Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Генетика человека. Значение генетических знаний в моей жизни.

Фото пользователя Ирина Александровна Прохорова
Submitted by Ирина Александровна Прохорова on Sat, 30/01/2010 - 21:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Прохорова Ирина Александровна
Место работы, должность: 
МОУ "Рождественская средняя общеобразовательная школа" Собинского района Владимирской области Учитель биологии и химии
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
Цель: сформировать представление учащихся о факторах здоровья, методах изучения наследственности человека Задачи: - способствовать формированию понятийного аппарата: здоровье, факторы здоровья, особенности изучения генетики человека, методы изучения наследственности человека (генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический) на уровнях: «5» - обосновать, доказать; «4» - характеризовать, применить; «3» - рассказать; - способствовать развитию общеучебных умений: а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, схемы наследования признаков; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы); б) учебно-информационных (работать с учебником и опорным конспектом как источниками новой информации); в) учебно–организационных (осуществлять самоконтроль, самооценку); г) учебно-коммуникативных (владеть устной и письменной речью, уважать мнение собеседника); - способствовать превращению биологических знаний о необходимости вести здоровый образ жизни для сохранения здоровья нации в личностно значимые для ученика знания.
Краткое описание: 
Методическая разработка урока биологии в 10-ом классе (базовый уровень). Генетика человека. Значение генетических знаний в моей жизни. урок совершенствования ЗУН с включением коллективных и индивидуальных форм организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Факторы здоровья человека и изучение наследственности человека различными методами. Рассмотрение проблемы заключения родственных браков, резус-конфликта. Работа с опорным конспектом, формирование критического мышления средствами биологии.

Методическая разработка урока биологии в 10-ом классе  (базовый уровень).

Генетика человека. Значение генетических знаний в моей жизни.

Цель:  сформировать представление учащихся о факторах здоровья, методах изучения наследственности человека

Задачи:  - способствовать  формированию  понятийного  аппарата:  здоровье,  факторы здоровья,  особенности изучения генетики человека, методы изучения наследственности человека (генеалогический, близнецовый,  цитогенетический,  биохимический)   на уровнях: 

 «5»  - обосновать,   доказать;   «4» - характеризовать, применить;    «3» - рассказать;

       - способствовать развитию общеучебных  умений:

 а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, схемы наследования признаков; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы);  

б) учебно-информационных (работать с учебником и опорным конспектом  как источниками новой информации);    

в) учебно–организационных (осуществлять самоконтроль, самооценку);   

г) учебно-коммуникативных (владеть устной и письменной речью, уважать мнение собеседника);

        - способствовать превращению биологических знаний о необходимости вести здоровый образ жизни для сохранения здоровья нации в личностно значимые для ученика знания.  

Тип  учебного занятия (по М.И. Махмутову):   урок совершенствования ЗУН.

Форма проведения: урок с включением  коллективных и индивидуальных  форм организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.  

Использование  педагогических технологий: метод  проблемного обучения (проверка гипотезы при  решении генетических задач);

                                                                                    приёмы  технологии развития критического мышления («Мозговой штурм», методика  «Знаю -  Узнал»). 

Оборудование:  - информационные листы для учащихся: а) «Модуль урока для учащихся» (в альбомном формате) – Приложение №1;   б) опорный конспект «Здоровье: факторы и методы изучения» - Приложение №5;    в)  ответы на учебные задания для учащихся для организации самоконтроля;    

                                 -  листы с учебными  заданиями для учащихся: а) «Антропогенетика – генетика человека. № 1 - 3» -(в альбомном формате, сложить книжечкой) -  Приложение №2;   б)  «Антропогенетика – генетика человека. № 4-7»   Приложение №3;    в)  «Методы, применяемые для изучения наследственности человека» (приём  технологии  развития  критического мышления   «Знаю - Узнал») - Приложение №4;             г) «Основы генетики. № 1; 2»  - Приложение №6;                             

                                 - ТСО: магнитофон, аудиокассета, микрофон для записи индивидуального устного ответа ученика.

