Информально ли вам, коллеги?
Любой дружеский разговор лучше всего проводить за чашкой чая. Наше чаепитие, конечно же, виртуальное, но зато точно не похоже на «время пить чай» в сказочной стране, по которой путешествовала Алиса. Хотя то чаепитие, пожалуй, было по-настоящему информальным.
Пока нас двое на виртуальной церемонии, но будем рады всем, кто присоединиться. Наше чаепитие вскладчину, поэтому ждем от присоединяющихся свежих советов, вкусных идей и остреньких вопросов.
Поводом собраться послужили материалы, которые наш коллега Владимир Владимирович Анненков опубликовал в своем сообществе. Что для Вас "информальное образование педагога"? — задается вопросом Владимир Владимирович в своем блоге. Этот (или сходный по сути) вопрос так и напрашивался уже у многих. Один, два, три года мы провели в ОК. Информально ли вам здесь, коллеги? Присоединитесь к разговору!
Владимир Владимирович провел кропотливую работу по сборке информации по информальному образованию, полный текст вы можете найти по ссылке в блоге. А я на правах хозяйки позволила себе взять выдержки из текста, прокомментировать их, задать уточняющие вопросы.
Для начала цитата из текста с пояснением видов образовательной деятельности.
Существуют три вида образовательной деятельности:
- формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата;
- неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером;
- информальное образование, наша индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.
Источник: Меморандум непрерывного образования Европейского Союза 2000
Но не отстает от Евросоюза и наша отечественная наука.
5.2. Информальное образование
С периферии в центр образовательной политики переместится задача формирования богатой культурно-образовательной среды, способствующей самообразованию и непрерывному образованию. Эта задача будет решаться через:
- Создание общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов.
- Модернизацию работы библиотек
- Государственную поддержку услуг дистанционного самообразования через формирование общедоступных сервисов самообразования через Интернет на основе новых технологий работы со знаниями и с сознанием.
- Развитие системы образовательного консультирования и поддержки непрерывного образования, которая будет включать центры консультирования по получению дополнительного образования при службах занятости и организации, предоставляющие услуги карьерного консультирования (профессиональной и образовательной ориентации) в школах и других учебных заведениях.
Источник: Российское образование 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях
КИИ: Если ввести господдержку услуг дистанционного образования, не приведет ли это к тому, что поддерживать будут только некие узковедомственные инициативы, это будет рычаг для перенаправление информального в формальное русло? Не противоречит ли это сущности информального образования – свободного, по интересам и чем-то хаотичного?
АВВ: Господдержка не «услуг», а «образовательной среды». Например, образовательной среды Открытого класса, включающей а) накопленные информационные ресурсы, б) арсенал сервисов web 2.0 (в ОК более 20), в) создателей инновационных ресурсов и сообществ (определение «создателей» через конкурсы проектов).
Образовательная среда создаётся на организациями, а конкретными специалистами (в ОК – учителями, методистами, экспертами, создателями сетевых сообществ с привлекательным и ПОЛЕЗНЫМ контентом). Господдержка направляется создателям по результатам деятельности за определённый период (премия за результат). Конечно, такая система сработает справедливо при определённых условиях (но это отдельный вопрос).
КИИ: А идея проекта ОК это больше про формальные подходы или информального здесь больше?
АВВ: В Открытом классе в 2008-2010 гг. формального было больше, так как площадка ОК использовалась в старой системе повышения квалификации через региональные ИПКРО и муниципальные методические службы («организация сверху вниз»). Вместе с тем появились ростки самоорганизации «снизу вверх» (сообщества «СТОИК в www.openclass.ru», «Год учителя в ОК», «ХПК - новые горизонты образования» и другие). Опыт таких инициатив снизу заслуживает изучения. Поскольку они осуществляются без административных и финансовых рычагов, «информального» в них больше.
Что думают об информальном образовании самые современные энциклопедии?
Информальное образование является общим термином для образования за пределами стандартной образовательной среды — индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеет определенной структуры.
Оно может относиться к различным формам альтернативного образования, такие как: самообучение, молодежная работа, участие в молодежных движениях, волонтерское движение, СМИ (включая телевидение, видео игры, журналы и т.д.), музеи, библиотеки, зоопарки, и т.д.
Неофициальные педагоги работают во многих областях с отдельными лицами и группами, которые хотят заниматься с ними.
Источник: Википедия
КИИ: Для организации информального тогда достаточно наличия уже раскрученных соцсетей? Например, ВКонтакте? Или правильнее, если информальное зарождается и реализуется в социальной среде специалистов одного профиля? Как ОК, например.
