Цель урока:
Сценарий внеклассного мероприятия: «День Земли».
Цели и учебно-воспитательные задачи:
Углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы, и рациональному природопользованию, развивать экологическую культуру школьников.
Показать влияние хозяйственной деятельности человека на природу и здоровье людей.
Продолжить нравственно-эстетическое воспитание личности.
Формирование у школьников чувства заботы о здоровье окружающих, способность прогнозировать возможные изменения состояния здоровья учащихся под влиянием факторов окружающей среды.
Вырабатывать умение ориентироваться в океане информации, отборе материала, правильной оценки событий и явлений.
Оборудование: выставка поделок из природного материала «Природа глазами детей», рисунки о природе, плакаты по охране природы, видеоролик, мультимедийная презентация.
1.Просмотр видеоролика (Во время просмотра учащаяся 5 класса читает стихотворение о природе)
На протяжении всего мероприятия, звучит легкая музыка.
2.1 ведущий: По традиции весной отмечается День земли , когда земля пробуждается от зимней спячки. 22 апреля, в день весеннего равноденствия.
2 ведущий: Сегодня — не просто большой, а поистине глобальный праздник — День Земли, день нашего общего уютного дома. Этот праздник, как гимн жизни, надежды на исцеление планеты, его отмечают во всех странах мира.
1ведущий :В северном полушарии День Земли отмечается весной, а в Южном полушарии — осенью. Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды.
2 ведущий : Сегоднешнее мероприятие проводится для того, чтобы мы стали более экологически грамотными, лучше понимали откуда берутся экологические проблемы и умели их решать, чтобы умели думать о последствиях своих действий, которые произойдут не только явно и сразу, но и впоследствии, почувствовали как близок и одновременно далек человек от природы, как могущественна и уязвима жизнь на нашей Земле.
1 ведущий : В течение всего праздника мы, ведущие будим задавать вопросы.
2.ведущий : А вы соответственно отвечать.
1.ведущий : За каждый правильный ответ вы получаете вот такой глобус.
2.Лудшим будет призван тот, у кого максимальное количество глобусов.
1 ведущий : Праздник «День Земли» был основан в 1970 году сенатором США штата Висконси Нельсоном и с тех пор ежегодно отмечается во многих странах.
2.ведущий : Отмечается он и у нас в России. А как, вы планируете провести этот день?
1.ведущий : Вопрос: С какого времени в нашей стране проводится акция празднования Дня Земли?
Версии ребят.
2.ведущий : В России акция «Колокол Мира в День Земли» проводится с 1998 года по инициативе летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза А. Н. Березового.
1.ведущий :Символ Дня Земли: Зелёная греческая буква Θ на белом фоне.
2.ведущий : Флаг Земли связан с Днем Земли и многими другими природоохранными, миротворческими международными мероприятиям; связан с Днем Земли и многими другими природоохранными, миротворческими международными мероприятиям;
1.ведущий : Он не является официальным символом чего-либо, поскольку не существует общепланетного правительства или государства; снимок планеты Земля, изображенный на флаге, сделан астронавтами космического корабля «Аполлон-17» по дороге к Луне.
2.ведущий : В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома
1.ведущий :Впервые Колокол Мира был установлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке вскоре после Второй мировой войны, в 1954 году. В нем звучит голос детей Японии, которые после ядерных взрывов над Хиросимой и Нагасаки собирали монетки для Колокола Мира
2.ведущий : В этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, в различных экологических мероприятиях, фестивалях и акциях.
1.ведущий : В России проводится экологический фестиваль «День Земли».од девизом: «Цветущая Земля — процветающая Россия»
2.ведущий : В Венгрии проходит экологический велопробег.
1.ведущий : В Северной Корее на улицах Сеула акция «Без автомобилей»
2.ведущий : В Маниле на Филиппинах - демонстрация движения по защите животных PETA. Участники пропагандируют вегетарианство ради спасения планеты
1.ведущий : В филиппинской провинции Кезон Акция протеста у Национального Центра Экологии неподалеку от столицы — Манилы .Участники демонстрации «переодеты в костюмы» электрических трансформаторов.
2.ведущий : На сегодняшний день, 147 стран мира зарегистрированы во Всемирном движении
Звучит колокол
1.ведущий : Но не смотря на это, каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных.
2.ведущий: Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.
1. ведущий: В минуту вырубаются 20 гектаров лесов.
2. ведущий: 5 миллионов тонн ежегодно выбрасываются в атмосферу земли.
1. ведущий: В воды мирового океана ежегодно попадает около 10 миллиардов тонн нефти.
2. ведущий: Экологическая катастрофа нависла над каждым человеком!
Фрагмент презентации «След человека»
После просмотра под звук космической музыки выходит летчик (принц за занавесом будет ему отвечать)
Летчик: «Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:»
Маленький принц: «Ты береги нас, береги….!»
Летчик: «В тревоги рощи и леса
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники….»
Принц: «Ты береги нас, береги…!»
Летчик: «Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки….»
Принц: «Ты береги нас береги…!»
Летчик: «Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек
В тебя мы верим - не солги…»
Принц: «Ты береги нас, береги…!»
Принц: «Смотрю на глобус – шар земной, такой прекрасный и родной.»
Вместе: «И шепчут губы; «Не солгу, я сберегу вас, сберегу….»
Выходит принц с глобусом в реке
Принц: «Запомните есть такое твердое правило: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»
1. ведущий: Какая же она, наша Земля?
2.ведущий : Подсчитано, что планете Земля примерно 4 с половиной миллиарда лет. Если вы захотите обойти вокруг Земли, шагая по экватору, то предстоит проделать путь.
1. ведущий: Какова длина этого пути?
Версии ребят.
2.ведущий :Длина этого пути, около 40000км.- это экватор).
1. ведущий: Ребята, назовите самое холодное и самое горячее места на земле?
Ответы учащихся.
2.ведущий :Долина Смерти в Калифорнии и место в Ливии, называемое Эль Азизия, удерживают рекорды самых горячих мест на Земле. Рекорд Эль Азизии — 57.8 градусов по Цельсию (13 сентября 1922 года), рекорд Долины Смерти — 55.8 градусов по Цельсию (10 июля 1913 года).
1. ведущий: А самым холодным местом на Земле признана Антарктика — 21 июля 1983 года на исследовательской станции «Восток» в Антарктике было зарегистрировано -89 градусов по Цельсию.
2.ведущий : У Земли один естественный спутник. Как он называется?
Ответы ребят.
1. ведущий: Видимая невооруженным глазом - Луна.
2.ведущий : Охрана природы – очевидная и очень важная задача каждого государства. От решения этой проблемы - охраны природы зависит будущее всего человечества.
1. ведущий: Дабы сохранить и приумножить природные богатства, люди организовывают особоохраняемые природные территории.
2.ведущий : В Астраханской области такие территории имеются.
1. ведущий: Назовите, пожалуйста две крупнейшие особоохраняемые природные территории и назовите цели их образования.
Версии ребят.
2.ведущий : В Астраханской области есть Астраханский государственный природный биосферный заповедник .Год образования – 1919,площадь – 67,9 тыс. га. Задачи: сохранение и накопление природных ресурсов и генетических фондов устья Волги и побережья Каспия
1. ведущий: Богдинско - Баскунчакский заповедник. Этот заповедник - один из самых молодых в нашей стране - был создан в 1997 году. Создан для охраны малонарушенных полупустынных сообществ и уникального - крупнейшего в России бессточного соленого озера Баскунчак. Охраняется также гора Большое Богдо, являющаяся одним из крайних южных вершин Урала.
2.ведущий :Для того чтобы оберегать и приумножать природные богатства необходимо знать ее особенности и особенности ее обитателей. А много ли вы знаете о флоре и фауне?
1. ведущий: След каких хищных зверей не оставляет отпечатка когтей и почему? (На следу кошек, потому что они при ходьбе втягивают когти.)
2.ведущий : Почему след задних ног бегущего зайца впереди следа его передних ног? (Потому что на бегу заяц выкидывает длинные задние ноги вперед.)
1. ведущий: Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? Почему? (Жирным: жир греет и питает спящего медведя.)
2.ведущий : Что ест зимой жаба? (Ничего не ест. Она зимой спит.)
1. ведущий: Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (Ни пользы, ни вреда: зимой барсук спит.)
2.ведущий : Какой зверь летом живет в воде, а зимой – в земле? (Водяная крыса.)
1. ведущий: Какие виды загрязнения вы знаете? (Любые изменения воздуха, вод, почв, опознающих отрицательное воздействие на здоровье человека?)