 

 

 

Эпиграф  учебного занятия:              «Ты, человек, можешь сделать для своего   здоровья

                                                     и благополучия  больше,  чем  любой врач,  любая  больница,

                                                 любое      лекарство,     любое     медицинское          средство».

                                                                                                          (Дж. Калифано)

    Логика рассуждения:

1. Здоровье – факторы здоровья – определяющий генетический фактор.

2. Особенности изучения генетики человека – методы антропогенетики.

3. Родственные браки – резус-конфликт -  осознанный шаг к созданию семьи.

 

Структура урока

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём

техно-

логии

разви-

тия

критичес-кого

мышле-

ния

«Мозго-

вой

штурм»

Организация и Мотивация деятельности учащихся на  совершенствование ЗУН через актуализацию знаний о здоровье и его факторах:

Люди добрые, по чести

приношу такие вести,

Что послушать их не грех,

хватит новостей для всех.

Я сказала громко «Здравствуй!»,

живи, радуйся и властвуй.

Кто-то скажет вам «Здорово!»,

ну, и что же в том такого?

        Прочтение задачи №1 модуля урока (Приложение №1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с задачей №1 модуля урока, принятие задачи.

·        «Мозговой штурм»:

Что такое здоровье? Факторы здоровья? Определяющий фактор?

·        «Мозговой штурм»: 

Анализ   табличной и текстовой информации о  факторах  здоровья

(№ 1 листа «Антропогенетика -…» - Приложение №2)

·        Эпиграф урока  

 

·        Делают вывод о том, что человек - хозяин своего здоровья.

 

·        Организация проверки предположений о здоровье и факторах.

 

·        Проверка предположений о здоровье и факторах.

(№ 2  листа «Антропогенетика -…» - Приложение №2)

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

Фрон-

тальный

опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Решение

проб-

лемной

ситуации

в ходе

решения

 

генети-

ческой

задачи 

 

приём техноло-

гии развития

крити-

ческого

мышле-

ния

«Знаю –

    Узнал»

Организация работы учащихся по совершенствованию ЗУН при выполнении коллективного и индивидуальных заданий с целью контроля ЗУН или подготовки сообщения.

 

  Выполняют  коллективное и  индивидуальные  задания.

 

 

      Прочтение задачи №2 модуля урока (Приложение №1)

 

·        Организация репродуктив-ного повторения знаний о закономерностях наследова-ния признаков в рамках фронтального опроса.

        

Знакомство с задачей №2 модуля урока, принятие задачи.

·        Заполнение схем наследования (№5  модуля урока)

·        Организация выполнения индивидуальных  заданий

Выполняют задания проблемного характера, помогающие формировать ценностное отношение к знаниям:

1 уч-к («5») готовит ответ у доски о нежелательности родственных браков    (№8*   листа  « Модуль урока..» - Приложение №1;   

№5  листа  «Антропогенетика - …» - Приложение №3);

1 уч-к («5»)  готовит ответ у доски   о причине возникновения  резус-конф-ликта

(№9*   листа « Модуль урока..» - Приложение №1; 

№4  листа  «Антропогенетика - …» - Приложение №3);

 

1 уч-к («4») -  готовит устный ответ   о методах изучения наследственности человека по  методике  «Знаю-Узнал» (Приложение №4) с использованием опорного конспекта(Приложение №5),  (№7   листа «Модуль урока..» -Приложение №1); 

 

1 уч-к  -   отвечает устно на вопрос: «Сцепленное  наследование.    Закон    Т. Моргана» с помощью опорной схемы, с использованием ТСО;

Остальные ученики – письменная тестовая форма проверки знаний понятийного аппарата (работа по заданию №1(или №2) листа   «Основы генетики» - Приложение №6)   с последующей   самопроверкой ответов по эталонам, взятым у учителя. 

 

3.

Зачитывает текст №10 модуля урока (Приложение №1)

Физкультпауза: определение учениками способности свёртывать язык трубочкой +  дыхательная гимнастика   

 

Физкультпауза: определение учениками способности свёртывать язык трубочкой +  дыхательная гимнастика

4.

Организация знакомства учащих-ся с методами  изучения генетики человека и убеждение их в необходимости иметь элемен-тарную генетическую грамот-ность  

 

    Прочтение задачи №3 модуля урока (Приложение №1)

 Отчёт учащихся  о методах изучения генетики человека и необходимости иметь элемен-тарную генетическую грамот-ность  

 

 

·        Формулирование вывода и темы урока, постановка задач.

·        Отчёт ученика  о методах  антропогенетики по опорному конспекту. Чтение опорного конспекта учениками класса.

·        Отчёт ученика о решении задачи, объясняющей нежела-тельность родственных браков

·        Отчёт ученика о решении задачи, объясняющей  причины резус-конфликта

 

5.

Организация  учащихся на форму-лирование мировоззренческих выводов по поднятым проблемам 

 Делают общий вывод по теме урока о значении генетических знаний для сохранения здоровья своего и своих детей

 

6.

 

Д/З

 Д/З § 49-51, устно в.1 с.176, в. 1 с.182;    

 Задача №6 или №7 (лист «Антропо-генетика - …» - Приложение №3).                          

(А.А. Каменский,  Е.А. Криксунов, В.В. 

 Пасечник. Общая биология. 10-11 класс…- М.: Дрофа, 2006.)

7.

Организация экспресс-опроса, т.е. первичного закрепления получен-ной информации

Экспресс-опрос  (№ 3  листа «Антро-погенетика -…» - Приложение №2)                 +    оценка своей деятельности 

 

8.

Проблема на следующий урок.

Какие внешние причины вызывают нарушение законов наследствен-ности?

 

 

 

Приложение №1

«Модуль урока» - материал для учеников (альбомный формат)

Эпиграф урока:

              «Ты, человек, можешь сделать для своего здоровья  и    благополучия    больше, 

                чем    любой      врач,   любая     больница,       любое      лекарство,

               любое    медицинское          средство».                                          (Дж. Калифано)

Моя задача №1: 

      -  уточнить  значение  понятий  «здоровье», «факторы здоровья».

1. Мы говорим: «Здравствуйте! Здравия желаю! Бывайте здоровы!».

А что такое «здоровье»? Продолжите: «Здоровье – это….».

2. От каких четырёх  факторов  зависит  здоровье человека (ваше здоровье)?   Проанализируйте факты задания №1  листа «Антропогенетика – генетика человека»

3. Какой из этих факторов будет определяющим?

4. Проверьте правильность своих знаний о здоровье и его факторах  по опорному конспекту.

Моя задача №2: 

       -  вспомнить основные закономерности наследования признаков.

5.  Закончите схемы, отражающие закономерности наследования признаков:

МОНО×:    …?……..    1ген        1признак (1молекула белка).

 

ДИ×:        2 …?.......      …?.......   …?…  (..?..молекулы белка).

 

СЦЕПЛ.:  1хромосома  …?….  …?…  (..?..молекулы белка).

               └──────────────┘  └───────────────┘

                            - - ?- - тип                                - - ?- -тип

     Какая часть схемы  объединяет понятие «генотип», а какая часть схемы объединяет понятие «фенотип»?

6.  Какой метод является  главным в работе генетика? Можно ли этим методом воспользоваться для  изучения  наследственности человека? Обоснуйте своё мнение.

Моя задача №3: 

 -  убедить   себя   в   необходимости (значимости)   генетических   знаний  для  здравоохранения, медицины (принять эту необходимость   как   личностно значимую);

 - познакомиться с методами изучения наследственности человека.

 

??  Сформулируйте, опираясь на задачи, тему урока.

       Тема урока: « …?..».

7. Методы, применяемые для изучения наследственности человека.       Пользуясь опорным конспектом, выясните, какие методы применяют для изучения наследственности человека, что изучает каждый метод.  (В случае затруднений обратитесь к  с. 176-177 «Общая биология 10-11»).    

