Submitted by Елена Николаевна Григорьева on пн, 03/09/2012 - 17:10
Ценность слова – не в обличье громком.
Если смысл в нём мудрый заключён –
Значит, слово перейдёт к потомкам,
Уцелев под натиском времён
Я. Вохменцев
Ход урока.
1. Опрос. ( 10 мин.)Слово учителя. Эпиграф. Я. Вохменцев. Язык – зеркало культуры. Как часто нас заставляет содрагаться неуместное, исковерканное слово. Все мы члены одного социума. Речь отдельного человека является показателем внутренней культуры. Поэтому..
Презентация участников коллективного проекта по теме «Деепричастие» с основополагающим вопросом «Буду ли я востребован в обществе, будучи неграмотным человеком». Коллективный продукт – Приложение к учебному комплексу Бабайцевой. Работа с листом «Оценочная таблица».
Проверка домашнего задания. Упр.№241
Вопросы.
Что является показателем деепричастного оборота?
Какие слова входят в деепричастный оборот?
Как установить границы деепричастного оборота?
Как выделяются на письме деепричастные обороты?
Какая была ошибка?
-Ошибка: глагол – сказуемое не является членом деепричастного оборота. Начертить схемы предложений с деепричастными оборотами, не повторившись (3 ученика).
Зачем нам нужно знать границы деепричастного оборота?
Вывод: знание границ деепричастного оборота – пунктуационная и интонационная грамотность и возможность быть понятыми окружающими людьми.
Объяснение с практическим закреплением. (20 мин.)
Охарактеризуйте связи управления и условия обособления деепричастных оборотов в приведённых предложениях.
На доске. Слайд
1.Он показал Натке дорогу, *постоял, |глядя ей в след|, и, |всё ещё продолжая чему – то улыбаться|, с шумом *исчез за кустами.
Ученики Обособленные деепричастные обороты относятся к разным глаголам, соединённым союзом И.
2. Алексей вздохнул и снова *побрёл по дороге, |скрипя по побледневшему снегу, кусая губы и порой теряя сознание|.
Ученики. Обособленные однородные деепричастные обороты, относящиеся к одному глаголу.
Упражнение №245
Почему 2 части. Сравнить.
Ученики.Вывод. 1ч. – однородные деепричастные обороты, связанные союзом И. 2 ч. – однородные члены и сложные предложения, соединённые союзом И.
Выписать из 1 части 2 предложения. Начертить схемы, назвать орфограммы.
2 ч. Начертить схемы 1, 4 предложений.
Беседа.Слайд
Какое из предложений построено правильно?
1.Совершая затяжной прыжок с парашютом, учитывается скорость и направление ветра. 2. Совершая затяжной прыжок с парашютом, это требует большого мужества. 3. Совершая затяжной прыжок с парашютом, нашим спортсменом был поставлен мировой рекорд.
4. Совершая затяжной прыжок с парашютом, спортсмены расставляют руки и ноги и действуют ими, как рулями.
Беседа.
В чём ошибка? (неправильно выстраиваются отношения между сказуемым, подлежащим и деепричастием).
Для чего нам нужно непременно построить грамматически правильное предложение? (быть понятым).
Объяснение. Слайд.
|Совершая затяжной прыжок с парашютом|, спортсмены *расставляют руки и ноги и действуют ими, как рулями. [ | _._._.|, ____ *===== и ===== ].
Практическая работа.
Выбрать грамматически правильное продолжение предложения (раздаточный материал). Обсуждение
Диктант. Сверка. Слайд
1.Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница. 2. Лодка помчалась снова, вертясь среди судов и поворачивая влево. 3. Шоссе шло на юг, минуя деревни, видневшиеся справа.