2.ведущий : Можно ли назвать паука насекомым? (У насекомого – 6 ног, у паука – 8 ног, значит, паук не насекомое.)
1. ведущий: Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, падет – почернеет. (Листва.)
2.ведущий : Вороне через три года что бывает? (Четвертый год идет.)
1. ведущий: С прилетом каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей.)Молодцы, ребята порадовали своими ответами!
2.ведущий : «Самый страшный зверь на Земле» - так гласит надпись на клетке при входе в один из западно -германских зоопарков. Когда заинтересованный посетитель прислонит свое лицо к массивным прутьям железной решетки и заглянет внутрь, он увидит самого себя, т.к. за решеткой установлено зеркало.
1. ведущий: Да, к сожалению, это так, надпись не безосновательна..
(Фрагмент сценки: «Плачь Волги и её детей Оки и Камы»).
ВОЛГА: в древности называли меня Ра - значит радость, река бога Солнца. Ещё вчера я радовалась жизни, гордилась знаменитыми волжскими просторами, своими детьми- малыми притоками, своей чистой водицей, которая давала богатырскую силу всем русичам, дарила людям вдохновение для песен и стихов, да вкусную рыбу. Испокон веков я была колыбелью, носительницей жизни. А сегодня медленно умираю, потому что люди перестали меня беречь.
ОКА: копают наши берега, срывают перекаты, понастроили плотин, храмы затопили: говорят, что ток России нужен! Но нам с матерью Валгой в бетонных тисках совсем туго!
КАМА: а мою водицу разбирают хозяйства - ведомства, заводы уральские. Раньше она была чиста, как слеза, а сейчас может стать сырьём для любого химкомбината.
ВОЛГА: а что люди думают? Их заводы всю нечисть в меня сливают, в водах моих гибнет рыба, деревца вдоль реки летом стоят с жёлтыми листьями. Люди, опомнитесь! Потеряете Волгу- матушку!
2 ведущий: Как часто, в повседневной суете, в стремлении к сиюминутному успеху, мы порой забываем о вечных ценностях, которые являются фундаментом нашей жизни. Такая не переходящая ценность – окружающая природа!
Чтение стихов учащимися
Земля- особый дар природы,
Земля нам помогает жить,
Хотя всегда мы с ней суровы
Она простит нас, может быть.
А сколько ценного в ней есть!
А как она красива!
И камни, и конечно, нефть,
Могучая в ней сила!
Все это нужно нам беречь,
А значит – беречь Землю!
И не рассматривать как вещь,
Ведь нет такой во всей Вселенной!
******
Я люблю свою планету!
Я ценю её всегда,
Каждый должен знать об этом,
Ведь она мне дорога.
И тебя я, поздравляю,
С днем родной нашей Земли.
Ты всегда помни планету,
Люблю её и ты люби.
*****
Земля, что приютила человека,
Дала ему жилище и еду,
Сегодня праздник отмечает века,
Нет, даже больше! Нашему труду
Возрадуется матушка-природа,
И поздравок сегодня прозвучит,
Чтоб небо радовало нас такой погодой,
Какая счастливо нам помогает жить.
*******
Пора поздравить всю планету
Об этом знают все на свете
Забыть нельзя про дату эту
Да, это мы за всё в ответе!
Работать в праздник — разве можно?
А в этот можно — даже нужно!
Ведь сделать чище мир — не сложно!
Очистим этот мир мы дружно!
Когда Земля вздохнет свободно
...мы знаем, она это может!
Работать в праздники — не модно
Успеть прибраться нужно всё же!
********
Бог нам землю чистой дал,
И беречь заповедАл,
Мы от Бога отступили,
Землю сильно загрязнили.
В День Земли очнитесь, люди,
Пусть Земля прекрасной будет,
Пусть повсюду и везде,
Будет мир на всей Земле.
Поздравляем с Днём Земли
И желаем ей цвести!
1 ведущий : А теперь подведем итоги. Посчитаем количество ваших глобусов.
2 ведущий :Ребят, получивших глобусы просим выйти к нам.
1 ведущий : А в завершении нашего праздника давайте все вместе споем замечательную песню! Исполнение песни со всеми присутствующими.
Используемая литература :
1.География Астраханского края: учебное пособие А.Н. Бармин,Э.И. Бесчетнова, Л.М. Вознесенская и др.
2.За страницами учебника географии Г.П. Пивоварова
3.Интернет-ресурсы.