Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



резьба

Рабочая программа по технологии "Художественная обработка древесины"

Фото пользователя Татьяна Вячеславовна Николаева
Submitted by Татьяна Вячеславовна Николаева on Wed, 18/12/2013 - 14:26

Рабочая программа по технологии учителя технологии МАОУ СОШ № 7 Маркова Алексея Андреевича


»  Размещено в сообществах:   

Единство конструкций и декора в народном жилище.

Submitted by инга владимировна арутюнян on Fri, 09/11/2012 - 07:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Арутюнян И.В., Щетинина Е.А.
Место работы, должность: 
МАОУ ДОД ЦЭВД, педагог ДО
Регион: 
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 

1.познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. 

2 воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре

3.развивать творческую и познавательную активность.

4. Формировать практические навыки в конкретном материале (рисование окна), умение передавать единство формы и декора избы 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемая методическая литература: 

1.Березовая Л. Г., Берлякова Н. Н. История русской культуры. В 2-х ч. М., 2002. 

2.Бледный С. Н., Грехов В. Н., Дунаев К. С. История культуры России: с древнейших времен до начала ХХ в. М., 2004. 

3.Бирюков А. В., Ефремов В. Я., Ипполитов Г. М. История культуры России. Самара, 2004. 

Используемое оборудование: 

1.Иллюстрации  с изображением крестьянской избы.

2. Шаблоны-выкройки по выполнению окна.

3. Видео и аудио материалы 

Краткое описание: 
Ход урока Вводная беседа учителя. Учитель. Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить. Знакомство с основными элементами жилища. Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род. «Мой дом - моя крепость», - говорили на Руси. В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть вездесущие навьи. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник. Обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проём - это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут поглядеть в его жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно. Давайте вместе посмотрим видеофильм «Убранство крестьянского дома. Окно» и выполним задание. Практическое выполнение задания- украсить шаблон окна Подведение итогов. Сегодня мы познакомились с вами с русским народным деревянным зодчеством на примере крестьянской избы, а также с главным элементом-окном.

                               План-


Геометрическая резьба по дереву.Приемы выполнения.

Submitted by Сирин Шайхуллович Гарифуллин on Sat, 29/05/2010 - 09:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гарифуллин Сирин Шайхуллович
Место работы, должность: 
Учитель технологии
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 
Ознокомить учащихся геометрической резьбой и приемами выполнения
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Министерство образования республики Татарстан

 Кайбицкого муниципального района 

 Кайбицкая средняя общеобразовательная школа

 

 

План-конспект

 

 

ТЕМА

 

 

 Геометрическая резьба.

Приемы  выполнения геометрической резьбы.

Правила безопасности труда

 

 

 

 

 

 

                                         Преподаватель технологии:

                                                               Гарифуллин Сирень Шайхуллович

 

 

Раздел: «Технология обработки древесины»

 

Тема: «Геометрическая резьба. Приемы  выполнения геометрической резьбы.

             Правила безопасности труда»

Практическая работа: «Отработка приемов резьбы»

 

Цели урока:

    -   Обучить учащихся приемам выполнения геометрической резьбы в соблюдением правил безопасности труда.

   -   Воспитывать интерес к прикладному искусству.

   -  развивать профессиональную ориентацию в направлении народных художественных промыслов.

   -  пробуждать инициативу к самостоятельной творческой работе.

 

     Задачи урока

 

        Обучающие:

         научить применять в комплексе знания, умения, навыки с опорой на ранее изученное;

         актуализировать знания и приемы, полученные ранее; 

         формировать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале;

         ввести новые понятия « Геометрическая резьба», «косяк», «глазок», «», «»;

 

        Развивающие:

         развивать умение обосновывать свою точку зрения;

         формировать исследовательские навыки;

         развивать образное мышление.

       Воспитательные:

         воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи;

         формировать умение работать в коллективе;

         воспитывать у учащихся терпимость в работе при резьбе.

