|
Психолог для учителя
|
|
|
|
|
Submitted by Наталья Викторовна Журавлева on Tue, 11/11/2008 - 07:58 |
Говоря о роли психолога в образовании, прежде всего имеют в виду психолога для школьника. Уверена, что не в меньшей мере психолог нужен и для учителя.
Именно учитель является объектом инноваций, модернизаций и различных новшеств, что при современных темпах развития случается довольно часто, а нововведения - всегда некоторый стресс. Кроме этого, от учителя требуется знание психологии школьника, а психология учителя остается за рамками курсов и семинаров.
В каких вопросах психолог может помочь учителю? Давайте обсудим эти вопросы вместе.
|
» Размещено в сообществах:
|
|
|
|
|
|
|
|
На: Психолог для учителя
Очень важная проблема! Большинству учителей требуется не просто консультация психолога, а именно - помощь. Лично у меня есть - очень маленький - опыт участия в психологическом тренинге для педколлектива. Это было здорово!
На: Психолог для учителя
Елена, а вы являлись участником тренинга или сами проводите подобные тренинги?
Вчера, общаясь с руководителями ОУ в рамках курсов по ИКТ, показывала возможности ОК, для примера показала этот блог.
На заглавный вопрос блога мне ответили on-line: школьный психолог не может быть психологом для учителя, тем более - для руководителя того же ОУ, в котором он работает. Соглашусь с этим мнением.
А с чем же и с кем останется "наш" учитель, о котором мы тут говорим?... Педагоги, шутя, отвечают: сразу в станционар, на капельницу. Третьего не дано?...
Наталья Журавлева
На: Психолог для учителя
КАк хорошо работается тем, у кого вшколе есть психолог. Нам же все не веэет. Психолог либо уходит в декретный отпуск и больше не возвращается, либо выучившись на эту пециальность -работать по ней не хотят. Поэтому мы можем только мечтать об этом.
На: Психолог для учителя
Да, Светлана, психолог в школе нужен, и - настаиваю - нужен и для учителя.
Наталья Журавлева
На: Психолог для учителя
Уважаемая Наталья Викторовна! Тема для обсуждения действительно "горячая". Вечные реформы в системе образования многих педагогов повергают впрактически в паническое состояние. Я, как школьный психолог довольно часто сталкиваюсь с психологическими проблемами педагогов. У нас очень хороший и дружный женский коллектив и поэтому отмосфера распологает к нестеснению своих проблем. Некоторые из них выносятся на общее осуждение, тогда проводим семинары - тренинги на волнующие темы. Недавно обсуждали тему "Эмоциональное выгорание педагога как одна из причин снижения эффективности преподавания". Накоплен небольшой материал как по диагностике, так и по коррекции ситуации. Поделюсь со всеми интересующимися.
На: Психолог для учителя
Лилия Владимировна! Рада, что в вашем коллективе создана атмосфера доброжелательности и открытости, думаю, что в этом есть и ваша заслуга. В хорошем коллективе и проблемы решаются проще, и солнце светит ярче. Уверена, что обсуждая какие-то проблемные вопросы, мы непременно находим их решение. А обсуждая подобные вопросы с психологом, тем более - участвуя в тренингах, ваши коллеги снимают естественное в таких случаях напряжение и становятся психологически грамотнее. Думаю, что многие мечтают о таком коллективе, как ваш. Спасибо вам за готовность поделиться наработанным материалом!
Наталья Журавлева
Психолог общения школьника, учителя, родителя
Уважаемая Наталья Викторовна. Возможно, после "психолог для учителя" следующей постановкой будет "психолог для родителя". А с моей "кочки" - "психологическая поддержка взаимодействий школьников, учителей и родителей".
Роль школьного психолога сравниваю с ролью учителя информатики, который, кроме непосредственных обязанностей по предмету, выступает нередко проводником ИКТ в школе, "скорой помощью" по проблемам с "железом" и "софтом"... Функция психолога в школе - не столько "пожарник" в многочисленных конкретных ситуациях, сколько "инспектор пожарной безопасности" (солидарен с Вашим акцентом на профилактику).
Одно из актуальных направлений психологической поддержки школьников, учителей и родителей - внедрение в школу человечных технологий повседневного очно-дистанционного общения "главных действующих лиц" образовательного процесса. Если учителя и психологи поддержат, развернем эту тему в отдельном форуме?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Психолог общения школьника, учителя, родителя
Уважаемый Владимир Владимирович! Убеждена, что тактичная, корректная, и, главное - профессиональная, психологическая поддержка необходима всем и каждому. Кому-то чаще, кому-то реже, кому-то - разово.
