Тип урока:урок изучения нового материала на основе технологии развивающего обучения.
Методическая цель урока:развитие навыка работы с различными источниками исторической информации при решении учебных задач.
Задачи урока:
образовательные:
– создать условия для деятельностного освоения значимости одного из ключевых событий российской истории – отмены крепостного права;
– познакомить учащихся с содержанием крестьянской реформы;
– способствовать формированию представления о противоречивом характере проведенной реформы;
развивающие:
– развивать компетенции, связанные с решением проблем;
– развивать информационные компетенции учащихся (умение извлекать информацию из текста, схемы, изобразительной наглядности для решения проблемы; умение обобщать, систематизировать и анализировать факты и формулировать вывод);
– развивать навыки использования ИКТ;
воспитательные:
– воспитывать уважение к отечественной истории и народу своей страны, развивать интерес к истории;
– привлечь внимание к личностям российской истории XIXв.;
Основные понятия:крепостное право; реформа.
Оборудование урока:
–Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век: учебник для VIII кл. общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2010. § 20;
– Видеофрагмент «Продажа крестьян». «Россия в XIX веке», мультимедиа-учебник «История России: XIX век», web-портал http://history.ru
Литература, использованная при подготовке урока:
– Бельский Э.Н. История аграрных отношений в России в схемах (в помощь учителю) // Преподавание истории в школе. 2006. № 8.
– Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России XIX века: VIII кл. Метод. пособие. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
– Сухов В.В.; Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. и др. История России. XIXвек. VIIIкл. Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2003.
План урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Проверка подготов-ленности к уроку и введение в тему
5 минут
Актуализация знаний по теме предыдущего урока «Начало правления АлександраII».
Организация задания 1 «Крепостное право» (приложение 1):
– Отберите из предложенного списка признаки крепостного права.
– Сформулируйте определение понятия «крепостное право».
Организация задания 2 «Мнения о причинах отмены крепостного права»(приложение 2):
– Сравните два высказывания о причинах освобождения крестьян. Что подчеркивают и о чем умалчивают их авторы?
Организация задания 3 «Причины отмены крепостного права»(приложение 3):
– Что не относится к причинам отмены крепостного права?
– Какое обстоятельство стало решающей причиной,
побудившей Александра II провести крестьянскую
реформу?
Учащиеся подводятся к постановке учебной задачи
Характеризуют первую российскую «оттепель» (фронтальный опрос).
Называют черты крепостного права. На основе задания формулируют определение понятия.
Анализируют фрагменты документов:
1. Трехсотлетие дома Романовых. 1613 – 1913. (Официальное издание к юбилею династии).
2. Ленин В.И. «Крестьянская реформа и пролетарски-крестьянская революция».
Называют неверный вариант. Отмечают, что поражение в Крымской войне послужило непосредственным поводом к проведению реформы.
II. Постановка учебной задачи урока
3 минут
Исходное противоречие:отмена крепостного права была вековой мечтой русского крестьянства, и страшила дворянство. Многие правители России видели вред крепостничества для страны (Екатерина II, Александр I, Николай I), но не решались отменить его, опасаясь недовольства дворян.
Александр II решился отменить крепостное право, и это действительно вызвало взрыв недовольства...
– Проанализируйте диаграмму (рис. 1. Слайд 6).
Учебная задача урока:
Почему отмена крепостного права вызвала взрыв крестьянского недовольства?
На основе данных диаграммы констатируют, что реформа действительно вызвала взрыв недовольства, но не дворян, а крестьян.
Определяют, что для её решения необходимо выяснить, как была проведена крестьянская реформа.
III. Изучение нового материала (организа-ция учебной деятельнос-ти)
30 минут
1.Подготовка крестьянской реформы.
– 30 марта 1856 г. Александр II впервые открыто заявил о необходимости отмены крепостного права. Прочитайте фрагмент его речи перед московским дворянством.