АВВ: «Информальное» образование идёт и в массовых социальных сетях типа mail.ru, vkontakte… Например, освоение плейкастов и других сервисов web 2.0. Но там, как правило, люди действуют на досуге не только (и не столько) для профессионального роста, а для собственного развития «в объёме жизни». В профессиональных сетях типа www.openclass.ru, it-n.ru лучше возможности совместного решения проблем профессионального развития участников через коммуникацию с коллегами. Но для этого надо действовать не «спиной к спине» (выполняя однотипные учебные задачи, поставленные тьютором), а «лицом к лицу», объединяясь общей целью.
Тема не нова для наших участников, как показали поиски.
Н.В. Бысик: Предлагаю поделиться мнениями по поводу формального и информального образования и условий его успешности. Что касается меня, то информальное (спонтанное, самостоятельное) образование является ведущим в последние несколько лет.
В.В. Анненков: Формальное образование закончил 50 лет назад. С той поры почти исключительно информальное, с 1989 г. - на ПК, с 1994 г. - в Интернет. Предлагаю формулу 5С - Саморазвитие в Сетевых Сообществах Сменного Состава. В одном только Открытом классе участвую в десятке сообществ, в каждом из которых - определенный личный интерес. Выбор сетевых сообществ под разные интересы и смена сообществ по мере изменения интересов - современная возможность "повышения квалификации" в профессиональной деятельности и "в объёме жизни" (lifewide).
Н.М. Пичуева: Все умения, знания приобретаются в процессе практики, в профессиональной деятельности. Для меня информальное образование является ведущим с момента начала профессионального пути. В основном всего добиваешься сам в рамках информального образования. Конечно, помощь тьюторов, специалистов просто необходима.
И.В. Сеньчукова: Спонтанное обучение, по моему убеждению, обучение через ситуации, т.е. самой жизнью. ...мы общаясь обогащаемся и обучаемся одновременно.
А.А. Кибирев: ...в спонтанном образовании кроме мотивации может иметь дело простой случай. Когда тебя как бы случайно выводят на какую-то тему и она тебе вдруг становится интересной.
КИИ: Из ответов участников можно сделать вывод, что информальное образование может порождаться тремя мотивами:
- наличие стойкого или сиюминутного личного интереса к чему-то,
- возникновение ситуации, которая побуждает на поиск ответов, а значит, обучение,
- случайность.
АВВ: Информальное образование мотивируется не столько системой, сколько самим учащимся (с учётом требований системы). Разница с формальным в том, что учащийся сам ставит себе задачи и ищет возможности их решения. Или «выуживает» из информального общения в сетевом сообществе то, что отвечает его интересам. В современной быстротечной жизни надо обладать определёнными навыками и кругозором, чтобы из океана информации извлечь нужное.
КИИ: Чего больше в ОК? Или так, есть ли в ОК примеры, что все эти возможные мотивы учитываются, и участник может найти для себя подходящие материалы, ответы?
АВВ: Оба вопроса поставлены с позиции тьютора. А действует учащийся. И в его действиях переплетаются и сменяют друг друга самые разные мотивы. Что нужно учащемуся в данный момент, определяем в диалоге.
КИИ: Закономерен вопрос, а как происходят подвижки между формальным и информальным образованием? Есть ли четкие границы?
АВВ: Четкая граница в вопросе: «кто заказывает музыку?» В формальном образовании – ИПКРО. В информальном – учащийся сам себе.
Учащийся учитель сам решает, в каких сетевых сообществах ему полезнее действовать и как информальное образование в этих сообществах сочетать с формальным образованием для получения документов, подтверждающих его развитие.
КИИ: Перед учительством стоит много формальных задачек, аттестация, НСОТ, конкурсы на денежные поощрения, какие-то еще местные инициативы могут быть. Каждый шаг и своего образования, в том числе педагог должен подтверждать...
АВВ: «Подтверждать» для администрации, для проверяющих сверху. Административные требования подтверждения документом нередко вступают в противоречие с ожиданиями тех, для кого работает учитель.
КИИ: …Поэтому и так часты вопросы участников о сертификатах, дипломах. Организуя и проведя несколько (как мне казалось) очень неформальных мероприятий в ОК, удивлялась, что их участники даже и не вспомнили о документах. Удивления хватило на пару месяцев. Летом все казалось очень неформальным, в отдельных случаях даже информальным, но начался учебный год, и все встало на свои места. Увы. Никак не виню учителей, они поставлены в такую ситуацию. А ведь материалы открыты, на страницах ОК есть и прямые доказательства, ссылки того, что человек отличным образом отработал. Почему не работают эти ссылки на местах? Почему не может педагог подтвердить свое по-настоящему неформальное образование электронными документами?
АВВ: Действительно, в Открытом классе много документальных свидетельств профессионального роста (вплоть до недвусмысленно положительных отзывов коллег). Но пока такие оценки не узаконены (и даже не признаны общественным мнением).
