Генетика человека. Значение генетических знаний в моей жизни.
Submitted by Ирина Александровна Прохорова on Sat, 30/01/2010 - 21:39
Методическая разработка урока биологии в 10-ом классе (базовый уровень).
Генетика человека. Значение генетических знаний в моей жизни.
Цель:сформировать представление учащихся о факторах здоровья, методах изучения наследственности человека
Задачи: -способствовать формированию понятийного аппарата: здоровье, факторы здоровья, особенности изучения генетики человека, методы изучения наследственности человека (генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический) на уровнях:
г) учебно-коммуникативных (владеть устной и письменной речью, уважать мнение собеседника);
- способствовать превращению биологических знаний о необходимости вести здоровый образ жизни для сохранения здоровья нации в личностно значимые для ученика знания.
Тип учебного занятия (по М.И. Махмутову): урок совершенствования ЗУН.
Форма проведения:урок с включением коллективных и индивидуальных форм организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Использование педагогических технологий:метод проблемного обучения (проверка гипотезы при решении генетических задач);
приёмы технологии развития критического мышления («Мозговой штурм», методика «Знаю - Узнал»).
Оборудование:- информационные листы для учащихся: а) «Модуль урока для учащихся» (в альбомном формате) – Приложение №1; б) опорный конспект «Здоровье: факторы и методы изучения» - Приложение №5; в) ответы на учебные задания для учащихся для организации самоконтроля;
- листы с учебными заданиями для учащихся: а) «Антропогенетика – генетика человека. № 1 - 3» -(в альбомном формате, сложить книжечкой) -Приложение №2; б) «Антропогенетика – генетика человека. № 4-7»Приложение №3; в) «Методы, применяемые для изучения наследственности человека» (приём технологии развития критического мышления «Знаю - Узнал») - Приложение №4;г) «Основы генетики. № 1; 2» - Приложение №6;
- ТСО: магнитофон, аудиокассета, микрофон для записи индивидуального устного ответа ученика.
Эпиграф учебного занятия:«Ты, человек, можешь сделать для своего здоровья
и благополучия больше, чем любой врач, любая больница,
любое лекарство, любое медицинское средство».
(Дж. Калифано)
Логика рассуждения:
1.Здоровье – факторы здоровья – определяющий генетический фактор.
2.Особенности изучения генетики человека – методы антропогенетики.
3.Родственные браки – резус-конфликт - осознанный шаг к созданию семьи.
Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Приём
техно-
логии
разви-
тия
критичес-кого
мышле-
ния
«Мозго-
вой
штурм»
Организация и Мотивация деятельности учащихся на совершенствование ЗУН через актуализацию знаний о здоровье и его факторах:
Люди добрые, по чести
приношу такие вести,
Что послушать их не грех,
хватит новостей для всех.
Я сказала громко «Здравствуй!»,
живи, радуйся и властвуй.
Кто-то скажет вам «Здорово!»,
ну, и что же в том такого?
Прочтение задачи №1 модуля урока (Приложение №1)
Знакомство с задачей №1 модуля урока, принятие задачи.
·«Мозговой штурм»:
Что такое здоровье? Факторы здоровья? Определяющий фактор?
·«Мозговой штурм»:
Анализ табличной и текстовой информации о факторах здоровья
(№ 1 листа «Антропогенетика -…» - Приложение №2)
·Эпиграф урока
·Делают вывод о том, что человек - хозяин своего здоровья.
·Организация проверки предположений о здоровье и факторах.
·Проверка предположений о здоровье и факторах.
(№ 2 листа «Антропогенетика -…» - Приложение №2)
2.
Фрон-
тальный
опрос
Решение
проб-
лемной
ситуации
в ходе
решения
генети-
ческой
задачи
приём техноло-
гии развития
крити-
ческого
мышле-
ния
«Знаю –
Узнал»
Организация работы учащихся по совершенствованию ЗУН при выполнении коллективного и индивидуальных заданий с целью контроля ЗУН или подготовки сообщения.
Выполняют коллективное и индивидуальные задания.
Прочтение задачи №2 модуля урока (Приложение №1)
·Организация репродуктив-ного повторения знаний о закономерностях наследова-ния признаков в рамках фронтального опроса.
Знакомство с задачей №2 модуля урока, принятие задачи.
