Название проекта:« Школа - территория здоровья» г.Назарово, Красноярский край,
Автор проекта: Ганжа Светлана Давыдовна-учитель начальных классов, Соавтор проекта :Гавриленко Валерий Александрович-директор школы, Герцог Т.В.- педагог- психолог
Руководитель проекта: Ганжа Светлана Давыдовна
Рабочий телефон: 8 (39 155) 3-21-50 ,3-23-66,5-09-39, МОУ «СОШ№2» г.Назарово, Красноярский край, учитель начальных классов,[email protected]
Участники проекта: учителя-34,учащиеся- 524,родители- 250 администрация, пассивные участники
Краткое описание проекта:
Проект подразумевает совместную деятельность учителей и учащихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья. Данный проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни, способствует физическому развитию, учит приемам самопознания и саморегуляции.
В составе проектной команды –специалисты социально-психологической службы школы, преподаватель физической культуры, медицинский работник
Партнеры проекта: филиал №4 городской библиотеки, культурно-досуговый центр «Юбилейный», молодежный центр «Бригантина», Строительный техникум, дошкольные учреждения «Одуванчик», «Калинка», Детская спортивная школа, «Центр реабилитации детей и подростков»,городская поликлиника.
Актуальность проекта
Деятельность школы не подменяет деятельность медицинских учреждений, создавая поликлинику в школе, а работает в той части, где она может эффективно не только выявлять или предупреждать отклонение в здоровье, но и позволяет развивать здоровье адекватно возможностям каждого ребенка. Проект ориентирован на создание таких психолого-педагогических технологий, которые отражали бы качественно новое осмысление проблематики образования и детского здравоохранения. Такие технологии впоследствии могут и должны применяться в любой школе.
Создание проекта «Школа здоровья» для школы продиктовано необходимостью решения проблемы сохранения здоровья учащихся.
Проведенный анализ выполненных контрольных работ по русскому языку и математике показал, что учащиеся не в полном объеме осваивают стандарт образования, т.к. не овладели умениями и навыками. Каковы причины ? Стали искать причины. Оказалось учащиеся ,не справившиеся с контрольными работами пропускали занятия в школе . Из выявленных факторов, влияющих на пропуски, в нашей школе оказался фактор: хронические заболевания- на 88ч из 186ч ,приходится 109 заболеваний; случаев заболеваний- на 97 ч- 494 пропущено человеко-дней; проанализированы «Индивидуальные карты ребенка» (ф. №26) Широко распространены болезни: сколиоз, нарушение осанки, зрение. Состояние здоровья ухудшается в 2 раза ,об этом свидетельствуют статистические данные.Низкий уровень хронических заболеваний, физического и психического здоровья детей , пропуски уроков (особенно в зимнее время года) по заболеваемости и болезни создают объективные препятствия на пути эффективной модернизации образования в учреждении, без чего невозможно разрешить назревшие проблемы, достичь опережающего развития школы и повышения качества образования. И в связи с этим предлагаем проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здоровья и умение творить своё здоровье.
Педагогический коллектив школы признает ответственность за неблагополучное состояние здоровья обучающихся и предлагает реализацию в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями и т.ч. социума.
Цель проекта
Стратегическая:
Создание модели образовательного пространства школы, как ШТЗ, формирующая культуру здоровья. Содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и ЗОЖ, потребности быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения, в согласии с законами природы, законами бытия.
Тактическая:
Создание организационной системы мониторинга и контроля за состоянием здоровья субъектов образовательного процесса;
Создание программы психолого-педагогического сопровождения педагогов и учащихся;
Задачи проекта:
1.Обучить всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития индивидуальных резервных возможностей организма
2. Формировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности.
3.Привести в систему оказание учащимся психолого-педагогической поддержки и сопровождения на всех ступенях, а также для проектирования вариантов продолжения обучения в старшей школе.
4.Создать условия, способствующие сохранению здоровья обучающихся: выстроить систему профилактики различных заболеваний, начиная с начальной школы.
5.Создать условия, обеспечивающие приобретение положительного ЗОЖ и гражданской позиции через систему воспитательной работы и дополнительного образования.
6.Разработать систему мониторинга уровня развития учащихся по физическому, нравственному, психическому, социальному здоровью.
Ожидаемые результаты
1. 100% включенность детей с отклонениями в здоровье в специальную медицинскую группу по индивидуальным программам.
2. соотношение 1 и 2 групп здоровья больше одного.
3. не менее 50% школьников включены в социально-значимую деятельность.
