Муниципальное Образовательное Учреждение «СОШ №2» г.Назарова, Красноярского края
Программа
«Исследовательское обучение в начальной школе»
7-12лет
2009-2010учебный год 3-б класс
Составитель: Ганжа С.Д учитель начальных классов
Представленный образец рекомендован для использования в ОУ в качестве организационно-педагогической основы процесса внеклассной и внешкольной работы и дополнительного образования учащихся .
Пояснительная записка программы
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях основного обучения, активизировать интерес к обучению, приблизить учебную деятельность к познавательной необходима исследовательская программа. Чтобы решить проблему: освоение исследовательского вида деятельности в начальной школе поступил заказ от администрации школы. Данная программа разработана в соответствии с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком ,наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности -от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов
Появится возможность сформировать способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетенций. В школьной программе не запланирован курс обучения научно-исследовательской деятельности. А эта программа предполагает работу и с одаренными детьми, и развивать творческие таланты обучающихся.
Программа, модифицированная т.к. за основу взята «Программа
исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенков
в способах фиксации и формах предъявления результата и самостоятельной исследовательской деятельности - на 10 час.
Объём курса 34ч из расчета 1 ч в неделю по трём подпрограммам
Учебный материал рассматривается по принципу концентрических кругов.
По окончании программы определен определенный продукт-исследовательская работа и форма представления результата - доклад и публичное выступление презентация на мини-конференции. Каждый учащийся ведет свою папку исследователя, куда вносит новые слова, с которыми познакомился в ходе выполнения проекта, собранная информация по методам исследования. Итоги участия в деятельности подводятся каждую четверть и в конце года, а также по мере готовности детей.
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг»
Подпрограмма «Исследовательская практика»
Подпрограмма «Мониторинг»
Цель:
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
• зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
• обозначится граница исследования;
• разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
• деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
• поведется последовательно исследование;
• зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
• проанализируются и обобщатся полученные материалы;
• подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
• организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
• простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;
• обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
• организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
• продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;
• включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;
• создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
• сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
• активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Задачи:
• организовать действия направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы по заданиям: «Посмотри на мир другими глазами», «Составь рассказ от имени другого персонажа» ,«Составь рассказ используя данную концовку», «Наблюдение очевидного» ,«Тема одна -сюжетов много» ;
• определить сферу исследования: сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
• обозначить границы исследования
• разработать гипотезу или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
• организовать деятельность по самостоятельному исследованию выбрать методы исследования;
• определить последовательность проведения исследования;
• зафиксировать полученные знания (собрать и обработать информацию);
• проанализировать и обобщить полученные материалы;
• подготовить отчет – сообщение по результатам исследования;
• организовать публичные выступления и защиту с доказательством своей идеи на мини- конференциях, семинарах;
• стимулировать исследовательское творчество детей;
• обучить правилам написания исследовательских работ;
• организовать конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов;
• привлечь родителей;
УМК
• «Программа исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенков. Самара «Учебная литература»2007г
• А.И.Савенков. Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников» Самара «Учебная литература»2007г
• Рабочая тетрадь «Я - исследователь» А.И.Савенков. Самара «Учебная литература»2008г
Контроль и фиксация результата
подпрограмма
|
форма предъявления результата
|
форма контроля
|
инструмент для оценки
|
Подпрограмма «Тренинг»
|
Папка исследователя
|
Наличие материала по исследованию
|
Параметры оценки
|
Подпрограмма «Исследовательская практика»
|
Сообщение-доклад
|
Проведенное исследование
|
Критерии написания исследования, мониторинг
|
Подпрограмма «Мониторинг»
|
Публичное выступление
|
Конференция
|
Критерии публичного выступления
|
Примерные параметры оценки:
умение выделить проблему;
умение поставить цель исследования;
умение сформулировать гипотезу;
умение выделить объект исследования;
умение определить предмет исследования;
умение описать параметры и критерии предмета исследования;
Примерные критерии исследования:
умение подобрать соответствующие методы исследований;
умение подобрать инструментарий;
умение запустить исследование;
умение осуществить анализ результатов;
умение оценивать промежуточные и конечные результаты исследования;
Примерные критерии написания исследовательской работы;
умение интерпретировать полученную статистику;
умение свернуть и развернуть информацию;
умение сопоставить результаты исследования с целью и гипотезой
Примерные критерии публичного выступления;
познавательная ценность темы;
оригинальность и ценность собранного материала;
исследовательское мастерство;
структура и логика работы; язык и стиль изложения, ответы на вопросы;
Характеристика образовательного процесса
модуль
|
лекции
|
самостоятельная
|
практическая
|
Форма представления
|
инструмент
|
Подпрограмма «Тренинг» 12ч
|
|
2
|
10
|
Папка-исследователя
|
Объекты:солнечный луч,комнатные растения,животные;
вода;свет; бумага
Практическое задание на выдвижение гипотез
|
Подпрограмма «Исследовательская практика» 8ч+7ч
|
|
2ч +3ч
|
6ч+4ч
|
исследование творческий проект.
|
Алгоритм написания исследовательских работ,мониторинг
|
Подпрограмма «Мониторинг»6ч+1ч
|
|
2ч
|
4ч+1ч
|
Доклад-резентация мини- конференции, семинар;проект
|
Алгоритм публичного выступления и защиты с доказательством своей идеи
|
Примерное тематическое планирование по программе А.И.Савенков « Я - исследователь» в 3 классе из расчета 1ч в неделю.Итого: 34ч
№
|
дата
|
Тема занятия
|
Цель урока
|
Результат
|
компетенции
|
ЗУН
|
Общеуч.
|
1
|
|
Что такое исследование
|
Познакомить с понятием исследование,коллективно обсудить где использует человек свою способность исследовать,используют результаты,научное открытие
|
Знать понятие исследование,что такое открытие.где и как использовать научные открытия
Уметь наблюдать,провести эксперимент (солнечный луч,комнатное растение,животные)
|
Исследование несложных реальных связей и зависимостей
|
Планирование и поиск информации
Продуктивная групповая коммуникация Из представленной учителем информации выбирает ту, которая необходима для решения поставленной задачи
|
2
|
|
Наблюдение и наблюдательность
|
Организовать действия как вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению
|
Уметь вести наблюдение фиксировать данные по наблюдению
|
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
|
Использует предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий. Излагает полученную информацию по заданным вопросам
|
3
|
|
Что такое эксперимент
|
Как провести эксперимент и что такое эксперимент
|
Проводить эксперимент
|
Исследование несложных реальных связей и зависимостей
|
Ищет ответы на вопросы, сформулированные учителем
|
4
|
|
Учимся вырабатывать гипотезы
|
Формулировка гипотез
|
выдвижение гипотез осуществление их проверки,
|
выдвижение гипотез осуществление их проверки,
|
. Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам.
|
5
|
|
Знакомство с логикой
|
Познакомить с логикой исследования
|
Уметь работать по алгоритму
|
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
|
Находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации
|
6
|
|
Как задавать вопросы
|
Научить строить и задавать вопросы
|
Уметь строить и задавать вопросы
|
Формулирование полученных результатов.
|
. Излагает полученную информацию по заданным вопросам.
|
7
|
|
Учимся выделять главное и второстепенное
|
Научиться выделять главное и второстепенное из предложенного учителем
|
уметь выделять главное и второстепенное из предложенного учителем
|
отделение основной информации от второстепенной
|
Воспринимает основное содержание фактической определяя основную мысль, отношение говорящего к событиям и действующим лицам, основные факты и события, их последовательность
|
8
|
|
Как делать схемы
|
Научиться строить схемы»Дерево Паук»
|
Умеет строить схему»Дерево Паук»
|
Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма
|
Переводит информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот.
|
9
|
|
Как работать с книгой
|
Продемонстрировать извлечение информации по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.
|
Умеет извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.
|
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
|
Извлекает и систематизирует информацию из 1-2 простых источников[1] по двум и более заданным критериям (основаниям).
|
10
|
|
Что такое парадоксы
|
Познакомить с парадоксом
|
Знать парадокс
|
отделение основной информации от второстепенной
|
Излагает полученную информацию по заданным вопросам.
|
11
|
|
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
|
Научить проводить мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
|
умеет проводить мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
|
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей
|
Находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации.
|
12
|
|
Как сделать сообщение о результатах исследования
|
Познакомить с алгоритмом исследовательской деятельности,
элементарными умениями
|
владение приемами исследовательской деятельности,
элементарными умениями (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).
