Используемые учебники и учебные пособия:
Тема: Употребление деепричастий и наречий при описании действий.
Тип урока: повторительно обобщающий
Цель: развивать умение правильно использовать причастные и деепричастные обороты, совершенствовать речь учащихся.
Ход урока.
1.Организационный момент, целеполагание.
Учитель обращается к ребятам с предложением побыть сегодня не просто учениками, а редакторами и корректорами, так как с их работами по картине Григорьева «Вратарь» случилась беда.(зачитывается объяснительная)
Начальнику отдела грамотности
бригадира грузчиков Недосмотрова
объяснительная.
Довожу до Вашего сведения, что при перевозке ящика с работами учащихся 7 класса грузчиками Лентяевым и Недотепиным был допущен недосмотр. Увлекшись проходившим на стадионе матчем, они оставили ящик без присмотра, и он был опрокинут сильным ударом мяча во время атаки .Рассыпавшись, работы распались на предложения и словосочетания. По причине недостаточной грамотности грузчики не смогли собрать все правильно.
31 января 2008 г. Подпись
Резолюция на документе: «Принять меры по приведению в нормальное состояние содержимого ящика».
2.Основная часть урока.
1.Словарно-орфографическая работа: корректор –работник издательства, читающий корректуру.
Корректура- исправление ошибок(от латин.»исправить», «улучшить»)
Корректировать, коррекция, корректорский.
Редактор-специалист по редактированию.
Редактировать- 1.проверять, исправлять. 2.руководить изданием.
Редакция , редакторский.
2.Редактирование(раздаются карточки в форме мяча с предложениями, где употреблены причастные и деепричастные обороты)
Лохматая белая собачонка, одетая в короткие шорты, устроилась у ног болельщиков.
Юный вратарь , положив голову на передние лапы, приготовился отбить мяч.
Забинтовав ушибленное колено, мужчина в шляпе следит за разгоревшейся схваткой.
Голкипер, придерживающий папку с бумагами, подавшись вперед , ожидает удара.
3.Морфемный разбор: одетая, ушибленное, разгоревшейся, придерживающий;
Положив, забинтовав, подавшись.
4.Замена причастий деепричастиями и наоборот: Одетая –одев, разгоревшейся – разгоревшись и т.д.
5.Предупреждение грамматических ошибок при использовании причастных и деепричастных оборотов: 1.Разг..ревшаяся схватка в центр.. поля зав…ршилась п…бедным голом.
(ошибка: место определяемого слова)
2.(Не)замечавшая защитником опас?ная передача выв..ла (в)перед к..манду с..перников. (Ошибка: форма причастия)
3.Ком..ентаторы уд..ляли повыше..ое вн..мание игр..ку забившего п..бедный гол.
(ошибка: согласование причастия с определяемым словом
4.Пр..бегая вовремя на помощь нап..дающему игроком п..бедно зав..ршена атака(ошибка: порядок слов, вид деепричастия, употребление деепричастного оборота)
6. Самостоятельная работа.(Карточки с одним дидактическим материалом, но с разноуровневыми заданиями: орфография, пунктуация, графическое обозначение причастных и деепричастных оборотов)
1.Участвуя в кроссе, мы на ходу кроссовки сбросим.
2.Выпив натощак бульон, я пошел на стадион.
3.Захватив с собой ракетку, не забудь позвать соседку.
4.Отложив подальше книжку, я рванул в спортзал вприпрыжку.
5.Мчится вскачь веселый мяч, не щадя соседских дач.
7.Повторение типов текстов.
Мы быстро оделись и смело пошли,
Вдруг встретили Васю на нашем пути.
Он бодро шагал с состязания .
Текст перед нами ….повествование.
Мячик футбольный –друг озорной,
Быстрый, стремительный, шустрый такой.
Владеть им- вот наше желание.
Текст этот уже….описание.
Спортсменом как стать? Как здоровье сберечь?
И спортом лентяев как быстро увлечь?
На все эти «как», без сомнения,
Ответит вам текст…рассуждение.
8.Физминутка( бросаем мяч –получаем ответ) «Удивительные превращения»
Заменить существительные и прилагательные однокоренными наречиями:
Нападающий действует_(как?)________(ловкость , смелость, решительность, внезапность, красота).
Голкипер отразил удар(как?)______(быстрый, стремительный, молниеносный, точный, изящный).
3.Домашнее задание( можно , как и карточки , сделать текст разных уровней сложности орфографической и пунктуационной).
Я с друзьями играл в футбол_______? защищая ворота нашей команды.
Мне пробивали штрафной. Я_______? рванулся к мячу____?но промахнувшись упал.
Мяч должен был _____? Влететь в ворота никем не охраняемые.
Но______? подскочила моя собак Жужа, и тут все ахнули! Жужа_______? вцепившись зубами в мяч понесла его и опустила только ... у ворот противника. Мяч______? вкатился в ворота мимо застывшего в изумлении вратаря.
-Го-о-л!- закричали все удивляясь случившемуся.
Подбежав ко мне довольная Жужа села и ____? залаяла. Мы____? рассмеялись говоря, что Жужа поет победную песню.
Задание:1.Докажите, что это текст.
2.Определите тип текста.
3.Озаглавьте: «Четвероногий футболист».
«Вот это футбол!».
«1 : 0 в пользу Жужи».
4.Вставьте на место пропусков наречия из «Слова для справок»: 1.Яростно . 2.Стремительно. 3.Нечаянно. 4.С ходу. 5.Неожиданно. 6.крепко-накрепко. 7.преспокойно.
8.Громко. 9.Искренне.
5. Вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.
4.Подведение итогов урока, рефлексия.
Поскольку урок был посвящен спортивной тематике, сделайте вывод о значении спорта в жизни человека , составив предложение с однородными сказуемыми.
Спорт воспитывает, развивает ловкость и сноровку, закаляет характер.
Спорт воспитывает, развивая ловкость и сноровку, закаляет характер.
Пожелания учителя ребятам подружиться и со спортом , и с учебой, чтобы не оказаться на месте незадачливых грузчиков, которые дали нам сегодня столько работы
www.openclass.ru/node/add/lesson