сложноподчинённые предложения
Submitted by Галина Геннадьевна Новоселова on чт, 08/10/2015 - 14:06
Данные об авторе
Место работы, должность:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянска»
Регион:
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
основное общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
Цель: обобщение и систематизация знаний о синтаксисе сложноподчиненных предложений.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории):
25
Используемое оборудование:
компьютер, проектор, экран, раздаточный материал
Краткое описание:
<p><strong><u>Тема:</u></strong> Сложноподчиненные предложения</p> <p><strong><u>Класс:</u></strong> 9</p> <p><strong><u>Русский язык –</u></strong> урок систематизации и обобщения знаний</p> <p><strong><u>Цель:</u></strong> обобщение и систематизация знаний о синтаксисе сложноподчиненных предложений.</p> <p><strong><u>Задачи урока:</u></strong></p> <p><strong>обучающие:</strong></p> <ul> <li>закрепить полученные знания о сложноподчиненных предложениях;</li> <li>обучить лингвистическому анализу текста.</li> <li> </li> </ul> <ul> <li>формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;</li> <li>развивать навыки исследовательской деятельности.</li> </ul> <p><strong>воспитательные: </strong></p> <ul> <li>воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;</li> <li>воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;</li> <li>воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.</li> </ul> <p> </p> <p><strong>Тип урока </strong>– комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).</p> <p><strong>Форма проведения урока </strong>– урок-практикум.</p> <ul> <li>: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.</li> </ul> <p> </p> <p><strong>Ход урока</strong></p> <ol style="list-style-type:upper-roman"> <li>Оргмомент</li> <li>Постановка темы и цели урока:</li> </ol> <p>Ребята! Мы уже познакомились с такими понятиями, как сложные предложения, виды сложных предложений. Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчиненных предложениях. Задача сегодняшнего урока: «<em>Сравнивать, углублять, закреплять». </em>Мы с вами поработаем со сложноподчинёнными предложениями и проведём работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.</p> <p>А поможет нам повторить эту тему творчество Владимира Семёновича Высоцкого. Почему именно Высоцкого? Потому что 25 января этому замечательному барду исполнилось 74 года.</p> <ol style="list-style-type:upper-roman"> <li>Видеофильм о Владимире Высоцком – 3 минуты.</li> </ol> <p>Роберт Рождественский писал: «Так кем же он всё-таки был? Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением».</p> <ol style="list-style-type:upper-roman"> <li>Лингвистическая разминка</li> </ol> <p>Прослушать стихотворение, выписать слова, которые нужно произносить с соблюдением орфоэпических норм, занести их в словарь в раздел «Говори правильно».</p> <p>В стремлении познать родной язык</p> <p>Мне каждый шаг даётся всё труднее.</p> <p>Задумался бы каждый хоть на миг,</p> <p>Что он красИвее, никакне красивЕе!</p> <p> </p> <p>Уйду на все четыре сторонЫ.</p> <p>Мне два шагА за два часА – награда!</p> <p>Язык любить и понимать должны,</p> <p>А большего ему от нас не надо.</p> <p> </p> <p>А мне все звОнят! Редко позвонЯт.</p> <p>Невежеству я лишь одно отвечу:</p> <p>Просторы знаний мАнят (не манЯт),</p> <p>Путь открывая каждому навстречу,</p> <p> </p> <p>Лишь только стоит руку протянуть,</p> <p>Отбросив все смешки и кривотолки.</p> <ul> <li> </li> </ul> <p>Сокровище на каждой книжной полке.</p> <p> </p> <p>Мир ударения одновремЕнно строг</p> <p>И одноврЕменно имеет отступления.</p> <p>ЗапАсный выход, запаснОй игрок,</p> <p>На окнах – жалюзИ для затемнения.</p> <p> </p> <p>РефлЕксия, фенОмен, каталОг –</p> <p>Произносить лишь так необходимо.</p> <p>И в то же время – твОрог и творОг,</p> <p>СоздАл и сОздал – молвить допустимо.</p> <p> </p> <p>На книгу Отзыв, в армию – призЫв.</p> <p>А как вам: бАловень, балОван, баловАться?!</p> <p><em>КрасИвее, позвонЯт, мАнят, одновремЕнно, одноврЕменно, запАсный, запаснОй, жалюзИ, рефлЕксия, фенОмен, каталОг, твОрог, творОг, создАл, сОздал, Отзыв, призЫв, бАловень, балОван, баловАться.</em></p> <ol style="list-style-type:upper-roman"> <li>Повторение изученного:</li> </ol> <ol> <li>Теоретическое:</li> </ol> <ol> <li>Какие предложения называются сложноподчинёнными? Привести примеры (желательно из литературы).</li> <li>Какие группы сложноподчинённых предложений знаете?</li> <li>Назовите виды придаточных обстоятельственных.</li> <li>Назовите части сложнодчинённого предложения.</li> <li>Чем отличаются союзы от союзных слов?</li> </ol> <ol> <li>Практическое:</li> </ol> <p>Задание 1. Терминологический диктант.</p> <ol> <li>Независимое предложение в составе сложноподчиненного предложения называется…</li> <li>А зависимое, подчиненное главному по смыслу и грамматически, называется…</li> <li>Это придаточное относится к существительным и прикрепляется союзными словами который, куда, где ( отвечая на вопрос какой? ).</li> <li>Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.</li> <li>Отвечают на вопросы где? куда? откуда?</li> <li>Эти придаточные присоединяются союзами едва, пока, когда.</li> <li>Отвечают на вопросы в какой степени? в какой мере?</li> <li>Присоединяются союзами потому что, оттого что (отвечают на вопрос почему?)</li> </ol> <p>Задание 2.</p> <ol> <li> </li> </ol> <p>Комплексный анализ текста:</p> <p>1.Так кем же он всё-таки был? 2.Владимир Высоцкий? 3. Кем он был больше всего? 4.Актером? 5.Поэтом? 6.Певцом? 7.Я не знаю. 8.Знаю только, что он был личностью. 9.Явлением. 10.Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. 11.Вместе с самолетами взмывают в небо. 12.А однажды даже из космоса донеслось:</p> <p>Если друг оказался вдруг</p> <p>И не друг и не враг, а так …</p> <p>13. Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. 14. И надо сказать, что все здесь было на высоте. 15.И песня, и исполнение.</p> <p>Роберт Рождественский</p> <p>Задания:</p> <ol style="list-style-type:lower-alpha"> <li>Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком.</li> <li>Составьте схему 8 предложения.</li> <li>Объясните значение слова бард.</li> <li>Выпишите частицы из предложения №12.</li> <li>Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.</li> </ol> <p> </p> <p>Задание 3</p> <ol> <li> </li> </ol> <p>Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Составьте схемы (по вариантам).</p> <ol> <li>Человек должен быть наделен фантазией … творить. (чтобы)</li> <li>Я наблюдал свысока … волны головы ломают. (как)</li> <li>Живешь в заколдованном диком лесу … уйти невозможно. (откуда)</li> <li>Всё равно я отсюда тебя заберу во дворец … играют свирели. (где)</li> <li>Соглашайся хотя бы на рай в шалаше … терем с дворцом кто-то занял. (если)</li> <li>Мне теперь не понять … же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя.</li> <li>Мне не стало хватать его только сейчас … он не вернулся из боя. (когда)</li> </ol> <p>Обратите внимание: все эти предложения из песен Владимира Высоцкого.</p> <p> </p> <ol style="list-style-type:upper-roman"> <li>Подведение итогов урока</li> </ol> <ol> <li>О чем говорили на уроке?</li> <li>В чём своеобразие сложноподчиненных предложений?</li> </ol> <p>Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Закончите фразы:</p> <ul> <li>Главным для меня на уроке было то, …</li> <li>Меня порадовало на уроке, …</li> <li>Теперь я буду знать, …</li> <li>Я хотел бы, чтобы …</li> </ul> <ol style="list-style-type:upper-roman"> <li>Тест (на экране)</li> <li>Оценки за урок. Комментирование оценок.</li> <li>«Песня о друге» Владимира Высокого. Какова главная мысль песни?</li> <li>Задание на дом:</li> </ol> <p>Из стихотворений А. С. Пушкина выписать сложноподчинённые предложения, определить виды придаточных. Тем более мы сейчас изучаем лирику Пушкина.<a name="_GoBack"></a></p> <p> </p> <p> </p> <p> </p> <p> </p>
Тема: Сложноподчиненные предложения
Класс: 9
Submitted by Ольга Анатольевна Царёва on чт, 24/09/2015 - 21:38
Данные об авторе
Место работы, должность:
МОУ "СОШ №10"Волжский район г.Саратов
Регион:
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
основное общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
– углубить знания учащихся о СПП; – учить распознавать придаточные предложения места и времени, отличать их от других придаточных; – определять место придаточных места и времени в сложноподчиненном предложении; – совершенствовать навыки построения и употребления в речи сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными места и времени; – совершенствовать навык постановки знаков препинания в СПП; – способствовать развитию кругозора, интереса и любви к Крыму.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории):
9
Используемые учебники и учебные пособия:
. Русский язык. Учебник для 9 класса
Используемая методическая литература:
ПРИЛОЖЕНИЕ Раздаточный материал. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.: С тех пор как мы побывали на море, я постоянно думал о нем При наличии в главной части слова со значением времени, в том числе указательного слова тогда, придаточная присоединяется союзным словом когда, стоит после этого слова в главной части и относится именно к нему: Нынче, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов — придаточное относится к наречию нынче и присоединяется союзным словом когда, являющимся обстоятельством. При отсутствии указательного слова придаточная часть в СПП времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части. Сложноподчиненные предложения с придаточными места Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней — обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств: А там, где еще вчера сияло солнце, царил осенний туман. В разговорной речи соотносительное наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной, придаточная часть относится к этому пропущенному наречию, например: Он пошёл, куда ему захотелось, - в главной части пропущено слово туда. Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. Расположение придаточной части перед главной представлено только в разговорной речи, преимущественно в пословицах и поговорках: Где тонко, там и рвется.
Краткое описание:
<p>. Личностно-ориентированный урок</p>
Тема урока. Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени. Тип урока. Урок усвоения новых знаний. Вид урока.
Submitted by Ольга Анатольевна Царёва on чт, 24/09/2015 - 21:37
Данные об авторе
Место работы, должность:
МОУ "СОШ №10"Волжский район г.Саратов
Регион:
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
основное общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
– углубить знания учащихся о СПП; – учить распознавать придаточные предложения места и времени, отличать их от других придаточных; – определять место придаточных места и времени в сложноподчиненном предложении; – совершенствовать навыки построения и употребления в речи сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными места и времени; – совершенствовать навык постановки знаков препинания в СПП; – способствовать развитию кругозора, интереса и любви к Крыму.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории):
9
Используемые учебники и учебные пособия:
. Русский язык. Учебник для 9 класса
Используемая методическая литература:
ПРИЛОЖЕНИЕ Раздаточный материал. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.: С тех пор как мы побывали на море, я постоянно думал о нем При наличии в главной части слова со значением времени, в том числе указательного слова тогда, придаточная присоединяется союзным словом когда, стоит после этого слова в главной части и относится именно к нему: Нынче, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов — придаточное относится к наречию нынче и присоединяется союзным словом когда, являющимся обстоятельством. При отсутствии указательного слова придаточная часть в СПП времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части. Сложноподчиненные предложения с придаточными места Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней — обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств: А там, где еще вчера сияло солнце, царил осенний туман. В разговорной речи соотносительное наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной, придаточная часть относится к этому пропущенному наречию, например: Он пошёл, куда ему захотелось, - в главной части пропущено слово туда. Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. Расположение придаточной части перед главной представлено только в разговорной речи, преимущественно в пословицах и поговорках: Где тонко, там и рвется.
Краткое описание:
. Личностно-ориентированный урок
Тема урока. Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени. Тип урока. Урок усвоения новых знаний. Вид урока.
Submitted by Ольга Андреевна Ушакова on Sat, 18/01/2014 - 22:58
Данные об авторе
Автор(ы):
Ушакова Ольга Андреевна
Место работы, должность:
лицей №488
Регион:
Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Цель урока:
систематизировать и обобщить знания о сложноподчинённых предложениях;
совершенствовать навыки разбора и конструирования сложноподчинённых предложений;
развивать речь учащихся, совершенствовать навык использования сложноподчинённых предложений в устной и письменной речи
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемое оборудование:
компьютер, проектор, экран, презентация Power Point, подготовленная учителем
Краткое описание:
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Сложноподчинённые предложения"
Submitted by оксана викторовна каткова on Wed, 15/01/2014 - 12:41
Данные об авторе
Автор(ы):
Каткова Оксана Викторовна
Место работы, должность:
МКОУ СЕмёновская средняя общеобразовательная школа
Регион:
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории):
12
Используемые учебники и учебные пособия:
Базовый учебник: Русский язык. 9 класс С.И.Львова,В.В.Львов в 2 частях - 6-е изд., перераб.- М. :Мнемозина, 2012г
Используемое оборудование:
Необходимое техническое оборудование компьютерный класс с локальной сетью, проектор, экран, раздаточный материал – буклеты, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения»
Краткое описание:
Тип урока комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний). Формы работы учащихся : самостоятельная, групповая
Submitted by Маргарита Вениаминовна Гущина on Fri, 11/01/2013 - 11:07
Данные об авторе
Автор(ы):
Гущина Маргарита Вениаминовна
Место работы, должность:
учитель русского язык и литературы
Регион:
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
основное общее образование
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Сложноподчинённые предложения»
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории):
25
Используемые учебники и учебные пособия:
Информация по теме «Сложноподчинённые предложения» http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl127.htm; http://bugaga.net.ru/ege/demo-ege-2011.php
Оконевская О.М., Павловская Г.В. Перекрёсток. Сборник диктантов- упражнений по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов. – Х.: Мир детства, 1997.- 352 с. ISBN 966-544-060-8
Пахнова А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 9 кл. / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007, - 110, (2) с.)(Раздаточные материалы) ISBN 978-5- 358-13877-6
Бениацианова Э.Ш. Сборник диктантов по пунктуации. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1974.
Используемая методическая литература:
Информация по теме «Сложноподчинённые предложения» http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl127.htm; http://bugaga.net.ru/ege/demo-ege-2011.php
Оконевская О.М., Павловская Г.В. Перекрёсток. Сборник диктантов- упражнений по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов. – Х.: Мир детства, 1997.- 352 с. ISBN 966-544-060-8
Пахнова А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 9 кл. / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007, - 110, (2) с.)(Раздаточные материалы) ISBN 978-5- 358-13877-6
Бениацианова Э.Ш. Сборник диктантов по пунктуации. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1974.
Используемое оборудование:
презентация, таблицы, карточки с практическими заданиями, карточки с текстами
Используемые ЦОР:
презентация
Краткое описание:
1. Организация начала урока 2. Актуализация опорных знаний обучающихся. 2.1.Опираясь на текст Евгения Осетрова «Краски России», где пропущены все запятые, создать проблемную ситуацию и нацелить быть очень внимательными на уроке, чтобы дома правильно расставить знаки препинания. 2.2.Постановка цели и задач. 3. Обобщение и систематизация знаний. 3.1.Объяснить постановку знаков препинания в простых предложениях. 3.2. Сравнить ССП и сделать вывод, где необходимо ставить запятые, а где нет. 3.3. Определить значение придаточных. 3.5.СПП с одним и несколькими придаточными. 3.6. Практическая работа по карточкам. 3.7. Работа у доски: синтаксический разбор СПП; повторение типов связи слов в словосочетаниях. 3.8.Работа с текстами «Любовь к Родине», «Как стать точным». 4. Задание на дом. 5. Рефлексия урока.
Ход урока.
1. Организационный момент. Приветствие обучающихся и гостей.
Submitted by Валентина Александровна Булавинова on Wed, 14/12/2011 - 15:04
Данные об авторе
Автор(ы):
Булавинова В.А.
Место работы, должность:
МОУ СОШ № 1 с.Покойного
Регион:
Ставропольский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
Формирование умений: 1) находить в тексте спп с различными видами придаточных; 2) составлять схемы спп с различными видами подчинения; правильно ставить знаки препинания в них; 3) делать синтаксический разбор спп.
Тип урока:
Урок закрепления знаний
Используемое оборудование:
Проектор, экран.
Краткое описание:
Урок-семинар с использованием текстов произведений эпохи Возрождения.
Ход урока. I. Оргмомент. Сегодня у нас не совсем обычный урок русского языка: мы совершим путешествие в эпоху Возрождения, которая, по словам Ф.Энгельса, «нуждалась в титанах и которая породила тита