Информально ли вам, коллеги?
![](../../../../sites/default/files/tea_small.jpg) Любой дружеский разговор лучше всего проводить за чашкой чая. Наше чаепитие, конечно же, виртуальное, но зато точно не похоже на «время пить чай» в сказочной стране, по которой путешествовала Алиса. Хотя то чаепитие, пожалуй, было по-настоящему информальным.
Пока нас двое на виртуальной церемонии, но будем рады всем, кто присоединиться. Наше чаепитие вскладчину, поэтому ждем от присоединяющихся свежих советов, вкусных идей и остреньких вопросов.
Поводом собраться послужили материалы, которые наш коллега Владимир Владимирович Анненков опубликовал в своем сообществе. Что для Вас "информальное образование педагога"? — задается вопросом Владимир Владимирович в своем блоге. Этот (или сходный по сути) вопрос так и напрашивался уже у многих. Один, два, три года мы провели в ОК. Информально ли вам здесь, коллеги? Присоединитесь к разговору!
Владимир Владимирович провел кропотливую работу по сборке информации по информальному образованию, полный текст вы можете найти по ссылке в блоге. А я на правах хозяйки позволила себе взять выдержки из текста, прокомментировать их, задать уточняющие вопросы.
Для начала цитата из текста с пояснением видов образовательной деятельности.
Существуют три вида образовательной деятельности:
- формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата;
- неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером;
- информальное образование, наша индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.
Источник: Меморандум непрерывного образования Европейского Союза 2000
Но не отстает от Евросоюза и наша отечественная наука.
5.2. Информальное образование
С периферии в центр образовательной политики переместится задача формирования богатой культурно-образовательной среды, способствующей самообразованию и непрерывному образованию. Эта задача будет решаться через:
- Создание общедоступных национальных библиотек цифровых образовательных ресурсов.
- Модернизацию работы библиотек
- Государственную поддержку услуг дистанционного самообразования через формирование общедоступных сервисов самообразования через Интернет на основе новых технологий работы со знаниями и с сознанием.
- Развитие системы образовательного консультирования и поддержки непрерывного образования, которая будет включать центры консультирования по получению дополнительного образования при службах занятости и организации, предоставляющие услуги карьерного консультирования (профессиональной и образовательной ориентации) в школах и других учебных заведениях.
Источник: Российское образование 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях
КИИ: Если ввести господдержку услуг дистанционного образования, не приведет ли это к тому, что поддерживать будут только некие узковедомственные инициативы, это будет рычаг для перенаправление информального в формальное русло? Не противоречит ли это сущности информального образования – свободного, по интересам и чем-то хаотичного?
АВВ: Господдержка не «услуг», а «образовательной среды». Например, образовательной среды Открытого класса, включающей а) накопленные информационные ресурсы, б) арсенал сервисов web 2.0 (в ОК более 20), в) создателей инновационных ресурсов и сообществ (определение «создателей» через конкурсы проектов).
Образовательная среда создаётся на организациями, а конкретными специалистами (в ОК – учителями, методистами, экспертами, создателями сетевых сообществ с привлекательным и ПОЛЕЗНЫМ контентом). Господдержка направляется создателям по результатам деятельности за определённый период (премия за результат). Конечно, такая система сработает справедливо при определённых условиях (но это отдельный вопрос).
КИИ: А идея проекта ОК это больше про формальные подходы или информального здесь больше?
АВВ: В Открытом классе в 2008-2010 гг. формального было больше, так как площадка ОК использовалась в старой системе повышения квалификации через региональные ИПКРО и муниципальные методические службы («организация сверху вниз»). Вместе с тем появились ростки самоорганизации «снизу вверх» (сообщества «СТОИК в www.openclass.ru», «Год учителя в ОК», «ХПК - новые горизонты образования» и другие). Опыт таких инициатив снизу заслуживает изучения. Поскольку они осуществляются без административных и финансовых рычагов, «информального» в них больше.
Что думают об информальном образовании самые современные энциклопедии?
Информальное образование является общим термином для образования за пределами стандартной образовательной среды — индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеет определенной структуры.
Оно может относиться к различным формам альтернативного образования, такие как: самообучение, молодежная работа, участие в молодежных движениях, волонтерское движение, СМИ (включая телевидение, видео игры, журналы и т.д.), музеи, библиотеки, зоопарки, и т.д.
Неофициальные педагоги работают во многих областях с отдельными лицами и группами, которые хотят заниматься с ними.
Источник: Википедия
КИИ: Для организации информального тогда достаточно наличия уже раскрученных соцсетей? Например, ВКонтакте? Или правильнее, если информальное зарождается и реализуется в социальной среде специалистов одного профиля? Как ОК, например.
АВВ: «Информальное» образование идёт и в массовых социальных сетях типа mail.ru, vkontakte… Например, освоение плейкастов и других сервисов web 2.0. Но там, как правило, люди действуют на досуге не только (и не столько) для профессионального роста, а для собственного развития «в объёме жизни». В профессиональных сетях типа www.openclass.ru, it-n.ru лучше возможности совместного решения проблем профессионального развития участников через коммуникацию с коллегами. Но для этого надо действовать не «спиной к спине» (выполняя однотипные учебные задачи, поставленные тьютором), а «лицом к лицу», объединяясь общей целью.
Тема не нова для наших участников, как показали поиски.
Н.В. Бысик: Предлагаю поделиться мнениями по поводу формального и информального образования и условий его успешности. Что касается меня, то информальное (спонтанное, самостоятельное) образование является ведущим в последние несколько лет.
В.В. Анненков: Формальное образование закончил 50 лет назад. С той поры почти исключительно информальное, с 1989 г. - на ПК, с 1994 г. - в Интернет. Предлагаю формулу 5С - Саморазвитие в Сетевых Сообществах Сменного Состава. В одном только Открытом классе участвую в десятке сообществ, в каждом из которых - определенный личный интерес. Выбор сетевых сообществ под разные интересы и смена сообществ по мере изменения интересов - современная возможность "повышения квалификации" в профессиональной деятельности и "в объёме жизни" (lifewide).
Н.М. Пичуева: Все умения, знания приобретаются в процессе практики, в профессиональной деятельности. Для меня информальное образование является ведущим с момента начала профессионального пути. В основном всего добиваешься сам в рамках информального образования. Конечно, помощь тьюторов, специалистов просто необходима.
И.В. Сеньчукова: Спонтанное обучение, по моему убеждению, обучение через ситуации, т.е. самой жизнью. ...мы общаясь обогащаемся и обучаемся одновременно.
А.А. Кибирев: ...в спонтанном образовании кроме мотивации может иметь дело простой случай. Когда тебя как бы случайно выводят на какую-то тему и она тебе вдруг становится интересной.
КИИ: Из ответов участников можно сделать вывод, что информальное образование может порождаться тремя мотивами:
- наличие стойкого или сиюминутного личного интереса к чему-то,
- возникновение ситуации, которая побуждает на поиск ответов, а значит, обучение,
- случайность.
АВВ: Информальное образование мотивируется не столько системой, сколько самим учащимся (с учётом требований системы). Разница с формальным в том, что учащийся сам ставит себе задачи и ищет возможности их решения. Или «выуживает» из информального общения в сетевом сообществе то, что отвечает его интересам. В современной быстротечной жизни надо обладать определёнными навыками и кругозором, чтобы из океана информации извлечь нужное.
КИИ: Чего больше в ОК? Или так, есть ли в ОК примеры, что все эти возможные мотивы учитываются, и участник может найти для себя подходящие материалы, ответы?
АВВ: Оба вопроса поставлены с позиции тьютора. А действует учащийся. И в его действиях переплетаются и сменяют друг друга самые разные мотивы. Что нужно учащемуся в данный момент, определяем в диалоге.
КИИ: Закономерен вопрос, а как происходят подвижки между формальным и информальным образованием? Есть ли четкие границы?
АВВ: Четкая граница в вопросе: «кто заказывает музыку?» В формальном образовании – ИПКРО. В информальном – учащийся сам себе.
Учащийся учитель сам решает, в каких сетевых сообществах ему полезнее действовать и как информальное образование в этих сообществах сочетать с формальным образованием для получения документов, подтверждающих его развитие.
КИИ: Перед учительством стоит много формальных задачек, аттестация, НСОТ, конкурсы на денежные поощрения, какие-то еще местные инициативы могут быть. Каждый шаг и своего образования, в том числе педагог должен подтверждать...
АВВ: «Подтверждать» для администрации, для проверяющих сверху. Административные требования подтверждения документом нередко вступают в противоречие с ожиданиями тех, для кого работает учитель.
КИИ: …Поэтому и так часты вопросы участников о сертификатах, дипломах. Организуя и проведя несколько (как мне казалось) очень неформальных мероприятий в ОК, удивлялась, что их участники даже и не вспомнили о документах. Удивления хватило на пару месяцев. Летом все казалось очень неформальным, в отдельных случаях даже информальным, но начался учебный год, и все встало на свои места. Увы. Никак не виню учителей, они поставлены в такую ситуацию. А ведь материалы открыты, на страницах ОК есть и прямые доказательства, ссылки того, что человек отличным образом отработал. Почему не работают эти ссылки на местах? Почему не может педагог подтвердить свое по-настоящему неформальное образование электронными документами?
АВВ: Действительно, в Открытом классе много документальных свидетельств профессионального роста (вплоть до недвусмысленно положительных отзывов коллег). Но пока такие оценки не узаконены (и даже не признаны общественным мнением).
На этом мы с Владимиром Владимировичем сделали перерыв на мытье чашек и заваривание свежего чая в надежде, что к нам присоединяться коллеги. А вопросы-то еще и у меня остались, появились. ![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/teeth_smile.gif)
|
На: Колонка редактора 29.09.2010
Неужели ОК хотят закрыть? А мы-то тут так здорово общаемся, размещаем свои материалы, организуем сообщества... Я даже не подозревала, что "Открытому классу" грозит такая судьба. Что мы можем сделать? Куда обращаться? Возможно, пора действовать, спасать ОК!
На: Колонка редактора 29.09.2010
Дорогие коллеги! От всей души поздравляю с Днём учителя!