8*.  Родственные браки. Желательны ли они? Подготовьте ответ на задание № 5 (См. лист «Антропогенетика – генетика человека»). Обозначения, принятые в родословных схемах, прочитайте в №4 этого же листа.

9*.  Резус  - конфликт.  Подготовьте ответ на задание № 4 (См. лист «Антропогенетика – генетика человека»).

 10. Экспресс-самодиагностика.    Очень  широко   распространён доминантный ген, влияющий  на  способность  языка  свёртываться  в трубочку, и  его рецессивная аллель, препятствующая такому движению. Из 200 учащихся Медицинского училища АМН РФ у 119 наблюдались фенотипические проявления доминантного гена и у 81 человека – его рецессивного аллеля. Этот признак - не патология. А самонаблюдение – шаг к познанию своей наследственности.

   Проверьте свои гены! Получилась трубочка?

 11. Общий вывод:  (См. Задачу  урока №3 + опорный знаковый конспект)

12.   Д/З § 49-51, устно в.1 с.176, в. 1 с.182;    

 Задача №6 или №7 (лист «Антропогенетика - …» - Приложение №3).                          

13. Экспресс – опрос. (См. задание №3 листа «Антропогенетика – генетика человека»)

 

Приложение №2

Задания для учеников (альбомный формат, две колонки, сложить книжечкой)

Антропогенетика – генетика человека.

   1. Состояние здоровья населения России.

А) Что такое здоровье?

Б) Проанализируйте следующие факты:

·        Продолжительность жизни россиян (2003 год):                  

Пол

Продолжительность жизни

(2003 год)

Место России в мире по

продолжительности

жизни

по России

по Владимирской области

 по селу

61 – 71 год

61 год

49 лет

103 - ье место

57 лет

54 года

47 лет

147 – ое место

 

·        За последние 10 лет уровень общей смертности в стране вырос в 1,5 раза, а численность преждевременно умерших превысила 3 млн человек.

·        Уровень рождаемости детей с генетическими отклонениями достиг 17% (достижение порога 30% приводит популяцию к полной гибели!!).

·        Более 60% первоклассников имеют функциональные нарушения, 21,4% отстают в биологическом возрасте от паспортного на 2 года, 45% психологически и физически не готовы к обучению – всё это связано с нездоровым образом жизни родителей, а значит, и самих  детей.

·        В 231 из 294 городов России регулярно превышаются ПДК вредных веществ; 2/3 территории страны загрязнены канцерогенами – диоксинами; у 17% работающих условия труда соответствуют нормам.

(Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, с.17 – 20.)

В) Ответьте на вопросы: 

        -  Какие 4 фактора определяют уровень состояния здоровья?

  -  Какой фактор является определяющим уровень здоровья?

2.   Проверьте свои предположения по вопросам задания 1: 

 -  Согласно формулировке ВОЗ,  «здоровье     это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

      -  Факторы: генетический (наследственность), экологический (состояние окружающей среды), поведенческий (образ жизни), медицинский.

3.  Экспресс – опрос.    На каждый вопрос выберите один полный и правильный  ответ.       

1).  Совокупность всех наследственных задатков организма:

А.  гены;      Б.  геном;        В. генотип;              Г. генофонд.

2).  Метод,  неприемлемый   в   исследованиях    генетики  человека:

А.   цитогенетический;                          В.  генеалогический;               

Б.   гибридологический;                           Г.  биохимический.

 

3).  Метод, основанный на изучении родословной человека:

А.   цитогенетический;                              В.   близнецовый;                

Б.   генеалогический;                                 Г.  биохимический

 

4).  Болезни,  связанные  с  потерей  или  появлением лишней хромосомы, были изучены методом:

 

А.   цитогенетическим;                        В.   близнецовым;         

Б.   генеалогическим;                           Г.  биохимическим.

 

5).  Заключение родственных браков нежелательно, так как:

А.  может произойти смешение групп крови;

Б.  увеличивается вероятность перехода рецессивных  «больных» генов в гетерозиготное состояние;

В.  увеличивается вероятность перехода рецессивных   «больных» генов в гомозиготное состояние;

Г.  это нехорошо по этическим соображениям.

 

Приложение №3

Задания для учеников

    Антропогенетика -  генетика человека.

4. Генеалогия (от греч. Генос - происхождение) – это …  (закончите фразу). Основной метод генетических исследований – составление родословных схем.

Обозначения, принятые в родословных схемах:

- ♂;      - ♀;     ■, ●  -  особи с изучаемым признаком (болезнью);      - брак;  

               – родственный брак;                             ○^□  - разнояйцевые близнецы (РБ);   

○^○ – однояйцевые близнецы (ОБ).

  Примером моногенного наследования, передающегося по законам Г.Менделя, является  система резус-фактора. Резус-положительный человек имеет в эритроцитах крови особый резусный белок (т.к. в генотипе ген Rh+), у резус-отрицательных людей в эритроцитах такого белка нет (т.к. в генотипе ген rh-). Людей с Rh+ - ой кровью примерно 85%, а rh- - ой – 15%. Развитие «резусположительного» эмбриона в теле «резусотрицательной» матери приводит к резус-конфликту.

Задание:       «Резусотрицательная» женщина, отец и мать которой имели «резусположительные» свойства крови, вступила в брак с мужчиной, отец которого был «резусотрицательным», мать - «резусположительной». От этого брака родились дети.       А) Составьте схему родословной трёх поколений (Р, F1, F2).

                                           Б)  Определите генотипы и фенотипы всех упомянутых лиц.

                                         *В)  Объясните, почему данной супружеской паре необходимо планировать рождение здоровых детей. (Возможен ли в этой семье резус-конфликт?  Как он может проявиться?)

5.  Фенилкетонурия (болезнь Феллинга) – это аутосомно-рецессивный признак; это наследственное заболевание, связанное с недостаточностью фермента, ускоряющего превращение фенилаланина в тирозин. Больным нельзя употреблять продукты, содержащие фенилаланин (предостережение указывается на бутылках с лимонадом). Накопление в крови, в тканях нервной системы токсичных продуктов неполного расщепления фенилаланина приводит к нарушению деятельности нервной системы и слабоумию. В моче таких детей содержатся ядовитые кетоны. При рождении ребёнка используют экспресс-диагностику: на смоченную мочой пелёнку наносят 5 капель 10%-ного раствора  FeCl3 (при заболевании наблюдается тёмное окрашивание).

 Задание:    А) Внимательно рассмотрите родословную схему по аутосомно-рецессивному признаку – фенилкетонурии. 

                         Б) Как вы объясните появление больных людей?  Предположите генотипы больных и членов родословной, «виновных» в проявлении гена фенилкетонурии.

                        *В)  Выразите ваше отношение к родственным бракам. (Желательны ли такие браки?)

6.  Под общим названием «гемофилия» собран ряд наследственных болезней, связанных с резким снижением свёртываемости крови из-за нарушения какого-либо звена этого сложного процесса. Наиболее распространённая форма этого заболевания сцеплена с полом. На рис.43 с.124 учебника «Общая биология 10 - 11» автора Д.К.Беляева (2003г.) представлена родословная трёх поколений европейских королевских фамилий, ведущих род от английской королевы Виктории (XIX век).

Задание:  А)  Внимательно рассмотрите родословную схему на с.124 вашего учебника.

                  Б)  Определите, имеется ли генетическая вина Виктории в том, что русский царевич Алексей болел гемофилией, а два сына короля Испании Альфонсо XIII (Висконт и Альфонс) даже умерли от этой болезни.   В)  Определите, от кого (от матери или отца) получили сыновья-гемофилики ген этой болезни.

                  Г)  Определите, от кого  получили ген этой болезни дочери – носители гемофилии.

                *Д) Что удалось узнать о наследовании гемофилии, изучая родословную?