На этом мы с Владимиром Владимировичем сделали перерыв на мытье чашек и заваривание свежего чая в надежде, что к нам присоединяться коллеги. А вопросы-то еще и у меня остались, появились.
|
На: Колонка редактора 29.09.2010
Неужели ОК хотят закрыть? А мы-то тут так здорово общаемся, размещаем свои материалы, организуем сообщества... Я даже не подозревала, что "Открытому классу" грозит такая судьба. Что мы можем сделать? Куда обращаться? Возможно, пора действовать, спасать ОК!
На: Колонка редактора 29.09.2010
Дорогие коллеги! От всей души поздравляю с Днём учителя! Желаю всем всего самого наилучшего! Пусть ГОД УЧИТЕЛЯ НЕ ОПРАВДАЛ НАШИХ НАДЕЖД, но он не внёс и тени сомнений в правильность выбранной нами профессии. Мы по-прежнему отдаём наши сердца детям и они отвечают нам взаимностью.
Пусть славится имя твоё, УЧИТЕЛЬ.. Неужели создатели ОК не увидели острой необходимости педагогов в нём? Пожалуйста, не лишайте учительство возможности осваивать ИКТ, обмениваться опытом, мнениями с коллегами по волнующим их проблемам.
Да здравствует ОТКРЫТЫЙ КЛАСС!!! Оставьте его учительству!!!
Рефлексия беседы об информальном образовании в "Открытом Классе"
Дорогие неравнодушные к нашему общему будущему, к судьбе "Открытого Класса" в частности. Близится к завершению Год Учителя. А с ним и государственный контракт на проект "Информатизация системы образования", на основе которого был создан и два года функционирует полюбившийся нам "Открытый Класс" (ОК).
Рефлексия содержательной беседы в "Колонке редактора 29.09.2010" размещена здесь
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Колонка редактора 29.09.2010
Уважаемые коллеги, друзья, учителя! Поздравляю Вас с нашим профессиональным праздником! " Всем желаю творчества, сил, любви и понимания! Если каждый день, я бегу к компьютеру и прихожу на страницы Открытого класса, значит мне это нужно, мне это просто необходимо!..." И ВСЕМ НАМ ОТКРЫТЫЙ КЛАСС ДОРОГ. Сегодня ко мне пришла моя ученица - выпускница 11 класса, хорошая девочка, умница, поступила на культурологию, рассказывает, что ей так интересно, такие лекции читают, все здорово! А потом сказала: "спасибо, Елена Евгеньевна, Вы для нас очень много сделали", а на открытке скромно подписала " с любовью, Печенина Ира". Сердце весь день неспокойно, время бежит, наши ученики выходят в жизнь, я думаю, что несмотря на все реформы и модернизации наш труд очень важен, а сайт Открытый класс - интересное и полезное явление в жизни российского образования.
С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294
На: Колонка редактора 29.09.2010
Дорогие коллеги! С днем Учителя!
Формально, неформально или информально мы относимся к этому празднику, не важно. Главное, что мы не изменяем своей профессии. Главное, что мы сознательно и с очень большим желанием ищем пути, чтобы нам в этой профессии было комфортно. Потому что точно знаем, что от этого нашим школьникам станет интереснее учиться, а родители будут ближе к школе.
Мы вместе с вами обустроили в ОК удобное место для жизни и работы. Мы вместе обсуждаем и создаем будущее! Всем, всем желаю сохранить этот задор и кураж на еще многие-многие годы творческого совместного созидания!
На: Колонка редактора 29.09.2010
С Днем Учителя, коллеги!
С Днем Учителя, Открытый Класс!
На: Колонка редактора 29.09.2010
Ирина Ивановна, спасибо за поздравление! Поздравляю вас и всех коллег с нашим праздником! Очень хочется, чтобы оправдался оптимизм, которым исполнены две последние строки вашего послания!
С уважением, Онишкова В.М.
На: Колонка редактора 29.09.2010
Ничего себе, такое обсуждение глобальное , а я не знаю!! День Учителя вовсю отмечаем! :))
Никто не против, что вы уже последние чашки из самовара допиваете, а я, похоже, к шапочному разбору :)??..
Что для меня ОК и зачем я здесь живу сутками?...
Я общаюсь со своими учениками - это удобно, отвечает моим потребностям и запросам семьи, я работаю в системе повышения квалификации и удобно обустраиваю поле этой деятельности (вот здесь, вот здесь!), я имею возможность работать как эксперт - причем не по собственной инициативе и даром :)), а по приглашению коллег , которые видят мою деятельность, в том числе ориентируясь на следы, мною в интернет - сети оставленные, и доверяют мне, а я понимаю, что репутация - это важно, имя в профессиональном сообществе дорогого стоит.....
Я могу учиться тому, что мне мало или плохо известно... И вот здесь учиться..
Хочется надеятся ,что ОК будет и далее поддерживаться в рабочем состоянии, останется сайт, где я могу детей учить азам сетевой коммуникации , а педагогам показыать возможности, которым их в институте не учили...
А я сама смогу удобно и комфортно обустраивать свое индивидуальное интернет - пространство в соответствии со своими профессиональными и личными потребностями...
Да ,наверное, это можно сделать , работая Вконтакте или еще где - нибудь...Но я уже привыкла к ОК ,я уже ощущаю себя здесь на месте, дома.. Изучать возможности ВИКИ в региональных сетях или пытаясь войти в круг Сети творческих учителей мне не хочется...Какие - то вещи я , конечно, изучаю, но только в ситуации острой профессиональной необходимости (вот надо было зарегистрироваться на Кампусе.. Ну зарегистрировалась...Но постоянно там сидеть...а зачем?...)
Останется журнал "Интернет и образование", где так же можно будет , не спрашивая никого и не заручаясь поддержкой вышестоящих, подать свою публикацию и получить документ , который пригодится при НСОТ или ККС ( у нас у учреждении есть такая процедура - Контроль компетенции, от качества прохождения которой напрямую зависит уровень зарплаты..)...И не говорите мне, что таих возможностей масса.. Да, я знаю о других ресурсах, но если есть этот журнал, то зачем мне идти еще куда - нибудь7..
Останется возможность проходить интересные мастер - классы и семинары, которые будут легко ( с точки зрения технологии!) организовывать коллеги из регионов и давать за свои мероприятия документы - не важно какого образца! - установленного, или государственного...Почему не важно?... Да потому что местная региональная Марья Ивановна, которая устанавливает свои правила аттестации и прием документов, полученных педагогом в процессе информальной работы по повышению квалификации, к рассмотрению - это проблема региона, а не Открытого класса...Привет регионам!
Останется возможность проводить свои методические мероприятия (вот как здесь , например!, или здесь) , которые станут известны на федеральном уровне, и по результатам этих мероприятий будет возможность оценивать свой потенциал, потенциал своих сотрудников, привлеченных к проведению этих мероприятий...
В общем , мне тоже интересно, - а что потом?.. Есть ли будущее? Или мы поиграли и разбежались?...
С уважением, Юлия Дудко
На: Колонка редактора 29.09.2010
Уважаемые коллеги! Как то грустно получается... Разбежались, временно, что дальше....Какие -то нехорошие слова. Извините за лишние эмоции. Я на ОК с февраля этого года. Всё что я для себя здесь открыла круто изменило мою жизнь. Действительно, порой день проходит в ОК, а я не замечаю, как. Но мне это нравится и не хотелось бы, чтобы звкончилось. Только начала знакомить коллег с порталом любимым, многим понравилось. Именно информативность здесь самое важное. Поймала себя на мысли, что за методическими советами, мнениями, просто разработками уроков я иду сюда. Учащимся моим очень здесь понравилось. Разнообразие деятельности - тоже важно! И проекты, и сообщества, и конкурсы, и фестивали. Причём я принимаю участие в них независимо от того, будет или нет сертификат. Мне важны знания новые. Валентина Васильевна правильно сказала:учиться никогда не поздно. В другой среде людей обучать неудобно ( или интерфейс не то, или навигация неудобная, региональная вики просто зависает - недавно случай был). А в Ок всё найдёшь и научишься, если необходимо и интересно. Пасмурно у меня получилось, коллеги, прошу прощения. Под праздник - и вдруг такие вести от редактора. С ОК должно быть всё ок. Куда ж мы без него...
PS: ВВ, прошу прощения за молчание в ответ на ваши письма, исправлюсь ( была занята в 3 проектах).
С уважением Лидия Манаенко.
На: Колонка редактора 29.09.2010
А в Ок всё найдёшь и научишься, если необходимо и интересно....
Это так. ОК - и кухня, где можно попить чаю и пообщаться с коллегами, и классная комната , где научишься чему - то новому, и трибуна высокая, которая позволит донести свои мысли иидеи до огромного количества заинтересованных ..
.И все это удобным способом, с применением сетевых технологий, современных веб - сервисов, которые - как бы это не было нам жаль! - до сих пор не вошли в повсеместную практику российского учителя... Как поддерживать такую махину хотя бы с технологической стороны - ????? (Вот рухнул давеча сервер Сети творческих учителей, и многие почувствали на себе - как же мы к этому привыкли, как много потеряли даже при временном обрушении системы...)... С ОК должно быть все ОК... - поддерживаю!!!!!
С уважением, Юлия Дудко
На: Колонка редактора 29.09.2010
Ну вот! За грустными мыслями про чаепитие забыла. У нас в Астрахани в честь Дня города (452 года ему!) торт испекли длиной 256 метров 20 сантиметров. После официального замера горожане угощались. Комиссия из книги рекордов Гинесса внесла нашего гиганта в список. Хочу виртуально угостить. Подсластим чаёк?
С уважением Лидия Манаенко.
