Ключевая проблема сбоев процессов реформирования современной образовательной органазации заключается в том, что основания образовательной политики практически не затрагивают сознания каждого конкретного педагога, совершенно не прозрачны для каждой конкретной семьи. Образование продолжает рассматриваться государством и обществом как оплот прошлого, как инструмент консервации определенных ценностей и идеологии. Школа действительно мешает образованию современного Гекльберри Финна! Образование живет для ребёнка, зачастую уже с дошкольного возраста, в других плоскостях – социальные сети, клубное пространство, значимые взрослые, дворы формируют реальность универсальных учебных действий и другие личностные новообразования гораздо эффективнее умудренных наставников.
Мы привыкли ссылаться на опыт авторских школ («Текоса» М. Щетинина, «Центра образования» Е. Ямбурга, школы «Свято-Алексеевой пустыни» от. Алексия, «Провинциального колледжа» М. Груздева и Е. Семко и др.), имеющих позитивный опыт преодоления косности школы, владеющих простым ключом успеха – включения каждого ученика в поиск собственного стиля жизни, где есть место сомнениям и гипотезам, вариантам и «садам расходящихся тропок». Безусловно, есть инновационные площадки в дошкольном и дополнительном образовании детей. Вместе с тем, этих островков открытого образования недостаточно, их инновационная практика не подлежит переносу или воспроизводится фрагментарно.
А современное образование требует работающих в массовом порядке инструментов постоянного обновления, если и стандартов, то настолько гибких, что могут организовать день жизни каждого ребёнка, день, наполненный значимыми для него событиями. Необходимо освоить технологии конструирования нелинейного расписания, формировать неформальные детско-взрослые сообщества, инициировать образовательные проекты, выходящие в семейную среду.
Нам предстоит взвешенно подойти к задачам внедрения нового поколения образовательных стандартов 2020. Речь идёт не только о стандарте основного общего образования или стандарта старшей школы. Мы убеждены, что в рамках уже разработанных ФГОС дошкольного и начального общего образования есть, что развивать, корректировать и пересматривать.
Надеемся, что материалы данного сообщества помогут его участникам встать на путь инновационной практики!