С удовольствием поддерживаю Вашу инициативу - развернуть тему "внедрения в школу человечных технологий повседневного очно-дистанционного общения "главных действующих лиц" образовательного процесса" в отдельном форуме. (Кстати: до сих пор не поняла принципиальной разницы между форумом и блогом).
Наталья Журавлева
Форумы и блоги
И те, и другие - сервисы для общения. Большинство привыкло к форумам. Хотя для "научного" обсуждения (со ссылками и другими атрибутами научной дискуссии) они - менее удобны. Посмотрите, например, как при ссылке на конкретный пост на третьей странице тематического форума в openclass попадаешь на первую страницу ветки, а потом тратишь много времени на поиск нужного комментария.
В блоге каждый комментарий (не говоря уже о записях верхнего уровня) имеет собственный URL, что удобнее для ссылок на конкретное суждение.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Психолог для учителя
Считаю, что психолог в настоящее время нужен одновременно и для педагога и для учекника. Именно он \9психолг) сможет снять то напряжение, которое в настояще время встречается достаточно часто между участниками процесса образования и обучение. Особенно это касается "Основной школы".
На: Психолог для учителя
Часто приходится слышать мнение, что психолог - это некая "скорая помощь". Да, иногда психологу приходится выполнять эту роль, но основная работа психолога должна быть построена на профилактике. В чем она заключается? В беседах, иногда отвлеченных, не касающихся напрямую проблемы, но которые помогают человеку понять конкретную собственную проблему, сложность, затруднение и т.п. Беседы могут помочь в понимании не только проблемы, но и причины ее, что значительно важнее. А если знаешь причину (не повод!), то проблему можно решать. И напряжение уйдет само, когда вы даже только возьметесь за решение, а уж если решите - у вас появятся и энергия, и настроение, и желание действовать и... переживать новые трудности !
Наталья Журавлева
На: Психолог для учителя
Анализируя темы и вопросы, которые обсуждаются в СоцОбразе, прихожу к выводу, что большинство из прочитанных мною проблем касаются детей (школьников). Учителя не задают психологам вопросов, касающихся их личного настроения и состояния.
Проведенное мною исследование "Что влияет на вашу активность в сетевом сообществе" подтверждает, что даже такая "мелочь", как общение в сетевых сообществах, вызывает у некоторых учителей трудности личного характера.
А если говорить о самореализации, удовлетворенности и успешности учителя в своей профессии, то, думаю, эти вопросы стоит обсуждать со специалистами - социальными психологами и пр.
Наталья Журавлева
На: Психолог для учителя
Наталья Викторовна, Вы пишите: " Учителя не задают психологам вопросов, касающихся их личного настроения и состояния. " Мне кажется, что учителя испытывают страх или боязнь признаться себе в существовании каких-либо проблем, как личного, так профессионального характера.
На: Психолог для учителя
Олег, нежелание признать проблему, или неумение увидеть ее, распознать - это уже проблема. Ведь когда знаешь "врага в лицо", его можно обойти, убедить, победить, с ним можно, договориться, наконец,. А "зарывая голову в песок", мы ослабляем себя, делаем уязвимыми, не зная откуда и от кого нам достается. Потому, если нет возможности пообщаться с человеком, способным помочь разобраться в причине(ах) безрадостного настроения или состояния, нужно научиться саморефлексии. Кстати, умение проговорить хотя бы часть проблемы иногда приводит в инсайту, и дальше уже человек бывает способен самостоятельно разобраться с затруднением, и главное, найти выход из него. И, как утверждают психологи, чтобы научиться понимать себя, пишите: дневники, письма, литературные зарисовки, стихи - что угодно, проекция сделает свое дело незаметно и без особых душевных мук.
Уверена, что открытость, которую подразумевает Открытый класс, тоже сделает свое дело, как случилось уже в подобных проектах, где люди, получая удовольствие от общения, избавились от внутреннего недовольства. Пишите =)
Наталья Журавлева
На: Психолог для учителя
Я от души желаю вам замечательного дня!
На: Психолог для учителя
Уважаемая Наталья! Мне кажется, учителя хоть и нуждаются в профессиональной помощи, но, в большинстве своём, не осмелятся за ней обратиться! Нам всё как-то не до себя, у нас ведь "вселенские проблемы" на уме! С уважением, Оксана.