·Заполнение схем наследования (№5 модуля урока)
·Организация выполнения индивидуальных заданий
Выполняют задания проблемного характера, помогающие формировать ценностное отношение к знаниям:
1 уч-к («5»)–готовит ответ у доски о нежелательности родственных браков(№8*листа « Модуль урока..» - Приложение №1;
№5 листа «Антропогенетика - …» - Приложение №3);
1 уч-к («5») –готовит ответ у доски о причине возникновения резус-конф-ликта
(№9*листа « Модуль урока..» - Приложение №1;
№4 листа «Антропогенетика - …» - Приложение №3);
1 уч-к («4») -готовит устный ответ о методах изучения наследственности человека по методике «Знаю-Узнал»(Приложение №4)с использованием опорного конспекта(Приложение №5),(№7листа «Модуль урока..» -Приложение №1);
1 уч-к -отвечает устно на вопрос: «Сцепленное наследование. Закон Т. Моргана» с помощью опорной схемы, с использованием ТСО;
Остальные ученики –письменная тестовая форма проверки знаний понятийного аппарата (работа по заданию №1(или №2) листа «Основы генетики» - Приложение №6) с последующей самопроверкой ответов по эталонам, взятым у учителя.
3.
Зачитывает текст №10 модуля урока (Приложение №1)
Физкультпауза:определение учениками способности свёртывать язык трубочкой + дыхательная гимнастика
Физкультпауза:определение учениками способности свёртывать язык трубочкой + дыхательная гимнастика
4.
Организация знакомства учащих-ся с методами изучения генетики человека и убеждение их в необходимости иметь элемен-тарную генетическую грамот-ность
Прочтение задачи №3 модуля урока (Приложение №1)
Отчёт учащихся о методах изучения генетики человека и необходимости иметь элемен-тарную генетическую грамот-ность
·Формулирование вывода и темы урока, постановка задач.
·Отчёт ученика о методах антропогенетики по опорному конспекту. Чтение опорного конспекта учениками класса.
·Отчёт ученика о решении задачи, объясняющей нежела-тельность родственных браков
·Отчёт ученика о решении задачи, объясняющей причины резус-конфликта
5.
Организация учащихся на форму-лирование мировоззренческих выводов по поднятым проблемам
Делают общий вывод по теме урока о значении генетических знаний для сохранения здоровья своего и своих детей
6.
Д/З
Д/З § 49-51, устно в.1 с.176, в. 1 с.182;
Задача №6 или №7 (лист «Антропо-генетика - …» - Приложение №3).
(А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.
Пасечник. Общая биология. 10-11 класс…- М.: Дрофа, 2006.)
7.
Организация экспресс-опроса, т.е. первичного закрепления получен-ной информации
Экспресс-опрос (№ 3 листа «Антро-погенетика -…» - Приложение №2) +оценка своей деятельности
8.
Проблема на следующий урок.
Какие внешние причины вызывают нарушение законов наследствен-ности?
Приложение №1
«Модуль урока» - материал для учеников (альбомный формат)
Эпиграф урока:
«Ты, человек, можешь сделать для своего здоровья и благополучия больше,
чем любой врач, любая больница, любое лекарство,
любое медицинскоесредство». (Дж. Калифано)
Моя задача №1:
- уточнить значение понятий «здоровье», «факторы здоровья».
Какая часть схемы объединяет понятие «генотип», а какая часть схемы объединяет понятие «фенотип»?
6.Какой метод является главным в работе генетика? Можно ли этим методом воспользоваться для изучения наследственности человека? Обоснуйте своё мнение.
Моя задача №3:
- убедить себя в необходимости (значимости) генетических знаний для здравоохранения, медицины (принять эту необходимость как личностно значимую);
- познакомиться с методами изучения наследственности человека.
?? Сформулируйте, опираясь на задачи, тему урока.
Тема урока: « …?..».
7. Методы, применяемые для изучения наследственности человека. Пользуясь опорным конспектом, выясните, какие методы применяют для изучения наследственности человека, что изучает каждый метод. (В случае затруднений обратитесь к с. 176-177 «Общая биология 10-11»).
8*.Родственные браки. Желательны ли они? Подготовьте ответ на задание № 5 (См. лист «Антропогенетика – генетика человека»). Обозначения, принятые в родословных схемах, прочитайте в №4 этого же листа.
9*.Резус - конфликт.Подготовьте ответ на задание № 4 (См. лист «Антропогенетика – генетика человека»).
10. Экспресс-самодиагностика. Очень широко распространён доминантный ген, влияющий на способность языка свёртываться в трубочку, и его рецессивная аллель, препятствующая такому движению. Из 200 учащихся Медицинского училища АМН РФ у 119 наблюдались фенотипические проявления доминантного гена и у 81 человека – его рецессивного аллеля. Этот признак - не патология. А самонаблюдение – шаг к познанию своей наследственности.
Проверьте свои гены! Получилась трубочка?
11. Общий вывод:(См. Задачу урока №3 + опорный знаковый конспект)
12.Д/З § 49-51, устно в.1 с.176, в. 1 с.182;
Задача №6 или №7 (лист «Антропогенетика - …» - Приложение №3).
Задания для учеников (альбомный формат, две колонки, сложить книжечкой)
Антропогенетика – генетика человека.
1. Состояние здоровья населения России.
А)Что такое здоровье?
Б)Проанализируйте следующие факты:
·Продолжительность жизни россиян (2003 год):
Пол
Продолжительность жизни
(2003 год)
Место России в мире по
продолжительности
жизни
по России
по Владимирской области
по селу
♀
61 – 71 год
61 год
49 лет
103 - ье место
♂
57 лет
54 года
47 лет
147 – ое место
·За последние 10 лет уровень общей смертности в стране вырос в 1,5 раза, а численность преждевременно умерших превысила 3 млн человек.
·Уровень рождаемости детей с генетическими отклонениями достиг 17% (достижение порога 30% приводит популяцию к полной гибели!!).
·Более 60% первоклассников имеют функциональные нарушения, 21,4% отстают в биологическом возрасте от паспортного на 2 года, 45% психологически и физически не готовы к обучению – всё это связано с нездоровым образом жизни родителей, а значит, и самих детей.
·В 231 из 294 городов России регулярно превышаются ПДК вредных веществ; 2/3 территории страны загрязнены канцерогенами – диоксинами; у 17% работающих условия труда соответствуют нормам.
(Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000, с.17 – 20.)
В)Ответьте на вопросы:
-Какие 4 фактора определяют уровень состояния здоровья?
-Какой фактор является определяющим уровень здоровья?
2. Проверьтесвои предположения по вопросам задания 1:
- Согласно формулировке ВОЗ, «здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
Примером моногенного наследования, передающегося по законам Г.Менделя, являетсясистема резус-фактора. Резус-положительный человек имеет в эритроцитах крови особый резусный белок (т.к. в генотипе генRh+), у резус-отрицательных людей в эритроцитах такого белка нет (т.к. в генотипе генrh-). Людей сRh+- ой кровью примерно 85%, аrh-- ой – 15%. Развитие «резусположительного» эмбриона в теле «резусотрицательной» матери приводит к резус-конфликту.
Задание: «Резусотрицательная» женщина, отец и мать которой имели «резусположительные» свойства крови, вступила в брак с мужчиной, отец которого был «резусотрицательным», мать - «резусположительной». От этого брака родились дети.А) Составьте схему родословной трёх поколений (Р,F1,F2).
Б) Определите генотипы и фенотипы всех упомянутых лиц.
*В) Объясните, почему данной супружеской паре необходимо планировать рождение здоровых детей. (Возможен ли в этой семье резус-конфликт? Как он может проявиться?)
5.Фенилкетонурия (болезнь Феллинга) – это аутосомно-рецессивный признак; это наследственное заболевание, связанное с недостаточностью фермента, ускоряющего превращение фенилаланина в тирозин. Больным нельзя употреблять продукты, содержащие фенилаланин (предостережение указывается на бутылках с лимонадом). Накопление в крови, в тканях нервнойсистемы токсичных продуктов неполного расщепления фенилаланина приводит к нарушению деятельности нервной системы и слабоумию. В моче таких детей содержатся ядовитые кетоны. При рождении ребёнка используют экспресс-диагностику: на смоченную мочой пелёнку наносят 5 капель 10%-ного раствораFeCl3(при заболевании наблюдается тёмное окрашивание).
Задание:А) Внимательно рассмотрите родословную схему по аутосомно-рецессивному признаку – фенилкетонурии.
Б) Как вы объясните появление больных людей? Предположите генотипы больных и членов родословной, «виновных» в проявлении гена фенилкетонурии.