Организация задания 4 «Речь Александра II перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 г.»(приложение 4).
– Что Александр II называет причиной возможной отмены крепостного права? Каким единственным способом, по его словам, возможна отмена?
– Почти пять лет велась подготовка реформы. Александр II двигался к ней осторожно, шаг за шагом…
Организация задания 5 «Хронология подготовки к отмене крепостного права»(рис. 2. Слайд 9):
– Определите последовательность событий, приведших к отмене крепостного права, и их датировку.
Организация задания 6 «Настроения в обществе в период ожидания реформы»(приложение 5).
2. Основные положения крестьянской реформы.
– Рассмотрите картину художника Мясоедова «Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г.» (рис. 3)
– На основе схемы объясните, что представляло собой дворянское имение до реформы (рис. 4.Слайд 14 – анимационная схема).
Организация задания 7 «Манифест 19 февраля»(приложение 6).
– Какую власть над крестьянами потерял помещик? Какие права появились у крестьян?
– Получили ли крестьяне полную независимость от помещика?
Организация задания 8 «Дворянское имение после 1861 г.»(рис. 5. Слайд 21 – анимационная схема):
– С помощью анимационной схемы и учебника определите, что изменилось в отношениях крестьян и помещиков после 1861 г.
– Определите, какие изменения обозначены на схеме цифрами.
– Решите задачу: определите размер выкупа земельного надела.
Анализируют документ. Отмечают, что преобразования, проводимые «сверху», называются реформой.
Учащийся перемещает на слайде при помощи мыши события к их датам.
В тетради фиксируется дата подписания манифеста.
Определяют, в чем состояли ожидания крестьян, помещиков и самой власти во время подготовки реформы.
Описывают картину: слушая текст Манифеста, ставшие свободными крестьяне пытаются понять, что их ожидает…
Ответы учащихся сводятся к следующему:
вся земля в имении принадлежала помещику. Здесь находились двор, усадьба, хозяйство помещика (им управляли дворовые крестьяне). Помещик владел крепостными, которые жили в деревне и объединялись в общину. Приусадебная земля также являлась собственностью помещика. За предоставление крестьянам полевых наделов они несли повинности – барщину и оброк.
Читают документ и выполняют тест.
Отмечают, что крестьяне по-прежнему зависели от помещика. Но они стали свободными в юридическом отношении людьми.
С помощью учебника (с. 141 – 142) и схемы выполняют задание.
Ответы учащихся сводятся к следующему:
размеры наделов (1) и повинностей крестьян (4; 5) теперь определялись письменным соглашением – уставной грамотой. Уставные грамоты должны были быть подписаны в течение двух лет. Размер надела устанавливался законом: от 3 до 12 десятин. «Лишняя» земля у крестьян отрезалась (2). Крестьяне вынуждены арендовать у помещиков землю (6) за дополнительные повинности. Для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянам и помещиками вводилась должность мирового посредника (3).
– Определите последовательность осуществления крестьянской реформы. Расставив этапы в правильной последовательности, вы узнаете название стихотворения Н.А. Некрасова, строки которого являются эпиграфом к уроку.
– Когда в России могли происходить подобные события?
– Как бы вы ответили на вопрос поэта: «Народ освобожден, но счастлив ли народ»?
Выполняют задание и получают название стихотворения – «Элегия».
Отмечают, что после 1861 г. отношение к крестьянам как к собственности стало невозможно.
Ответы сводятся к следующему: многие положения реформы ущемляли положение крестьян (аргументируют). Но, несмотря на все противоречия и проблемы, реформа уничтожила крепостничество – миллионы крестьян юридически стали свободными гражданами.
V. Домашнее задание
2 минуты
§ 20 (А.А. Данилов. История России,
XIXв. 8 класс. М., 2008);
творческое задание на выбор: написать эссе на тему «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» или уставную грамоту (договор крестьян деревни с помещиком).