Методы и приемы обучения: ассоциативное восприятие,частично- поисковый и исследовательский методы, беседа, активное слушание, инструментальное музицирование, визуальные изображения, двигательное уподобление.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, мультимедийная аппаратура, шумовые инструменты
Технологическая схема урока.
Вступление
Задача – настроить детей на преобразующее взаимодействие с музыкой.
Музыкальное приветствие.
У.: Интонация вашего приветствия была светлой и бодрой. Это означает, что у вас хорошее настроение. Может ли музыка изменить настроение человека? Вслушайтесь в следующее произведение, какое настроение оно «рождает»?
(звучит «Хорал». Утренняя молитва. И.С.Бах )
У.: Какое музыкальное произведение прозвучало?
Д.: Музыка Баха для религиозного песнопения.
У.: Где звучит религиозная музыка?
Д.: В храмах.
У.: Что характерно для такой музыки?
Д.: Строгость, торжественность.
У.: Какое настроение создала вам эта музыка?
Д.: Задумчивое, возвышенное.
У.: Могла бы звучать такая музыка в концертном зале?
Д.: Не всегда. На концертах звучит больше весёлой музыки.
Экспозиция
Задача - вывести детей на проблему урока и обозначить её в словесной формулировке.
Проблема урока: О чём рассказывает афиша?
(Слайд № 1)
У.: Что обращает на себя внимание из оформления на доске?
Д.: Красочная афиша.
У.: Для чего люди придумали афиши?
Д.: Афиши приглашают посетить концерты, спектакли. Сообщают, кто приехал на гастроли.
У.: Куда наша афиша приглашает и о чём сообщает?
Д.: Сообщает о концерте старинной музыки.
У.: Часто, не зная значения слов, которые люди используют, мешает их общению, в том числе - общению с музыкой.
И.С.Бах - именно эти слова выделены в названии концерта.
Если бы мы их сейчас произнесли на улицах Германии, то обязательно услышали восторженный голос немцев… Бах - это великий немецкий композитор… Двадцать семь лет Бах руководил церковным хором города Лейпцига… До сих пор звучит орган, на котором играл Бах.
У.: В семье Баха многие были музыкантами-скрипачами, органистами.
( Слайд № 2)
«Бах», по-немецки значит ручей. Но другой немецкий композитор-Бетховен сказал о Бахе: «Не ручей – море ему имя!»
Разработка
Задача - учиться разным способам слышания музыки, понять её содержание, собрать информацию о композиторе как о человеке, его привычках, чертах характера и т.д.
У.: Открывает наш концерт «Менуэт». Как узнать, как танцевали этот танец во времена Баха?
Д.: Посмотреть иллюстрации, послушать музыку.
(Слайд № 3)
У.: Под танцевальную мелодию, даже старинную, трудно сидеть без движений. Поэтому давайте слушать и «танцевать» кистями рук. Также вслушайтесь в одновременно звучащие две самостоятельные мелодии верхнего и нижнего голоса. Так композитор подчёркивает, что это парный танец.
( слушание «Менуэт» И.С.Баха с пластическим интонированием)
У.: Какой характер музыки?
Д.: Спокойный, изящный, грациозный.
У.: Какие инструменты исполняли?
Д.: Струнные. Это прозвучали старинные струнные инструменты – лютня и клавесин.
( Слайд № 4)
У.: Чем отличается менуэт от современных танцев?
Д.: Неторопливостью, плавностью движений.
У.: Где сейчас можно увидеть исполнение такого танца?
Д.: В театре, на балу.
( Слайд № 5)
У.: Обычно сопровождал бал небольшой оркестр из нескольких инструментов. Давайте и мы с вами образуем свой оркестр. Какие из представленных инструментов подошли бы, чтобы украсить музыку?
( исполнение первой части «Менуэта»: треугольник - сильная доля, маракас - слабые доли).
У.: В нашем исполнении музыка Баха «заиграла» новыми красками, стала близкой и понятной нам. Вы видите портрет И.С.Баха. Как вы думаете, какими чертами обладал этот человек?
( Слайд № 6)
Д.: Серьёзный, внимательный.
У.: И.С.Бах был жизнерадостным, общительным человеком с весёлым нравом. Так же как и его отец, он учил своих детей игре на музыкальных инструментах. Чтобы не играть скучные упражнения, сочинял для них небольшие пьесы, в которых изображал «кудахтанье простодушной курицы», «звучание рожка почтальона», «душистый чёрный кофе». Одной из таких пьес является «Волынка».
У.: Что означает это слово? Слышали ли вы его?
Д.: Есть слово « волынить», то есть бездельничать.
( Слайд № 7)
У.: ВОЛЫНКА - народный духовой инструмент. Её делают из кожи в виде пузыря, в который вставляют несколько трубок, на которых играют мелодию и аккомпанемент. Слушая это произведение, обратите внимание на то, что придумал композитор, чтобы изобразить «гудение» волынки.
( слушание «Волынки» И.С.Баха)
Д.: Низкие звуки «гудят».
У.: Одинаковый или разный ритм «волыночного» сопровождения?
Музыкальным карандашом покажите движение мелодической линии и «пульс» ритма.
(пластическое интонирование учащимся при повторном слушании первой части «Волынки» И.С. Баха)
У: Семья Бахов была большой. Часто вечерами они собирались вместе, чтобы поиграть на музыкальных инструментах. Давайте и мы с вами представим домашнее музицирование.
( Слайд № 8)
Исполнение «Волынки» И.С.Баха.
Музыкально- творческая деятельность учащихся:
·игра в ансамбле с учителем в четыре руки;
·имитация игры на волынке;
·игра на «клавиатуре» «волыночного» сопровождения.
У.: Какие ощущения переживали вы, играя музыку Баха?
Д.: Радость, волнение.
(Звучат 2 такта «Токкаты ре минор» И.С. Баха)
У.: Кому знакома эта музыка, кто слышал эту музыку?
Д.: Слышали «по телевизору».
У.: Этот фрагмент звучит в начале программы «Человек и закон».
У.: Какой инструмент прозвучал?
Д.: Орган.
( Слайд № 9, 10, 11)
У.: ОРГАН - старинный музыкальный инструмент. Его величественное звучание не спутаешь ни с каким другим инструментом. Этот инструмент сопровождает религиозные обряды в католической церкви. Орган был любимым инструментом Баха. Он написал для него огромноеколичество произведений. Сегодня мы встретимся с музыкой для органа, предназначавшейся не для службы в церкви, а для исполнения виртуозами- органистами. Виртуоз- исполнитель- человек, мастерски играющий на музыкальном инструменте.
( повтор мотива- интонации «Токкаты» в исполнении учителя)
У.: Представьте себя композиторами. Музыка какого характера может «вырасти» из этих звуков? Какова их интонация - вопросительная или утвердительная?
Д.: Торжественная, сильная. Вопросительная.
( слушание «Токкаты» И.С. Баха с просмотром видеофильма «Готические соборы»)
У.: Какое впечатление на вас произвела эта музыка?
У.: Какие чувства передал композитор слушателям? Требует ли эта пьеса мастерства исполнителя-органиста?
Д.: Глубокие, серьёзные. Исполнитель должен хорошо играть на органе.
У.: Почему немецкий композитор Бетховен сказал о Бахе такие слова: «Не ручей- море ему имя!»
Д.: Музыка могучая, сильная.
РЕПРИЗА
Задача – сделать обобщение, высказать оценочные суждения учащимися о музыке и чертах характера И.С. Баха.
( Слайд № 12)
У.: Прозвучало последнее произведение нашего концерта. Давайте вновь обратимся к его программе и кратко ответим на вопрос, с которого мы начали нашу встречу: «О чём рассказывает афиша?»
Д.: Приглашает на концерт. Рассказывает, чья музыка будет звучать.
У.: Каждое произведение Баха – это частичка жизни композитора, его мысли, переживания, отношение к окружающим людям. Каким вам запомнился сегодня этот человек? Напишите на листочке одно – два слова и прикрепите к тому произведению на нашей афише, которое вам лучше всего, помогло разглядеть это качество И.С.Баха.
У.: Я надеюсь, что после нашего знакомства с музыкой Баха, вы, услышав о предстоящем звучании его музыки, пойдёте на встречу с ней как с добрым знакомым. До новых встреч!