Официальный сайт flashgamer 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Антропогенный фактор

Среда обитания и условия существования животных

Submitted by Галина Сергеевна Брагина on Fri, 14/11/2014 - 22:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Брагина Галина Сергеевна
Место работы, должность: 

МАОУ СОШ № 5 им. Ю.А. Гагарина г. Тамбова, учитель химии и биологии

 

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Формирование знаний о среде обитания и условиях существования животных.

Задачи:

  1. Образовательная:

ввести понятие экологического оптимума, пессимума, экологической валентности вида; раскрыть разнообразные взаимосвязи и взаимоотношения между живыми организмами; расширить и систематизировать знания о средах жизни животных.

    II. Воспитательная:

    Формировать правильное отношение к природе; умение применять полученные знания на практике.

    III. Развивающая:

         способствовать развитию  навыков аргументированного  выступления, логического мышления, речи, навыков выразительного чтения, умению объяснять воздействие экологических факторов на животных; продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, взаимоконтроль, работа в парах).




 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Фионова Л.А., Трунова Л.А., Карпачёва Т.В. Экология животных. 7 класс. г.Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007 г.
  2. Чернова Н.М. Экология. 10 (11) класс. Москва. Дрофа. 2007 г.
  3. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. 7 класс. Москва. «Вентана – Граф», 2010 г.
  4. З.А. Власова. Справочник школьника. Биология. Филологическое общество «Слово». 1995г
  5. Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. Биология. В 3 томах. Мир. 2010г.




 

Используемое оборудование: 

Таблица, изображающая пределы выносливости вида; интерактивная доска.


 

Краткое описание: 
<p>Урок предназначен для учащихся 7 класса. На уроке предполагается рассмотреть среды жизни животных, факторы и условия существования животных, а так же пределы выносливости вида.<br /> <br /> <br /> &nbsp;</p>

Ход урока:


«Озера. Болота. Многолетние мерзлоты. Биогеоценозы водоемов» (Интегрированный урок географии-биологии в 8 классе)

Фото пользователя Светлана Владимировна Сергеева
Submitted by Светлана Владимировна Сергеева on Wed, 08/12/2010 - 15:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сергеева С.В., учитель биологии высшей квалификационной категории, Иванова И.М., учитель географии I квалификационной категории
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №79"
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 
1.Продолжит изучение, что такое Озера. Болота и многолетние мерзлоты. Дать характеристику и особенности строения и образования данных водоемов. Выяснить их отличия друг от друга. 2.Познакомить учащихся с экологическими особенностями водной среды обитания, выяснить какова приспособленность организма к данной среде обитания. Какова роль абиотиче5ского, биотического и антропогенного фактора в жизни биогеоценоза. 3.Продолжить формирование умений работы с контурной картой.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемое оборудование: 

1.              Физическая карта России

2.              схемы образования озерных котловин

3.              Таб. «Биогеоценоз водоема»

4.              Схема «Источники загрязнения вод»

5.              к/р «Ледники»

6.              д/ф «Мхи и лишайники»

7.              Гербарии и муляжи животных обитающих в озерах, болотах

8.              Картинки животных

9.              Рабочая тетрадь «География» 8 кл.

10.           Опорные карточки».