|
Формулирование полученных результатов.
|
Согласно заданным рамкам обсуждения, высказывают свои суждения и относятся к высказываниям других членов группы.
|
13
|
|
Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований
|
Организовать тренировочное самостоятельное исследование Познакомить с методами проведения исследования
|
Умеет организовывать исследование
|
Самостоятельно создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
|
Систематизирует[2] извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры (по одному основанию).
|
14
|
|
Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»
|
Познакомить с методами проведения исследования
|
Умеет выбирать методы исследования
|
Самостоятельно создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
|
Планирование и поиск информации
|
15
|
|
Экспресс-исследование
|
Научить проводить экспресс-иследование
|
Умеет провести экспресс-исследование
|
Исследование несложных реальных связей и зависимостей
|
Извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.
|
16
|
|
Семинар по итогам экскурсии
|
Познакомить с методом исследования-экскурсией и как фиксировать результат работы
|
Умеют фиксировать результат работы методом экскурсия
|
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
|
Отстаивает собственную позицию, аргументировано отвечая на вопросы Излагает полученную информацию по заданным вопросам
|
17
|
|
Коллективная игра-исследование
|
Организовать коллективное исследование им научить групповому исследованию
|
Умеет следовать заданной процедуре группового исследования.
|
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:
|
Самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой.
|
18
|
|
Коллекционирование
|
Показать разнообразное коллекционирование и алгоритм демонстрации
|
Умеет следовать заданной процедуре демонстрации коллекционирования
|
Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
|
Готовит план выступления на основе заданных целей,
|
19
|
|
Экспресс- исследование «Какие коллекции собирают люди»
|
Научить экспресс- исследованию по теме«Какие коллекции собирают люди»
|
владеет приемом экспресс исследовательской деятельности
|
Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
|
Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам.
|
20
|
|
Сообщение о своих коллекциях
|
Познакомить с алгоритмом сообщения
|
Умеет по алгоритму строить сообщение
|
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
|
Готовит план выступления на основе заданных целей, целевой аудитории и жанра выступления.
|
21
|
|
Искусство делать сообщения
|
Научить определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации
|
Умеет определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации
|
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
|
Использует предложенный алгоритм действий.
|
22
|
|
Техника экспериментирования
|
Познакомить с техникой экспериментирования
|
Умеет экспериментировать
|
оценивание достоверности полученной информации,
передача содержания информации адекватно поставленной цели
|
Фиксируют итоговый продукт (результат)
|
23
|
|
Семинар»Как подготовиться к защите»
|
Научить как подготовиться к защите ( вербальные невербальные)
|
Умеет при защите использовать вербальные и невербальные средства
|
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
|
Использует предложенный алгоритм действий.
|
24
|
|
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования
|
Познакомить с проблемой ее формулировкой и помочь выбрать тему исследования
|
Уметь выбирать тему собственного исследования
|
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
Извлечение необходимой информации из источников
|
Готовит план выступления на основе заданных целей,
|
25
|
|
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
|
Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований
|
владение приемами исследовательской деятельности,
элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).
|
Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
|
Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает и планирует ее поиск.
|
26
|
|
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
|
Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований
|
владение приемами исследовательской деятельности,
элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).
|
Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
|
Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает и планирует ее поиск.
|
27
|
|
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
|
Оказать помощь по планированию и проведению самостоятельных исследований
|
владеет приемами исследовательской деятельности,
|
Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы:
выдвижение гипот осуществление их проверки,
владение приемами исследовательской деятельности,
элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).
|
Фиксируют итоговый продукт (результат) Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает и планирует ее поиск.
|
28
|
|
семинар Подготовка собственных работ к защите
|
Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите
|
Умеет строить защиту собственной работы
|
передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
|
Использует предложенный алгоритм действий.
|
29
|
|
Мини -конференция по итогам экспресс-исследований
|
демонстрация результатов исследования
|
умеет демонстрировать результаты исследования
|
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
|
Самостоятельно формулируют цели групповой коммуникации, высказывают идеи, называют области совпадения и расхождения мнений, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно целей групповой работы.
|
30
|
|
Мини конференция по итогам собственных исследований
|
демонстрация результатов исследования
|
умеет демонстрировать результаты исследования
|
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
|
Использует вербальные средства (интонация, связующие слова…) для логической связи и выделения смысловых блоков своего выступления.
Использует невербальные средства (жесты, мимика…) или готовые наглядные материалы.
|
31
|
|
семинар Подготовка собственных работ к защите
|
Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите
|
Умеет строить защиту собственной работы
|
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
|
Использует предложенный алгоритм действий.
|
32
|
|
семинар Подготовка собственных работ к защите
|
Оказать помощь по подготовке собственных работ к защите
|
Умеет строить защиту собственной работы
|
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов
|
Использует предложенный алгоритм действий.
|
33
|
|
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов уч.3кл
|
демонстрация результатов исследования
|
умеет демонстрировать результаты исследования
|
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:
постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей,
учет индивидуальности партнеров по, деятельности,
объективное определение своего вклада в общий результат.
|
Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен.
Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы.
|
34
|
|
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов уч.2кл
|
демонстрация результатов исследования
|
умеет демонстрировать результаты исследования
|
Объективное оценивание своих учебных достижений
|
Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен.
Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы.
|
ПАПКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Учени (ка,цы) 3 класса «Б»
Средней общеобразовательной школы №2
г.Назарова
___________________________________________
Примеры тем и проектов взяты из нового стандарта
Тема: человек и природа
Осенние работы и праздники в традиции народов моего
края.
Зимние работы и праздники в традиции народов моего края.
Весенние работы и праздники в традиции народов моего
края.
Летние работы и праздники в традиции народов моего края.
Природные материалы моего края и местные художест_
венные промыслы.
Природа и культура в музеях под открытым небом, в ис_
торико_культурных заповедниках.
Образы природы в традиционном зодчестве и приклад_
ном искусстве народов моего края.
Тема: человек и семья
Терминология родства и свойства в языке народов моего
края.
Традиция наречения имени в культуре народов моего края.
Пестование младенцев в культуре народов моего края.
Традиционные детские игрушки народов моего края.
Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.
Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье.
«Старый и малый» в культуре народов моего края.
Тема: человек и история
Героический эпос народов моего края.
Исторические песни и предания народов моего края.
Мои земляки в истории России.
Мои земляки в культуре России.
Хозяйственные промыслы моего края и будущее России
Тема: никто не забыт, ничто не забыто
Проекты:
Подготовка передачи «Никто не забыт, ничто не за_
быто».
Малая конференция. Обсуждаемые вопросы:
— Какие произведения о Великой Отечественной войне
— В каких из этих произведений рассказывается о детях?
— Какими качествами должен быть наделен человек, совер_
шающий подвиг?
— Как складывается судьба таких героев?
— Что вы знаете об авторах обсуждаемых произведений?
Создание сборника произведений о войне.
Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто».
Тема: математические развлечения
Примеры подтем:
Игры с числами. # Невозможные рисунки.
Логические задачи. # Магические квадраты.
Старинные задачи. # Фокусы с числами.
Логические игры. # Развертки.
Примеры проектов:
Лист Мёбиуса.
Бумажный домик с мебелью.
Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли, машины).
Чемпионат класса по калаху (или другой логической игре).
Конкурс математических развлечений.
Энциклопедия математических развлечений.
Математический праздник.
Тема: логические игры
Примеры подтем:
Шашки.
Шахматы.
Уголки.
Крестики_нолики (в том числе на бесконечной доске).
Морской бой.
Логические игры в древней истории.
Логические игры в книгах.
Логические игры в фильмах.
Забытые игры.
Примеры проектов:
Чемпионаты класса по одной или нескольким играм.
Комплекты для игр.
Оригинальный стилизованный комплект шахматных фигур.
Тема: математика вокруг нас
Примеры подтем:
Числа в пословицах и поговорках.
Нумерация вокруг нас.
Измерения (что меряют, чем меряют).
Единицы измерения в Древней Руси.
Единицы измерения в других странах.
Числа в спорте.
Математика в раскрое одежды.
Математика в торговле.
Математика в строительстве.
Математика в кулинарии.
Математика в Древнем мире.
Примеры проектов:
Макеты зданий из простых геометрических тел.
Конкурс на самый экономный раскрой.
Книга о математике в Древнем мире.
Кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты».
Постановка по книге о числах.
Коллекция самодельных измерительных приборов.
Тема: шифры
Примеры подтем:
Способы шифрования текстов.
Приспособления для шифрования.
Шифрование местонахождения.
Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.
Книги и фильмы о поисках по зашифрованным картам.
Передача тайного смысла в картинах.
Передача тайного смысла в книгах.
Акростихи.
Передача тайных посланий с помощью СМИ.
Знаки в шифровании.
Примеры проектов:
Игра «Поиск сокровищ».
Конкурс дешифраторов.
Создание приспособления для шифрования.
Постановка по произведению о шифрах.
Обзор способов шифрования.
Тема: узоры
Примеры подтем:
Узоры в Древней Греции.
Узоры в Древнем Риме.
Узоры в Древнем Египте.
Узоры в Древней Руси.
Закономерности в узорах.
Узоры на зданиях.
Узоры на одежде.
Узоры на посуде.
Узоры на оружии.
Узоры в оформлении книг.
Магические узоры.
Примеры проектов:
Вышивка с узорами.
Энциклопедия узоров.
Украшение класса узорами.
Демонстрация моделей одежды с узорами.
Выставка оружия с узорами и реконструкция боя.
Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды
с узорами.
Исследование: «Узоры в истории нашего края».
Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.
Программа создания узоров на компьютере.
Тема: стратегии
Примеры подтем:
Игры с выигрышными стратегиями.
Стратегии в играх.
Стратегии в спорте.
Стратегии в компьютерных играх.
Стратегии в жизни (стратегии поведения).
Боевые стратегии.
Стратегии в древности.
Стратегия в рекламе.
Примеры проектов:
Чемпионат по компьютерной игре в жанре «Стратегии».
Коллекция игр с выигрышными стратегиями.
Альбом со схемами сражений,
Тема: малые жанры устного народного творчества
(пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки)
Проекты:
Создание сборника пословиц и поговорок.
Создание сборника побасенок.
Создание сборника загадок.
Викторина.
Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
Тема: сказки
Проекты:
Создание сборника сказок об одном из животных (зайце,
лисе, медведе, волке).
Герои сказок в лепке.
Герои сказок в рисунках.
Создание костюмов для сказочных персонажей.
Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
Создание собственных сказок.
Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».
Тема: произведения русских поэтов XIX в.
Проекты:
Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, ле_
то знойное», «Унылая пора! Очей очарованье!».
Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов.
Создание сборника стихов русских поэтов XIX в.
Тема: былины
Проекты:
Организация выставки книг.
Создание сборника былин.
Подготовка аудиоальбома.
Тема: любимые писатели, герои, произведения
Проекты:
Подготовка к параду живых героев.
Викторина по произведениям любимых писателей.
Драматизация лучших фрагментов книг.
Создание сборника любимых произведений.
«Путешествие в прошлое»
Исследование истории и значения устаревших слов из сказок, былин, исторических произведений; история общеупотребительных слов, имен, фамилий. Возможна организация проектной деятельности по отдельным темам, например:
проект «Устаревшие слова в сказках А. С. Пушкина»;
проект «Что значат наши имена»;
проект «А в старину говорили так…» (поиск по словарям
устаревших названий предметов, которыми мы продолжаем
пользоваться).
История названий городов, сел, деревень, рек, озер, улиц.
Проектная и поисковая деятельность учащихся:
проект «Улицы нашего города» (установление истории
названия);
проект «Почему река (озеро, город, село, деревня) назы_
вается именно так».
Составление Толкового словарика
Игровая форма «А я узнал, что…»: учащиеся ведут общий
классный словарик, в который записывают толкование слов,
значение, которых они раньше не знали, но посмотрели толковом словарике и теперь знают.
Примерные темы исследовательских работ младших школьников :
«Цветок дождей»,
«Гиацинт»,
«Выгонка нарциссов»,
«Гиппеаструм»,
«Наблюдение за шпорцевой лягушкой»,
«Мое удивительное знакомство с репчатым луком»,
«Условия прорастания семян»,
«Любимое травянистое растение хомячка Персика»,
«Выращивание бабочки в комнатных условиях».
Объект исследования: семейная культура
Объект исследования: игры народов России и мира
Объект исследования: организм человека
Объект исследования: деятельность человека в природе
Объект исследования: объекты и явления природы
Объект исследования: великие люди России и мира
Моя семья:
рассказ о своей семье
все профессии нужны, все профессии важны
увлечения членов моей семьи
как мы отдыхаем
выставка творческих работ детей и членов их семей
презентация “у нас живет…”
Мои сверстники:
рассказ о друге, фотография, рисунок
телефон, адрес – как связаться с другом, приглашение на день рождения, подарок другу, пожелания другу
мой день рождения (пожелания мне, мое заветное желание)
моя записная книжка
анкета для друзей (что я хотел бы узнать у друга)
Мой дом, моя улица…
адрес, индекс (зачем нужен индекс), телефон
что я знаю о своей улице (путешествие в историю)
что находится на моей улице, рядом с домом
красивые уголки моего двора, улицы (прекрасное рядом)
Моя школа:
что я узнал о школе
школьный двор (прекрасное рядом)
кто работает в школе (профессии, люди)
моя школьная жизнь
школьные товарищи (телефоны друзей и адреса)
округ:
в каком округе мы живем
что есть в нашем округе
куда можно пойти отдохнуть
где можно заниматься спортом или творчеством
прекрасное рядом (фотоконкурс)
Мой родной город:
город в котором я живу (конкурс рисунков)
что я знаю о Москве (история города)
конкурс рисунков и иллюстраций “Древняя Москва”
фотоконкурс “прекрасное рядом”
чем может гордиться наш город (из истории войн)
Москва спортивная
Москва театральная
музеи и выставки Москвы
Москва музыкальная
экскурсии по городу
Москва – столица Российской Федерации
Москва на карте России
пути сообщения с другими городами
роль столицы в жизни государства
конституция
конвенция о правах ребенка
Путешествия по России
летний отдых
экскурсии в другие города
Зарубежье:
наши соседи
Как изменилась политическая карта за последние 15 лет
Россия на карте мира
иллюстрированный рассказ о путешествии
Песни, стихи и произведения о Родине
* литературные чтения
Индивидуальные проекты
Формы деятельности:
сбор информации
эксперимент
систематизация и структуризация информации
исследование
оформление работы
фото и видео зарисовки
интервьюирование
наблюдения
презентация
практическое применение новых знаний
публичное выступление
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Содержание работы:
наблюдение
сбор информации
исследование
обработка собранной информации
подготовка аналитической справки
создание фотоальбома
творческие работы
видеозарисовки
фотозарисовки
живая газета – как вариант промежуточного отчета
конкурс семейных презентаций
публичное выступление
экскурсии
подготовка отзывов, докладов, рефератов
самостоятельная работа с книгой
просмотр кинофильмов для детей об истории нашей Родины
индивидуальная проектная деятельность
Проекты отличаются друг от друга:
результатом:
• поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы,макеты, модели);
• мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод );
• индивидуальная деятельность (получаемый продукт —результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт(например, выставка работ учащихся);
• работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, под_
готовка конкурсов и викторин);
• коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-_либо специализации);
Мониторинг учебно-исследовательской деятельности по систематизации информации
«Живая природа» -объект, область исследования- «Зоология»:
1.Где живет?
2.Чем питается?
3.Основные особенности:
• тип животного;
• класс;
• семейство;
• род
• вид
4.Поведение.
5.Кто главные враги.
Человек
1.Общая характеристика личности выдающегося человека.
2.Где и когда родился?
3.Характеристика обстановки, в которой рос (семья, ближайшее окружение).
4.Где провел жизнь.
5.Первые серьезные работы.
6.Основные достижения и результаты деятельности.
7.Основные работы о нем.
8.Как к нему относились современники.
9.Как к нему относятся в наше время.
Планеты
1.Перечень планет.
2.Происхождение названия.
3.Общая характеристика каждой:
• размеры;
• удаленность;
• время обращения вокруг Солнца;
• удаленность от Солнца;
4.Исследования планеты людьми.
5.Условия на планете.
Озера
1.Название крупнейших озер.
2.Их географическое положение.
3.Климатические условия.
4.Основные характеристики:
• размеры;
• форма
• пресные или соленые.
5.животный и растительный мир этих озер.
6.Какие люди живут рядом, каков характер их хозяйственной деятельности.
7.Характеристика экологической ситуации
|