        Здоровьесберегающие:

         предупреждать переутомление путем смены деятельности.

 Объект работы.  Декоративное панно.

Оснащение занятия. Образец декоративного панно, наборы инстру­ментов для резьбы по дереву, рабочие доски, подготовленные к резьбе заготовки, отходы фанеры для отработки пробных приемов резьбы, плакат с изображением приемов резания специальными инструментами.

     

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Время: 2 часа

 

Место занятий: кабинет технологии

 

Материально-техническое обеспечение (МТО): Компьютер, ручные инструменты для  резьбы.

 Литература:

 


 


 

Учебные вопросы:

1. Геометрическая резьба.

2. Технология  выполнения геометрической резьбы.

3. Подготовительные работы.

4. Выбор и нанесение рисунка  на поверхность изделия.

5. Правила безопасности труда.

 

 

План урока

 

Iвыполненные работы;

- указать на характерные ошибки, недостатки;

- оценка практической работы учащихся;

- оценить и отметить лучшие работы;

- уборка рабочих мест;

- краткий опрос изученной темы;

- повторение темы и цели урока;

 

 

1. Организационная часть

- проверка учащихся по списку

- проверка готовности к уроку

-  инструктаж ТБ

- повторение пройденного материала

 

II.   Основная часть. 

1. Сообщение темы и цели урока

1. Геометрическая резьба.

2. Технология  выполнения геометрической резьбы.

3. Подготовительные работы.

4. Выбор и нанесение рисунка  на поверхность изделия.

5. Правила безопасности труда.

6.Инструктаж по правилам безопасности текущий.

 

Практическая работа.

Отработка приемов резьбы         (изготовление вешалки для полотенца)

- проверка организации рабочего места и соблюдение правил техники безопасности.

- проверка правильности выполнения трудовых приемов.

- проверить осуществление учащимися самоконтроль. 

 

  Заключительная часть

 - проверить Ход урока

I. Вводная часть.

1.     Повторение пройденного материала.

-  виды резьбы и область их применения?

-  технология выполнения прорезной (ажурной) резьбы?

2. Сообщение темы и цели урока.

II.   Основная часть. 

Изложение программного материала.

1. Геометрическая резьба.

  Геометрическая резьба — один из самых древ­них ее видов — выполняется в виде двухгранных выемов, образующих на поверхности узор из треу­гольников, квадратов, окружностей. Она выгодно от­личается от контурной резьбы тем, что несложна в выполнении и не требует хорошего владения техни­кой рисования.

Лучшим материалом для резьбы считается мяг­кая однородная древесина лиственных пород: липы, ольхи и осины. На ней можно выполнять тончайшие порезки, не опасаясь скалывания материала вдоль волокон. После высыхания эта древесина становится прочной и не коробится.

Основной инструмент для резьбы — нож-ко­сяк. Хороший нож получается из ножовочного полотна. Ручку изготовляют из двух тонких дощечек. Их смазывают столярным клеем и, соединив, су­шат под прессом, после чего вырезают удобную рукоять. Лезвие затачивают под углом 60° к про­дольной оси. Работать нужно только хорошо отто­ченным ножом.

Опытные мастера часто выполняют узор про­извольно, но начинающим надо резать по эскизу, который сделан в натуральную величину на листе плотной бумаги с помощью циркуля, карандаша и линейки.

Для начала можно составить эскиз рисунка для разделочной доски. Вычертите на листе бумаги ее контуры, проведите среднюю линию и найдите центр. При центральной композиции построение ри­сунка начинают с середины и идут от общего к част­ному. Готовый рисунок переводят с эскиза на доску через копировальную бумагу.