Желаю всем всего самого наилучшего! Пусть ГОД УЧИТЕЛЯ НЕ ОПРАВДАЛ НАШИХ НАДЕЖД, но он не внёс и тени сомнений в правильность выбранной нами профессии. Мы по-прежнему отдаём наши сердца детям и они отвечают нам взаимностью.
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/heart.gif)
Пусть славится имя твоё, УЧИТЕЛЬ.![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/heart.gif)
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/heart.gif)
. Неужели создатели ОК не увидели острой необходимости педагогов в нём? Пожалуйста, не лишайте учительство возможности осваивать ИКТ, обмениваться опытом, мнениями с коллегами по волнующим их проблемам.
Да здравствует ОТКРЫТЫЙ КЛАСС!!! Оставьте его учительству!!!
Рефлексия беседы об информальном образовании в "Открытом Классе"
Дорогие неравнодушные к нашему общему будущему, к судьбе "Открытого Класса" в частности. Близится к завершению Год Учителя. А с ним и государственный контракт на проект "Информатизация системы образования", на основе которого был создан и два года функционирует полюбившийся нам "Открытый Класс" (ОК).
Рефлексия содержательной беседы в "Колонке редактора 29.09.2010" размещена здесь
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Колонка редактора 29.09.2010
Уважаемые коллеги, друзья, учителя! Поздравляю Вас с нашим профессиональным праздником! " Всем желаю творчества, сил, любви и понимания! Если каждый день, я бегу к компьютеру и прихожу на страницы Открытого класса, значит мне это нужно, мне это просто необходимо!..." И ВСЕМ НАМ ОТКРЫТЫЙ КЛАСС ДОРОГ. Сегодня ко мне пришла моя ученица - выпускница 11 класса, хорошая девочка, умница, поступила на культурологию, рассказывает, что ей так интересно, такие лекции читают, все здорово! А потом сказала: "спасибо, Елена Евгеньевна, Вы для нас очень много сделали", а на открытке скромно подписала " с любовью, Печенина Ира". Сердце весь день неспокойно, время бежит, наши ученики выходят в жизнь, я думаю, что несмотря на все реформы и модернизации наш труд очень важен, а сайт Открытый класс - интересное и полезное явление в жизни российского образования.
С уважением, Воробьева Елена Евгеньевна, администратор Сообщества учителей истории http://www.openclass.ru/communities/1294
На: Колонка редактора 29.09.2010
Дорогие коллеги! С днем Учителя!
Формально, неформально или информально мы относимся к этому празднику, не важно. Главное, что мы не изменяем своей профессии. Главное, что мы сознательно и с очень большим желанием ищем пути, чтобы нам в этой профессии было комфортно. Потому что точно знаем, что от этого нашим школьникам станет интереснее учиться, а родители будут ближе к школе.
Мы вместе с вами обустроили в ОК удобное место для жизни и работы. Мы вместе обсуждаем и создаем будущее! Всем, всем желаю сохранить этот задор и кураж на еще многие-многие годы творческого совместного созидания!
На: Колонка редактора 29.09.2010
С Днем Учителя, коллеги!
С Днем Учителя, Открытый Класс!![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/regular_smile.gif)
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/heart.gif)
На: Колонка редактора 29.09.2010
Ирина Ивановна, спасибо за поздравление! Поздравляю вас и всех коллег с нашим праздником! Очень хочется, чтобы оправдался оптимизм, которым исполнены две последние строки вашего послания!
С уважением, Онишкова В.М.
На: Колонка редактора 29.09.2010
Ничего себе, такое обсуждение глобальное , а я не знаю!! День Учителя вовсю отмечаем! :))![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/wink_smile.gif)
Никто не против, что вы уже последние чашки из самовара допиваете, а я, похоже, к шапочному разбору :)??..
Что для меня ОК и зачем я здесь живу сутками?...
Я общаюсь со своими учениками - это удобно, отвечает моим потребностям и запросам семьи, я работаю в системе повышения квалификации и удобно обустраиваю поле этой деятельности (вот здесь, вот здесь!), я имею возможность работать как эксперт - причем не по собственной инициативе и даром :)), а по приглашению коллег , которые видят мою деятельность, в том числе ориентируясь на следы, мною в интернет - сети оставленные, и доверяют мне, а я понимаю, что репутация - это важно, имя в профессиональном сообществе дорогого стоит.....
Я могу учиться тому, что мне мало или плохо известно... И вот здесь учиться..
Хочется надеятся ,что ОК будет и далее поддерживаться в рабочем состоянии, останется сайт, где я могу детей учить азам сетевой коммуникации , а педагогам показыать возможности, которым их в институте не учили...
А я сама смогу удобно и комфортно обустраивать свое индивидуальное интернет - пространство в соответствии со своими профессиональными и личными потребностями...
Да ,наверное, это можно сделать , работая Вконтакте или еще где - нибудь...Но я уже привыкла к ОК ,я уже ощущаю себя здесь на месте, дома.. Изучать возможности ВИКИ в региональных сетях или пытаясь войти в круг Сети творческих учителей мне не хочется...Какие - то вещи я , конечно, изучаю, но только в ситуации острой профессиональной необходимости (вот надо было зарегистрироваться на Кампусе.. Ну зарегистрировалась...Но постоянно там сидеть...а зачем?...)
