Место работы, должность:
Чуйкина Елена Николаевна учитель истории МАОУ СОШ №22 г. Балаково
Конспект урока по обществознанию для шестого класса.
Тема урока: Человек будет лучше… (урок обществознания и литературы по рассказам Чехова А.П. 6 класс, Мораль (обществознание), Рассказы А.П. Чехова «Хамелеон», «Толстый и тонкий»)
Эпиграф: Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть… .
Тип урока: открытие нового знания.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.
Педагогическая технология: технология системно-деятельностного подхода.
Методы: объяснительно-иллюстративный, поисковый, рефлексия.
Термины и понятия: мораль, моральный поступок, аморальный поступок.
Оборудование: Учебник по обществознанию для 6 класса, рабочие листы, листы самооценки, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент
Целью данного этапа является обеспечение рабочей обстановки для учебного занятия, психологическая подготовка учащихся к общению на учебном занятии.
Учителя приветствует учащихся, организуют внимание школьников.
2. Мотивация
Данный этап урока направлен на обеспечение мотивации деятельности школьников и настрой учащихся на учебно-познавательную деятельность.
Учитель истории:
Ребята, сегодня к нам с вами в гости на урок пришёл карандаш, самый любознательный карандаш на свете! Он каждый день открывает для себя новые знания.
А вы, готовы вместе с карандашом сегодня открыть для себя новые знания?
Карандаш приготовил для вас специальные рабочие листы и листы оценивания, которые вы после урока сдадите нам.
Ещё он принёс для вас видео.
Давайте посмотрим его и ответим на вопрос: Почему так важно в жизни понять другого, прийти на помощь?
(просмотр видео)
Ответы детей: Человек живет в обществе.
3. Целеполагание.
Обратите внимание на эпиграф к уроку: Как вы понимаете эти слова, к чему должен стремиться каждый из вас?
А кто знает, какое слово объединяет все представления людей о хорошем и плохом?
Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Давайте выберем это слово: экономика, наука, мораль. Если не получится, я вам помогу.
Вы сделали правильный выбор, молодцы. Это мораль. Давайте впишем тему нашего урока в рабочий лист.
Сегодня у нас необычный урок. Урок обществознания и литературы. Обществознание и литература тесно взаимосвязаны. В их внимании – человек, общество, жизнь.
А чтобы вы хотели узнать по данной теме?
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Карандаш предлагает вам следующие задачки на урок (слайд 4)
4. Работа с материалом.Открытие нового знания.
1. Что такое мораль?
Ребята, чтобы узнать, что такое мораль, карандаш предлагает нам поработать с учебником и сравнить такие социальные нормы, как мораль и право. Он даже составил для вас таблицу в рабочих листах.
Прочитайте материал на страницах 194 - 195: выпишите в рабочий лист определение морали и, работая в парах, заполните таблицу, выпишите в рабочий лист содержание золотого правила нравственности.
Особое внимание обращайте на определения, карандаш проверит ваши знания в конце урока!
Мораль и право
Вопросы для сравнения
|
Право
|
Мораль
|
Кто вырабатывает
|
Государство
|
Общество
|
Где закреплено?
|
В законах государства
|
Нет письменного закрепления
|
Каковы последствия нарушения?
|
Наступает юрид. ответственность
|
Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести
|
Выполнение
|
Обязательно
|
Не обязательно
|
Что регулирует?
|
служат для регулирования и оценки поступков человека.
|
1. Что такое мораль?
2. Вы сравнили, кто вырабатывает нормы морали и нормы права?
3. Каково наказание за нарушение норм морали и норм права?
4. Назовите золотое правило нравственности?
Давайте каждый оценит свою работу по таблице в парах. У вас на столах есть оценочные листы. В первой строке написано работа в парах по заполнению таблицы. Поставьте знак +, если у вас не вызвала сложностей данная работа. Если были трудности поставьте знак ?.
Если работа была сложной и непонятной, поставьте знак -.
