Официальный сайт synclub 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



специальная психология

«Методики для обследования познавательной деятельности аномальных детей»

Submitted by Ирина Павловна Сингирцева on Wed, 06/06/2012 - 18:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сингирцева И.П.
Место работы, должность: 
ГБОУ СПО Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): 
Спецпредмет
Цель урока: 

Цели:1.обеспечение овладения учащимися когнитивными компетенциями (способность к самостоя­тельному мышлению и   учению, анализу, синтезу, творческие спо­собности.)

            2.развитие у обучающихся умения структурировать информацию.

            3.формирование у учащихся профессиональной компетентности в практическом применении методик. 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Краткое описание: 
урок содержит материал, знакомящий с методиками для обследования аномальных детей

 

№№


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Submitted by Ирина Павловна Сингирцева on Wed, 06/06/2012 - 18:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сингирцева И.П.
Место работы, должность: 
ГБОУ СПО Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова. Преподаватель
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): 
Спецпредмет
Цель урока: 

Дидактическая задача: формирование устойчивых познавательных интересов; сочетание эмоционального и рационального в обучении.

Цели:1.обеспечение усвоения учащимися знаний об основных формах психокоррекционной работы

      2.развитие у обучающихся умения структурировать информацию;

     3.формирование у учащихся профессиональной компетенции. 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: 
урок знакомит с основнами формами коррекционной работы

 

№№


Урок по предмету «Основы специальной психологии»ТЕМА: ПСИХОТРЕНИНГ

Submitted by Ирина Павловна Сингирцева on Wed, 06/06/2012 - 18:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сингирцева И.П.
Место работы, должность: 
ГБОУ СПО "Вольскийпедагогический колледж им. Ф.И. Панферова, преподаватель
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): 
Спецпредмет
Цель урока: 

 

Урок по предмету «Основы специальной психологии»

Преподаватель: Сингирцева И.П.

         .                                                                                                                                                                                                        Группа 4С1

ТЕМА: ПСИХОТРЕНИНГ

ТИП: комбинированный

Дидактическая задача: формирование устойчивых познавательных интересов; сочетание эмоционального и рационального в обучении.

Цели:1.обеспечение усвоения учащимися знаний об основных видах психотренинга;

      2.развитие у обучающихся умения структурировать информацию;

     3.формирование у учащихся профессиональной компетенции.

Методы обучения: информационно - развивающие

№№

Этапы урока

Время

Содержание

Методы обучения

Задачи обучения

1

Организационный этап

2 мин.

Приветствие, фиксация отсутствующих

- Я рада вас видеть и желаю вам  хорошего настроения в течение всего дня.

 

 

 

 словесные

Подготовка учащихся к работе на уроке,  обеспечение положительной психологической настройки учащихся

2.

Воспроизведение опорных знаний

1 мин

- Мы продолжаем изучение темы «Психологическая коррекция»

Вспомните, какие существуют способы организации психологической коррекционной работы.

словесные

Выяснение усвоения учащимися необходимого учебного материала.

3.

 

Мотива-ция учения и сообще-ние темы, целей и задач

 

2 мин

Сегодня мы познакомимся с основными видами психотренинга. Изучение этой темы пригодится вам в работе с младшими школьниками и подростками общеобразовательной школы, а также с учащимися коррекционных классов и школ.

.  Запишите в своих тетрадях тему урока – она перед вами, на доске.

По ходу урока вы должны будете составить схему основных видов психотренинга. В конце занятия мы их посмотрим и самые рациональные и логичные работы оценим.

 

 

Словесные, наглядные.

 

 

 

 

Постановка цели через показ конечных результатов

 

Обеспечение мотивации учащихся, принятие ими целей урока

.

4

Изучение нового матери-ала

 

 

25 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

Психотренинг - это комплекс упражнений, направлен­ных на развитие психических процессов: внимания, памя­ти, мышления и т. д. Занятия могут проводиться индивидуально или в малых группах (3-6 человек). Основной возрастной группой явля­ются дети от шести до десяти лет. Продолжительность заня­тий - 30-45 минут, но отдельные упражнения можно вклю­чать в ход урока и использовать в работе дома с родителями. В качестве наглядного материала можно использовать аль­бомы типа «Развивайте ум детей».

 

  Некоторым из вас были даны опережающие задания подготовить и показать,как методически правильно использовать различные виды психотренинговых упражнений.

1.упражнения, направленных на разви­тие объема и концентрации внимания и работоспособности:

 «Муха» -

2. упражнения, раз­вивающих переключаемость внимания

 «Наблюдение за двойными картинками»

«Ручная проба»

3.Для развития слуховой памяти применяются упражнения:

«Нагружаем корабль» -

4.Для улучшения зрительного запоминанияиспользуются

сюжетные картинки;

цветное геометричес­кое лото;

сравнение парных картинок по памяти и т. д.

5.  Для развития мышления младших школьников использу­ются игры:

 «Сходства и различия» -

6. упражнения, направленные на по­знание nонятий числа, объема, массы:.

7.Для развития навыков nрактического мышления и социальной ориентацииполезно разыгрывание сценок с неоконченными сценариями: «покупка в магази­не», «переход улицы», «товарищ предлагает прогулять урок» и т. д.

8. У старших подростков возможно проведение более слож­ных упражнений, направленных на обучение навыкам рас­слабления и концентрации.

«Лентяй и труженик»

 

9.У подростков с астеническими типами акцентуации, неврозами широко применяются элементы актерского тре­нинга, что позволяет более произвольно регулировать свои эмоциональные состояния и адекватно выражать их в ходе контакта.

 «Волшебный графин»

      

Следует еще раз напомнить, что любые психокоррекци­онные и тренинговые занятия должен проводить психолог, имеющий соответствующую квалификацию, прошедший обу­чение на курсах, прослушавший тренинг-семинары по избран­ному им типу коррекционной работы. Использование методов, включающих биоэнергетическое воздействие или изменение состояния сознания у детей и подростков, недопустимо.

Самостоя-тельное построение структурно-логической схемы изучаемого материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ,

 

 

объяснение

 

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого

материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение усвоения знаний об основных видах психотренинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование профессиональной компетенции

 

5.

Этап первичного осмысле-ния изучен-ного

 

5 мин

Мы рассмотрели различные виды психотренинга.

 Сейчас  вы доработаете схему по теме урока, составленную в тетради.

 

Составление и коррекция структурно- логической схемы

Развитие умения структурировать информацию

6.

Этап закрепления новых знаний

 

 

3 мин

Какие новые понятия можно записать в словарь?

 

 

словесные

 

 

Обеспечение закрепления в памяти учащихся знаний, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

7.

Этап информации о домаш-нем задании

 

2 мин

Запишите домашнее задание: 1. В словарь записать новые понятия

2. выучить  тему, дополнить схему примерами.

3. Подготовить к проведению одно из упражнений психотренинга

Задание массивом

Обеспечение понимания учащимися содержания домашнего задания

8.

подведе-ние итогов занятия

 

2 мин

Сегодня на уроке мы познакомились с некоторыми видами психотренинга

Оценки за урок…

Сообщение преподавате-ля

Дать оценку работы класса

9.

Этап рефлек-

сии

 

3 мин

А сейчас прошу каждую из вас буквально в двух словах написать о ваших ощущениях, которые вы уносите с урока…..

Метод опроса

Инициирование и интенсифицирова-ние рефлексии учащихся по поводу своего психо –эмоционального состояния и своей мотивации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Лекционный материал к теме «Психотренинг»

- Мы продолжаем изучение темы «Психологическая коррекция»

Вспомните, какие существуют способы организации психологической коррекционной работы.

Сегодня мы познакомимся с основными видами психотренинга. Изучение этой темы пригодится вам в работе с младшими школьниками и подростками общеобразовательной школы, а также с учащимися коррекционных классов и школ.

.  Запишите в своих тетрадях тему урока – она перед вами, на доске.

По ходу урока вы должны будете составить схему основных видов психотренинга. В конце занятия мы их посмотрим и самые рациональные и логичные работы оценим

Психотренинг - это комплекс упражнений, направлен­ных на развитие психических процессов: внимания, памя­ти, мышления и т. д. Он широко применяется для улучше­ния успеваемости у детей с задержкой психического разви­тия. Занятия могут проводиться индивидуально или в малых группах (3-6 человек). Основной возрастной группой явля­ются дети от шести до десяти лет. Продолжительность заня­тий - 30-45 минут, но отдельные упражнения можно вклю­чать в ход урока и использовать в работе дома с родителями. В качестве наглядного материала можно использовать аль­бомы типа «Развивайте ум детей».

Некоторым из вас были даны опережающие задания подготовить и показать,как методически правильно использовать различные виды психотренинговых упражнений.

    Приведем пример упражнений, направленных на разви­тие объема и концентрации внимания и работоспособности:

«Корректура» - вычеркивание из текста определенных букв (сначала одной, потом двух-трех) с фиксированным временем;

«Муха»- рисуется квадрат 3х3 клеточки и ребенку пред­лагается, мысленно удерживая его, перемещать по нему«муху» вверх-вниз, влево-вправо, следя за тем, чтобы она не вылетела за пределы квадрата.

«Паровозик» - ребенку предлагают на тетради в клеточ­ку рисовать под диктовку перемещения «паровозика» - одну клеточку вниз, две вправо, две вверх и т. д.

«Что изменилось?» - на столе раскладывается ряд пред­метов, затем некоторые из них, попросив ребенка отвер­нуться, меняют местами. Нужно узнать, что изменилось.

В индивидуальной работе могут использоваться задания типа «Найди различия между картинками», «Найди два оди­наковых предмета» и т. д.

    Приведем пример психотренинговых упражнений, раз­вивающих переключаемость внимания:                                                                                                                                    

«Корректура» - при которой, например, одну букву не­обходимо вычеркнуть, другую подчеркнуть или обвести круж­ком.

       «Прямой и обратный счет» - 1,20,2, 19, 3, 18,4, 17, 5,16 и т. д.

«Наблюдение за двойными картинками»- ребенку предъяв­ляется картинка с двойным изображением: «профили-ваза», «утка-заяц», «красавица-ведьма» И т. д., после того как ребенок обнаружит оба изображения, ему предлагается по­переменно воспринимать оба изображения, как можно с большей скоростью. Время выполнения упражнения фикси­руется - 1-2 минуты.

«Ручная проба» - ребенку предлагается попеременно сту­чать по столу в последовательности «ребро - кулак - ладонь (1-2 минуты).

Развитие навыков запоминания является важной задачей психолога, особенно при работе с детьми с органической задержкой психического развития. Подробное описание уп­ражнений для развития различных видов памяти дано в се­рии пособий, выпущенных центром «Эйдос». Мы покажем  несколько групповых игр и упражнений, направленных на развитие механического и логического за­поминания.

Для развития слуховой памяти применяются упражнения типа:

«Нагружаем корабль»- каждый ребенок должен повто­рить в той же последовательности все слова, сказанные рань­ше, и добавить свои: «крыса»; «крыса, мешок»; «крыса, ме­шок, картинка» и т. д.

«Вспоминание стихотворения» - один из участников на­зывает строчку из стихотворения, задача группы вспомнить его целиком.

«Запоминаем числа» - называются ряды двузначных чи­сел, начиная с 4 и до 10; задача - запомнить и записать в той же последовательности.

«Составляем фразу» - упражнение выполняется в паре. Один из партнеров дает другому набор из 7-10 отдельных слов; задача второго - составить минифразу и запомнить ее. Через 5 минут воспроизвести слова, затем роли меняются.

Для улучшения зрительного запоминанияиспользуются сюжетные картинки: посмотреть, а затем, не глядя на кар­тинки, перечислить, что нарисовано; цветное геометричес­кое лото - посмотреть на свою карточку, запомнить ее; повторить это 5-6 раз с другими карточками, а потом пере­мешать их с остальными и отобрать узнанные отдельные карточки; сравнение парных картинок по памяти и т. д.

    Для развития мышлениямладших школьников использу­ются игры:

     «В аналогии» (лошадь с жеребенком, как корова с...), задача группы - дополнить фразу.

    «Сходства И различия» - «муха и пчела похожи...», «муха и пчела отличаются...».

    Поиск числовой закономерности

    Важными являются упражнения, направленные на по­знание nонятий числа, объема, массы: ребенку предлагается кусок пластилина, взвешивается. Затем этот пластилин ре­бенок вытягивает или лепит из него что-то, но с исполь­зованием всего куска. После этого получившаяся фигура опять взвешивается

. Для развития навыков nрактического мышления и социальной ориентацииполезно разыгрывание сценок с неоконченными сценариями: «покупка в магази­не», «переход улицы», «товарищ предлагает про гулять урок» И т.д.

Упражнения на развитие эмоциональной сферы личности, мотивации подробно описаны в таких книгах как «Психогимнастика» Чистяковой. «Игротерапия общения» Панфиловой. Если в нор­ме эти занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста, то у детей с ЗПР возможно их проведение в 7-­9 лет. В более старшем возрасте упражнения по развитию па­мяти, внимания, мышления проводятся, в основном, С деть­ми, страдающими органическим поражением ЦНС. Приме­няются описанные ранее упражнения, но в усложненных модификациях (так, например, «муха» не в квадрате 3х3, а5х5 или в кубе).

У старших подростков возможно проведение более слож­ных упражнений, направленных на обучение навыкам рас­слабления и концентрации.

У подростков с астеническими типами акцентуации, неврозами широко применяются элементы актерского тре­нинга, что позволяет более произвольно регулировать свои эмоциональные состояния и адекватно выражать их в ходе контакта. Упражнения этого типа собраны в книге с.в. Гип­пиус (1967). Мы приведем только те, которыми наиболее часто пользовались в работе с подростками.

«Тень» .

     Разделитесь на пары. Первый будет Человек. Пусть он ходит по комнате как по лесу, собирает грибы, рвет яго­ды, ловит бабочку... Второй будет его Тенью, пусть он на­ходится за спиной человека и повторяет в точности все его движения. Если человек задумчив, грустен, может ли тень веселиться? Повторяя движения Человека, Тень должна дви­гаться в том же ритме, в том же самочувствии. Мало повто­рять движения, надо попытаться проникнуть в мысли Чело­века...

«Важный гость»

     Представьте себе, что мы ждем в гости знаменитого док­тора из Америки. Один из участников выходит из комнаты и вновь появляется, действуя так, как если бы он был знаме­нитым доктором. Он здоровается, садится, отвечает на воп­росы, стараясь правильно говорить по-русски. Нужно дос­тичь полной достоверности его поведения и поведения дру­гих участников.

«Переключения темпо-ритма»

     Упражнение на действие с воображаемым предметом.

Вы - дома, сидите и пишете сочинение. Нормальное само­чувствие и настроение. Решите, на какую тему, о чем? По­кажите, как вы это делаете.

- А если бы вам не хотелось писать? Жара, весна, друзья на улицу зовут, но отписать быстренько надо... Как бы это выглядело?

- А если бы это было вступительное сочинение в инсти­тут? А время кончается через 1О минут? и т. д.

«Волшебный графин»

Для этого упражнения нужны графин с водой и стаканы.        

- Пусть каждый нальет из графина воды. Она волшебная. Попробуем ее на вкус. Первый небольшой глоток - какао. Вспомнили вкус, запах, вид? Когда вспомните, отпейте немного.

Второй глоток - хлебный квас, прямо из бочки. Третий - горячий чай.

Четвертый - рыбий жир ... и т. д. Потом упражнение выполняет один участник, а осталь­ные должны узнать, что именно он пьет. 

 

    Существенным и часто применимым разделом психотре­нинга является аутогенная тренировка   (А Т).

Аутогенная тренировка - активный метод психопрофи­лактики и психогигиены, повышающий возможность само­регуляции исходно непроизвольных функций организма.

Тренирующийся сам активно включается в работу при полном сохранении инициативы и самоконтроля. Успешно применяется аутогенная тренировка при неврозах, психо­соматических заболеваниях, состояниях тревоги, наруше­ниях сна и т. д. Противопоказанием является состояние ост­рого психоза, нарушения сознания, наличие бреда, низкий интеллектуальный уровень, дошкольный возраст ребенка. Обучение АТ проводится, в основном, В группе, с тем, что­бы клиент в дальнейшем использовал его самостоятельно, по мере возникновения потребности. Занятия требуют опре­деленного помещения и оборудования. Помещение должно быть хорошо проветриваемым и теплым, изолированным от внешних шумов. Желательно неяркое освещение. Мебель: мягкие кресла с подлокотниками и кушетки с подушками. Стол руководителя занятий должен быть освещен неярким (затемненным) светом. Желательно наличие магнитофона или проигрывателя. Продолжительность одного занятия 30 - ­40 минут, курс обычно рассчитан на 9-10 занятий с часто­той 2-3 занятия в неделю. На первом занятии проводится тренировка по расслаблению различных групп мышц: рук, ног, шеи, лица... На последующих занятиях достигается ощущение тепла и тяжести в различных частях тела. Слу­шатели повторяют про себя за ведущим и пытаются ощу­тить желаемое состояние: «Я очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Руки и ноги стали тяжелыми и теплыми!»

Занятия включают также тренировку глубокого диафраг­мального дыхания, что сопровождается вызыванием чувстватепла в животе. По вышеописанному принципу дается фор­мулировка: «Живот наполнился приятным теплом». После достижения группой устойчивых ощущений тепла всего тела вызывается ощущение приятной прохлады в области голо­вы. Это упражнение для регуляции сосудистого тонуса, про­филактики головных болей. На заключительных занятиях про­водится тренировка по вызыванию у себя положительно эмо­ционально окрашенных состояний: воображаемый сюжет: «Я на берегу моря», «Отдых в лесу» и т. д.

Аутотренинг - средство, прежде всего, профилактики и психогигиены, поэтому он продолжается в ходе регулярных домашних занятий, при которых можно использовать маг­нитофонные записи той же музыки или текст, которые были при групповых занятиях. Результативность аутогенной тре­нировки измеряется способностью клиента поддерживать желаемое бодрое состояние в течение дня и спокойно засы­пать вечером.

Следует еще раз напомнить, что любые психокоррекци­онные и тренинговые занятия должен проводить психолог, имеющий соответствующую квалификацию, прошедший обу­чение на курсах, прослушавший тренинг-семинары по избран­ному им типу коррекционной работы. Использование методов, включающих биоэнергетическое воздействие или изменение состояния сознания у детей и подростков, недопустимо.

 

Литература по теме: (наша библиотека)  А.Ф. Ануфриев Как преодолеть трудности в обучении детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МУХА

Игра позволяет тренировать способность длительно удерживать в сознании зрительный образ.

Рисуется квадрат 3х3 клеточки. В центре сидит «муха». Она может совершать движения на одну клеточку вправо, влево, вверх, вниз. Обратные движения совершать нельзя. Задача игроков: не выпустить «муху» за пределы поля. (Давайте попробуем сыграть. Начинает… за ней…(8-10 человек)).

При проведении упражнения с детьми в игре участвует 2-3 человека. Пальцем фиксировать движение «мухи» нельзя. Потом игровое поле закрывается и игроки должны ориентироваться на свое зрительное представление.

 

 

 

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

 

Детям предлагается  пара слов, мало связанных между собой. Например, муха и пчела , блюдо и озеро и т. д. За 10 минут ребенок должен назвать или написать как можно больше  общих признаков. А затем отличий этих предметов. Ответы могут быть обычными, но особенно ценятся нестандартные ответы, которые позволяют увидеть предложенные слова в совершенно новом свете. Побеждает тот, кто предлагает самый большой список признаков.

 

--------------------------------------------------------------------------- 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Краткое описание: 
урок рассматривает основные элементы психотренинга

Методические рекомендации к УМК "Основы специальной педагогики и психологии"

Submitted by Замира Михайловна Шилкина on Sat, 20/02/2010 - 02:08

                Введение дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии» обусловлено как усиле


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн