Цель урока:
Цельурока: формирование представлений об особенностях композиторского творчества И. С. Баха
Задачи:
- формировать понятия полифония, фуга;
- способствовать развитию интереса учащихся к творчеству И. С. Баха;
- научить определять многоголосие в фуге;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать творческую инициативу и самостоятельность учащихся;
- выявить преобразующую силу музыкальных произведений И. С. Баха.
Тип урока– изучение нового материала.
Жанр урока– тематический.
Оборудование: музыкальный центр, доска, компьютер с проектором, презентация
Музыкальный материал: И.С.Бах. Органная фуга соль минор, Энтин Ю. Минков М. «Дорога добра»
Ход урока
Звучанье Баха снова первозданно,
Его дыханье рвется в тишину.
И мы у этой пленницы органа
У музыки, у музыки в плену!
Б.Дубровин
1. Орг. Момент.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика
"Ладошки"
Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.
"Насос" ("Накачивание шины")
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
"Кошка" ("Приседание с поворотом")
И.п.: Станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении на должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Коленки слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.
"Поворот головы"
И.п.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо - сделайте шумный короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево - "шмыгните" носом с левой стороны. Вдох справа - вдох слева. Посередине голову не останавливать. Шею не напрягать, вдох не тянуть!
«Жевательная резинка»
Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка. Повторить 4 раза.
«Щеточка»
Круговые движения языком между губами и зубами с закрытым ртом. Тоже самое повторить в противоположном направлении.
3. Новый материал.
Учитель: Сегодня наш урок будет полностью посвящен творчеству великого композитора – И.С.Баха. Мы поговорим о личности этого человека, о времени, когда он жил и творил, о его музыке.
(слайд №1)
Глубокое уважение к искусству И. С. Баха высказал один из его современников – поэт Л. Ф. Худеман. Вот как он обратился к Баху в стихотворении «Господину капельмейстеру И. С. Баху»:
«Звучаньем струн когда-то покорял Орфей
Не только род людской, но и лесных зверей,
И все ж, великий Бах, твое искусство краше,
Лишь ты сумел пленить и ум, и сердце наше.
Но вот что видеть нам доводится подчас:
Весьма подобен зверю кое-кто из нас –
Тот, кто по тупости своей тебя не ценит,
Мне без труда четвероногого заменит
Твой чудный звук! – Вот долетел до слуха он –
И кажется, всем хором муз я окружен.
Органный твой аккорд в нас зависть приглушает,
А сквернословов дара речи он лишает.
Венчал тебя венком лавровым Аполлон,
В граните вечном твое имя высек он.
Но ты и сам себе бессмертье обеспечил:
Своим искусством ты себя увековечил».
Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой.
Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в соседнем Ордруфе. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире.
Среди достопримечательностей г. Лейпцига особое место занимает церковь св.Фомы.(Слайд №2) Много лет тому назад во время богослужения управлял в нем хором и оркестром великий немецкий музыкант И.С.Бах. Служба в церкви была не легкой: помимо управления церковной музыкой, Бах должен был обучать и воспитывать певчих – учеников церковной школы – и каждую субботу сочинять по новой кантате. Бах стремился своей музыкой пробудить в людях живые человеческие чувства, а церковные власти боялись, что эта музыка уведет прихожан из-под их власти.
Баха обвиняли в том, что его музыка слишком сложна и в то же время слишком народна, что она мешает верующим сосредоточиться в религиозном настроении. Бах все время не ладил с церковным начальством, не раз собирался оставить свою должность. Только мысль о необходимости прокормить большую семью останавливала его. А музыку он все равно продолжал писать такую, какую ему подсказывало сердце – человечную, одухотворенную живыми мыслями и глубокими чувствами
Какие это чувства, ребята? Назовите.
Уч-ся: Любовь, дружба, верность, милосердие, взаимопомощь, доброта.
Бах писал церковную и светскую музыку. Яркая, живая, волнующая, она возвышала и вносила в душу любовь к Всевышнему и человеку.
Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. И только через 79 лет, когда известны композитор Ф.Мендельсон –Бартольди подготовил и исполнил с Берлинской певчей академией одно из самых великих произведений Баха «Страсти по Матфею», музыка приобрела новую жизнь и начала победное шествие по странам мира.
Самым любимым инструментом Баха был орган (Слайд №3) (рассказ об органе) (Слайды № 4-5 )
Сейчас я предлагаю вашему вниманию прослушать музыкальное произведение И. С. Баха «Органную фугу соль минор». С помощью словаря эстетических эмоций определите характер музыки; какие чувства возникают у вас при слушании этого произведения?
(Звучит органная Фуга соль минор. Ответы учащихся)
Учитель: Фуга (от лат.) означает «бег», «движение». Что же бегает в фуге? В фуге «бегает» один голос, мы называем его темой (слайд №7).
Учитель наигрывает тему. Вокализация темы.
Тема в начале звучит в одном регистре, затем в другом, затем в следующем… но это не значит, что первый голос прервался.
Голоса вступают друг за другом, как бы догоняя или отвечая друг другу, все время развиваясь: то расходясь, то встречаясь, то сплетаясь и звуча вместе. Все они одинаково важны. Здесь нет разделения на главный голос и аккомпанемент. Такой тип музыки называется полифонией.(слайд №7). Таким образом, полифония – вид многоголосия, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии. Вершиной полифонического искусства является фуга (слайд №7)
Повторное слушание фуги, отмечая начало каждой темы поднятием руки.
Учитель : «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет, вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности», – советовал Бах своим ученикам. Существуют следующие полифонические жанры – мессы, мотеты, хоралы, фуги.
Бах был серьезным музыкантом, но никогда не был скучным музыкантом. Он сочинял и веселую, легкую музыку, но отлично понимал, что не она составляет главную часть музыкального искусства, как шутка не составляет главную часть жизни человека.
У всех его произведений есть характерные черты. Какие?
Ученик:
полифония, непрерывность развития;
почти все исполняются на органе;
возвышенная, духовная;
выражает человеческие чувства;
положительное, преобразующее действие на человека. (Слайд № 8)
4.Исполнение песни Энтина Ю. Минкова М. «Дорога добра»
5. Итог урока.
П.Серов говорил: «Что за гений этот Бах! Возьмет одну мысль(тему) и проводит её все глубже, вживается в ней и вместе с этой мыслью внедряется в тайники души».
Великий Бах, ты – музыка Вселенной,
Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.
Ручьём сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья -
Почувствует бессмертия восторг.
Друзья, сегодня мы провели с вами замечательные минуты общения с музыкой И.С. Баха. Я благодарю вас за сотрудничество