На: Психолог для учителя
Оксана, вы не представляете, насколько вы правы! Или представляете =) Поэтому я и высказала свое предположение, что учителю поддержка (пусть уж не прямая помощь) нужны, как и каждому из нас в разные моменты жизни. И все же я предлагаю здесь общаться, хотя бы иногда, на темы, которые интересны вам и, вероятно, вашим коллегам. И, помогая другу другу, вместе мы станем сильнее, уверенннее и компетентнее.
Наталья Журавлева
На: Психолог для учителя
Наталья Викторовна! Да, Вы правы, что учителю необходим психолог, но в силу своей публичности мы стесняемся обращаться за помощью.
На: Психолог для учителя
Тамара, именно об этой помощи - самому учителю, а не только его ученикам, я и веду речь, в первую очередь. Возможно, на курсах повышения или на тематических семинарах можно получить консультацию или информацию - куда и к кому обратиться в случае необходимости. Если таких семинаров на курсах нет, то информацию всегда можно найти в интернете. Можно написать мне на почтовый адрес или прямо сюда, в блог. Желаю вам уверенности и меньше стрессовых ситуаций.
Наталья Журавлева
На: Психолог для учителя
Не имея возможности удалить сообщения, должна их прокомментировать. Работая на курсах с учителями, мы, среди прочего, показываем работу в Открытом классе. На одном из занятий, уверенная, что смогу удалить "тренировочные" сообщения, предложила учителям поучиться на моем блоге. Таким образом появились сообщения, не имеющие прямого отношения к содержанию блога. Но удалить их оказалось не просто, а точнее - невозможно. Вот такие открытия делаются по ходу освоения ресурса...
Наталья Журавлева
Удалять загрязняющие следы
Удалить сообщение или комментарий, не относящиеся к теме, может его автор, нажав "изменить" и удалив текст, как это сделано в http://www.openclass.ru/node/905#comment-20109
Обращался к модераторам openclass по поводу удаления "следов" тренингов, не несущих смысловой нагрузки для нового читателя. Ответ: "работаем".
Так что "спасение утопающих (в бессмысленных следах прежних тренингов) - дело самих утопающих". Один из выходов: модератору тренинга не выдавать участникам свидетельства о повышении квалификации, пока не подчистит за собой быссмысленные для других следы своей деятельности. Включать задачу "субботник по очистке среды openclass от технических загрязнений" во все тренинги как завершающий этап.
Кстати, в blogs.mail.ru - развитом сервисе - удалить как сообщение, так и комментарий может и его автор, и модератор. Почему эту технологию нельзя применить в openclass?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Психолог для учителя
На: Психолог для учителя
В крупных школах психологи не успевают работать со всеми учащимися: тесты, беседы, тренинги. Им не до учителей. Большая редкость - Психолог для учителя.
На: Психолог для учителя
Светлана, именно потому, что психолог для учителя - это не то, чтобы редкость, это - редкое исключение, полагаю, что психолог учителю нужен, и им есть о чем говорить. Нас, разумеется, отошлют к различным психологическим службам, где каждый желающий может получить консультацию. Но я веду речь, прежде всего, о профессиональной поддержке. Где ее может получить учитель?
Наталья Журавлева
На: Психолог для учителя
Наверное, из книг или в Интернете.
На: Психолог для учителя
Светлана, спасибо за отзывчивость
Да, книги и теперь интернет - наши помощники и советчики в любом деле. В сети есть сайты, где можно пообщаться со специалистом-психологом. Наверное, я ошибаюсь, думая, что учителя нуждаются в живом диалоге. Возможно, консультации в сети бывает достаточно.
Но работая с учителями, я абсолютно уверена, что если не психологическая поддержка им нужна, то, по крайней мере, понимание и учитывание их душевной организации. Никто другой так не подобен ребенку, как учитель. Со свойственными ребенку проблемами. Потому я и завела эту тему для обсуждения.
Наталья Журавлева
На: Психолог для учителя
Мы согласны с вами. Учителя нуждаются в помощи психолога. Нам порой очень необходимы поддержка и понимание именно специалиста , готового выслушать и дать профессиональный совет.
На: Психолог для учителя
Светлана, когда вдруг наступит тот момент, когда вам будут "необходимы поддержка и понимание именно специалиста , готового выслушать и дать профессиональный совет", пишите сюда, в блог, или на мой личный ящик. И вместе мы сможем разобраться в проблеме.
Наталья Журавлева