На: Колонка редактора 29.09.2010
На: Колонка редактора 29.09.2010
Уточняю сввдения Лиды Манаенко. Торт у нас в Астрахани был длиной 247 метров 17 санитиметров и шириной 1 метр. Представлял он из себя изображение Волги с выложенными из крема городами поволжскими. А ещё утром я водила хоровод вокруг кремля, названный "Кругом любви и единения" и признанный самым длинным в нашей стране и в мире. В нем собралось 6974 человека -- учителя, врачи, студенты в основном. Вот вам, дорогие друзья, торт к чаю и хоровод. Оба события стали рекордами России. Официальные представители книги рекордов России подадут документы в книгу рекордов Гиннеса. С уважением, Валентина Саблина.
На: Колонка редактора 29.09.2010
Здорово!
А вкусно как, наверное..
На: Колонка редактора 29.09.2010
Ах, какая красота! А вкусно - то наверное как!
Вот преимущество сетевой коммуникации в действии - в Астрахани испекли, а в Челябинске и Баку и во всех остальных точках увидели и порадовались ! Может, какую технологию придумают, чтоб и вкус и запах так же быстро можно было бы передать?..
С уважением, Юлия Дудко
На: Колонка редактора 29.09.2010
Вот, ей-богу, не могу понять о чем речь.. "Ин-формальное образование" - это просто-напросто слово... Как всегда - врущее и бессодержательное слово. Пока смыслом его не наполнишь и от других слов не отличишь, это все равно, то "остроугольный шар". Сказать и написать можно, - сделать нельзя.
Ну, пусть есть образование "формальное".... ЭТО я еще могу себе хоть как-то представить... Но, кроме "информального" образования можно обсуждать образование
"неформальное"
"а-формальное"
"противо-формальное"
"квази-формальное"
"псевдо-формальное"
"формное"...
десятки... ЗАЧЕМ я это все обсуждать буду? Какая ПРОБЛЕМА образования, чья проблема и с чем, с каким ПРЕДМЕТОМ может меня на это сподвигнуть? Не понимаю...
Я даже догадываюсь , кому это "необходимо" - тому, кто будет продавать зарубежное программное обеспечение, "железо" и технологии в России после близящегося вступления ее в ВТО. Дети-то тут причем? Им зачем вымороченное представление прошлого века об "обществе знаний"? И вам зачем это западное идолопоклонство? Своих идей не хватает? Неужели вы думаете, что кто-то реально заинтересован в развитии стратегического конкурента в мировой цивилизации?Опыт 90-х ни о чем не говорит?
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Колонка редактора 29.09.2010
Вот - "своя идея", - вот что СОДЕРЖАТЕЛЬНО пишет Кирилл Владимирович Сапегин
"Свалившиеся с неба ответы на вопросы, которые мы ещё не умеем задать"
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Колонка редактора 29.09.2010
Как всё, однако, разумно-заумно. Давайте ближе к делу. "Открытытый класс" есть что такое" Кто "начальник" над ним? Какие цели его организаторы деклариуют? И каков результат? (Вы же просили вопросы, Ирина Ивановна!) С уважением, Валентина Саблина.
На: Колонка редактора 29.09.2010
Валентина Васильевна, вот и я сторонник разговора на понятном языке. Поэтому отвечать буду от чистого сердца простыми словами.
"Открытый класс" — это проект, разработанный и релизованный Национальным фондом подготовки кадров, о чем есть баннер в левом верхнем углу каждой страницы ОК. Проект реализуется в рамказ госконтректа, и как любой проект имеет срок своего завершения, который наступит уже скоро.
Очень серьезные и умные цели прописаны в контракте, но обещала быть понятнее. Жаль, что с сайта был убран один раздел, были тому объективные причины, но тексты там были написаны по-человечески. Но как запасливая хозяйка кое что из них я сохранила у себя, поэтому могу привести почти дословно. Итак...
На: Колонка редактора 29.09.2010
Ирина Ивановна! "и как любой проект имеет срок своего завершения, который наступит уже скоро"
Когда и что потом?
С уважением, Онишкова В.М.
На: Колонка редактора 29.09.2010
Вот! Вот, наконец, оно - главное!
А что потом????!!!
Ирина Ивановна, кстати, вот у меня чисто профессиональный интерес.
Вот создали социальную сеть. Страшно интересно узнать, сколько человек требуется, чтобы ее создать? Ну после того, как разработана модель проекта (на бумаге, так сказать). Я не очень хорошо знаю Друпал. Но в аннотации одной книги (выписала, жду ее сейчас) написано, что можно сеть делать вообще без программирования. Конечно, сеть сети рознь, думаю, что это не совсем так, без PHP, наверное, все-таки не обошлись, когда ОК делали, но версии совершенствуются, и, может, уже можно и модули настраивать в конструкторе и т.д.
Итак, вопрос: сколько надо программистов, чтобы сделать Открытый Класс на Друпале и сколько сейчас требуется человек, чтобы эту сеть поддерживать?
