-Напиши правильно слова. Укажи род имен сущ.
Леодоя, торавкь, скерол, винад.
-Как определить род имен сущ., повторите еще раз.
-А теперь, ребята, послушайте стих. Найдите формы одного и того же слова.
|
-Одеяло-ср.р., кровать-ж.р., кресло-ср.р., диван-м.р.
|
Слайд 15.
У норы добычи ждет
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота,
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая – и та,
Видя грозного кота,
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретится с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте!
|
Учитель читает стих.
|
-Формы какого одного и того же слова вы услышали?
-Верно.
-Дружок, а ты знаешь падежи? А, ну-ка, расскажи.
|
-Кот.
|
Cлайд 16.
-Что такое склонение?
-А сейчас просклоняй слово кот, задавая вопросы.
И.п. (кто?) кот.
Р.п. (кого?) кота.
Д.п. (кому?) коту.
В.п. (кого?) кота.
Т.п. (кем?) котом.
П.п. (о ком?) о коте.
|
-Изменение сущ. по падежам.
По цепочке ученики работают у доски.
|
-Слово кот какое существительное одушевленное или неодушевленное?
-А сейчас откройте учебники на с.99, упр.115.
|
-Одушевленное.
|
Работа по вариантам. 1 вариант находит в первом предложении неодушевленное сущ. и изменяет по падежам, а 2 вариант – во втором предложении. Выполняем самостоятельно.
Проверка.
|
Самостоятельная индивидуальная работа. Проверка.
|
6.2.
|
|
Слайд 17.
- и костер небольшого сидели у собака охотник
- столица Родины Москва нашей
|
Учащимся предлагаются для чтения слова, записанные на экране.
|
-Составьте предложения.
Слайды 18-19.
-Вы связали слова по смыслу, интонационно и грамматически.
-Найдите главные члены в предложениях.
|
Творческая работа.
-Охотник и собака сидели у небольшого костра. Москва – столица нашей Родины.
-Охотник и собака сидели. Москва-столица.
|
-Определите синтаксическую роль в предложении.
Это и есть 3 кит: синтаксический признак.
Учитель открывает 3 кит: на экране и доске.
слайд 20
|
-Имя существительное может быть в роли подлежащего и в роли сказуемого.
|
7. Контроль. Самопроверка знаний.
|
7.1.
|
Проверка знаний.
|
-Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал по разделу имя существительное.
-У кого больше всех совят, тот получает право проверить свои знания на компьютере. Остальные работают по карточкам (тесты).
Подведение итогов работы за компьютером.
-У кого все 9 правильных ответов?
Награждение медалью «Большая сова».
-Молодцы.
|
Индивидуальная работа за компьютером - 15 человек. Остальные работают по карточкам.
|
8.Домашнее задание.
|
8.1.
|
|
-Ребята, приближается международный Женский день. В канун праздника 8 марта вы дома составите рассказ, используя все слова из упр.112 на с.98.
|
|
9.Итог урока.
|
9.1.
|
Обмен мнениями, впечатлениями по уроку.
|
-Подведём итоги. Что же за «три кита» в русском языке?
-И напоследок. Сказало сущ. «Я слово удивительное!»
Чем оно удивительно? Послушайте, как поэт Шибаев написал об этом в стихотворении.
|
Ответы детей.
|
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных - нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами.
А.Шибаев.
-На этом урок закончен.
|
Ученица читает стих.
|
|
» Тэги к этому документу:
|
|
|
|
|
|
|
Редактор журнала
|
Екатерина Викторовна Якушина
|
|
|