 
Краткое описание: 
Б. Вступительное слово учителя. - Человек во многом зависит от пресных вод. Именно вдоль рек, по берегам озер селится он. На берегах рек и озер на Руси появлялись города и поселения: Господин вел Новгород на Ильмень - озере, Москва на реке Яузе и Москва – реке, Казанское ханство на берегах Казанки, Волги и озера Кабан и другие. Озера можно сравнить с сосудами с водой, только их размеры гораздо больше, да и очертания разнообразны. В нашей стране озер великое множество: только малых более 2 млн., а больших всего 15. - Какие озера России вы знаете? Назовите их. Для образования озера необходимы два условия: 1. Углубление, котловина, впадина на земной поверхности. 2. Достаточное количество воды. - Что же такое озеро? Определение запишем в тетради: Озеро- скопление воды в природном углублении на суше. Как и другие пресные воды озерные воды распределены по стране неравномерно. - Как вы думаете от чего зависит их размещение? Назовите причины (учебник). - Откуда же берется вода, которая заполняет денные котловины? (воды рек, талые ледниковые воды, осадки, воды болот…) Гораздо более сложны и разнообразны условия для образования озерных котловин. Поэтому типы озер связывают с происхождением углубления. Выделяют более 30 видов озерных котловин. Разберем наиболее распространенные в нашей стране: «Откройте таблицу в § 15 «Происхождение котловин». В) Сообщения детей: ( ) - тектонические на примере озера Байкал - ледниковые - термокарстовые озера Якутии - карстовые озера РТ - искусственные озера (водохранилища) Существуют озера и лиманные, завальные о которых мы очень много узнали в 7 классе. Г) Мы с вами знаем, что на образование озер влияет климат, а могут ли сами озера повлиять на климат? (смягчают холод, жару, увлажняют окружающие территории) Д) Какими свойствами обладают водные массы? Назовите их. V. Сообщества. Учитель биологии. Ребята, как вы думаете оказывают ли какое – либо влияние факторы внешней среды на экологические сообщества, н-р, биогеоценоз водоема. Абиотический фактор. (1 группа) Выступления учащихся изучающих влияние абиотического фактора на биогеоценоз водоема. Ученица. Богаты и интересны сообщества внутренних водоемов материков и островов, а эти водоемы занимают около 2% всей площади суши. Распределение наземных организмов определяется климатическими и почвенными условиями, растительностью и историческими причинами. В пресных водах ли лимитирующими факторами служат температура, мутность воды, течения, наличие кислорода и углекислого газа, солей и осмотического давления. Наша группа попыталась изучить как же абиотическии фактор влияет на биогеоценоз водоема. Ученик Мы рассмотрели некоторые условия влияющие на биогеценоз, например, как влияет температура, мутность и наличие кислорода. Мы выяснили, что температура воды не подвержена таким резким колебаниям, как температура воздуха, но и пределы толерантности у водных организмов часто бывают очень узкими. На изменения температуры влияет циркуляция воды. А также замерзание воды в водоемах и сохранение температуры воды +40С в ее толще, что связано с ее свойствами. Ученица Не последнюю роль играет мутность воды. От нее зависит проникновение в воду света. Что влияет на процесс фотосинтеза. И нередко в водоемах имитирующими факторами оказывается концентрация кислорода и углекислого газа. Кислород является фактором физиологической необходимости для всех животных. Если в реке, озере или болоте гибнет рыба, то в первую очередь должна быть изменена концентрация кислорода в воде. Поскольку она сильно изменчива и запасы кислорода легко истощаются, и его часто нахватает. А если же гибнут птицы надо искать другую причину, потому что содержание кислорода в воздухе практически постоянно. Ученик Водоемы вообще удобно разделить на стоячие (озера, пруды, болота) и проточные (ключи, ручьи, реки). Между этими типами есть один общий признак – они непрерывно изменяются в результате эрозии и отложения осадков. Что естественно связано с деятельностью человека. У живых организмов существует способность выдерживать изменения условий жизни, например, изменение температуры; светового режима – это свойство организмов называется толерантностью (в перводе с греческого толеранция – это терпение) Организмы с широким диапазоном толерантности обычно обозначают приставкой «Эври». Эврибионты – это организмы, способные жить при различных условиях среды. А для организмов обитающих в узких границах используют приставку «стено». Стенобионты – это организмы, требующие строго определенной среды. Среди рыб, например, окунь – эврибионт, а форель – стенобионт. Форель живет только в соответствующим температурном режиме и не выносит колебания температуры. Биотический фактор (2 группа) Ученица. Организмы распределены в пресных водоемах неравномерно. В разных зонах существуют различные сообщества. В стоячих водоемах обычно различают три зоны: - прибрежную – это мелкие, чаще всего прибрежные участки, где свет проникает до самого дна; - лимническую, где свободная вода до глубины, на которую проникает еще достаточно света, чтобы фотосинтез и дыхание взаимно компенсировались; - глубинную – дно вода на глубинах, где света уже недостаточно, в мелких прудах этой зоны может и не быть. В проточных водоемах можно прежде всего выделить зону с быстрым течением, которая смывает рыхлый материал со дна. А эти свойства очень резко влияют на живые организмы. Мы постарались это выяснить. Ученик (рассказ по таблице «Биоценоз водоема»). Мы выяснили, что наиболее богата жизнью прибрежная зона. В этой зоне растительные сообщества образуют вокруг пруда или озера концентрические кольца. У самого берега растут рогоз, камыш, стрелолист и алленрольфия – в основном надводные, прочно укореняющиеся растения с плавающими листьями, такие как кувшинки. Еще глубже растут формы с тонкими, гибкими стеблями полностью погруженные в воду. Здесь встречаются также, сине-зеленые, зеленые водоросли; к последним относится и обычно спирогира. Ученица (рассказ по таблице «Биоценоз водоема») В прибрежной зоне сосредоточено и наибольшее число животных, которые также образуют характерные сообщества. На дне или донном осадке живут нимфы стрекоз, речные раки, равноногие рачки, черви, улитки и двухстворчатые моллюски. Другие животные обитают на растениях и различных предметах ступащих над поверхностью дна или внутри них, к этой фауне относятся коловратки, планарии, лешанки, гидры и улитки. Зоопланктон состоит из ветвистоусых рачков – дафней, коловраток, ракушковых рачков – дафний, коловраток, ракушковых рачков и многочисленных, простейших. К более крупным активно плавающим видам относятся водяные жуки и клопы. Из позвоночных встречаются лягушки, тритоны, водяные змеи и черепахи. На поверхности живут жуки-вертячки и клопы, водомерки. В прибрежной зоне значительную часть времени проводят и многие рыбы – карпы, окуни, щуки. Ученик В меленической области живет множество микроскопических растительных организмов – динофлагелляты, эвглена, вольвокс, и многие ракообразные – веслоногие и ветвистоусые. В глубиной же зоне существует нехватка кислорода. Летом поверхностный слой (эпилимнион) нагревается, а в глубинной области (гиполимнион) вода остается холодной. Между эпилимнионом и гиполимнионом лежит зона, в которой температура быстро понижается с глубиной. Поэтому большого разнообразия живых организмов здесь нет. Ученица Проточные водоемы, например – отличаются от бессточных, то есть болот, в трех важным отношениях. 1. Мечение регулирует и ограничивает распределение организмов» 2. Оно обуславливает интенсивный обмен между водой и грунтом; 3. При отсутствии загрязнения вода почти всегда содержит много кислорода. А от этих трех отношений очень сильно зависит биоценоз водоема и его разнообразие. Антропогенный фактор (3 группа) Ученик Давайте выясним, что же такое антропогенный фактор. Антропогенный фактор – это все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или не посредственно влияют на отдельные виды растений и животных. Например, это загрязнения окружающей среды побочными, часто ядовитыми продуктами, которые попадают в водоемы из сточных труб заводов, а также стоков сельского хозяйства и бытовых отходов. Под загрязнением водоемов понимается снижение их биосферных функции и экономического загрязнения в результате поступления в них вредных веществ. Одним из основных загрязнителей воды является нефть и нефтепродукты. Нефть может попасть в воду в результате естественных ее выходов в районах залегания. Но основные источники загрязнения связаны с человеческой деятельностью: нефтедобычей, транспортировкой переработкой и использованием нефти в качестве топлива и промышленного сырья. (рассказ по таблице – схеме) Одним из видов загрязнения водоемов является тепловое. Электростанции, промышленные предприятия часто сбрасывают подогретую воду в водоем. Это приводит к повышению в нем температуры в водоеме уменьшается, количество кислорода, увеличивается токсичность загрязняющих воду примесей, нарушается биологическое равновесие, повышается уровень размножения болезнетворных организмов и вирусов. Попав в питьевую воду они могут вызвать вспышки различных заболеваний, например, если вспомнить лето 2001г. – в районе Азино была вспышка холеры. Весной в Куйбышевском водохранилище по бес халатности, произошла авария столкнулась баржа перевозящая нефть. Результат нефть растеклась приблизительно на 5 км. VI. Болота России (5) а). Мелкие озера довольно быстро зарастают и образуют болота. б). Выступление учащихся (Как образуются болота?) в). На территории России 10% занято болотами - это ~ 2 млн. км2. - Как вы считаете, в каких районах России будет наибольшая заболоченность? - Назовите причины возникновения болот (переувлажнение грунта, К>1, маленькая N, много осадков, замедленный сток) г). Что же такое болото? Определение вы найдете в рабочей тетради списать выписать в тетрадь. д). Вспомните, каким значком обозначаются болота на географических картах, найдите территории с наибольшей заболоченностью и перенесите их распространение на контурную карту: замкнутой изолинией и значковым изображением е). - Какое отрицательное влияние оказывают болота на жизнь и деятельность человека? - Могут ли болота, кроме отрицательного воздействия на человека, приносить пользу? Какую? 