Я понимаю, вопрос завязан на деньги, чтобы их дали больше, надо указать большие трудозатраты, и все-таки? Вопрос не про деньги, а про человеков. Один хороший качественный человек может стоить двадцати, а то и больше. Сколько надо качественных человеков?
C ув.Н.А.
На: Колонка редактора 29.09.2010
Про количество "землекопов" (1,5 иили 2,25) ответить не компетентна.
А вот что будет с проектом далее во многом, коллеги, зависит и от вашего мнения. Например, если вы еще не были здесь и не отвечали на поставленный вопрос, то присоединяйтесь.
Мы выходим сейчас с вами на такую грань, когда просто написать, как здорово, что все мы здесь сегодня собрались, маловато будет. Да, нужны реально обоснованные примеры полезности социальной педагогической сети. Собственно ради этого и затевался разговор.
На: Колонка редактора 29.09.2010
ИРина Ивановна, да мы уже охрипли говорить о ее полезности!
Неужели это еще у кого-то вызывает сомнения??!!
Сейчас пройду по Вашей ссылке.
На: Колонка редактора 29.09.2010
Ирина Ивановна, с связи с опросом вопрос: если школа не поддерживает сетевые инициативы учителя или равнодушна к ним, проект под названием ОК обречен на закрытие?
На: Колонка редактора 29.09.2010
Война план покажет.
На: Колонка редактора 29.09.2010
Я знаю, что надо делать.
Нужно во всех школах провести обязательную министерскую контрольную работу для учителей на предмет владения актуальными Интернет-сервисами и использования их в образовательном процессе.
Те преподаватели, кто вращался в сети и участвовал в мастер-классах, контрольную напишут. Остальные - не факт. Проверить контрольную строго и всем, кто не справился, категорически поставить двойки.
По результатам проверки надо поставить на вид руководителям образовательных учреждений необходимость развития ППС методом участия в Открытом Классе.
Вот и все.
Заумно все, или отдельные комменты?
Валентина Васильевна, вопрос в заголовке моего ответа адресован Вам. В повседневных сетевых взаимодействиях каждый участвует со своих позиций, подчас не связанных с потоком "разговора" в данном месте в данное время. Распространять недовольство отдельными репликами на весь тематически организованный "разговор" некорректно. Что именно Вы восприняли как "заумное"?
А Ваши вопросы об ОК в целом передаю Ирине Ивановне.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Заумно все, или отдельные комменты?
А я и не хотела никого обидеть, уважаемый Владимир Владимирович! Я и сама люблю строгие, "заумные" выражения и очень уважаю термины. Но мне, действительно, хотелось всё узнать из первых рук (из первых уст) об "Открытом классе", и к тому же я почувствовала исподволь, что обсуждение затеяно неспроста. Оказалось, не ошиблась. Неужели в самом деле закроют проект? С уважением, Валентина Саблина.
На: Заумно все, или отдельные комменты?
Да-а-а, коллеги!
Конечно, можно называть наши обсуждения заумными, надуманными и т.д. , шутить над этим, спорить, ругать, но, согласитесь, как хорошо, что все это заумное кем-то напридумано, наворочено, откуда-то взято, разложено по полочкам..
И даже если в чем-то эти навороты спорны или сомнительны, все равно очень хорошо, что они есть.
Потому что они создают в пустыне вокруг нас оазисы живого пространства нашего взаимодействия, общения и образования (информального, да?).
Лично мне очень интересно прочитать все мнения и все суждения.
Владимир Владимирович молодец!
Владислав Иванович, спасибо, что откликнулись, приятно снова видеть Вас,как там поживает мой монстрик Вася?
Ирина Ивановна, спасибо за классный чай!
Дорогие коллеги, спасибо за интересную беседу, пожалуйста, продолжайте!
На: Заумно все, или отдельные комменты?
Жив-здоров Ваш курилка, Наталья Александровна! Можете убедиться. Огромное вам спасибо за этот подарок.
А здесь мне делать нечего. Валентина Михайловна замечательно с шестеренками нарисовала. СТОП-машина... Обсуждение, на мой взгляд, ни о чем...
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Заумно все, или отдельные комменты?
Ну забегайте иногда-то. Мы для Ваших схем еще кого-нибудь нарисуем.
С ув.Н.А.
Формальное, неформальное, информальное в траектории саморазвития
Спасибо, коллеги, за отклики. Позвольте предварительную рефлексию всего материала.
1. Различаем "формальное", "неформальное", "информальное", но не противопоставляем их: каждое выполняет дополняющую функцию в непрерывном образовании педагога. Главное, чтобы "ученики", выполняющие задания тьюторов в формально организованных курсах, почувствовали себя "учащимися", которые по внутреннему побуждению ищут нужные им "неформальные" курсы, включаются в "информальные" дискуссии (как в этой "колонке редактора"), короче говоря, становятся вечно УЧАЩИМИСЯ УЧИТЕЛЯМИ"
2. Из 20 приглашений присоединиться к диалогу, разосланных мною, пока "сработали" только три. Вывод из такой выборки, что "коллеги по ОК видят в нем более информальную среду, чем формализованную" мне кажется преждевременным. Откликнулись те, у кого информальная коммуникация преобладает над формальной. Нам вместе предстоит ещё немало потрудиться, чтобы "информальное", идущее от внутренней потребности, возобладало над "формальным" у всех участников Открытого класса.