*В) Выразите ваше отношение к родственным бракам. (Желательны ли такие браки?)
6.Под общим названием «гемофилия» собран ряд наследственных болезней, связанных с резким снижением свёртываемости крови из-за нарушения какого-либо звена этого сложного процесса. Наиболее распространённая форма этого заболевания сцеплена с полом. На рис.43 с.124 учебника «Общая биология 10 - 11» автора Д.К.Беляева (2003г.) представлена родословная трёх поколений европейских королевских фамилий, ведущих род от английской королевы Виктории (XIXвек).
Задание:А) Внимательно рассмотрите родословную схему на с.124 вашего учебника.
Б) Определите, имеется ли генетическая вина Виктории в том, что русский царевич Алексей болел гемофилией, а два сына короля Испании АльфонсоXIII(Висконт и Альфонс) даже умерли от этой болезни. В) Определите, от кого (от матери или отца) получили сыновья-гемофилики ген этой болезни.
Г) Определите, от кого получили ген этой болезни дочери – носители гемофилии.
*Д) Что удалось узнать о наследовании гемофилии, изучая родословную?
7.Группы крови человека определяются действием не двух, а трёх аллельных генов: А; В – доминантные, О – рецессивный. ОО –Iгруппа; АА или АО –IIгруппа; ВВ или ВО –IIIгруппа; АВ –IVгруппа. (Известны случаи, когда в состоянии скрытого периода заболевания группа крови у человека не определяется.)
Задание:А) Можно ли переливать кровь матери ребёнку, если у материIIIгруп-па, а у отца -Iгруппа?*Б) В роддоме перепутали мальчиков Мишу и Колю. Родители одного имелиIиIIIгруппы крови, а родители другого -II иIV. У КолиIIIгруппа, у Миши -Iгруппа. Определите, кто чей сын.
Приложение №4
Методы, применяемые для изучения наследственности человека.
( приём технологии развития критического мышления«Знаю - Узнал»)
Задания для учеников
1.Внимательно изучите опорный конспект«Здоровье: факторы и методы изучения».
2. Напишите краткую информацию, понятую вами, в графу «Знаю».
3. Проверьте правильность ваших знаний по вопросу, воспользовавшись текстом учебника
по общей биологии для 10-11 классов (авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.
Пасечник), с.176 - 177.
4. Правильную информацию учебника (не совпадающую с вашими представлениями)
внесите в графу «Узнал».
ЗНАЮ
УЗНАЛ
Антропогенетика – это…
Методы антропогенетики: …
Предмет изучения отдельно взятого метода:
А) …
Б) …
В) …
Г) …
Приложение №5
Опорный конспект (для учеников)
«Здоровье: факторы и методы изучения»
ЗДОРОВЬЕ =ФИЗ.+ ПСИХ. (ДУШ.) + СОЦ.
б л а г о п о л у ч и е
ФА КТО РЫ
1. Г е н е т и ч. (!)2. Экологич. – «Дом»
Р→F1?? 3. Образ жизни – «Я»
234. Медицина – «03»
♂1-22 + ХУ
♀1-22 + ХХ
наследственность
М е т о д ы Антропогенетики:
Генеалог.Близнец.Цитоген.
□──○
моно-ди-хромосомы
?■○ □ □зиготныелейкоцитов
☺ ☺
Родств. брак☺ ☻21 ХХХ
фенотип(синдромДауна)
Гемофилия♂наследств. ♂23ХХУ
Дальтонизм♂ +(синдр.Клайнф.)
Музык., СОЦИУМ♀23 Х0
матем.способ.(синдр.Шер- Тер.)
Биохимич.
Сахар. диабет. Фенилкетонурия
Приложение №6
Задания для учеников
Основы генетики.
№1 посложнее, т.к. требует умения правильно сформулировать определение, №2 попроще, т.к. проверяет умение «узнать известное». Возможны другие варианты заданий.
1. Составьте определения генетических понятий. Допишите фразы:
Наследственность - …
Гибридологический метод – это ..
Ген - это …
Гомозигота – это …
Рецессивный ген – это …
Половые хромосомы – это…
Генотип – это…
Аутосомы - …
Сцепленное наследование - …
Дигибридное скрещивание – это …
2. Установите соответствие между термином и определением генетического понятия.
На: Генетика человека. Значение генетических знаний в моей жиз
На: Генетика человека. Значение генетических знаний в моей жиз