Используемые учебники и учебные пособия:
Тема урока: Сложное предложение.
Тип урока: повторительно - обобщающий.
Цель обучающая: 1) расширить понятие о сложном предложении как единице синтаксиса; показать смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения; объяснить основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения.
2)вызвать интерес к изучаемой теме; подвести к осознанному пониманию о необходимости овладеть приемами построения и употребления в речи сложных предложений; развитие приемов самоанализа; создание ситуации « успешного обучения».
Цель практическая:1) уметь различать виды сложных предложений,
определять в них средства связи, пунктуационно оформлять;
2) уметь сопоставлять полученную информацию и оформлять ее в виде обобщающей таблицы;
3) уметь составлять устное высказывание.
Ход урока:
« Чтобы воспользоваться всеми сокровищами
русского языка, нужно хорошо знать его,нужно
уметь владеть им». ( Н. А. Добролюбов)
Здравствуйте, дорогие ребята. На прошлом уроке мы разбирали фрагмент статьи известного русского философа ХХ века Игоря Ильина, в котором он дал оценку русскому языку. В качестве домашнего задания я просила вас подготовить письменное высказывание на тему « Русский язык в моей жизни» или « Мое отношение к русскому языку». Напоминаю: формат работы строго ограничен – не более 90 слов. (Отдельные учащиеся зачитывают свои работы).
2. А теперь откройте тетради, запишите число, тему и эпиграф урока.
1) Как эпиграф связан с предыдущим уроком?
Прочитайте тему урока и сопоставьте с планом работы на уроке. Попытайтесь определить цель нашего занятия.
Работать мы будем парами и группами, взаимопередавая информацию. На каждом этапе работы вы будете ставить себе оценку ( лист самооценки перед вами), в конце урока вы сдадите мне домашнее мини- сочинение и лист самооценки. Я все проверю и объявлю вам окончательные оценки.
Итак, приготовились делать записи. Мы начинаем.
Что вы знаете о простых и сложных предложениях? Чем они различаются? Приведите примеры.
Мысль можно выразить по- разному. ( 3 слайд).
- Какие это предложение? Почему?
А можно с помощью сложных предложений ( 4 слайд )
- Рассмотрим предложения. Казалось бы, одни и те же слова, но мысль они выражают по- разному
- Можем ли мы сказать, что сложные предложения- это сумма двух или нескольких простых предложений?
Правильно, нет. Ведь возникает дополнительная информация. Она богаче, сложнее, нежели высказывание, состоящее из простых предложений. Смысловые связи внутри сложного предложения разнообразны. Благодаря СП наша речь становится ярче, точнее, выразительнее.
( 5 слайд)
- Таким образом, что нового вы узнали о сложных предложениях?
В зависимости от типа связи и типа отношений различают 3 вида сложных предложений: БСП, ССП и СПП. ( Рассмотрим 6 слайд).
( 7 Слайд ) БСП
( 8 слайд) ССП
( 9 слайд) СПП
В союзных предложениях важно учитывать тип отношений. В ССП предложения имеют относительную самостоятельность. В СПП предложения не могут обладать относительной самостоятельностью, так как одно из предложений – зависимое. Эти различия вы видите на данном слайде. (10 слайд)
Что мы с вами узнали нового?
Итак, мы разобрали с вами основные свойства сложных предложений. Просмотрите ваши записи и сведите их в обобщающую таблицу, указывая основные типы отношений. Подберите по 1- 2 примера из упражнения 52. Выделите основу предложений, укажите тип простых в составе сложного, составьте схемы. ( В это время один из уч-ся составляет на доске полученную обобщающую таблицу).
Несколько ребят читают предложения, указывают основу, называют тип простых и тип сложного. Схемы записываются на доске.
Ребята, поставьте себе оценку на этом этапе урока.
Молодцы! Следующий этап нашего урока - закрепление практических навыков. Посмотрите на 11 слайд.1 Группа находит и записывает БСП, 2 – ССП, 3 – СПП. Чтобы не ошибиться, обсудите задание в группе.
После определения типа предложения, составления схемы ребята снова оценивают свою работу.
Молодцы! А теперь усложним несколько нашу задачу. ( Возьмите лист №1). Перед вами простые предложения. Составьте сложные, используя подходящее средство связи и устраняя повторы. Составьте схемы полученных предложений.
( Ученики читают полученные предложения, называют вид СП)
Ребята, чему мы сейчас научились?
Оцените свою работу.
Молодцы! Проверим, насколько вы были внимательны. Используя свои записи, подготовьтесь к устному высказыванию. Найдите ошибку в данном утверждении.
12 слайд.
Молодцы!
Продолжим нашу работу. Возьмите лист №2. Прочитайте отрывок из статьи С. Я. Маршака.
Подведем итоги.
-Что мы изучали на уроке?
- Какие предложения называются сложными?
- На какие группы они делятся?
- Какие средства связи характерны для разновидностей сложных предложений?
- Какое средство связи является общим для всех разновидностей?
Чему мы научились?
1.Сводить полученные сведения в обобщающую таблицу.
2. Составлять из простых предложений сложные.
3. Определять виды СП.
4.Составлять устное высказывание.
Прежде, чем вы сдадите мне свои работы, определите свое отношение к уроку, промаркировав его определенным цветом.
13 слайд.
Отмечаются наиболее активные ученики.
( дополнительные материалы)
План урока:
1.Знакомство с теоретическим материалом (конспектирование).
2.Составление обобщающей таблицы.
3. Поисковая работа.
( Упражнение 52).
4.Работа со слайдом.
5.Составление сложных предложений и схем.
6.Составление устного высказывания.
7.Работа с текстом.
8. Итоги урока.
9. Домашнее задание: Проработать конспект урока. Упражнение 53.
Лист №1
1. Лень ослабляет тело. Труд укрепляет тело.
2. В радости друзья узнают нас. В несчастье мы узнаем друзей.
3. Людям ничего не дается даром. К некоторым обязанностям людей надо приучать с детства.
4. Пословицы и песни всегда кратки. Ума и чувства вложено в пословицы и песни на целые книги.
5. Я полюбил эту маленькую окраинную улицу. Улица была самая живописная.
6. Облачко обратилось в белую тучу. Туча тяжело подымалась, росла и постепенно облегала все небо.
Лист №2
Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, Происходящие в мире. Он запечатлел опыт, мудрость веков и , не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий. Какое же это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь!
(С. Я. Маршак)
Задания к тексту:
1.Определите тему и основную мысль текста.
2.Укажите предложение , в котором говориться о неисчерпаемом богатстве языка ( речи). Подчеркните в этом предложении слово, употребленное в переносном значении.
3.Найдите в тексте примеры слов, относящихся к разным частям речи. Выпишите по 3-4 слова. Укажите, что называют эти слова( предметы, их признаки, действие или состояние).
4.Внимательно прочитайте данные ниже слова. Какой из синонимов к слову лексика используется во втором абзаце текста?
Лексика, словарь, словарный состав, лексический запас.
5.Выпишите предложение с синонимом к слову лексика. Попробуйте подтвердить примерами мысль, высказанную в тексте.
6. Какие сложные предложения встречаются в данном тексте. Укажите их вид. Составьте схемы.