3. Триада, предложенная в Меморандуме комиссии Европейского союза в 2000 году, в России ещё мало известна и осмыслена в опыте конкретных людей. Нам предстоит примерять абстрактные понятия к собственному опыту, к своей траектории саморазвития. И на этом пути искать новые основы и технологии "информального образования", понятные всем.
4. Теперь о вопросах, затронутых участниками диалога:
Ещё раз спасибо неравнодушным!
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Формальной, неформальное, информальное в траектории саморазв
Неочевидно. Как ранее напомнила Наталья Александровна, "колхоз дело добровольное". Поэтому ожидать обязательного отклика от коллег, как-то не очень информально.
Эту проблему мы с Вами, ВВ, обсуждали не единожды, и я уже не раз объясняла, что статусы в ОК это не звания, а широта возможностей. Выше создателя сообществ только модераторы, но это уже сильно круто, так как открывается доступ к программному инструменту, что доверять в руки создателям даже самых творческих сообществ, но не специалистам в области программирования, нельзя.
Массовый "колхоз" и профессиональная коммуникация
Добровольность участия в сетевых взаимодействиях - исходный принцип социальных сетей, поддерживающий мотивацию личности. Но стоит ли в профессиональной сети Открытого класса, ограничиваться только этим принципом?
Какова мотивация создавать и вести в ОК сообщества у тех, кто не работает в ИПКРО и местных методических службах? Если штатные модераторы и супермодераторы от НФПК и ИПКРО получают (получали) зарплату за проведение плановых курсов и других мероприятий в пространстве ОК, то как поощрить самоорганизацию учителей и специалистов, добровольно принявших на себя времязатратную ношу организации и выращивания сетевого сообщества?
Возьмём мой конкретный пример. Хотя в ОК имею великолепную "экспериментальную базу" для поиска и апробации нового полезного в поствузовском образовании педагогов (в соответствии с принципами Нашей Новой Школы), хотя нередко провожу в ОК полный рабочий день, моими должностными обязанностями в Федеральном институте развития образования это не предусмотрено. Более того деятельность в ОК, направленная на развитие образовательных возможностей сетевых сообществ, иногда вступает в кажущееся противоречие с плановыми темами в ФИРО (скажем, с методическими разработками по оценке качества цифровых образовательных ресурсов).
И если в этих условиях не получаю отклика на личные обращения к некоторым участникам сообщества "СТОИК...", вообще, к коллегам по Открытому классу, моя мотивация действовать в ОК падает . "Колхоз - дело добровольное", но где в нынешней российской экономике те колхозы?
На историческом переходе к "обществу, основанному на знаниях" складываются новые условия социализации личности, соотношения разных стимулов в этом процессе. Экспериментирую с новыми формами взаимных обязательств в сетевых взаимодействиях (Проект НОУ, "Соглашение о партнёрстве...", к "уставу пионеров ОК"...) Убеждён, что на одном только "вольном полёте птиц" в сетевых взаимодействиях для "Нашей Новой Школы" далеко не продвинемся.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
Коза Ностра
Тишина в кинозале - дело общее.
То, что вы впишите в текстовом поле "Подпись" на странице http://www.openclass.ru/user/***/edit ("звёздочки" обозначают Ваш порядковый номер в ОпенКлассе) - появится именно в этом месте.
Кинозал и сетевой проект
Прекрасный пример самоорганизации, Дмитрий Николаевич. Но, как мне кажется, - "из другой оперы".
В кинозале все слушают информацию и все заинтересованы в отсутствии помех для восприятия.
В сетевом проекте, нацеленном на получение новой информации, участникам надо общаться между собой, причем по единым правилам. Кто и как определяет эти правила? Все ли участники сетевого проекта, разделённые огромными расстояниями, нередко никогда друг друга не видевшими, готовы следовать единым правилам?. Без общественного договора в этой ситуации не обойтись.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Формальной, неформальное, информальное в траектории саморазв
Владимир Владимирович, спасибо за ссылку на статусную страницу, даже не догадывалась о существовании оной.
И какие статусы оказываются бывают!
Супермодератор!, он же просто модератор ...
На: Формальной, неформальное, информальное в траектории саморазв
Про 4-е звено: а может слово уже сказано?
АВВ:
"Может в ОК "какой-то новый вид образовательной деятельности?" Да! Я бы назвал этот вид "информальное саморазвитие в ИКТ-насыщенной среде". Информальное саморазвитие участников характерно уже для многих педагогических сайтов. Особенность ОК - более 20 сервисов для информирования и интерактивности. И мы не всегда выбираем для тех или иных дидактических задач наиболее подходящие; не всегда используем определенный сервис по его назначению. Это - широкое поле для экспериментов, для включения в образовательный процесс исследовательской составляющей".
Может это и есть 4-е колесико, которое позволит системе полноценно работать (без постоянной подачи импульса от начального звена)?
ОК (хорошо бы дать соответствующую расшифровку) - вид деятельности (развития?) в среде, обеспечивающей образовательный аспект (все виды - Ф, НФ, ИНФ или ПО, ЭК) с включением экспериментально-исследовательской, творческой, деятельностной составляющих и имеющей характерную особенность - активно изменяться вследствие деятельности своих питомцев.
Нуу, прямо что-то живое получилось: потребление - отдача (или наоборот - Кадавр Выбегалло?)
С уважением, Онишкова В.М.
На: Формальной, неформальное, информальное в траектории саморазв
Хорошо сидим!
Лишь бы только не запутаться в триаде Меморандума комиссии Европейского союза.
Мне кажется, у меня уже голова кругом, хотя пьем только чай.
"формальное", "неформальное", "информальное"..
Повседневное образование и эпизодические курсы.
Вы правы, Наталья Александровна, что из-за чужих слов (не вошедших в Ваше собственное знание) - "голова кругом". Давайте, придумаем русские слова, соответствующие сути триады европейского Меморандума.
Итак, ключевые слова: повседневное образование в потоке жизнедеятельности (как профессиональной, так и бытовой), и эпизодические курсы (очные, дистанционные, очно-дистанционные...) с выдачей документа, и без оной.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Повседневное образование и эпизодические курсы.
Владимир Владимирович, большое спасибо за разъяснение!
Стало гораздо понятнее.
Как жаль, что в нашем обсуждении не принимает участия Владислав Иванович Редюхин.
Для полноты картины он замечательно представил бы триаду европейского Меморандума в виде схемы.
Графически всегда нагляднее.
На: Повседневное образование и эпизодические курсы.
С большим интересом слежу за "чайной" беседой. Успела привыкнуть к "триаде".
Владимир Владимирович, в схеме, о которой говорит Наталья Александровна, предложенные вами понятия стоят между общим понятием "Образование" и триадой "Ф, НФ, ИНФ"? Т.е. нужно иметь представление, как элементы триады распределяются по этим двум блокам?
(Схема справа может и показывала бы взаимосвязь компонентов триады, но увы, она "не работает" - нужно 4-е звено)
С уважением, Онишкова В.М.
На: Повседневное образование и эпизодические курсы.
Валентина Михайловна,а что такое ЭК?
Мне кажется, 4ым и главным звеном в вашей схеме является педагог! На нем все замыкается!
На: Повседневное образование и эпизодические курсы.
В соответствии с классификацией Владимира Владимировича:
ПО - повседневное образование в потоке жизнедеятельности (как профессиональной, так и бытовой)
ЭК - эпизодические курсы.
Я хотела понять - он предлагает новую классификацию (очевидное достоинство - русский язык) вместо триады или как переходной элемент от общего понятия к триаде. Если вместо, то может не прижиться, т.к. 1). длинные словосочетания вместо коротких слов, уже принятых общественностью (стремящейся сократить и их произношение: форм, неформ, информ), 2). меньшая степень детализации - 2 вместо 3-х, притом, что различия и особенности 3-х элементов уже осознаны.
Что касается человека в качестве 4-го элемента - достаточно неожиданно для меня, хотя, конечно, сказано красиво
С уважением, Онишкова В.М.
ПО + ЭК (ЭКд, ЭКв)
Валентина Михайловна, я попытался перевести на русский европейскую триаду 2000 года:
расположив в ином порядке (с позиции учащегося, а не преподавателя).
Что касается других возможных составляющих формулы, их предстоит выделять по собственному опыту учащегося информально, на курсах ИПКРО (или других вузов профессионального образования), на вольных курсах (например, Элитариум), где и как ещё?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Повседневное образование и эпизодические курсы.
ЭК - это, как я понимаю, сокращение термина, введенного АВВ чуть выше, эпизодические курсы.
На: Повседневное образование и эпизодические курсы.
Интересная тема здесь затронута. Подумала - поразмыслила и решила, что в ОК я могу реализовать свою потребность в информальном образовании средствами формальными (н.п. под чутким руководством тьютора по хорошо продуманной и структурированной программе) и посредством неформального общения с коллегами. Такой полноты образования я пока не встречала нигде.
Искусство жизни - найти способ радоваться ей. (Ошо)
На: Колонка редактора 29.09.2010
На: Колонка редактора 29.09.2010
Ах, Ирина Ивановна и Татьяна Васильевна, какая у вас быстрота реакции!
На: Колонка редактора 29.09.2010
Ну да, если учесть, что это мероприятие в планах на 2010 год еще в январе вписано.