80% торфа. Дома на к/к нанесите распространение торфа на территории России. Ученица Давайте рассмотрим особенности, растительного мира болот. Существует ли разнообразие растительного мира? С какими условиями связано данное разнообразие. Визитной карточкой растительности болот является мох сфагнум. (Кадр диафильма сфагновые болота). Пред глазами сразу же встает сфагновый ковер болот усыпанный рубиновыми ягодами клюквы. Сфагнум – это мох нуждающийся в значительном количестве влаги. Он приспособлен к жизни в воде, которая почти не содержит солей, но не переносит в воде присутствие извести. Самая лучшая вода для сфагнума – дождевая. Сфагнумовое болото при благоприятных условиях влажности и температуры может существовать очень долго, распространяясь в ширь и нарастая к верху. Сфагнум является как бы гигантской губкой, который вбирает в себя все осадки выпавшие за год. А затем постепенно и «расчетливо» отдают эту влагу большим и малым рекам, не давая им пересохнуть даже в разгар летней жары. В глубине торфяного слоя мха сфагнума почти отсутствует гниение, так как здесь нет благоприятных условий для жизни гнилостных бактерий. Поэтому в торфе иногда находят старинные лодки, останки погибших животных и людей. Клюква, морошка растут прямо на торфяном мху, да еще и ягоды приносят. На их корнях живут тоненькие микроскопические грибные нити, которые добывают из торфа необходимые для растения соли. Эти грибные нити – микориза. На болоте прекрасно уживаются и растения – хищники. Это росянка и венерина мухоловка. У них корни коротенькие, слабые, не ветвящиеся. Они всасывают только дождевую воду из верхнего слоя мокрого мха, поэтому они приспособились добывать необходимые соли, ловя насекомых. VII. Ученик (рассказ о Мерэлоте) Одну седьмую часть всей поверхности суши занимают области, где дожди не восполняют потерю влаги в результате испарения. Для всех этих областей, например, зоны арктических пустынь, характерен недостаток воды. Хотя мы можем сказать, что воды в твердом состоянии вокруг очень много, тем не менее она недоступна для животных и растений. Наиболее обширные ледяные пустыни лежат внутри Северного полярного круга и Южного полярного круга. Нас очень волновал вопрос есть ли в данной местности разнообразие форм жизни. (Фрагмент к/ф «Ледники») Ученица Мы выяснили, что в толще льда встречаются микроорганизмы. На льду растения не растут. К суровым условиям холодного климата, например, Арктики приспособились немногие живые существа. В прибрежных районах встречаются мхи и лишайники. А вот визитной карточкой Арктики являются моржи и белые медведи. Ученик. Белый медведь превосходный скалолаз, прекрасный плавщик. Он может плыть по морю со скоростью около 5 км/ч. Питается он обычно мясом тюлений, северных оленей, мелких грызунов, а также рыбой, особенно лососиной, и даже ягодами. Белый медведь не агрессивен и нападает на людей, разве только тогда, когда очень голоден. Обычно берлога белого медведя овальная: 3м в ширину, 2м в высоту и в длину до 2м. Температура в ней держится постоянная – около 00С, даже если с наружи гораздо холоднее. Детеныши рождаются беспомощными. Они не видят, не слышат и двигаются неважно. Медвежата быстро растут и через 3 дня достигают 30 см. Белый медведь занесен в Красную Книгу. Моржа проще всего узнать по своеобразным усам. Даже у новорожденных моржат коротенькие усики над верхней губой. А вот шерсть детеныша сильно отличается от шерсти взрослого моржа: она очень густая, мягкая и покрывает все его тело, кроме области под ластами. И сохраняется она до тех пор пока моржонок не вырастет и не станет совсем взрослым. Взрослый морж весит до 1000 кг. И достигает в длину 5 метров. Он может находится под водой не дыша до 10 минут. У самца клыки длиннее и толще, чем у самки, по ним и определяют пол животного. Горностай. Он имеет молниеносную реакцию; застает свои жертвы врасплох и способен противостоять куда более крупным хищникам, чем они сами, - даже лисицам и хищным птицам. Длинное и чрезвычайно гибкое тело, острые зубы и когти, лапы, покрытые густой шерстью, защищающей их от холода, позволяют горностаю охотится даже в самые сильные морозы. Горностаи предпочитают жить в лесах однако частенько устраивают свое логово там, где живут люди. А вот в случае опасности он бросается в воду и переплывает в безопасное место, перенося детенышей в зубах. VIII. Многолетние мерзлоты (5) подземное оледенение А. Определение многолетней мерзлота. Б. Распространение мерзлоты. Ответ учащихся В. – назовите причины образования многолетней мерзлоты (суровость климата; ↓t0С, малоснежные зимы…) Г. – на территории России 60% занято ММ. - Покажите на карте места распространения ММ. - На какие глубины могут проникать М.М.? Д. Мерзлота – это «холодильник» для почв и естественно, что будет оказывать влияние на деятельность человека. Проблема: Можно ли в условиях ММ. И к чему это приведет? 1 ряд: вспахать поле? 2 ряд: построить АЭС? 3 ряд: проложить асфальтовую дорогу?


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн