3.
|
Этап подготовки уч-ся к работе на основном этапе
|
2 мин
|
Сегодня мы познакомимся с основными формами коррекционной работы. Запишите в своих тетрадях тему урока – она перед вами, на доске.
По ходу урока вы должны будете составить схему основных форм психокоррекционной работы. В конце занятия мы их посмотрим и самые рациональные и логичные работы оценим.
|
Словесные, наглядные.
Постановка цели через показ конечных результатов
|
Обеспечение мотивации учащихся, принятие ими целей урока.
|
4
|
Этап усвоения новых знаний.
|
5 мин
3 мин
5мин
5 мин
10 мин
7 мин
5 мин
3 мин
10 мин
|
Итак, какие виды психологической коррекции вы можете назвать?
Остановимся сначала на индивидуальных формах психологической коррекции.
Индивидуальная психокоррекция может проводиться в рамках различных теоретических подходов: игровой терапии, психодрамы, когнитивной терапии, логотерапии, нейролингвистического программирования (НЛП) и др. Применение психоанализа а также некоторых видов телесно-ориентированной терапии нецелесообразно в работе с детьми и подростками, так как они могут привести к весьма негативным психологическим последствиям. Такого рода методы требуют высокой квалификации психолога.
Как думаете, в каких случаях предпочтительней применение индивидуальной, а не групповой психокоррекционной работы?
показания для индивидуальной (а не групповой) психокоррекционной работы:
- . дошкольный возраст ребенка;
- .наличие существенных дефектов внешности или тяжелых соматических заболеваний;
- . ситуации «скорой помощи» (обнаруживающиеся в ходе обследования интенсивные агрессивные и аутоагрессивные тенденции);
- . интимный характер проблемы (потерпевшие от сексуального насилия, дисморфомания и т. п.);
- . кризисы утраты смысла жизни;
- . шизоидная акцентуация и психопатия.
Рассмотрим подробнее несколько форм, рекомендуемых для индивидуальной психологической коррекции.
1. Игровая терапия: а) показания
б) оборудование
в) цели
г) роль психолога
2. Психодрама: а) показания
б) оборудование
в) цели
г) роль психолога
3.Гештальт-терапия а) показания
б) оборудование
в) цели
г) роль психолога
4. НЛП а) показания
б) оборудование
в) цели
г) роль психолога
5.Логотерапия а) показания
б) оборудование
в) цели
г) роль психолога
Перейдем к рассмотрению форм групповой психологической коррекции.
Как считаете, какие из форм индивидуальной психокоррекции можно применять и как групповую форму работы?
Групповая форма проведения психокоррекционных мероприятий часто встречается при работе с детьми и подростками. Существует множество методов и теоретических подходов, описывающих процесс групповой психокоррекционной работы
Для ведения психокоррекционных групп желательно помещение, в котором все участники группы могли бы свободно передвигаться, сидеть и видеть друг друга. Если предусматривается проведение динамических, телесно-ориентированных упражнений, то нужно мягкое покрытие на полу. При наличии средств, желательно оборудование: магнитофон, видеокамера и видеомагнитофон, что позволяет провести запись группового занятия с целью ее последующего анализа. Проведение групповых психокоррекционных занятий может быть успешным при следующих состояниях:
1) страхах,
2) заикании,
3) высокой агрессивности,
4) нарушениях общения,
5) неадекватной самооценке и социальной дезадаптации,
6) эпизодическом наркопотреблении.
Противопоказанием для групповой коррекционной работы является:
- наличие тяжелых психических расстройств (бреда, галлюцинаций, слабоумии),
- выраженная двигательная расторможенность,
- проблемы интимно-личностного характера (сексуальные нарушения, пережитые психотравмы и т. д.),
- выраженная шизоидная психопатия,
- наркомания I-П стадии,
- активное нежелание подростка работать в группе.
При проведении групповой психокоррекционной работы с детьми и подростками желательно придерживаться следующих принципов отбора группы:
1) относительная однородность группы по возрасту (разница не более 3 лет).
2) максимальная разнородность по акцентуациям,
З) у дошкольников и младших школьников возможно функционирование группы мальчиков и девочек вместе, у подростков - лучше отдельно;
4) в зависимости от характера группы ее численность может быть разнообразной, но оптимальная - 5-10 человек;
5) желательна закрытость группы (одни и те же участники работают на всех занятиях), но возможны и открытые группы (со сменой участников).
|
Построение структурно-логической схемы изучаемого материала
|
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала.
|
6.
|
Этап закрепления новых знаний
|
20 мин
|
Какие новые понятия можно записать в словарь? Это вы сделаете дома
А сейчас, с помощью раздаточного материала, раскройте в тетради особенности различных форм психологической коррекции, опираясь на следующий план:
1)Форма
2) показания
3) оборудование
4) цели
5) роль психолога
|
Составление опорного конспекта
|
Обеспечение закрепления в памяти учащихся знаний, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
|