Используемые учебники и учебные пособия:
Министерство образования республики Татарстан
Кайбицкого муниципального района
Кайбицкая средняя общеобразовательная школа
План-конспект
ТЕМА
Геометрическая резьба.
Приемы выполнения геометрической резьбы.
Правила безопасности труда
Преподаватель технологии:
Гарифуллин Сирень Шайхуллович
Раздел: «Технология обработки древесины»
Тема: «Геометрическая резьба. Приемы выполнения геометрической резьбы.
Правила безопасности труда»
Практическая работа: «Отработка приемов резьбы»
Цели урока:
- Обучить учащихся приемам выполнения геометрической резьбы в соблюдением правил безопасности труда.
- Воспитывать интерес к прикладному искусству.
- развивать профессиональную ориентацию в направлении народных художественных промыслов.
- пробуждать инициативу к самостоятельной творческой работе.
Задачи урока
Обучающие:
• научить применять в комплексе знания, умения, навыки с опорой на ранее изученное;
• актуализировать знания и приемы, полученные ранее;
• формировать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале;
• ввести новые понятия « Геометрическая резьба», «косяк», «глазок», «», «»;
Развивающие:
• развивать умение обосновывать свою точку зрения;
• формировать исследовательские навыки;
• развивать образное мышление.
Воспитательные:
• воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи;
• формировать умение работать в коллективе;
• воспитывать у учащихся терпимость в работе при резьбе.
Здоровьесберегающие:
• предупреждать переутомление путем смены деятельности.
Объект работы. Декоративное панно.
Оснащение занятия. Образец декоративного панно, наборы инструментов для резьбы по дереву, рабочие доски, подготовленные к резьбе заготовки, отходы фанеры для отработки пробных приемов резьбы, плакат с изображением приемов резания специальными инструментами.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Время: 2 часа
Место занятий: кабинет технологии
Материально-техническое обеспечение (МТО): Компьютер, ручные инструменты для резьбы.
Литература:
Учебные вопросы:
1. Геометрическая резьба.
2. Технология выполнения геометрической резьбы.
3. Подготовительные работы.
4. Выбор и нанесение рисунка на поверхность изделия.
5. Правила безопасности труда.
План урока
Iвыполненные работы;
- указать на характерные ошибки, недостатки;
- оценка практической работы учащихся;
- оценить и отметить лучшие работы;
- уборка рабочих мест;
- краткий опрос изученной темы;
- повторение темы и цели урока;
1. Организационная часть
- проверка учащихся по списку
- проверка готовности к уроку
- инструктаж ТБ
- повторение пройденного материала
II. Основная часть.
1. Сообщение темы и цели урока
1. Геометрическая резьба.
2. Технология выполнения геометрической резьбы.
3. Подготовительные работы.
4. Выбор и нанесение рисунка на поверхность изделия.
5. Правила безопасности труда.
6.Инструктаж по правилам безопасности текущий.
Практическая работа.
Отработка приемов резьбы (изготовление вешалки для полотенца)
- проверка организации рабочего места и соблюдение правил техники безопасности.
- проверка правильности выполнения трудовых приемов.
- проверить осуществление учащимися самоконтроль.
Заключительная часть
- проверить Ход урока
I. Вводная часть.
1. Повторение пройденного материала.
- виды резьбы и область их применения?
- технология выполнения прорезной (ажурной) резьбы?
2. Сообщение темы и цели урока.
II. Основная часть.
Изложение программного материала.
1. Геометрическая резьба.
Геометрическая резьба — один из самых древних ее видов — выполняется в виде двухгранных выемов, образующих на поверхности узор из треугольников, квадратов, окружностей. Она выгодно отличается от контурной резьбы тем, что несложна в выполнении и не требует хорошего владения техникой рисования.
Лучшим материалом для резьбы считается мягкая однородная древесина лиственных пород: липы, ольхи и осины. На ней можно выполнять тончайшие порезки, не опасаясь скалывания материала вдоль волокон. После высыхания эта древесина становится прочной и не коробится.
Основной инструмент для резьбы — нож-косяк. Хороший нож получается из ножовочного полотна. Ручку изготовляют из двух тонких дощечек. Их смазывают столярным клеем и, соединив, сушат под прессом, после чего вырезают удобную рукоять. Лезвие затачивают под углом 60° к продольной оси. Работать нужно только хорошо отточенным ножом.
Опытные мастера часто выполняют узор произвольно, но начинающим надо резать по эскизу, который сделан в натуральную величину на листе плотной бумаги с помощью циркуля, карандаша и линейки.
Для начала можно составить эскиз рисунка для разделочной доски. Вычертите на листе бумаги ее контуры, проведите среднюю линию и найдите центр. При центральной композиции построение рисунка начинают с середины и идут от общего к частному. Готовый рисунок переводят с эскиза на доску через копировальную бумагу.
Техника вырезания всех элементов одинакова, поэтому можно рассмотреть ее на примере одного треугольника. В работе чередуются два основных этапа — накалывание и подрезка. На середину треугольника наносят точку, затем ставят в нее носик косяка, располагая рукоятку строго вертикально. Пятка косяка должна быть направлена к одной из вершин треугольника. После этого с усилием нажимают на рукоятку так, чтобы носик на 2-3 мм вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины. От средней точки выполняют накалывание и к двум остальным вершинам треугольника, при этом поворачивая доску, а не нож. Потом приступают к подрезке. В зависимости от глубины резьбы косяк держат под углом 45-30° к поверхности доски, его ставят в вершину треугольника и медленно ведут острием вдоль его стороны, постепенно углубляя носик к середине на 2-3 мм. От середины, по мере приближения к другой вершине, постепенно выводят носик косяка на поверхность доски. При правильной и точной подрезке от нее легко отделяется маленькая трехгранная пирамидка. Повернув заготовку на 120°, делают следующую подрезку и извлекают вторую пирамидку. А при третьей — последнюю. Так выбираются все элементы трехгранной резьбы. Желательно сначала потренироваться на кусочке древесины, а уж потом переходить на изделие.
Впоследствии, когда будут отработаны навыки резьбы по плоскости, можно переходить к более сложным изделиям с фигурными поверхностями: ступкам, солонкам, подсвечникам.
Трехгранно-выемчатая резьба выглядит довольно эффектной на белой, ничем не покрытой древесине. Но в некоторых случаях ее можно тонировать и подкрашивать. Тонируют древесину отваром коры дуба, ивы и ольхи. Отвар приготавливают так: в измельченную кору добавляют немного питьевой соды, доливают воду и кипятят на слабом огне около 10 мин. Древесина, тонированная отваром, приобретает приятный коричневый опенок. Красивые серые и черные цвета можно получить, если в отвар добавить немного железного купороса.
Сочетание геометрических фигур
треугольник
квадрат
витейка
четырехконечная звездочка
сложная витейка
1) с сиянием
2) с изогнутыми лучами
3) шестилепестковой розетки
Работы учащихся с использованием геометрической резьбы
2. Технология выполнения геометрической резьбы
Для исполнения геометрической резьбы нужен надёжный нож. Это так называемый косой или сапожный нож. Он должен быть прочным, крепко сидящим в руке и очень остро отточенным. Хорошие ножи из обломков широких пил по металлу (изготовляемых из стали Р-18). Отдельные мастера выковывают себе ножи из широких напильников, из старых автомобильных рессор, из внешней обоймы крупных подшипников, вытачивают на электроточиле из обломков дисков фрез по металлу. Хорошие ножи получаются из полотна, косы. Каждый использует те возможности, какие у него есть. Самый простой, но надёжный нож можно изготовить из обычной стамески шириной 20-30 мм. Его вытачивают на наждачном круге.
Для косого ножа делают деревянную или пластмассовую ручку (или, приложив с двух сторон полоски кожи или поролона, туго обматывают хлорвиниловой изоляционной лентой).