Техника вырезания всех элементов одинакова, поэтому можно рассмотреть ее на примере одного треугольника. В работе чередуются два основных этапа — накалывание и подрезка. На середину тре­угольника наносят точку, затем ставят в нее носик косяка, располагая рукоятку строго вертикально. Пятка косяка должна быть направлена к одной из вершин треугольника. После этого с усилием нажи­мают на рукоятку так, чтобы носик на 2-3 мм вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины. От средней точки выполняют накалывание и к двум остальным вершинам треугольника, при этом пово­рачивая доску, а не нож. Потом приступают к под­резке. В зависимости от глубины резьбы косяк дер­жат под углом 45-30° к поверхности доски, его ста­вят в вершину треугольника и медленно ведут ост­рием вдоль его стороны, постепенно углубляя носик к середине на 2-3 мм. От середины, по мере при­ближения к другой вершине, постепенно выводят носик косяка на поверхность доски. При правиль­ной и точной подрезке от нее легко отделяется ма­ленькая трехгранная пирамидка. Повернув заготов­ку на 120°, делают следующую подрезку и извлека­ют вторую пирамидку. А при третьей — последнюю. Так выбираются все элементы трехгранной резьбы. Желательно сначала потренироваться на кусочке древесины, а уж потом переходить на изделие.

Впоследствии, когда будут отработаны навыки резьбы по плоскости, можно переходить к более сложным изделиям с фигурными поверхностями: ступкам, солонкам, подсвечникам.


Трехгранно-выемчатая резьба выглядит до­вольно эффектной на белой, ничем не покрытой древесине. Но в некоторых случаях ее можно тони­ровать и подкрашивать. Тонируют древесину отва­ром коры дуба, ивы и ольхи. Отвар приготавливают так: в измельченную кору добавляют немного пи­тьевой соды, доливают воду и кипятят на слабом огне около 10 мин. Древесина, тонированная отва­ром, приобретает приятный коричневый опенок. Красивые серые и черные цвета можно получить, если в отвар добавить немного железного купоро­са.  

 

 

Сочетание геометрических фигур

 

 


 



 


 



 




 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

треугольник


 


 


 


 


 

 

квадрат

 

витейка

 

четырехконечная звездочка


 

 

сложная витейка


 

 

 

1) с сиянием

 

 

 


 

2) с изогнутыми лучами

 

 


 

 

  3) шестилепестковой розетки


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работы учащихся с использованием геометрической резьбы

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

2.  Технология  выполнения геометрической резьбы

Для исполнения геометрической резьбы нужен надёжный нож. Это так называемый косой или сапожный нож. Он должен быть прочным, крепко сидящим в руке и очень остро отточенным. Хорошие ножи из обломков широких пил по металлу (изготовляемых из стали Р-18). Отдельные мастера выковывают себе ножи из широких напильников, из старых автомобильных рессор, из внешней обоймы крупных подшипников, вытачивают на электроточиле из обломков дисков фрез по металлу. Хорошие ножи получаются из полотна,   косы.   Каждый использует те возможности, какие у него есть. Самый простой, но надёжный нож можно изготовить из обычной стамески шириной 20-30 мм. Его вытачивают на наждачном круге.

Для косого ножа делают деревянную или пластмассовую ручку (или, приложив с двух сторон полоски кожи или поролона, туго обматывают хлорвиниловой изоляционной лентой).

 


 

 

При выполнении рисунка геометрической резьбы вырисовывают прямоугольники, квадраты, треугольники (рис. 54). Все выемки (углубления) вырезают косячком сначала поперек волокон (рис. 54, а), а затем вдоль волокон (рис. 54, б). Косячок берут правой рукой, как показано на рис. 55. Носком лезвия косячок ставят на линию разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезают линию. Так прорезают все средние линии.


 

При вырезании наклонных граней косяк наклоняют вправо (рис. 56, а) или влево (рис. 56, б) на угол 30...400. Вначале наклоном косяка вправо прорезают правые грани, затем наклоном косяка влево прорезают левые грани, при этом нельзя перерезать линию разметки. На рис. 56 показаны приемы резания косяком одной и двумя руками.

Резать надо медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держат крепко правой рукой, иногда придерживая левой (рис. 56, г), чтобы его не уводило по направлению волокон. На начальном этапе освоения резьбы косяк можно держать двумя руками, как показано на рис. 56, г.

При вырезании трехгранных выемок косяк держат вертикально и надрезают стороны вырезаемых треу­гольников от вершины к основанию (рис. 54, а). У вершины треугольника делают глубокий надрез, умень­шая его до нулевой глубины к основанию треугольника.

 

 

 

 

 3. Подготовительные работы.

 

Поверхности изделий или их деталей, предназначенных под резьбу, должны быть хорошо обработаны рубанком или фуганком. Не следует их ошкуривать, так как микроскопи­ческие осколки зерен шкурки быстро испортят жало резака. Резчики обычно работают на полуфабрикате столярных (шка­тулки, ларцы, полочки, панно), токарных (блюда, поставцы), резных и долбленых изделий (ковши, ложки), деталях мебели (филенки, спинки, дверки).

Разметка рисунка на предмете, распределение орнамента делаются в соответствии с чертежом, рисунком или по шаб­лону. Рисунок плоскорельефной резьбы сначала переводят на кальку, а затем, укрепив ее на изделии кнопками, через копирку с помощью карандаша или костяной палочки — на поверхность дерева. Размечая рисунок для мелкоузорчатой, в частности геометрической, резьбы, наносят лишь главные его членения, детали режут на глаз.

При выполнении упражнений нужно следить за посадкой учащихся. Локти должны свободно располагаться на столе, грудь — слегка касаться края, голову не следует наклонять слишком низко: расстояние от глаз до резьбы-г-30—35 см.

 

 

4. Выбор и нанесение рисунка  на поверхность изделия.

 

ЗАПОЛНИ

 

 

 5. Правила безопасности труда.

1.           Стамески — опасный режущий инструмент. Обращаться с ними осторожно.

2.     Не   держать   левую   руку   вблизи   режущего инструмента.

3.     Не применять больших усилий при резании стамеской.

4.     При необходимости удара по ручке стамески

брать ее в левую руку, киянку — в правую и, поставив стамеску по месту вырубки, наносить по ручке стамески легкие удары.

5.          Хранить стамески в ящике верстака или в шкафу на вырезках в рейках.

6.          Каждому инструменту отводить свое место.

 

 

Практическая работа

Отработка приемов резьбы         

Текущий инструктаж.

- проверка организации рабочего места и соблюдение правил техники безопасности.

- проверка правильности выполнения трудовых приемов.

- проверить осуществление учащимися самоконтроль. 

1.  Нанесение рисунка на поверхность изделия.

2.               Вырезание элементов геометрического узора.

3.              Изготовление деталей вешалок и сборка изделия.

4.              Отделка готового изделия.

5.              Выполненную работу сдайте на проверку учителю.

 

 

VIII Заключительная часть

 - проверить выполненные работы;

- указать на характерные ошибки, недостатки;

- оценка практической работы учащихся;

- оценить и отметить лучшие работы;

- уборка рабочих мест;

- краткий опрос изученной темы;


 

1.  С какими видами резьбы вы ознакомились?

2. Где они применяются?

 

- повторение темы и цели урока;

- домашнее задание:

 Повторить стр.27-29 и ответить на вопросы стр.30

 

 

 

 

Используемая методическая литература: 

 1.Учебное пособие «Технология» В.Д.Симоненко 6 класс стр.65-73.

2.Учебное пособие «основы художественного ремесла»  В.А. Барадуллин  Ю.В. Максимов стр.49-53.

 3. научно-методический журнал «Школа и производство» №2 2002г. и №1 2004г.

Используемое оборудование: 

Столярные верстаки , набор инструментов для резьбы.

Краткое описание: 
Урок конспект
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн