Submitted by Людмила Васильевна Шубина on вс, 13/11/2016 - 18:29
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема: «Определение»
Место урока в системе уроков по данной теме: урок актуализации новых знаний
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умения нахождения определения в художественных текстах и определению их роли в них; способствовать формированию умений работы со словарями; организовать деятельность учащихся, направленную на создание сочинений-описаний с применением определений; способствовать развитию навыка использования определений в речи для более выразительной передачи содержания-высказывания; способствовать формированию правильного отношения к слову, корректному исправлению ошибок одноклассников.
Тип урока: развитие речи
Планируемые результаты:
Предметные: называют основные признаки определений; умеют находить определения в предложениях и объяснять свой выбор; умеют определять роль определения в художественных текстах; используют определения для создания собственных текстов.
Метапредметные:
Регулятивные: умеет ставить цели и задачи урока; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.
Коммуникативные: учитывают разные мнения, умеют договариваться; отстаивают свою точку зрения при создании единого текста в группе;
Познавательные: умеют анализировать, сравнивать и сопоставлять.
Личностные: создают тексты с выражением собственного мнения.
Методы и приемы обучения: работа с деформированным текстом, прием «Инсерт», составление «Толкового словаря», создание мини-сочинений, прием «Незаконченное предложение», лист самооценки.
Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: презентация, репродукции картин Грабаря И.Э «Зимнее утро» и Бакшеева В.Н «Иней», Интернет-словари «Грамота.ру».
Оборудование, наглядность: компьютер, проектор, учебник, карточка с текстом, оценочные листы.
-Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? (проверка психологического настроя учащихся на урок – работа с сигнальными карточками).
- Я надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.
2.Мотивация к учебной деятельности.
1. Работа со словами, «конструирование» предложения (использование
презентации).
Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, начинается
- Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок?
-Чем будут для нас эти слова?
2. Мудрая сова.Проверка домашнего задания.
- Перед вами предложения. Вам необходимо определить, какие из них будут распространенными, а какие нет.
- Какими второстепенными членами распространены наши предложения?
Этап локализации индивидуальных затруднений.
3. Целеполагание - раскрытие сущности понятия «Определение».
- Что вам уже известно об определении?
- Сформулируйте цель урока. Используйте опорные слова:
узнать
повторить
расширить
совершенствовать
- Итак, тема нашего урока так и будет звучать ________________.
Постановка учебных задач.
- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.
- Как вы думаете, все ли признаки определений были вами названы? Давайте посмотрим так ли это на самом деле?
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений и реализации построенного проекта.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Работа с учебником.
- Откройте, пожалуйста, 103 страницу учебника и методом инсерта прочитайте правило. Напоминаю: «!» - знал, «+» - новое, «?» - вызывает вопрос, «-« - думал иначе.
Проверка:
- Что вы знали?
- Что для вас новое?
- Почему определения так называются? Почему оно чаще всего выражено прилагательным?
- Как вы понимаете смысл формулировки «Определение согласуется с определяемым словом»?
Физкультминутка.
Потрудились – отдохнем,
Встанем – глубоко вздохнем.
Руки в сторону, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Типовая задача «Определения спешат на помощь».
- Запишите определения, которые вы чаще всего используете в речи для описания русской зимы.
- Сравни свои слова со словами других. Какие определения для вас незнакомы? Какими из них вы пополнили бы свой словарный запас? Почему?
Группам учащихся предлагается прочитать текст-описание русской зимы, в котором пропущены определения; необходимости восстановить пропущенные определения, при необходимо обратитесь на интернет-сайт «Грамота.ру» в раздел словари:
«Выглянуло ___________солнце, и засветился__________снег. ________, ________ и __________ огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. Подул __________ветерок и отряхнул__________ иней с__________ ветвей. А в воздухе заискрились _________________ огни. Красива ________зима».
- Сравните свой текст с текстом Скребицкого (упражнение № 131), удалось ли вам передать красоту русской зимы так же, как и автору?
- Сумели ли вы точно подобрать определения?
- Как вы считаете, какие определения из предложенных подходят для точного и яркого описания красоты русской зимы?
- Какую роль играют определения в тексте? Как называются такие определения в литературе? Приведите примеры. (Эпитеты.)
Этап решения заданий творческого уровня.
5. Первичное закрепление изученного.
- Сядьте поудобнее и просмотрите видеоролик «Радость от зимнего леса!».
- Отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями от увиденного. Слова, которыми вы будете характеризовать зиму, должны отвечать на вопрос какая.
- Напишите небольшое мини-сочинение о русской зиме, используя в нем определения, отобранные вами в ходе обсуждения и определения из упражнения № 133.
Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
6. Подведение итога.
- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета. (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод)
- Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения?
- Какую роль выполняют определения в речи?
7. Рефлексия.
- В одной из сказок Мороз спрашивает: “Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
- А я хочу узнать, хорошо ли вам было на уроке?
- Что вам понравилось?
- Какие задания были для вас трудными?
На слайде:
Сегодня на уроке я научился…
Какие трудности встретились?
Своей работой на уроке я …
8. Оценивание.
- Молодцы, а теперь оцените свою работу в «Оценочных листах» по 5 б. системе.
- Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.
Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
9. Домашнее задание.
1. Написать небольшое письмо другу из Африки о красоте зимнего леса.
2. Подготовьте статью в школьную газету о зимних видах спорта.