Останется журнал "Интернет и образование", где так же можно будет , не спрашивая никого и не заручаясь поддержкой вышестоящих, подать свою публикацию и получить документ , который пригодится при НСОТ или ККС ( у нас у учреждении есть такая процедура - Контроль компетенции, от качества прохождения которой напрямую зависит уровень зарплаты..)...И не говорите мне, что таих возможностей масса.. Да, я знаю о других ресурсах, но если есть этот журнал, то зачем мне идти еще куда - нибудь7..
Останется возможность проходить интересные мастер - классы и семинары, которые будут легко ( с точки зрения технологии!) организовывать коллеги из регионов и давать за свои мероприятия документы - не важно какого образца! - установленного, или государственного...Почему не важно?... Да потому что местная региональная Марья Ивановна, которая устанавливает свои правила аттестации и прием документов, полученных педагогом в процессе информальной работы по повышению квалификации
, к рассмотрению - это проблема региона, а не Открытого класса...Привет регионам!
Останется возможность проводить свои методические мероприятия (вот как здесь , например!, или здесь) , которые станут известны на федеральном уровне, и по результатам этих мероприятий будет возможность оценивать свой потенциал, потенциал своих сотрудников, привлеченных к проведению этих мероприятий...
В общем , мне тоже интересно, - а что потом?.. Есть ли будущее? Или мы поиграли и разбежались?...
С уважением, Юлия Дудко
На: Колонка редактора 29.09.2010
Уважаемые коллеги! Как то грустно получается...
Разбежались, временно, что дальше....Какие -то нехорошие слова. Извините за лишние эмоции. Я на ОК с февраля этого года. Всё что я для себя здесь открыла круто изменило мою жизнь. Действительно, порой день проходит в ОК, а я не замечаю, как. Но мне это нравится и не хотелось бы, чтобы звкончилось. Только начала знакомить коллег с порталом любимым, многим понравилось. Именно информативность здесь самое важное. Поймала себя на мысли, что за методическими советами, мнениями, просто разработками уроков я иду сюда. Учащимся моим очень здесь понравилось. Разнообразие деятельности - тоже важно! И проекты, и сообщества, и конкурсы, и фестивали. Причём я принимаю участие в них независимо от того, будет или нет сертификат. Мне важны знания новые. Валентина Васильевна правильно сказала:учиться никогда не поздно. В другой среде людей обучать неудобно ( или интерфейс не то, или навигация неудобная, региональная вики просто зависает - недавно случай был). А в Ок всё найдёшь и научишься, если необходимо и интересно. Пасмурно у меня получилось, коллеги, прошу прощения. Под праздник - и вдруг такие вести от редактора. С ОК должно быть всё ок. Куда ж мы без него...
PS: ВВ, прошу прощения за молчание в ответ на ваши письма, исправлюсь ( была занята в 3 проектах).
С уважением Лидия Манаенко.
На: Колонка редактора 29.09.2010
А в Ок всё найдёшь и научишься, если необходимо и интересно....
Это так. ОК - и кухня, где можно попить чаю и пообщаться с коллегами, и классная комната , где научишься чему - то новому, и трибуна высокая, которая позволит донести свои мысли иидеи до огромного количества заинтересованных ..
.И все это удобным способом, с применением сетевых технологий, современных веб - сервисов, которые - как бы это не было нам жаль! - до сих пор не вошли в повсеместную практику российского учителя... Как поддерживать такую махину хотя бы с технологической стороны - ????? (Вот рухнул давеча сервер Сети творческих учителей, и многие почувствали на себе - как же мы к этому привыкли, как много потеряли даже при временном обрушении системы...)... С ОК должно быть все ОК... - поддерживаю!!!!!
С уважением, Юлия Дудко
На: Колонка редактора 29.09.2010
Ну вот! За грустными мыслями про чаепитие забыла. У нас в Астрахани в честь Дня города (452 года ему!) торт испекли длиной 256 метров 20 сантиметров. После официального замера горожане угощались. Комиссия из книги рекордов Гинесса внесла нашего гиганта в список. Хочу виртуально угостить.
Подсластим чаёк?
С уважением Лидия Манаенко.
На: Колонка редактора 29.09.2010
На: Колонка редактора 29.09.2010
Уточняю сввдения Лиды Манаенко. Торт у нас в Астрахани был длиной 247 метров 17 санитиметров и шириной 1 метр. Представлял он из себя изображение Волги с выложенными из крема городами поволжскими. А ещё утром я водила хоровод вокруг кремля, названный "Кругом любви и единения" и признанный самым длинным в нашей стране и в мире. В нем собралось 6974 человека -- учителя, врачи, студенты в основном. Вот вам, дорогие друзья, торт к чаю и хоровод. Оба события стали рекордами России. Официальные представители книги рекордов России подадут документы в книгу рекордов Гиннеса. С уважением, Валентина Саблина.
На: Колонка редактора 29.09.2010
Здорово!![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/thumbs_up.gif)
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/regular_smile.gif)
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/heart.gif)
А вкусно как, наверное..![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/embaressed_smile.gif)
На: Колонка редактора 29.09.2010
Ах, какая красота! А вкусно - то наверное как!
Вот преимущество сетевой коммуникации в действии - в Астрахани испекли, а в Челябинске и Баку и во всех остальных точках увидели и порадовались ! Может, какую технологию придумают, чтоб и вкус и запах так же быстро можно было бы передать?..
С уважением, Юлия Дудко
На: Колонка редактора 29.09.2010
Вот, ей-богу, не могу понять о чем речь.. "Ин-формальное образование" - это просто-напросто слово... Как всегда - врущее и бессодержательное слово. Пока смыслом его не наполнишь и от других слов не отличишь, это все равно, то "остроугольный шар". Сказать и написать можно, - сделать нельзя.
Ну, пусть есть образование "формальное".... ЭТО я еще могу себе хоть как-то представить... Но, кроме "информального" образования можно обсуждать образование
"неформальное"
"а-формальное"
"противо-формальное"
"квази-формальное"
"псевдо-формальное"
"формное"...
десятки... ЗАЧЕМ я это все обсуждать буду? Какая ПРОБЛЕМА образования, чья проблема и с чем, с каким ПРЕДМЕТОМ может меня на это сподвигнуть? Не понимаю...
Я даже догадываюсь , кому это "необходимо" - тому, кто будет продавать зарубежное программное обеспечение, "железо" и технологии в России после близящегося вступления ее в ВТО. Дети-то тут причем? Им зачем вымороченное представление прошлого века об "обществе знаний"? И вам зачем это западное идолопоклонство? Своих идей не хватает? Неужели вы думаете, что кто-то реально заинтересован в развитии стратегического конкурента в мировой цивилизации?Опыт 90-х ни о чем не говорит?
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Колонка редактора 29.09.2010
Вот - "своя идея", - вот что СОДЕРЖАТЕЛЬНО пишет Кирилл Владимирович Сапегин
"Свалившиеся с неба ответы на вопросы, которые мы ещё не умеем задать"
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Колонка редактора 29.09.2010
Как всё, однако, разумно-заумно. Давайте ближе к делу. "Открытытый класс" есть что такое" Кто "начальник" над ним? Какие цели его организаторы деклариуют? И каков результат? (Вы же просили вопросы, Ирина Ивановна!) С уважением, Валентина Саблина.
На: Колонка редактора 29.09.2010
Валентина Васильевна, вот и я сторонник разговора на понятном языке. Поэтому отвечать буду от чистого сердца простыми словами.
"Открытый класс" — это проект, разработанный и релизованный Национальным фондом подготовки кадров, о чем есть баннер в левом верхнем углу каждой страницы ОК. Проект реализуется в рамказ госконтректа, и как любой проект имеет срок своего завершения, который наступит уже скоро.
Очень серьезные и умные цели прописаны в контракте, но обещала быть понятнее. Жаль, что с сайта был убран один раздел, были тому объективные причины, но тексты там были написаны по-человечески. Но как запасливая хозяйка кое что из них я сохранила у себя, поэтому могу привести почти дословно. Итак...
На: Колонка редактора 29.09.2010
Ирина Ивановна! "и как любой проект имеет срок своего завершения, который наступит уже скоро"
Когда и что потом?
С уважением, Онишкова В.М.
На: Колонка редактора 29.09.2010
Вот! Вот, наконец, оно - главное!
А что потом????!!!![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/omg_smile.gif)
Ирина Ивановна, кстати, вот у меня чисто профессиональный интерес.
Вот создали социальную сеть. Страшно интересно узнать, сколько человек требуется, чтобы ее создать? Ну после того, как разработана модель проекта (на бумаге, так сказать). Я не очень хорошо знаю Друпал. Но в аннотации одной книги (выписала, жду ее сейчас) написано, что можно сеть делать вообще без программирования. Конечно, сеть сети рознь, думаю, что это не совсем так, без PHP, наверное, все-таки не обошлись, когда ОК делали, но версии совершенствуются, и, может, уже можно и модули настраивать в конструкторе и т.д.
Итак, вопрос: сколько надо программистов, чтобы сделать Открытый Класс на Друпале и сколько сейчас требуется человек, чтобы эту сеть поддерживать?
Я понимаю, вопрос завязан на деньги, чтобы их дали больше, надо указать большие трудозатраты, и все-таки? Вопрос не про деньги, а про человеков. Один хороший качественный человек может стоить двадцати, а то и больше. Сколько надо качественных человеков?
C ув.Н.А.![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/regular_smile.gif)
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/heart.gif)
На: Колонка редактора 29.09.2010
Про количество "землекопов" (1,5 иили 2,25) ответить не компетентна.
А вот что будет с проектом далее во многом, коллеги, зависит и от вашего мнения. Например, если вы еще не были здесь и не отвечали на поставленный вопрос, то присоединяйтесь.
Мы выходим сейчас с вами на такую грань, когда просто написать, как здорово, что все мы здесь сегодня собрались, маловато будет. Да, нужны реально обоснованные примеры полезности социальной педагогической сети. Собственно ради этого и затевался разговор.![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/teeth_smile.gif)
На: Колонка редактора 29.09.2010
ИРина Ивановна, да мы уже охрипли говорить о ее полезности!
Неужели это еще у кого-то вызывает сомнения??!!![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/omg_smile.gif)
Сейчас пройду по Вашей ссылке.![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/regular_smile.gif)
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/heart.gif)
На: Колонка редактора 29.09.2010
Ирина Ивановна, с связи с опросом вопрос: если школа не поддерживает сетевые инициативы учителя или равнодушна к ним, проект под названием ОК обречен на закрытие?
На: Колонка редактора 29.09.2010
На: Колонка редактора 29.09.2010
Я знаю, что надо делать.![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/wink_smile.gif)
Нужно во всех школах провести обязательную министерскую контрольную работу для учителей на предмет владения актуальными Интернет-сервисами и использования их в образовательном процессе.
Те преподаватели, кто вращался в сети и участвовал в мастер-классах, контрольную напишут. Остальные - не факт. Проверить контрольную строго и всем, кто не справился, категорически поставить двойки.![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/sad_smile.gif)
По результатам проверки надо поставить на вид руководителям образовательных учреждений необходимость развития ППС методом участия в Открытом Классе.
Вот и все.
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/teeth_smile.gif)
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/heart.gif)
Заумно все, или отдельные комменты?
Валентина Васильевна, вопрос в заголовке моего ответа адресован Вам. В повседневных сетевых взаимодействиях каждый участвует со своих позиций, подчас не связанных с потоком "разговора" в данном месте в данное время. Распространять недовольство отдельными репликами на весь тематически организованный "разговор" некорректно. Что именно Вы восприняли как "заумное"?
А Ваши вопросы об ОК в целом передаю Ирине Ивановне.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Заумно все, или отдельные комменты?
А я и не хотела никого обидеть, уважаемый Владимир Владимирович! Я и сама люблю строгие, "заумные" выражения и очень уважаю термины. Но мне, действительно, хотелось всё узнать из первых рук (из первых уст) об "Открытом классе", и к тому же я почувствовала исподволь, что обсуждение затеяно неспроста. Оказалось, не ошиблась. Неужели в самом деле закроют проект? С уважением, Валентина Саблина.
На: Заумно все, или отдельные комменты?
Да-а-а, коллеги!![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/regular_smile.gif)
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/heart.gif)
Конечно, можно называть наши обсуждения заумными, надуманными и т.д. , шутить над этим, спорить, ругать, но, согласитесь, как хорошо, что все это заумное кем-то напридумано, наворочено, откуда-то взято, разложено по полочкам..
И даже если в чем-то эти навороты спорны или сомнительны, все равно очень хорошо, что они есть.![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/thumbs_up.gif)
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/wink_smile.gif)
Потому что они создают в пустыне вокруг нас оазисы живого пространства нашего взаимодействия, общения и образования (информального, да?).![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/regular_smile.gif)
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/heart.gif)
Лично мне очень интересно прочитать все мнения и все суждения.
Владимир Владимирович молодец!![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/thumbs_up.gif)
Владислав Иванович, спасибо, что откликнулись, приятно снова видеть Вас,![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/regular_smile.gif)
как там поживает мой монстрик Вася?![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/wink_smile.gif)
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/teeth_smile.gif)
Ирина Ивановна, спасибо за классный чай!![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/thumbs_up.gif)
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/thumbs_up.gif)
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/thumbs_up.gif)
Дорогие коллеги, спасибо за интересную беседу, пожалуйста, продолжайте!![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/regular_smile.gif)
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/heart.gif)
На: Заумно все, или отдельные комменты?
Жив-здоров Ваш курилка, Наталья Александровна! Можете убедиться. Огромное вам спасибо за этот подарок.
А здесь мне делать нечего. Валентина Михайловна замечательно с шестеренками нарисовала. СТОП-машина... Обсуждение, на мой взгляд, ни о чем...
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР
На: Заумно все, или отдельные комменты?
Ну забегайте иногда-то. Мы для Ваших схем еще кого-нибудь нарисуем.![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/wink_smile.gif)
С ув.Н.А.![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/regular_smile.gif)
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/heart.gif)
Формальное, неформальное, информальное в траектории саморазвития
Спасибо, коллеги, за отклики. Позвольте предварительную рефлексию всего материала.
1. Различаем "формальное", "неформальное", "информальное", но не противопоставляем их: каждое выполняет дополняющую функцию в непрерывном образовании педагога. Главное, чтобы "ученики", выполняющие задания тьюторов в формально организованных курсах, почувствовали себя "учащимися", которые по внутреннему побуждению ищут нужные им "неформальные" курсы, включаются в "информальные" дискуссии (как в этой "колонке редактора"), короче говоря, становятся вечно УЧАЩИМИСЯ УЧИТЕЛЯМИ"
2. Из 20 приглашений присоединиться к диалогу, разосланных мною, пока "сработали" только три. Вывод из такой выборки, что "коллеги по ОК видят в нем более информальную среду, чем формализованную" мне кажется преждевременным. Откликнулись те, у кого информальная коммуникация преобладает над формальной. Нам вместе предстоит ещё немало потрудиться, чтобы "информальное", идущее от внутренней потребности, возобладало над "формальным" у всех участников Открытого класса.
3. Триада, предложенная в Меморандуме комиссии Европейского союза в 2000 году, в России ещё мало известна и осмыслена в опыте конкретных людей. Нам предстоит примерять абстрактные понятия к собственному опыту, к своей траектории саморазвития. И на этом пути искать новые основы и технологии "информального образования", понятные всем.
4. Теперь о вопросах, затронутых участниками диалога:
Ещё раз спасибо неравнодушным!
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Формальной, неформальное, информальное в траектории саморазв
Неочевидно. Как ранее напомнила Наталья Александровна, "колхоз дело добровольное". Поэтому ожидать обязательного отклика от коллег, как-то не очень информально.
Эту проблему мы с Вами, ВВ, обсуждали не единожды, и я уже не раз объясняла, что статусы в ОК это не звания, а широта возможностей. Выше создателя сообществ только модераторы, но это уже сильно круто, так как открывается доступ к программному инструменту, что доверять в руки создателям даже самых творческих сообществ, но не специалистам в области программирования, нельзя.
Массовый "колхоз" и профессиональная коммуникация
Добровольность участия в сетевых взаимодействиях - исходный принцип социальных сетей, поддерживающий мотивацию личности. Но стоит ли в профессиональной сети Открытого класса, ограничиваться только этим принципом?
Какова мотивация создавать и вести в ОК сообщества у тех, кто не работает в ИПКРО и местных методических службах? Если штатные модераторы и супермодераторы от НФПК и ИПКРО получают (получали) зарплату за проведение плановых курсов и других мероприятий в пространстве ОК, то как поощрить самоорганизацию учителей и специалистов, добровольно принявших на себя времязатратную ношу организации и выращивания сетевого сообщества?
Возьмём мой конкретный пример. Хотя в ОК имею великолепную "экспериментальную базу" для поиска и апробации нового полезного в поствузовском образовании педагогов (в соответствии с принципами Нашей Новой Школы), хотя нередко провожу в ОК полный рабочий день, моими должностными обязанностями в Федеральном институте развития образования это не предусмотрено. Более того деятельность в ОК, направленная на развитие образовательных возможностей сетевых сообществ, иногда вступает в кажущееся противоречие с плановыми темами в ФИРО (скажем, с методическими разработками по оценке качества цифровых образовательных ресурсов).
И если в этих условиях не получаю отклика на личные обращения к некоторым участникам сообщества "СТОИК...", вообще, к коллегам по Открытому классу, моя мотивация действовать в ОК падает
. "Колхоз - дело добровольное", но где в нынешней российской экономике те колхозы?
На историческом переходе к "обществу, основанному на знаниях" складываются новые условия социализации личности, соотношения разных стимулов в этом процессе. Экспериментирую с новыми формами взаимных обязательств в сетевых взаимодействиях (Проект НОУ, "Соглашение о партнёрстве...", к "уставу пионеров ОК"...) Убеждён, что на одном только "вольном полёте птиц" в сетевых взаимодействиях для "Нашей Новой Школы" далеко не продвинемся.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
Коза Ностра
Тишина в кинозале - дело общее.
То, что вы впишите в текстовом поле "Подпись" на странице http://www.openclass.ru/user/***/edit ("звёздочки" обозначают Ваш порядковый номер в ОпенКлассе) - появится именно в этом месте.
Кинозал и сетевой проект
Прекрасный пример самоорганизации, Дмитрий Николаевич. Но, как мне кажется, - "из другой оперы".
В кинозале все слушают информацию и все заинтересованы в отсутствии помех для восприятия.
В сетевом проекте, нацеленном на получение новой информации, участникам надо общаться между собой, причем по единым правилам. Кто и как определяет эти правила? Все ли участники сетевого проекта, разделённые огромными расстояниями, нередко никогда друг друга не видевшими, готовы следовать единым правилам?. Без общественного договора в этой ситуации не обойтись.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Формальной, неформальное, информальное в траектории саморазв
Владимир Владимирович, спасибо за ссылку на статусную страницу, даже не догадывалась о существовании оной
.
И какие статусы оказываются бывают!![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/thumbs_up.gif)
Супермодератор!![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/lightbulb.gif)
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/lightbulb.gif)
, он же просто модератор
...
На: Формальной, неформальное, информальное в траектории саморазв
Про 4-е звено: а может слово уже сказано?
АВВ:
"Может в ОК "какой-то новый вид образовательной деятельности?" Да! Я бы назвал этот вид "информальное саморазвитие в ИКТ-насыщенной среде". Информальное саморазвитие участников характерно уже для многих педагогических сайтов. Особенность ОК - более 20 сервисов для информирования и интерактивности. И мы не всегда выбираем для тех или иных дидактических задач наиболее подходящие; не всегда используем определенный сервис по его назначению. Это - широкое поле для экспериментов, для включения в образовательный процесс исследовательской составляющей".![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/lightbulb.gif)
Может это и есть 4-е колесико, которое позволит системе полноценно работать (без постоянной подачи импульса от начального звена)?
