Муниципальное Образовательное Учреждение «СОШ №2» г.Назарова, Красноярского края
Программа
«Исследовательское обучение в начальной школе»
7-12лет
2009-2010учебный год 3-б класс
Составитель: Ганжа С.Д учитель начальных классов
Представленный образец рекомендован для использования в ОУ в качестве организационно-педагогической основы процесса внеклассной и внешкольной работы и дополнительного образования учащихся .
Пояснительная записка программы
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Чтобы решить проблему: освоение исследовательского вида деятельности в начальной школе поступил заказ от администрации школы. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком ,наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности -от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов
Появится возможность сформировать способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетенций. В школьной программе не запланирован курс обучения научно-исследовательской деятельности. А эта программа предполагает работу и с одаренными детьми, и развивать творческие таланты обучающихся.
Программа, модифицированная т.к. за основу взята «Программа
исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенков
в способах фиксации и формах предъявления результата и самостоятельной исследовательской деятельности - на 10 час.
Объём курса 34ч из расчета 1 ч в неделю по трём подпрограммам
Учебный материал рассматривается по принципу концентрических кругов.
По окончании программы определен определенный продукт-исследовательская работа и форма представления результата - доклад и публичное выступление презентация на мини-конференции. Каждый учащийся ведет свою папку исследователя, куда вносит новые слова, с которыми познакомился в ходе выполнения проекта, собранная информация по методам исследования. Итоги участия в деятельности подводятся каждую четверть и в конце года, а также по мере готовности детей.
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг»
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Подпрограмма «Мониторинг»
Цель:
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
• зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
• обозначится граница исследования;
• разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
• деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
• поведется последовательно исследование;
• зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
• проанализируются и обобщатся полученные материалы;
• подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
• организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
• простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;
• обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
• организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
• продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;
• включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
• создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
• сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
• активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Задачи:
• организовать действия направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы по заданиям: «Посмотри на мир другими глазами», «Составь рассказ от имени другого персонажа» ,«Составь рассказ используя данную концовку», «Наблюдение очевидного» ,«Тема одна -сюжетов много» ;
• определить сферу исследования: сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
• обозначить границы исследования
• разработать гипотезу или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
• организовать деятельность по самостоятельному исследованию выбрать методы исследования;
• определить последовательность проведения исследования;
• зафиксировать полученные знания (собрать и обработать информацию);
• проанализировать и обобщить полученные материалы;
• подготовить отчет – сообщение по результатам исследования;
• организовать публичные выступления и защиту с доказательством своей идеи на мини- конференциях, семинарах;
• стимулировать исследовательское творчество детей;
• обучить правилам написания исследовательских работ;
• организовать конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов;
• привлечь родителей;