Цель урока:
Лекционный материал к теме «Психотренинг»
- Мы продолжаем изучение темы «Психологическая коррекция»
Вспомните, какие существуют способы организации психологической коррекционной работы.
Сегодня мы познакомимся с основными видами психотренинга. Изучение этой темы пригодится вам в работе с младшими школьниками и подростками общеобразовательной школы, а также с учащимися коррекционных классов и школ.
. Запишите в своих тетрадях тему урока – она перед вами, на доске.
По ходу урока вы должны будете составить схему основных видов психотренинга. В конце занятия мы их посмотрим и самые рациональные и логичные работы оценим
Психотренинг - это комплекс упражнений, направленных на развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления и т. д. Он широко применяется для улучшения успеваемости у детей с задержкой психического развития. Занятия могут проводиться индивидуально или в малых группах (3-6 человек). Основной возрастной группой являются дети от шести до десяти лет. Продолжительность занятий - 30-45 минут, но отдельные упражнения можно включать в ход урока и использовать в работе дома с родителями. В качестве наглядного материала можно использовать альбомы типа «Развивайте ум детей».
Некоторым из вас были даны опережающие задания подготовить и показать,как методически правильно использовать различные виды психотренинговых упражнений.
Приведем пример упражнений, направленных на развитие объема и концентрации внимания и работоспособности:
«Корректура» - вычеркивание из текста определенных букв (сначала одной, потом двух-трех) с фиксированным временем;
«Муха»- рисуется квадрат 3х3 клеточки и ребенку предлагается, мысленно удерживая его, перемещать по нему«муху» вверх-вниз, влево-вправо, следя за тем, чтобы она не вылетела за пределы квадрата.
«Паровозик» - ребенку предлагают на тетради в клеточку рисовать под диктовку перемещения «паровозика» - одну клеточку вниз, две вправо, две вверх и т. д.
«Что изменилось?» - на столе раскладывается ряд предметов, затем некоторые из них, попросив ребенка отвернуться, меняют местами. Нужно узнать, что изменилось.
В индивидуальной работе могут использоваться задания типа «Найди различия между картинками», «Найди два одинаковых предмета» и т. д.
Приведем пример психотренинговых упражнений, развивающих переключаемость внимания:
«Корректура» - при которой, например, одну букву необходимо вычеркнуть, другую подчеркнуть или обвести кружком.
«Прямой и обратный счет» - 1,20,2, 19, 3, 18,4, 17, 5,16 и т. д.
«Наблюдение за двойными картинками»- ребенку предъявляется картинка с двойным изображением: «профили-ваза», «утка-заяц», «красавица-ведьма» И т. д., после того как ребенок обнаружит оба изображения, ему предлагается попеременно воспринимать оба изображения, как можно с большей скоростью. Время выполнения упражнения фиксируется - 1-2 минуты.
«Ручная проба» - ребенку предлагается попеременно стучать по столу в последовательности «ребро - кулак - ладонь (1-2 минуты).
Развитие навыков запоминания является важной задачей психолога, особенно при работе с детьми с органической задержкой психического развития. Подробное описание упражнений для развития различных видов памяти дано в серии пособий, выпущенных центром «Эйдос». Мы покажем несколько групповых игр и упражнений, направленных на развитие механического и логического запоминания.
Для развития слуховой памяти применяются упражнения типа:
«Нагружаем корабль»- каждый ребенок должен повторить в той же последовательности все слова, сказанные раньше, и добавить свои: «крыса»; «крыса, мешок»; «крыса, мешок, картинка» и т. д.
«Вспоминание стихотворения» - один из участников называет строчку из стихотворения, задача группы вспомнить его целиком.
«Запоминаем числа» - называются ряды двузначных чисел, начиная с 4 и до 10; задача - запомнить и записать в той же последовательности.
«Составляем фразу» - упражнение выполняется в паре. Один из партнеров дает другому набор из 7-10 отдельных слов; задача второго - составить минифразу и запомнить ее. Через 5 минут воспроизвести слова, затем роли меняются.
Для улучшения зрительного запоминанияиспользуются сюжетные картинки: посмотреть, а затем, не глядя на картинки, перечислить, что нарисовано; цветное геометрическое лото - посмотреть на свою карточку, запомнить ее; повторить это 5-6 раз с другими карточками, а потом перемешать их с остальными и отобрать узнанные отдельные карточки; сравнение парных картинок по памяти и т. д.
Для развития мышлениямладших школьников используются игры:
«В аналогии» (лошадь с жеребенком, как корова с...), задача группы - дополнить фразу.
«Сходства И различия» - «муха и пчела похожи...», «муха и пчела отличаются...».
Поиск числовой закономерности
Важными являются упражнения, направленные на познание nонятий числа, объема, массы: ребенку предлагается кусок пластилина, взвешивается. Затем этот пластилин ребенок вытягивает или лепит из него что-то, но с использованием всего куска. После этого получившаяся фигура опять взвешивается
. Для развития навыков nрактического мышления и социальной ориентацииполезно разыгрывание сценок с неоконченными сценариями: «покупка в магазине», «переход улицы», «товарищ предлагает про гулять урок» И т.д.
Упражнения на развитие эмоциональной сферы личности, мотивации подробно описаны в таких книгах как «Психогимнастика» Чистяковой. «Игротерапия общения» Панфиловой. Если в норме эти занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста, то у детей с ЗПР возможно их проведение в 7-9 лет. В более старшем возрасте упражнения по развитию памяти, внимания, мышления проводятся, в основном, С детьми, страдающими органическим поражением ЦНС. Применяются описанные ранее упражнения, но в усложненных модификациях (так, например, «муха» не в квадрате 3х3, а5х5 или в кубе).
У старших подростков возможно проведение более сложных упражнений, направленных на обучение навыкам расслабления и концентрации.
У подростков с астеническими типами акцентуации, неврозами широко применяются элементы актерского тренинга, что позволяет более произвольно регулировать свои эмоциональные состояния и адекватно выражать их в ходе контакта. Упражнения этого типа собраны в книге с.в. Гиппиус (1967). Мы приведем только те, которыми наиболее часто пользовались в работе с подростками.
«Тень» .
Разделитесь на пары. Первый будет Человек. Пусть он ходит по комнате как по лесу, собирает грибы, рвет ягоды, ловит бабочку... Второй будет его Тенью, пусть он находится за спиной человека и повторяет в точности все его движения. Если человек задумчив, грустен, может ли тень веселиться? Повторяя движения Человека, Тень должна двигаться в том же ритме, в том же самочувствии. Мало повторять движения, надо попытаться проникнуть в мысли Человека...
«Важный гость»
Представьте себе, что мы ждем в гости знаменитого доктора из Америки. Один из участников выходит из комнаты и вновь появляется, действуя так, как если бы он был знаменитым доктором. Он здоровается, садится, отвечает на вопросы, стараясь правильно говорить по-русски. Нужно достичь полной достоверности его поведения и поведения других участников.
«Переключения темпо-ритма»
Упражнение на действие с воображаемым предметом.
Вы - дома, сидите и пишете сочинение. Нормальное самочувствие и настроение. Решите, на какую тему, о чем? Покажите, как вы это делаете.
- А если бы вам не хотелось писать? Жара, весна, друзья на улицу зовут, но отписать быстренько надо... Как бы это выглядело?
- А если бы это было вступительное сочинение в институт? А время кончается через 1О минут? и т. д.
«Волшебный графин»
Для этого упражнения нужны графин с водой и стаканы.
- Пусть каждый нальет из графина воды. Она волшебная. Попробуем ее на вкус. Первый небольшой глоток - какао. Вспомнили вкус, запах, вид? Когда вспомните, отпейте немного.
Второй глоток - хлебный квас, прямо из бочки. Третий - горячий чай.
Четвертый - рыбий жир ... и т. д. Потом упражнение выполняет один участник, а остальные должны узнать, что именно он пьет.
Существенным и часто применимым разделом психотренинга является аутогенная тренировка (А Т).
Аутогенная тренировка - активный метод психопрофилактики и психогигиены, повышающий возможность саморегуляции исходно непроизвольных функций организма.
Тренирующийся сам активно включается в работу при полном сохранении инициативы и самоконтроля. Успешно применяется аутогенная тренировка при неврозах, психосоматических заболеваниях, состояниях тревоги, нарушениях сна и т. д. Противопоказанием является состояние острого психоза, нарушения сознания, наличие бреда, низкий интеллектуальный уровень, дошкольный возраст ребенка. Обучение АТ проводится, в основном, В группе, с тем, чтобы клиент в дальнейшем использовал его самостоятельно, по мере возникновения потребности. Занятия требуют определенного помещения и оборудования. Помещение должно быть хорошо проветриваемым и теплым, изолированным от внешних шумов. Желательно неяркое освещение. Мебель: мягкие кресла с подлокотниками и кушетки с подушками. Стол руководителя занятий должен быть освещен неярким (затемненным) светом. Желательно наличие магнитофона или проигрывателя. Продолжительность одного занятия 30 - 40 минут, курс обычно рассчитан на 9-10 занятий с частотой 2-3 занятия в неделю. На первом занятии проводится тренировка по расслаблению различных групп мышц: рук, ног, шеи, лица... На последующих занятиях достигается ощущение тепла и тяжести в различных частях тела. Слушатели повторяют про себя за ведущим и пытаются ощутить желаемое состояние: «Я очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Очень хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Хочу, чтобы мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми. Руки и ноги стали тяжелыми и теплыми!»
Занятия включают также тренировку глубокого диафрагмального дыхания, что сопровождается вызыванием чувстватепла в животе. По вышеописанному принципу дается формулировка: «Живот наполнился приятным теплом». После достижения группой устойчивых ощущений тепла всего тела вызывается ощущение приятной прохлады в области головы. Это упражнение для регуляции сосудистого тонуса, профилактики головных болей. На заключительных занятиях проводится тренировка по вызыванию у себя положительно эмоционально окрашенных состояний: воображаемый сюжет: «Я на берегу моря», «Отдых в лесу» и т. д.
Аутотренинг - средство, прежде всего, профилактики и психогигиены, поэтому он продолжается в ходе регулярных домашних занятий, при которых можно использовать магнитофонные записи той же музыки или текст, которые были при групповых занятиях. Результативность аутогенной тренировки измеряется способностью клиента поддерживать желаемое бодрое состояние в течение дня и спокойно засыпать вечером.
Следует еще раз напомнить, что любые психокоррекционные и тренинговые занятия должен проводить психолог, имеющий соответствующую квалификацию, прошедший обучение на курсах, прослушавший тренинг-семинары по избранному им типу коррекционной работы. Использование методов, включающих биоэнергетическое воздействие или изменение состояния сознания у детей и подростков, недопустимо.
Литература по теме: (наша библиотека) А.Ф. Ануфриев Как преодолеть трудности в обучении детей.
Игра позволяет тренировать способность длительно удерживать в сознании зрительный образ.
Рисуется квадрат 3х3 клеточки. В центре сидит «муха». Она может совершать движения на одну клеточку вправо, влево, вверх, вниз. Обратные движения совершать нельзя. Задача игроков: не выпустить «муху» за пределы поля. (Давайте попробуем сыграть. Начинает… за ней…(8-10 человек)).
Детям предлагается пара слов, мало связанных между собой. Например, муха и пчела , блюдо и озеро и т. д. За 10 минут ребенок должен назвать или написать как можно больше общих признаков. А затем отличий этих предметов. Ответы могут быть обычными, но особенно ценятся нестандартные ответы, которые позволяют увидеть предложенные слова в совершенно новом свете. Побеждает тот, кто предлагает самый большой список признаков.