ОК (хорошо бы дать соответствующую расшифровку) - вид деятельности (развития?) в среде, обеспечивающей образовательный аспект (все виды - Ф, НФ, ИНФ или ПО, ЭК) с включением экспериментально-исследовательской, творческой, деятельностной составляющих и имеющей характерную особенность - активно изменяться вследствие деятельности своих питомцев.
Нуу, прямо что-то живое получилось: потребление - отдача
(или наоборот - Кадавр Выбегалло?)
С уважением, Онишкова В.М.
На: Формальной, неформальное, информальное в траектории саморазв
Хорошо сидим!![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/thumbs_up.gif)
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/regular_smile.gif)
Лишь бы только не запутаться в триаде Меморандума комиссии Европейского союза.
Мне кажется, у меня уже голова кругом, хотя пьем только чай.![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/wink_smile.gif)
"формальное", "неформальное", "информальное"..![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/embaressed_smile.gif)
Повседневное образование и эпизодические курсы.
Вы правы, Наталья Александровна, что из-за чужих слов (не вошедших в Ваше собственное знание) - "голова кругом". Давайте, придумаем русские слова, соответствующие сути триады европейского Меморандума.
Итак, ключевые слова: повседневное образование в потоке жизнедеятельности (как профессиональной, так и бытовой), и эпизодические курсы (очные, дистанционные, очно-дистанционные...) с выдачей документа, и без оной.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Повседневное образование и эпизодические курсы.
Владимир Владимирович, большое спасибо за разъяснение!![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/regular_smile.gif)
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/heart.gif)
Стало гораздо понятнее.![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/regular_smile.gif)
Как жаль, что в нашем обсуждении не принимает участия Владислав Иванович Редюхин.
Для полноты картины он замечательно представил бы триаду европейского Меморандума в виде схемы.
Графически всегда нагляднее.![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/embaressed_smile.gif)
На: Повседневное образование и эпизодические курсы.
С большим интересом слежу за "чайной" беседой. Успела привыкнуть к "триаде".
Владимир Владимирович, в схеме, о которой говорит Наталья Александровна, предложенные вами понятия стоят между общим понятием "Образование" и триадой "Ф, НФ, ИНФ"? Т.е. нужно иметь представление, как элементы триады распределяются по этим двум блокам?
(Схема справа может и показывала бы взаимосвязь компонентов триады, но увы, она "не работает" - нужно 4-е звено
)
С уважением, Онишкова В.М.
На: Повседневное образование и эпизодические курсы.
Валентина Михайловна,а что такое ЭК?
Мне кажется, 4ым и главным звеном в вашей схеме является педагог! На нем все замыкается!
На: Повседневное образование и эпизодические курсы.
В соответствии с классификацией Владимира Владимировича:
ПО - повседневное образование в потоке жизнедеятельности (как профессиональной, так и бытовой)
ЭК - эпизодические курсы.
Я хотела понять - он предлагает новую классификацию (очевидное достоинство - русский язык) вместо триады или как переходной элемент от общего понятия к триаде. Если вместо, то может не прижиться, т.к. 1). длинные словосочетания вместо коротких слов, уже принятых общественностью (стремящейся сократить и их произношение: форм, неформ, информ), 2). меньшая степень детализации - 2 вместо 3-х, притом, что различия и особенности 3-х элементов уже осознаны.
Что касается человека в качестве 4-го элемента - достаточно неожиданно для меня, хотя, конечно, сказано красиво
С уважением, Онишкова В.М.
ПО + ЭК (ЭКд, ЭКв)
Валентина Михайловна, я попытался перевести на русский европейскую триаду 2000 года:
расположив в ином порядке (с позиции учащегося, а не преподавателя).
Что касается других возможных составляющих формулы, их предстоит выделять по собственному опыту учащегося информально, на курсах ИПКРО (или других вузов профессионального образования), на вольных курсах (например, Элитариум), где и как ещё?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Повседневное образование и эпизодические курсы.
ЭК - это, как я понимаю, сокращение термина, введенного АВВ чуть выше, эпизодические курсы.
На: Повседневное образование и эпизодические курсы.
Интересная тема здесь затронута. Подумала - поразмыслила и решила, что в ОК я могу реализовать свою потребность в информальном образовании средствами формальными (н.п. под чутким руководством тьютора по хорошо продуманной и структурированной программе) и посредством неформального общения с коллегами. Такой полноты образования я пока не встречала нигде.
Искусство жизни - найти способ радоваться ей. (Ошо)
На: Колонка редактора 29.09.2010
На: Колонка редактора 29.09.2010
Ах, Ирина Ивановна и Татьяна Васильевна, какая у вас быстрота реакции!![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/thumbs_up.gif)
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/thumbs_up.gif)
![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/thumbs_up.gif)
На: Колонка редактора 29.09.2010
Ну да, если учесть, что это мероприятие в планах на 2010 год еще в январе вписано.![](/modules/wysiwyg/fckeditor/editor/images/smiley/msn/teeth_smile.gif)