1. Не торопясь, вслух перечитайте ещё раз теоретические сведения. Ответьте на вопросы:
· Как бы вы озаглавили текст? Запишите это заглавие.
· В каждой части теоретических сведений найдите предложения, которые выражают главную мысль. Выпишите эти предложения.
· Ответьте на вопрос (устно или, если хотите, письменно) «Что изменится в нашей жизни, если исчезнет язык?»
2. Прочитайте сначала про себя, а затем вслух легенду о языке. Объясните (устно), как вы поняли её смысл. Затем попытайтесь прочитать вслух этот текст по ролям. Подумайте, сколько человек потребуется для такого чтения?
Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс... язык. «Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» — спросил Ксанф. «Конечно, — ответил Эзоп. — Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык? [ … ]» — «Хорошо. Иди опять на базар и принеси теперь самую худшую в мире вещь», — сказал Ксанф. Эзоп ушёл и принёс... язык.
· На месте [ … ] пропущено объяснение Эзопа, почему он считает язык «лучшим в мире». Попробуйте доказать, что язык — ваш друг, самое лучшее, что есть в мире.
Подсказка
3. Подготовьте устное сообщение, которое будет ответом на вопрос «Какая речь вредит человеку, становится его врагом?».
При подготовке сообщения используйте план и тексты. Выясните, с каким пунктом плана связан каждый текст.
План
1. Небрежная речь, засорённая пустыми, бессмысленными словами.
2. Злая речь, жестокая и оскорбительная для других.
З. Невежливая, неуважительная речь.
4. Неграмотная речь.
1.
КАК ЕГО ЗОВУТ?
Спасибо, здравствуйте, простите
Произносить он не привык.
Простого слова извините
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
Алёша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовёт он только:
Алёшка, Петька, Ванька, Толька.
(М. Червинский.)
2. Я, эта... в кино... Клёвый фильм. В общем, эта... ну... здорово!.. Он как даст ему, а он... эта... значит, это самое... как... упал. А он, так сказать, того... удрал. Здорово!
3. Получил Ваня записку: «Выходи в 5 вечера на пустырь, принеси мечи. Васька». Встретились ребята в назначенный срок, только совсем не рады встрече. Вася-то в футбол решил играть, друзей созвал для этого, на команды разделил. А всё дело испортил Ваня: вместо мячей принёс пластмассовые мечи... Кто же виноват в этом недоразумении?
4. Словом можно убить... Словом можно продать, и предать, и купить, слово можно в разящий свинец перелить. (В. Шефнер.)
· Примите участие в дискуссии на предложенную тему.
4. Прочитайте текст о М.В. Ломоносове. Что нового вы узнали об ученом?
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ.
Удивительным человеком был Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765). Сын поморского крестьянина, он испытывал непреодолимую тягу к учению и в возрасте девятнадцати лет покинул отчий дом и пешком отправился с рыбным обозом в Москву. Трудным был путь юноши к науке, но, преодолев все препятствия, он стал великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета.
Кроме того, М. В. Ломоносов был создателем русской лингвистики — науки о языке, создателем первой научной грамматики. По этой книге занималось более пятидесяти поколений русских школьников.
М. В. Ломоносов всегда подчёркивал, что без грамматики невозможно познать не только родной язык, но и все другие науки. «Все науки в грамматике нужду имеют», — писал учёный. И он был, конечно, прав: чтобы правильно и грамотно изложить какую-то мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи. Под влиянием идей Ломоносова находились все крупные лингвисты ХVIII—ХIХ веков.
Материал повышенной трудности *
5. Выразительно прочитайте текст. О чём говорится в нём? Согласны ли Вы с высказыванием ученого?
Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков. (М. Ломоносов.)
6. Попробуйте прочитать и понять отрывок из рассказа украинского писателя И. Сенченко (буква i соответствует русской букве и, а буква и — русской букве ы).
ХЛIБ СВЯТИЙ.
Принесла баба хлiб з магазину. Катруся не голодна була. Покуштувала i аж нiс зморшила:
— Фе, який поганий!
Бабуся розсердилася:
— Так нiколи не можно говорити на хлiб...Коли хтось кине на землю — скажи пiдiбрати. Топтати хлiба не можна. Хлiб даэ людям життя.
· Переведите текст на русский язык. Запишите его. Объясните, почему, несмотря на трудности, вы всё-таки сумели справиться с этой работой.
· Придумайте конец рассказа.
· Какие русские пословицы о хлебе вы знаете? Запишите одну из них.
Для любознательных
Язык человека и «языки» животных сходны в одном: они выполняют роль средства общения. Но человеческий язык является главным инструментом мышления, познания окружающего мира. А этого никак нельзя сказать о системах сигнализации у животных, хотя их сигнализация очень развита и богата.
Подсчитано, например, что домашняя свинья может издавать лее 20 звуковых сигналов, дельфин — более 30, соловей — несколько десятков. С помощью таких сигналов птицы и животные выражают страх, гнев, удовольствие, призывают своих сородичей, пример, к смене дежурства у гнезда, к сбору всей стаи.
Даже у самых, с нашей точки зрения, примитивных животных сигналы достаточно сложны. Так, у курицы сигнал тревоги делится на четыре различных вида, которыми она пользуется зависимости от создавшейся ситуации: 1) опасность близко, 2) опасность далеко, 3) опасность — человек, 4) опасность — коршун. Всего в «языке» курицы около десятка основных сигналов, из которых слагается 20—30 более сложных.
Умение издавать какое-то число звуков совершенно не означает, что животные обладают языком, подобным человеческому, который, повторяем, является не только средством передачи информации, но и средством познания окружающего мира, инструментом мышления. Этими свойствами не обладают «языки» даже животных с высокоразвитой психикой.