При выполнении рисунка геометрической резьбы вырисовывают прямоугольники, квадраты, треугольники (рис. 54). Все выемки (углубления) вырезают косячком сначала поперек волокон (рис. 54, а), а затем вдоль волокон (рис. 54, б). Косячок берут правой рукой, как показано на рис. 55. Носком лезвия косячок ставят на линию разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезают линию. Так прорезают все средние линии.
При вырезании наклонных граней косяк наклоняют вправо (рис. 56, а) или влево (рис. 56, б) на угол 30...400. Вначале наклоном косяка вправо прорезают правые грани, затем наклоном косяка влево прорезают левые грани, при этом нельзя перерезать линию разметки. На рис. 56 показаны приемы резания косяком одной и двумя руками.
Резать надо медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держат крепко правой рукой, иногда придерживая левой (рис. 56, г), чтобы его не уводило по направлению волокон. На начальном этапе освоения резьбы косяк можно держать двумя руками, как показано на рис. 56, г.
При вырезании трехгранных выемок косяк держат вертикально и надрезают стороны вырезаемых треугольников от вершины к основанию (рис. 54, а). У вершины треугольника делают глубокий надрез, уменьшая его до нулевой глубины к основанию треугольника.
3. Подготовительные работы.
Поверхности изделий или их деталей, предназначенных под резьбу, должны быть хорошо обработаны рубанком или фуганком. Не следует их ошкуривать, так как микроскопические осколки зерен шкурки быстро испортят жало резака. Резчики обычно работают на полуфабрикате столярных (шкатулки, ларцы, полочки, панно), токарных (блюда, поставцы), резных и долбленых изделий (ковши, ложки), деталях мебели (филенки, спинки, дверки).
Разметка рисунка на предмете, распределение орнамента делаются в соответствии с чертежом, рисунком или по шаблону. Рисунок плоскорельефной резьбы сначала переводят на кальку, а затем, укрепив ее на изделии кнопками, через копирку с помощью карандаша или костяной палочки — на поверхность дерева. Размечая рисунок для мелкоузорчатой, в частности геометрической, резьбы, наносят лишь главные его членения, детали режут на глаз.
При выполнении упражнений нужно следить за посадкой учащихся. Локти должны свободно располагаться на столе, грудь — слегка касаться края, голову не следует наклонять слишком низко: расстояние от глаз до резьбы-г-30—35 см.
4. Выбор и нанесение рисунка на поверхность изделия.
ЗАПОЛНИ
5. Правила безопасности труда.
1. Стамески — опасный режущий инструмент. Обращаться с ними осторожно.
2. Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.
3. Не применять больших усилий при резании стамеской.
4. При необходимости удара по ручке стамески
брать ее в левую руку, киянку — в правую и, поставив стамеску по месту вырубки, наносить по ручке стамески легкие удары.
5. Хранить стамески в ящике верстака или в шкафу на вырезках в рейках.
6. Каждому инструменту отводить свое место.
Практическая работа
Отработка приемов резьбы
Текущий инструктаж.
- проверка организации рабочего места и соблюдение правил техники безопасности.
- проверка правильности выполнения трудовых приемов.
- проверить осуществление учащимися самоконтроль.
1. Нанесение рисунка на поверхность изделия.
2. Вырезание элементов геометрического узора.
3. Изготовление деталей вешалок и сборка изделия.
4. Отделка готового изделия.
5. Выполненную работу сдайте на проверку учителю.
VIII Заключительная часть
- проверить выполненные работы;
- указать на характерные ошибки, недостатки;
- оценка практической работы учащихся;
- оценить и отметить лучшие работы;
- уборка рабочих мест;
- краткий опрос изученной темы;
1. С какими видами резьбы вы ознакомились?
2. Где они применяются?
- повторение темы и цели урока;
- домашнее задание:
Повторить стр.27-29 и ответить на вопросы стр.30