4. не менее 50% школьников включены в деятельность спортивных секций
5. 100% выполнения требований СанПиНов.
6.100% учащихся обладают ЗУН ЗОЖ.
Управление реализацией проекта
Управление реализацией проекта осуществляется директором школы и заместителем директора по методической и воспитательной работе. Содержательно-методическое обеспечение проекта осуществляется в трех основных формах: а) изучение учебной и методической литературы; б) проведение семинаров по целевому повышению квалификации специалистов; в) телекоммуникационное содержательно-методическое сопровождение. На семинарах осуществлять анализ деятельности, оценку результатов, корректировку проектов по программе. Курсы обеспечат подготовку кадров управления образовательным процессом на валеологической основе, научно-методическое (психологическое) обеспечения процесса обучения.
Итоги деятельности по реализации программ представляются общественности, пропагандируются СМИ, выставляются на сайте ОУ.
Корректировка осуществляется Советом Здоровья школы с приглашением учащихся, родителей, спонсоров, представителей медицинских учреждений. Совет Здоровья.
1.Гавриленко В.А.- директор образовательного учреждения школы
2.Чуркина Е.А.- заместитель директора по учебно-воспитательной работе
3.Ганжа С.Д.- учитель начальных классов, руководитель проекта
4.Семилетова А.А.- учитель начальных классов
5.Мокрий Л.И.- фельдшер
6.Герцог Т.В. -психолог
7. Быковская Н.В. – логопед
8. Козлов Н. учащийся 4класса
9.Воробьёва К. учащийся
10.Каменев М. учащийся
Привлеченные ресурсы:
Материально-техническая база школы, кадры, спортивный клуб «Арадан».Ежегодно закладывается на реализацию проекта 100000рублей
Примерная смета .
1
|
Методическая литература
|
По необходимости
|
Стоимость
|
2
|
Люстра Чижевского
|
1шт
|
2500
|
3
|
Коллективные офтальмотренажеры
|
5шт
|
6350
|
4
|
Стеклянный стол для мед.кабинета
|
1шт
|
6000
|
5
|
Привлечение специалистов для организации дополнительным образованием и занятием спорта
|
2ч
|
50000
|
6
|
Развивающие игры
|
15шт
|
5500
|
7
|
Спортивный тренажёр
|
2шт
|
12000
|
8
|
Мячи
|
20шт
|
15000
|
9
|
Обручи
|
10шт
|
3000
|
10
|
Обеденные столы
|
1комп
|
45ооо
|
11
|
Школьные столы
|
3комп
|
160000
|
12
|
Тренажёр –муравейник
|
1шт
|
34000
|
|
итого
|
|
333.950
|
Направления деятельности.
На этапе развития проекта “Школа здоровья” представляется целесообразным выделить общепризнанные направления деятельности специалистов в проекте “Школа здоровья”:
Педагогическое направление
Деятельность по развитию здоровья школьников в рамках учебного заведения не может быть вполне результативной без приложения усилий педагогических работников. При этом речь идет о достаточно серьезных изменениях во всей системе обучения и воспитания. Усилия по внедрению даже самых передовых валеологических и медицинских технологий останутся безрезультатными, если школьники, к примеру, будут перегружены большим объемом домашних заданий. Таким образом, представляется необходимым переструктурировать всю учебную деятельность, чтобы достичь соответствия медицинским нормам, с одной стороны, и общественной востребованности - с другой. Поэтому изменения в учебном процессе в плане обеспечения здоровья вовсе не должны исчерпываться привнесением отдельных медицинских или “экологизированных” задач в программы по существующим учебным предметам, а также внедрением в школу новых, специализированных учебных предметов. Речь идет о целостной перестройке всего блока педагогических подходов в построении содержания и методики школьного образования.
Медицинское направление
1. В этом направлении можно выделить два взаимодополняющих подхода:
-“Диагностический”, предполагающий детальное обследование и типологизацию состояния здоровья, ставящий целью исследование многообразия проявлений нормы. Этот подход предполагает отслеживание и вмешательство в динамику соматического здоровья на различных стадиях развития функциональных систем. Кроме скрининговых нозологических обследований, предполагается создание и внедрение технологии функционального тестирования.
-“Коррекционный”, направленный на повышения адаптивного потенциала ребенка немедикаментозными средствами и изменения условий среды, в которой он обучается.
Социально-психологическое направление
Социально-психологическая служба в школе призвана обеспечить адекватность педагогического процесса особенностям личности субъекта этого процесса, как учащегося, так и педагога. Работа школьной социально-психологической службы должна быть востребована всем многообразным комплексом вне- и внутришкольного взаимодействия между участниками этой деятельности. Объектом деятельности являются все школьники, весь педагогический коллектив. Определяющим характером деятельности является развивающая работа, использующая актуальные или потенциальные возможности ребенка и учителя.
1 этап – 2008-2009 – Начальная школа подготовительная группа ДОУ
• сформировать проектную команду ШТЗ;
• создать модель образовательного пространства ШТЗ;
• обсудить и принять решение по реализации модели образовательного пространства ШТЗ;
• спланировать работу в команде;
• мониторинг состояния здоровья детей, провести 2 раза в год (сентябрь, май) с привлечением узких специалистов;
• вести учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности;
• провести комплексную профилактику, развивающую и диагностика -коррекционную работу, направленная на предупреждение и преодоление недостатков психического развития;
• обеспечить непрерывность здоровьесберегающего образования и пропаганду здорового образа жизни среди школьников, их родителей, по программе В.Н.Касаткина;
• внедрить оздоровительную методику В. Ф.Базарного на уроках с целью коррекции отклонений в развитии, а так же сохранения и укрепления зрения учащихся;
• оборудовать в классах уголки двигательной активности и уголки здоровья;
• обсудить проблему здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях;
• организовать обмен опыта работы по сохранению здоровья детей с педагогами школы и педагогами других образовательных учреждений;
Описание действий для 2 этапа
2 этап – 2009-2010 – 5-11классы
• реализовать проект поэтапного вхождения ОУ в ШТЗ
• ввести в структуру управления ОУ « Центр Здоровья».
• организовать работу спортивных секций, кружков;
• вовлечь родителей в активный досуг ОУ;
• составить тематическое планирование обеспечивающее равные возможности в формировании культуры здоровья;
• создать участникам 1 этапа базу:
а)данные об учениках;
б)организационно- педагогическую, программную и информационную обеспеченность для агитационной и пропагандистской работы по приобщению к здоровому образу жизни;
• распространить опыт внедрения здоровьесохраняющих технологий в образовательный процесс: методику Базарного, методы дыхательной гимнастики по Смирнову; методику игрового стрейча ; методику атртехнологии; метод массажа; метод психофизической тренировки;
• повысить здоровьесохраняющую –компетентность всех участников участвовать в грантах и др.;
• формировать каждым учителем оригинальные методы работы
• увеличить доли проектов в работах учащихся и учителей;
• участвовать в грантах
• создать систему апробации согласно модели школы;
• привести в соответствие по санитарно- гигиенической оценки обучения школьников :школьную мебель.; расписание -динамическая пауза в начальной школе, зарядка до уроков во всей школе; питьевой режим в каждом классе; воздушно-тепловой режим во всех классах; эстетический вид классных комнат и здания школы;
• содержательно-методическое обеспечение педагогов и администрации в области создания здоровьесберегающего образовательного пространства осуществить :
а) изучением учебной и методической литературы;
б) проведением индивидуальных консультаций для всех структур, задействованных в проекте школьным Центром здоровья;
в) регулярным взаимодействием с системой повышения квалификации работников образования, методическим центром кафедры института повышения квалификации работников образования;
Примерный план деятельности по реализации проекта
№ п/п
|
Наименование и содержание
|
Сроки
|
Ответственные
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
1
|
Проведение анализа нормативно-правовой базы школы и приведение ее в соответствие с законом «Об образовании» и др.документами
|
+
|
|
|
|
Упр.Совет школы
Пед.совет
|
2
|
Создание рабочей группы по разработке новой программы школы.
|
+
|
|
|
|
Упр.Совет школы
|
3
|
Создание медицинского Совета школы и нормативно-правовой базы для работы ЗОШ
|
|
+
|
|
|
Упр.Совет школы
|
4
|
Обновление структуры и содержания образовательных программ с применением здоровьесохраняющих технологий методики Базарного,программы Касаткина, программы «Разговор о правильном питании»
правильном питании».
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Педсовет
|
5
|
Разработка программы психолого-педагогического медико-психологического сопровождения учащихся
|
+
|
|
|
|
Метод Совет Мед совет
|
6
|
Семинар с учителями по ознакомлению с системой комплексного обучения с здоровьесохраняющими технологиями и ее организацией в начальной школе
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Зам. директора Психолог разработчики
|
7
|
Приобретение необходимого оборудования для мед. кабинета и спортивных сооружений
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Директор
|
8
|
Создание системы мониторинга результатов реализации программы «Школа Здоровья»
|
+
|
|
|
|
Зам. директора по УВР
|
9
|
Создание Дневника здоровья учащихся на 1 ступени.
|
+
|
|
|
|
Учителя, фельдшер
|
10
|
Формировать банк педагогической информации на основе здоровьесохраняющей технологии организацией в начальной школе
|
|
+
|
|
|
Метод Совет метод объединение
|
11
|
Обновить фонд учебников, методической литературы, цифровых ресурсов по данной программе
|
|
|
+
|
|
Администрация ОУ
|
12
|
Систематическая диагностика психофизического здоровья и медикопсихологического обучаемых
|
+
|
+
|
+
|
+
|
ПМПк
|
13
|
Оказание социальной защиты детей: находящихся под опекой, с ограниченными возможностями, обучающихся на дому
|
+
|
+
|
+
|
+
|
ПМПк
|
14
|
Обновление единой системы воспитания и дополнительного образования, направленной на развитие ЗОЖ
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Зам.по ВР
Соц.педагог
Педагоги ДО
|
15
|
Создание диагностики оценки и самооценки уровня развития, учащихся по физическому, нравственному, психическому, социальному здоровью
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Метод Совет
|
16
|
Создание классных программ по реализации программы «Школа Здоровья»
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Метод Совет
учителя
|
17
|
Курсовая подготовка учителей по использованию здоровьесохраняющей технологии и программ
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Зам.по УВР
|
18
|
Развитие межведомственных связей для решения проблеем здоровьесбережения:
сотрудничество с детской поликлиникой ; сотрудничество с плавательным бассейном, дворцом спорта; комбинатом питания.
спорта,комбинатом питания.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
директор Зам.по УВР
Педагоги ДО
|
19
|
Разработка программно-методического обеспечения:
|
|
|
+
|
|
Метод Совет
|
20
|
Обеспечение психолого-педагогического и экологического сопровождения учебно-воспитательного процесса:
—педагогическое тестирование и психологическое исследование учащихся;
—проведение логопедического обследования учащихся начального звена;
—организация сезонного оздоровительного лагеря.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
директор Зам.по УВР
|
21
|
Проведение «Дней здоровья» в течение учебного года.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Учителя физической культуры
культурыры
|
22
|
Отслеживания врачебно-педагогического контроля состоянием здоровья учащихся.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Психолог,логопед
|
23
|
Каждый урок и внеурочное занятие с учащимися планируется и организуется с учетом здоровьесберегающих компонентов:физиологических (обеспечение санитарно-гигиенических норм и соответствующего дизайна помещений, физиологически грамотное построение занятий);педагогических (уяснение мотивационной основы занятий, педагогически рациональная организация занятий, активные методы обучения);психологических и наличие диалога, создание ситуации успеха .
|
+
|
+
|
+
|
+
|
директор
Заместитель по УВР
учителя
метод совет психолог
логопед
|
24
|
Внеурочная работа (олимпиады, предметные недели, семинары, спортивные мероприятия, работа кружков) в течение года
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Заместитель по УВР
учителя
метод совет
|
25
|
Режим учебно-воспитательного процесса школы составлен с учетом организации занятий в 1 смену (1-4 классы).
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Заместитель по УВР
|
26
|
В начальном звене школы учебные кабинеты оборудовать установками для организации питьевого режима
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Директор
Учителя
родители
|
27
|
Журналы и инструкции по технике безопасности в каждом учебном помещении.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Зам.по УВР
|
28
|
В учебном плане школы на физическую культуру выделить 2 часа в неделю в соответствии с существующими нормативами
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Зам.по УВР
|
29
|
Занятия физкультурой с учащимися проводить в отдельных помещениях дифференцированно с учетом групп здоровья и медицинских показаний.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Зам.по УВР
Учитель физ-ры
|
30
|
В рамках дополнительного образования организовать занятия спортивно-двигательного характера:
Общая физическая подготовка.
Спортивные игры. Футбол. Волейбол.
Баскетбол. Настольный теннис.
Секция .Плавание.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
директор
Зам.по УВР
учителя
|
31
|
Бесплатным горячим питанием обеспечить всех учащихся.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
директор
|
32
|
Создать Центр содействия здоровью
|
|
+
|
|
|
Зам.по УВР
|
33
|
Медицинское наблюдение осуществлять специалистами (медицинскими работниками. Медицинские работники проводят своевременную профилактическую работу, осуществляют обработку данных по посещаемости учащихся, проводят диспансеризацию учащихся, систематизируют информацию по состоянию их здоровья и вносят рекомендации на соответствующую страницу классных журналов, отслеживают изменения в состоянии здоровья детей, имеющих хронические заболевания.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Зам.по УВР
медики
|
35
|
Грамотное дозирование домашних заданий, необходимость введения динамических пауз в середине дня, профессиональные рекомендации и консультирование родителей по соблюдению режима дня школьников, создание комфортных условий пребывания в классе.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Зам.по УВР
Метод совет
|
Мониторинг педагогического процесса по целостному результату
• предметно – знаниевые показатели
• социокультурные показатели развития
• «цена» результата и удовлетворенность родителей образованием своих детей -
• состояние здоровья школьников;
• организацию отдыха и оздоровления детей; и др.
• физическое развитие
• профессиональную компетентность педагогов;
• организацию управленческой деятельности в образовательной системе;
• эффективность воспитательной системы;
• психологический климат в образовательной системе;
• реализацию программ;
Мониторинг условий который основан на обобщенных критериях оценки эффективности здоровьесохраняющей деятельности школы.:
• программно-методическое
• материально-техническое
• кадровое и т.д.
При проведении анализа работы образовательного учреждения использовать следующие критерии оценки эффективности работы школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:
1. Наличие целостной системы формирования культуры здоровья обучающихся:
ü последовательная и непрерывная система обучения здоровью на различных этапах обучения, реализация оздоровительных программ обучения;
ü практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье (массовые мероприятия, организация досуга. деятельность общественных организаций и т.д.).
2. Наличие здоровьесберегающего образовательного пространства:
ü отсутствие перегрузок, валеологическое расписание;
ü выполнение санитарно-гигиенических нормативов;
ü использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
ü -отсутствие воздействий неблагоприятных для здоровья детей факторов (экологически чистая вода, воздушно – тепловой режим и т.д.).
3. Организация рационального питания:
ü адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам и возрасту детей;
ü сбалансированность рациона по всем заменяемым и незаменяемым пищевым ингредиентам;
ü обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемы продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
1. Медицинское обслуживание в школе:
ü реализация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов;
ü система профилактических мероприятий ;
ü диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
ü мониторинг здоровья обучающихся;
ü пропаганда здорового образа жизни.
5. Сформированность культуры здоровья у педагогического состава:
ü профессиональная подготовленность педагогов по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий;
ü состояние здоровья учителей, их отношение к своему здоровью.
6. Психолого-педагогические факторы:
ü психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
ü психолого-педагогическое сопровождение обучающихся ;
ü степень реализации учителями индивидуального подхода к обучающимся (особенно к детям «группы риска»).
7. Физическое воспитание и двигательная активность:
ü реализация двигательного режима;
ü уровень мотивации к урокам физической культуры;
ü эффективность уроков физической культуры, спортивных мероприятий;
ü охват спортивными занятиями, кружками и секциями.
8. Совместная работа школы и родителей:
ü привлечение родителей к проблемам сохранения здоровья учащихся школы (тематические лекции, стенды, брошюры, тренинги, мероприятия и т.д.).
9. Уровень взаимодействия и сотрудничества образовательного учреждения с межведомственными организациями по укреплению и сохранению здоровья.
10. Эффективность работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:
ü показатели здоровья обучающихся в динамике за три года;
ü уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики), количество учащихся, состоящих на учете;
ü удовлетворенность школой детей, родителей и педагогов комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья.
11. Организационно-методическое и педагогическое сопровождение оздоровительной работы:
ü наличие программ, рекомендаций по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ;
ü наличие методического инструментария (анкеты, опросники, методики) для реализации мониторинга здоровья;
ü наличие видеоматериалов и методлитературы по проблемам сохранения здоровья.
12. Инновационная деятельность образовательного учреждения в оздоровительной работе.
13. Кадровое обеспечение оздоровительной работы.
|
На: проект"Школа-территория здоровья"
Светлана Николаевна ,спасибо за комментарий.Отчетность так же подаем как и подавали по учебной деятельности,только вокруг этого проекта развивается цепочка других мероприятий ,которые дают возможность поднимать успех и успешность ребенка,но при этом не увеличивать случаи заболеваемости.Если,что-то интересует я готова поделиться.Этот проект прошел экспертизу на сайте"Эврика" и были предложены рекомендации.Загляните.
Светлана Ганжа
На: проект"Школа-территория здоровья"
На: проект"Школа-территория здоровья"
Уважаемая Светлана Давыдовна спасибо за материал и меня интересует следующий вопрос. Как ваш проект связан с учебной деятельностью? Какие мероприятия вы представляете отчетными по реализации проекта? Спасибо!