7.  Группы крови человека определяются действием не двух, а трёх аллельных генов: А; В – доминантные, О – рецессивный. ОО – I группа;  АА или АО – II группа;  ВВ или ВО – III группа;  АВ – IV группа. (Известны случаи, когда в состоянии скрытого периода заболевания группа крови у человека не определяется.)

Задание:                    А) Можно ли переливать кровь матери ребёнку, если у матери  III груп-па, а у отца - I группа?    *Б) В роддоме перепутали мальчиков Мишу и Колю. Родители одного имели I и III группы крови, а  родители другого - II  и IV.  У Коли III группа, у Миши - I группа. Определите, кто чей сын.

 

 

             

Приложение №4

 

Методы, применяемые для изучения наследственности человека.

( приём  технологии  развития  критического мышления   «Знаю - Узнал»)

 

Задания для учеников

   1. Внимательно изучите опорный конспект   «Здоровье:  факторы   и   методы    изучения».

   2.  Напишите краткую информацию, понятую вами, в  графу «Знаю».

   3.  Проверьте правильность ваших знаний по вопросу, воспользовавшись текстом учебника

        по общей биологии для 10-11 классов (авторы А.А. Каменский,  Е.А. Криксунов, В.В. 

        Пасечник), с.176 - 177.

   4. Правильную    информацию  учебника  (не совпадающую  с  вашими  представлениями)

       внесите в графу «Узнал».

 

 

ЗНАЮ

УЗНАЛ

Антропогенетика – это…

 

Методы антропогенетики: …

 

Предмет изучения отдельно взятого метода:

А) …

Б) …

В) …

Г) …

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №5

 

Опорный конспект  (для учеников)

 

«Здоровье:  факторы   и   методы    изучения»

 

 

 

 

ЗДОРОВЬЕ   = ФИЗ. +  ПСИХ. (ДУШ.) + СОЦ.   

                                б  л  а  г  о  п  о  л  у  ч  и  е

                                                                      

            Ф    А     К    Т     О     Р     Ы

1.  Г е н е т и ч. (!)            2. Экологич. – «Дом»

         Р→ F1 ??                       3.  Образ жизни – «Я»

                                  23                            4.  Медицина – «03» 

      1-22  +  ХУ

      1-22  +  ХХ        

наследственность

                               

   М е т о д ы   Антропогенетики:

Генеалог.          Близнец.        Цитоген.

    ──

                               моно-     ди-          хромосомы   

?                    зиготные           лейкоцитов

                                     

Родств. брак                       21 ХХХ     

                          фенотип        (синдром Дауна )

 

Гемофилия      наследств.          23 ХХУ

Дальтонизм             +               (синдр. Клайнф.)

Музык.,               СОЦИУМ               23 Х0

матем. способ.                         (синдр. Шер- Тер.)   

 

                      

                                                                  

                              Биохимич.

               Сахар. диабет. Фенилкетонурия

 

 

Приложение №6

 Задания для учеников

 Основы     генетики.

 

№1 посложнее, т.к. требует умения правильно сформулировать определение, №2 попроще, т.к. проверяет умение «узнать известное». Возможны  другие варианты заданий.

 

1.  Составьте определения генетических понятий. Допишите фразы:

Наследственность - …                     

Гибридологический метод – это ..

Ген - это …                                        

Гомозигота – это …

Рецессивный ген – это …                                                                                

Половые хромосомы – это…

Генотип – это…

Аутосомы - …

Сцепленное наследование - …

Дигибридное скрещивание – это … 

 

2.  Установите соответствие между термином и определением генетического понятия.

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Методич разработка урока био- 10 Генетика человека.doc 237 KB


Фото пользователя Светлана Ивановна Уткина

На: Генетика человека. Значение генетических знаний в моей жиз


Хороший материал, спасибо.



Фото пользователя Светлана Ивановна Уткина

На: Генетика человека. Значение генетических знаний в моей жиз


Хороший материал, спасибо.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн