При детальном анализе становится ясно, что в выразительных средствах отличий между хорошей развлекательной и серьезной музыкой практически нет. Так почему же многим в целом не нравится классическая (академическая) музыка?
Выразительные средства
Если посчитать, то к выразительным средствам музыки вообще можно отнести более десятка различных понятий, таких как мелодия, ритм, динамика (изменение громкости), выбор инструментов и т.д. Все эти элементы присущи как академической, так и развлекательной музыке (пишут-то ее все те же ребята из консерватории). Однако, отличия все-таки есть. И если мы их найдем, то получим ответ на поставленный в заголовке вопрос. На мой взгляд, это следующие отличия.
Во-первых, мелодия
Это собственно то, что наиболее естественно воспринимается нашим сознанием. В развлекательной музыке мелодия очень четко выражается голосом (чаще всего). В академической музыке крупных форм (особенно нелюбимых народом) мелодия спрятана в так называемую тему, которая при этом все время меняется по определенным законам, которые надо просто знать, то есть иметь музыкальную подготовку. Да и помнить надо эту тему хорошо на протяжении сорока минут или даже полутора часов, чтобы узнавать ее по мере появления. А это требует уже хорошо тренированной музыкальной памяти. А таких тем может быть много.
Да и строение мелодии современной серьезной музыки немного отличается от развлекательной. Если рок-музыка по своим мелодиям еще сравнима с современной академической, то поп-музыка целиком наследует традиции старых венцев: Моцарта, Бетховена. Поэтому нами так любимы фрагменты произведений этих авторов. Их мелодии строятся так же как и в «попсовых» песнях. Если бы они еще не затягивали так эти свои симфонии… Да, и если бы не эти «противные» скрипки…
И, кстати, о скрипках.
Во-вторых, выбор инструментов
Например, электрогитара не используется в академической музыке. Просто так сложилось исторически. А народ ее очень любит и уважает. Инструмент, при всей его простоте, гениальный, аналогов ему нет. А вот ударные, так популярные в рок- и поп-музыке, в современной академической музыке используются очень широко.
Для серьезной музыки характерно использование симфонического оркестра. Однако, подозреваю, что многие любители американского кино даже не задумываются над тем, что в фильмах с высоким бюджетом используется ТОЛЬКО симфоническая музыка. Фильмы с небольшим бюджетом не могут себе этого позволить. Так что, косвенно, наличие симфонического оркестра за кадром является признаком высокого бюджета фильма. А кино – это развлечение. Так что, отличие, хоть и есть, но, не велико. Кстати, многие рок-музыканты не чурались поиграть с симфоническим оркестром.
В-третьих, форма
Наверно, самое важное. Немного я уже упомянул это при описании мелодии. Это то, что в музыкальной теории называется музыкальной формой. Песня – это одна музыкальная форма, а симфония – совсем другая. Если мы посмотрим на современную развлекательную музыку, то чаще всего это песни продолжительностью около трех минут. В «крутом» роке могут попадаться композиции (чаще инструментальные) и по десять и по двадцать минут. Но, это уже для крутых ребят.
В академической музыке тоже существует такой жанр, как песня. Но там мелодии тоже не «попсовые», а часто «закрученные».
Основным «нелюбимым» жанром являются в академической музыке крупные формы, такие как сонаты и симфонии. Там музыка может быть так закручена, что часто и специалисты по музыкальному анализу спорят друг с другом. На мой взгляд, эти формы сравнимы с фильмом или спектаклем, только без слов (хотя, в девятой симфонии Бетховена слова имеются, правда, на немецком, вот ведь опять закавыка).
В крупных формах действующими лицами выступают те самые мелодии (темы), о которых я говорил выше. Они постоянно изменяются, развиваются драматически, взаимодействуют друг с другом. Каждый автор такого произведения рассказывает нам целые истории особым музыкальным языком. А этот язык надо хоть немного понимать. Надо следить за «повествованием» в течение более чем трех минут. А это уже некоторое напряжение. А мы музыку, в основном, воспринимаем как отдых.
Вот и ответ на наш вопрос
Академическая музыка требует напряжения, внимания, сопереживания. Ну, и понимания, конечно. Наслаждаться стихами прекрасного китайского поэта, не зная китайского языка довольно трудно. Но, к счастью, музыка не китайский и, научиться воспринимать хорошую (а не первую попавшуюся) академическую музыку можно практически любому человеку.
Да, еще одно дополнение. Веке в 19, да и раньше наиболее популярным жанром из крупных форм академической музыки были оперы. По нашим меркам – это мюзикл. Сюжет известен (и популярен), песни (арии и прочие хоры) понятны и мелодичны. То есть, опера вполне сравнима и с эстрадным концертом. Только на определенную тему. И танцами несложными, кстати, были оперы иногда разбавлены. А в целом, как и сейчас, простой народ на симфонии не ходил, денег у него на них не было, да и желания слушать непонятно что.
Вывод
Любите музыку, которая Вам по душе.
Удачи Вам в выборе своей любимой и нелюбимой музыки.
Shkolazhizni.ru
У каждого человека есть свой опыт восприятия классической музыки. Даже если не нравится. А не нравиться может по причине неумения понимать. Я до какого-то момента совершенно не понимала классическую музыку. Но однажды у меня случилась чудесная встреча. Это был В.А. Моцарт- "Волшебная флейта" и "Реквием". Это были первые произведения в классической музыке, которые я поняла, на которые откликнулась всем своим существом: и сердцем и разумом. Для того чтобы немузыканту полюбить классическую музыку, должна произойти вот такая чудесная встреча, мне кажется.
С уважением Иванова Людмила Юрьевна, г.Новосокольники
Вполне с Ваме согласен,много думал почему при вопросе ,что послушаем,редко услышишь ,"давайте послушаем Баха или Моцарта".При прослушивание классиков слышишь
Чтобы что-то любить или не любить, нужно, по меньшей мере, знать предмет, поэтому разговоры на бытовом уровне "я не люблю или люблю классическую музыку и.т.п." нельзя принимать во внимание. Задача учителя грамотно дать ученикам опыт слушания музыки, общения с шедеврами искусства, учить восприятию искусства, а потом вести разговор. Не думаю, что люди остаются равнодушными после посещения концертов симфонической музыки, если они к этому готовы.
Комментарий был изменен с момента создания (petrova_aa, Wed, 10/06/2009 - 14:19).
До классической музыки нужно дорости. Она требует больших эмоциональных затрат. Гораздо удобнее, "не заморачиваясь", слушать попсу! Как сказал Ф. Лист "Есть музыка, которая к нам идёт, и - другая, которая требует, чтобы мы к ней шли."
А всё-таки всё и не так уж и плохо!
Комментарий был изменен с момента создания (Лесик Марина, Wed, 31/03/2010 - 02:33).
Ну, зачем же так пессимистично? Каждый нормальный человек слушает классическую музыку и получает при этом удовольствие, мимо шедевров просто невозможно пройти с равнодушием. Это ведь не обязательно должно быть большое произведение.
Комментарий был изменен с момента создания (petrova_aa, Tue, 16/06/2009 - 23:41).
Я согласна с Антониной Александровной. Как вообще можно разложить классическую музыку по полочкам??? Если хоть раз услышышь произведения наших величайших композиторов, таких, как П.И.Чайковского или С.Рахманинова, то уже точно не станешь выводить "формулы мелодии и звучащих инструментов". Эта музыка вас захватит в водоворот музыкальных красок.Послушайте "Вальс снежных хлопьев" П.И.Чайковского из балета "Щелкунчик", как точно композитор передал непостоянство зимней погоды: падение снежных хлопьев, дуновение ветерка, переростающего в метель. И только лишённый воображения человек не увидит картины настоящей зимы во всей её красе. Замечательный романс С.Рахманинова "Сирень": картина спокойного утра. С какой любовью описывается сирень не только словами, а прежде всего музыкой, с каким трепетным волнением инструмент аккампонирует голосу, слушая романс можно услышать нежный запах сирени. И не обязательно следить за переходом мелодического рисунка от одного инструмента к другому ( программа муз. школы и муз. училещя), а самое главное пробудить воображение и фантазию, если ребёнок начнёт фантазировать, слушая музыку, то он обязательно полюбит её, пусть не сразу, а постепенно. Учитель не умеющий сам слушать музыку не сможет научить этому навыку детей, потому что, они точно определят настроение педагога и его отношение к муз. произведению. Я думаю, преподавателям, связанными с предметами искусства и относащимся к предмету музыки, как к чему то лишнему стоит пересмотреть свои взгляды и заняться самосовершенствованием.
Да, я согласна с Антониной Александровной, что самостоятельно на стезю классической музыки человек, за редким исключением, выйти не может. Нужен вожатый. Чаще всего выходят те, кому повезло с семьей, педагогом музыкальной школы. К сожалению, обычная общеобразовательная школа на стезю не выводит. Почему?
Комментарий был изменен с момента создания (taterrem, Sat, 27/06/2009 - 03:15).
Обычная общеобразовательная школа может вывести на стезю классической музыки. Все зависит от учителя. Мы в моем детстве на уроках пения в основном пели песни под пианино. Нас не учили понимать музыкальное произведение, понимать то, как музыка изображает различные события, чувства. Трудно самому разобраться. Ведь это как чужая страна, языка которой ты не знаешь.
С уважением Иванова Людмила Юрьевна, г.Новосокольники
Почему многие не любят классическую музыку?
При детальном анализе становится ясно, что в выразительных средствах отличий между хорошей развлекательной и серьезной музыкой практически нет. Так почему же многим в целом не нравится классическая (академическая) музыка?
Выразительные средства
Если посчитать, то к выразительным средствам музыки вообще можно отнести более десятка различных понятий, таких как мелодия, ритм, динамика (изменение громкости), выбор инструментов и т.д. Все эти элементы присущи как академической, так и развлекательной музыке (пишут-то ее все те же ребята из консерватории). Однако, отличия все-таки есть. И если мы их найдем, то получим ответ на поставленный в заголовке вопрос. На мой взгляд, это следующие отличия.
Во-первых, мелодия
Это собственно то, что наиболее естественно воспринимается нашим сознанием. В развлекательной музыке мелодия очень четко выражается голосом (чаще всего). В академической музыке крупных форм (особенно нелюбимых народом) мелодия спрятана в так называемую тему, которая при этом все время меняется по определенным законам, которые надо просто знать, то есть иметь музыкальную подготовку. Да и помнить надо эту тему хорошо на протяжении сорока минут или даже полутора часов, чтобы узнавать ее по мере появления. А это требует уже хорошо тренированной музыкальной памяти. А таких тем может быть много.
Да и строение мелодии современной серьезной музыки немного отличается от развлекательной. Если рок-музыка по своим мелодиям еще сравнима с современной академической, то поп-музыка целиком наследует традиции старых венцев: Моцарта, Бетховена. Поэтому нами так любимы фрагменты произведений этих авторов. Их мелодии строятся так же как и в «попсовых» песнях. Если бы они еще не затягивали так эти свои симфонии… Да, и если бы не эти «противные» скрипки…
И, кстати, о скрипках.
Во-вторых, выбор инструментов
Например, электрогитара не используется в академической музыке. Просто так сложилось исторически. А народ ее очень любит и уважает. Инструмент, при всей его простоте, гениальный, аналогов ему нет. А вот ударные, так популярные в рок- и поп-музыке, в современной академической музыке используются очень широко.
Для серьезной музыки характерно использование симфонического оркестра. Однако, подозреваю, что многие любители американского кино даже не задумываются над тем, что в фильмах с высоким бюджетом используется ТОЛЬКО симфоническая музыка. Фильмы с небольшим бюджетом не могут себе этого позволить. Так что, косвенно, наличие симфонического оркестра за кадром является признаком высокого бюджета фильма. А кино – это развлечение. Так что, отличие, хоть и есть, но, не велико. Кстати, многие рок-музыканты не чурались поиграть с симфоническим оркестром.
В-третьих, форма
Наверно, самое важное. Немного я уже упомянул это при описании мелодии. Это то, что в музыкальной теории называется музыкальной формой. Песня – это одна музыкальная форма, а симфония – совсем другая. Если мы посмотрим на современную развлекательную музыку, то чаще всего это песни продолжительностью около трех минут. В «крутом» роке могут попадаться композиции (чаще инструментальные) и по десять и по двадцать минут. Но, это уже для крутых ребят.
В академической музыке тоже существует такой жанр, как песня. Но там мелодии тоже не «попсовые», а часто «закрученные».
Основным «нелюбимым» жанром являются в академической музыке крупные формы, такие как сонаты и симфонии. Там музыка может быть так закручена, что часто и специалисты по музыкальному анализу спорят друг с другом. На мой взгляд, эти формы сравнимы с фильмом или спектаклем, только без слов (хотя, в девятой симфонии Бетховена слова имеются, правда, на немецком, вот ведь опять закавыка).
В крупных формах действующими лицами выступают те самые мелодии (темы), о которых я говорил выше. Они постоянно изменяются, развиваются драматически, взаимодействуют друг с другом. Каждый автор такого произведения рассказывает нам целые истории особым музыкальным языком. А этот язык надо хоть немного понимать. Надо следить за «повествованием» в течение более чем трех минут. А это уже некоторое напряжение. А мы музыку, в основном, воспринимаем как отдых.
Вот и ответ на наш вопрос
Академическая музыка требует напряжения, внимания, сопереживания. Ну, и понимания, конечно. Наслаждаться стихами прекрасного китайского поэта, не зная китайского языка довольно трудно. Но, к счастью, музыка не китайский и, научиться воспринимать хорошую (а не первую попавшуюся) академическую музыку можно практически любому человеку.
Да, еще одно дополнение. Веке в 19, да и раньше наиболее популярным жанром из крупных форм академической музыки были оперы. По нашим меркам – это мюзикл. Сюжет известен (и популярен), песни (арии и прочие хоры) понятны и мелодичны. То есть, опера вполне сравнима и с эстрадным концертом. Только на определенную тему. И танцами несложными, кстати, были оперы иногда разбавлены. А в целом, как и сейчас, простой народ на симфонии не ходил, денег у него на них не было, да и желания слушать непонятно что.
Вывод
Любите музыку, которая Вам по душе.
Удачи Вам в выборе своей любимой и нелюбимой музыки.
Shkolazhizni.ru
http://www.excelion.ru/iskusstvo/na-zametku/za-chto-mnogie-ne-ljubjat-klassicheskuju-muzyku-.html