Ребята, а как вы считаете, соблюдение каких норм важнее?
Физминутка (песня Дорогою добра)
Учитель литературы: Карандаш просит Вас открыть тетради по литературе с таблицей по произведению Чехова, где вы выявляли черты характера героев рассказа «Хамелеона», сделайте вывод:
Какие приёмы помогают читателям составить полное представление о героях и ситуации, увидеть черты характера персонажей.
Вместе с Карандашом к нам приехали артисты, посмотрите их представление и ответьте на следующие вопросы:
Как называется произведение?
Какие черты характера героев противоречат нормам морали?
Кого осуждаете вы? Почему? Как относится к этому общество?
- Что в этом рассказе высмеивает А. П. Чехов?
Вы разделены на группы с разноуровневым заданием:
У 1 первой группы: на столах лежат карточки с интересным заданием «Собери рассказ из отдельных фраз»;
2 группа: Выбери главное (нужно подчеркнуть те строки, в которых содержится основной смысл текста и прочитать.
3 группа: «Киностудия» (предлагаем готовые кадры, создаётся группа режиссёров, которая будет отбирать кадры и составлять надписи из текста рассказа)
После работы сделайте вывод: Актуально ли это произведение в наше время.
Время для работы – 5 минут.
Проверим, что у нас получилось.
группа №1,
группы №2.
группы №3.
Давайте каждый оценит свою работу по таблице в группах.
У вас на столах есть оценочные листы. В первой строке написано работа в группах с ситуациями. Поставьте знак +, если у вас не вызвала сложностей данная работа. Если были трудности поставьте знак ?. Если работа была сложной и непонятной, поставьте знак -.
Учитель истории: Как и когда появилась мораль (источники морали)
Человеку порой сложно сделать выбор.
А что помогает ему не сбиться с пути?
Словесный портрет морального человека.
А вам хотелось бы быть высокоморальными людьми?
А каким должен быть высокоморальный человек? Для того, чтобы мы могли провести самооценку внимательно прочтите набор из качеств личности (слайд 9)
Карандаш приготовил для вас творческое задание и предлагает выполнить его каждому самостоятельно.
В ваших рабочих листах есть пункт «Словесный портрет морального человека».
В течение 3 минут попробуйте описать словами портрет морального человека, опираясь на данные слова (слайд 9).
Давайте посмотрим, каким вы представляете морального человека?
Теперь пусть каждый из вас оценит свою индивидуальную творческую работу (это третья строка в оценочном листе).
Поставьте знак +, если у вас не вызвала сложностей данная работа. Если были трудности поставьте знак ?. Если работа была сложной и непонятной, поставьте знак -.
Значение морали в жизни общества.
Ребята, но если у нас есть законы, которые строго поддерживают порядок в стране и наказывают за несоблюдение правовых норм, то зачем нам нужна мораль?
Может быть, мы сможем обойтись и без неё?
Ответы учеников: Мораль играет большую роль в жизни общества. Она воспитывает в человеке качества, которые помогают ему совершать хорошие поступки, а не плохие.
Рефлексия
Мы составили портрет морального человека.
Перед вами решето с конфискованным крыжовником, но вместо крыжовника мы конфискуем те пороки, которые есть у наших герое и которых, конечно же, не должно быть у нас с Вами.
Напишите на карточках три недостатка и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались.
Молодцы!!!
Что взяли для себя с урока?
Чему вас научил Чехов?
Что такое золотое правило нравственности?
Учитель литературы: Перед вами дерево совести, запишите на листочках этого дерева те качества, которые должны составлять основу характера человека и которые должны быть с вами всегда. Пусть эти деревья станут для вас своеобразным кодексом нравственности, смотрите почаще на него, чтобы не появилось сорняков пороков вокруг него, подпитывайте дерево новыми хорошими, душевными качествами.
Ничтожество своё сознавай знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек. Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность.(слайд 12)
Учитель обществознания: прочитайте параграф____.Выучить понятие мораль, моральный поступок, аморальный поступок.